Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Трансформация экономической системы России.План
Литература: Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов н/Д., 2002. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. СПб., 1998. Забелина О. Российская специфика «голландской болезни». Вопросы экономики. 2004, № 11. Егоров А.К. логика экономического процесса: социально-экономический синтез. Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 6. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под редакцией профессора Николаевой. М., ЮНИТИ, 2004. Тема 6. Финансовая система в трансформирующейся экономике. План
Литература: Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000. Раздел Х. Экономические системы и переходная экономика. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов н./Д, 2002. Соколин Б.М. Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. СПб, 2000. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под редакцией Николаевой И.П. М., 2004. Тема 7. Кредитно-банковская система в трансформирующейся экономике.
План
Литература: Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов н./Д., 2002. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. Вопросы экономики. 2000, № 11. Ларионов И.К. Экономическая теория. Общие основы и особенности России. М., 2001. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под редакцией Николаевой И.П. М., 2004.
Тема 8. Россия в мировой экономической системе. План
1. Российская экономика в мировой экономической системе. 2. Россия на мировом рынке. 3. Проблемы вступления России в ВТО. 4. Участие России в миграции капитала и труда. 5. Проблемы и пути экономического развития России.
Литература: Водянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических показателей. РЭЖ. 2000. № 5-6 Золотухин Т. Укрепление национальной валюты и рост российской экономики. Вопросы экономики. 2004, № 6. Петров Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики. РЭгр. 2000, н/о. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов н./Д., 2002. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Под редакцией профессора Николаевой И.П. М., 2004.
6. Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовки вопросов тем курса. Тема 1. Экономическая система и механизм ее самодвижения Методические указания
Изучение данной темы целесообразно начать с уяснения различных подходов к характеристике социально-экономических систем, их классификации и этапности развития. Что касается определения общественно-экономической системы, то здесь следует обратить внимание на: 1) нераздельность экономических и неэкономических связей людей, а, следовательно, взаимодействия материальных и духовных сил; 2) поступательное прогрессивное развитие общества; 3) взаимосвязь систем (последующая возникает в недрах предыдущей, сохраняет в неизменном виде черты низшей); 4) четкие критерии их различения. Данное положение имеет фундаментальное значение для уяснения внутренних пружин движения общественного производства, а вместе с ним и всей общественной системы; 5) значение теории общественно - экономической системы в осмыслении направлений прогрессивного движения человечества. Далее необходимо ознакомиться с рядом концепций по периодизации развития экономических систем и общества в целом и изучить механизм самодвижения социально-экономических системы. С этой целью надо рассмотреть упрощенную модель взаимодействия производительных сил, производственных отношений и надстройки, а затем, принимая во внимание систему организационных отношений (организационно-технических, организационно-экономических и организационно-управленческих), раскрыть роль этих связующих элементов в механизме самодвижения социально-экономических системы. При этом следует иметь в виду, что этический момент находится вне рамок анализа. Однако в действительности он присутствует во всех без исключения общественных, в том числе экономических отношениях, на любой стадии их формирования и развития.
Вопросы для самопроверки
Тема 2. Этика и экономика Методические указания
При изучении данной темы, прежде всего, необходимо уяснить понятия «экономика» и «этика» и их взаимосвязи. Жизнедеятельность человека и общества протекает в органическом единстве хозяйственной и этической составляющих. Принцип этого единства составлял основу русской философско-экономической мысли. Что касается западных социально-экономических теорий, то они прошли путь от чистой экономической модели А. Смита к экономико-социальной модели К. Маркса и от нее — к этико-экономической модели М. Вебера. Необходимо обратить внимание на их различия, а также на современные взгляды относительно соотношения экономики и этики в рамках предмета экономической теории. Полицивилизационность мира указывает на неизбежность многообразия национальных моделей социально-экономического развития рыночной экономики. Многообразие характеров рыночных отношений во многом предопределяется национальными особенностями и господствующей системой ценностей в данной стране. Отсюда вытекает правомерная постановка вопроса о национальной политической экономии. Необходимо ознакомиться с системой ценностей православия, которые сформировали этику русского народа, его менталитет, и соотнести ее с так называемыми реформами в нашей стране, поразмыслить о том, какие ценности навязываются одновременно с насаждением «рыночных» отношений и как они корреспондируют с этикой, конституирующей российское государство нации — русского народа. Следует обратить внимание на естественность православной I этики русского народа как на наиболее соответствующей требованиям новой парадигмы социально-экономического развития человеческого общежития в XXI в. в условиях научно-технического прогресса, наметившейся технологической революции, угрозы экологической катастрофы и истощения природных ресурсов. При этом необходимо отметить роль духовного богатства и его соотношение с материальным богатством в системе ценностей русского народа в противоположность системе ценностей «потребительского общества». Следует также дать оценку произошедшим в 90-е годы XX в. революционным преобразованиям в нашей стране, их социально-экономическим последствиям для русского народа, других народов России, общества, государства и попытаться найти ответ, почему нам необходима регулируемая государством и социально ориентированная рыночная экономика, рыночная система, работающая в интересах не узкой социальной и национальной прослойки общества, грабительского антинационального финансового капитала, а подавляющей части народов России, прежде всего русского народа, на каких этических ценностях должно базироваться развитие российской экономики. Вопросы для самопроверки
1. В чем суть этической и экономической сторон жизнедеятельности человека и общества? 2. В чем отличие смитовской, марксистской и веберовской социально- экономических моделей развития? 3. В чем заключается самобытность русской общественной мысли об экономике, этике, человеке? 4. Какова взаимосвязь общетеоретических и национальных моделей социально-экономического развития? 5. Русский менталитет и рыночная экономика: каковы ориентиры выбора модели социально-экономического развития? 6. Каковы последствия революционных преобразований в России 90-х годов XX в. для экономики и общества? В чем состоит необходимость кардинального изменения курса «реформ»?
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |