Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты фискальной политики.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансфертные платежи;

 

Рассмотрим первый инструмент поподробнее. Государственные закупки - это способ закупок, осуществляемый государством для нужд собственного потребления и в целях обеспечения потребления населением и резервирования за счет средств государственного бюджета. [6] Государственные расходы выступают в форме:

· государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

· строительства за счет капитальных вложений;

· расходов на оборону, управление и т.д.

Политика государственных расходов и доходов – важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации. Она непосредственно влияет на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и совокупный спрос.

Воздействие государственных расходов на совокупный спрос рассмотрим на графике. (рис.4)

 

Рис. 4. Влияние государственных расходов на ВНП[7]

На графике (рис. 4) мы видим, что состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятием и государством, т.е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под углом 45°. В данную систему введем график потребления — прямую С. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций — прямая С + I. Данную систему дополним государственными расходами. Государственные расходы увеличивают размеры совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса и производство ВНП. Расстояние между прямыми С+ I + G и С + I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Следовательно, государственные расходы оказывают такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и ин­вестиции.

Воздействие государственных расходов на экономическую конъюнктуру[8] проявляется в том, что: а) сокращается располагаемый доход домашних хозяйств, поскольку источником государственных расходов являются налоги; б) уменьшаются потребительские расходы, так как часть потребностей домашних хозяйств удовлетворяется за счет государства: бесплатное образование, медицинское обслуживание и пр.; в)увеличивается результативность производства из-за того, что государство финансирует фундаментальные научные исследования, переподготовку кадров, строительство дорог и пр.

Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы ВВП и занятость населения.

 

Рассмотрим второй инструмент фискальной политики – налоги.

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций[9]) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер[10]; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

 

Рис. 5. Встроенные стабилизаторы, где G — государственные расходы; Т— налоговые поступления.[11]

На графике (рис.5) мы видим, что налоговые поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

 

Американский экономист Артур Лаффер построил кривую (рис.6), с помощью которой показал воздействие изменения ставки процента налога на общую величину поступлений в государственный бюджет. Кривая является гипотетической, так как Лаффер проводил исследование не на основе статистических данных, а на основе гипотезы, он исходил из налоговой функции. На графике видно, что в точке С налоговые поступлений будут максимальными, если же ставку налога повысить до точки D, то налоговые поступления снизятся, поскольку сократилась налогооблагаемая база.

Рис. 6. Кривая Лаффера.[12]

Таким образом, согласно кривой Лаффера стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Рассмотрим последний инструмент фискальной политики – трансферты. Трансфертные платежи - одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. [8] Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.). Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Итак, очевидно, что инструменты фискальной политики влияют на экономическую ситуацию в любом государстве, они необходимы для достижения поставленных перед правительством целей. Инструменты фискальной политики связаны между собой и играют важную роль в реализации политики государства.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...