Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение часов по темам и видам учебной работы.Форма обучения очная
Форма обучения- заочная
Форма обучения -заочная на базе среднего и высшего профессионального образования
Содержание курса
Тема 1. Социально-экономические системы и их периодизация (4 часа) Лекции 1, 2 1. Понятие социально–экономической системы. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации развития социально-экономических систем. Цивилизационный подход: критерии разграничения цивилизаций. Формационный подход и критерии смены общественно-экономических формаций. 2. Другие принципы периодизации развития социально-экономических систем: степень развития меновых отношений; степень сочетания универсализма и индивидуализма; технократический принцип выделения стадий (ступеней) роста; У. Ростоу: принцип социально-экономической структуры общества (страны).
Литература 1. Иохин В. Я. Экономическая теория – М., 2000. Гл. 35, § 3–4. 2. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. Ростов н/Д, 2002. Тема 1. С. 11 – 37. 3. Переходная экономика / Отв. ред. В. А. Мартынов и др. М., 2004. Гл. 1. С. 18 – 29. Тема 2. Механизм самодвижения социально-экономической системы (4 часа) Лекции 3, 4 1. Производительные силы и внутренние их противоречия: несоответствие средств труда и предметов труда, материального и человеческого факторов. Отношения разделения труда и обобществление производства. Организация как связующее звено всей системы отношений и их структура: организационно–технические, организационно–экономические, организационно–управленческие отношения. Организационно–экономическая и организационно–управленческие структуры общественного производства, их единство и противоречия. 2. Труд как высшая ценность. Человек и его трудовая деятельность – главное и определяющее звено во взаимодействии производительных сил. 3. Цивилизация: единство производственных и этико-культурных отношений. «Естественный человек» как антипод «экономического человека» и процесс трансформации экономики в хозяйство как всеобщее и всеохватывающее начало в жизнедеятельности человека и общества.
Литература 1. Иохин В. Я. Экономическая теория – М., 2000. Гл. 35, § 5. 2. Ясин Е. Г. Российская экономика – М., 2002. С. 169 –187. 3. Явлинский Г. А. Периферий капитализм. М., 2003. С. 11–25.
Тема 3. Переходность как атрибут динамики социально-экономических систем (6 часов) Лекции 5, 6, 7 1. Содержание переходности: многоукладность, типизация современной переходности, уклад не как способ, производства, а как образ жизнедеятельности, включающий в себя всю систему социально экономических отношений. 2. Основные черты переходности: «историчность, цикличность, неустойчивость, преемственность, альтернативность». 3. Три типа переходности: от социально-экономической отсталости к индустриальному обществу, от индустриального общества к постиндустриальному, от социалистического индустриального общества к информационно-духовно-культурному обществу.
Литература 1. Иохин В. Я. Экономическая теория. М., 2000. Гл. 37, § 1. 2. Переходная экономика / Отв. ред. В. А. Мартынов и др. М., 2004. Гл. 2. 3. Любимцева С. Экономические теории и российские реформы // Экономист. 2001. № 10. С. 78–86.
Тема 4. Модели постсоветского социально-экономического устройства России (4 часа) Лекции 8, 9 1. Понятие модели функционирования экономики СЭС. Либеральная модель. Ориентация на «свободу» предпринимательства и конкуренции. Дальнейшая приватизация государственной собственности, прежде всего естественных монополий. Жесткая монетарная политика, дальнейшие финансовые ограничения в реализации социальных программ как способа достижения сбалансированного государственного и бюджета. Открытость национальной экономики, интеграция России в мировое хозяйство, опасность формирования колониальной структуры экономики и подчинения мировому финансовом капиталу. 2. Мобилизационная модель. Ренационализация установление жесткого государственного контроля за экспортом важнейших «валютообразующих» товаров. Мобилизация всех имеющихся финансовых ресурсов и их источников в интересах активизации инвестиционной деятельности. Введение государственных гарантий по вкладам и установление прозрачности деятельности банков и кредитных организаций. Установление жесткого контроля за амортизационными фондами и трансформация их в источники накопления капитала. Литература 1. Что в сухом остатке //Аргументы и факты. 2005. № 10. 2. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. проф. И. П. Николаевой . М., 2004. С. 60–79. 3. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. М., 2003. Гл. 5, 6.
Тема 5 . Этика и национально-специфические свойства моделей социально–экономического развития (4 часа) Лекции 10, 11 1. Хозяйство и экономика. Экономика общественного отношения и формирование экономического человекам как продукта западного рационализма и позитивизма. Ограниченность экономического анализа. 2. Взаимосвязь этики и экономики: различные теоретические трактовки. Этика как определяющая компонента жизнедеятельности. 3. Этика русского народа как «базового элемента» российского этноса и многоконфессиональности. 4. Единообразная природа принципов функционирования рынка и разнообразные пути их адаптации к национально-этическим особенностям развития народного хозяйства различных стран.
Литература 1. Иохин В. Я. Экономическая теория. М., 2000. Гл. 36 «Этика и экономика». 2. Рязанов В. Т. Экономическое развитие России. Реформы и хозяйство в 19–20 вв. СПб., 1999. Ч. 2. Гл. 9. 3. Антонов М. Капитилизму не бывать? // Литературная газета. 2006. №№ 2, 3. 4. Горянин А. Россия и традиции собственности // Эксперт. 2005. № 44.
Тема 6. Глобализация, регионализм и системное встраивание России в мировое социально-экономическое пространство (4 часа) Лекции 12, 13 1. Возрастание роли духовно-интеллектуального производства. Развитие рынка информационных услуг. Духовное производство как самостоятельная сфера общественного производства, направленная на наращивание духовного богатства, и как определяющая сфера в процессе воспроизводства человеческого капитала. Усиление роли человеческого капитала и постепенное подчинение ему денежного и материального капиталов. 2. Проблема исчерпаемости невоспроизводимых природных ресурсов, нарастание противоречий за их обладание и доступ к ним. Место России в мировых запасах полезных ископаемых. Угроза экологической катастрофы. 3. Демографический рост, проблемы продовольствия и перенаселения планеты. Демографический кризис в России: падение уровня образования и здравоохранения как важнейшие предпосылки деградации совокупной рабочей силы начала XXI века в России. 4. Проблемы нарастающего разрыва между богатым Севером и бедным Югом. Два различных подхода к пониманию установления нового мирового порядка. Концепция устойчивого развития (Конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года).
Литература 1. Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003. Гл. 14, 17. 2. Меньшиков С. М. Анатомия российского капитализма. М., 2004. Гл. 6. 3. Афонцев С. Экономическая политика и модели экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4.
Темы семинарских занятий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |