Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТ МЫСА ЯКАН ДО БЕРИНГОВА ПРОЛИВА




 

Берег западной части Чукотского моря от мыса Якан (69°35¢N, 177°30¢Е) до Берингова пролива тянется на 350 миль к юго-востоку. По характеру рельефа его можно разделить на несколько участков. От мыса Якан до мыса Отто Шмидта на 80 миль тянется узкая прибрежная Валькаркайская низменность, за которой поднимаются горы с пологими склонами. Здесь почти на всем протяжении от берега отходят галечно-песчаные косы, ограничивающие лагуны. У мыса Отто Шмидта горы подходят к морю, образуя массив с отдельными приметными вершинами.

От мыса Отто Шмидта до мыса Сердце-Камень почти на 230 миль тянется широкая Ванкаремская низменность, окаймляющая вновь отступившие в глубь материка горы. На этом участке расположены наиболее крупные лагуны Тэнкэргын-Пильгын, Нутэвги и Ванкарем, Пынгопильгын и Нэскынпильгын. Между мысами Онман (67°39¢N, 175°16¢W) и Джэнрэтлен (67°07¢N, 173°39¢W) в берег Чукотского полуострова почти на 50 миль вдается обширная Колючинская губа, доступная для морских судов.

Далее характер берега резко меняется. На участке между мысом Сердце-Камень и Беринговым проливом на протяжении около 40 миль к морю вплотную подходят горы Чукотского полуострова, образующие скалистые береговые обрывы.

Прямолинейность описываемого берега незначительно нарушается выступающими в море мысами Отто Шмидта, Ванкарем, Онман, Джэнрэтлен, Сердце-Камень и Икигур и вдающейся в него Колючинской губой.

Побережье между мысом Якан и Беринговым проливом покрыто тундровой растительностью. На вершинах гор, особенно на востоке участка, лежат каменистые россыпи, над которыми местами возвышаются приметные кекуры.

Судоходных рек на этом побережье нет. В некоторые лагуны можно войти на малых судах с осадкой до 2 м.

Населенных пунктов на берегу мало. Вблизи мыса Отто Шмидта расположены крупные поселки Рыркайпий и Мыс Шмидта.

В некотором удалении от берега находятся крупные приисковые рабочие поселки Ленинградский и Полярный, связанные между собой и с мысом Отто Шмидта грунтовой дорогой.

Вблизи мыса Ванкарем находятся полярная станция и селение, на материке против острова Колючин ¾ селение Нутэпэльмен, у входа в лагуну Нэскынпильгин,— селение Нешкан, на мысе Нэттэн ¾ полярная станция и на берегу бухты Нэттэкэнгискун — селение Энурмино.

Приметные пункты. Мысы и прибрежные возвышенности со сглаженными вершинами, приметные с близкого расстояния, теряются на фоне более высоких гор при наблюдении издалека. Вид берега значительно меняется в зависимости от сезона. В начале навигации и поздней осенью опознать заснеженные прибрежные горы трудно.



 

 

Лучшие ориентиры: мыс Якан, гора Бригальгоут (69°25¢N, 177°35¢Е), гора Аканьюту (69°17¢N, 178°39¢Е); расположенные соответственно в 35 и 70 милях к SE от мыса Якан гора Купол высотой 850 м и гора Ширшова высотой 1135 м, мыс Отто Шмидта и возвышающаяся в 15,5 мили к SSW от него гора Выввыткар, гора Ванкарем (67°49¢N, 176°22¢W), остров Колючин (67°28¢N, 174°37¢W), мыс Сердце-Камень (66°55¢N, 171°38¢W) и гора Большая Кымынгэй, расположенная в 30 ми-лях к SW от мыса Сердце-Камень.

Средства навигационного оборудования. На берегу, в основном на мысах, установлены маяки и светящие знаки. Среднее расстояние между ними около 20 миль, что при дальности видимости огней 10¾14 миль в ясную погоду обеспечивает удовлетворительную ориентировку при плавании вдоль берега по рекомендованным путям.

Условия использования РЛС от мыса Якан до мыса Сердце-Камень удовлетворительны, но усложняются вблизи низменных участков побережья, а отображение отдельных гор в глубине берега опознать без определенного навыка трудно. Особенно сложно ориентироваться на этих участках при наличии льда. Рекомендуется использовать 15-мильную шкалу дальности, временами переключаясь на 30-мильную шкалу для проверки своего места по контуру берега большей протяженности и для контрольной ориентировки по горам, расположенным в глубине материка. В качестве естественных радиолокационных ориентиров можно использовать мысы Отто Шмидта, Ванкарем, Онман, Джэнрэтлен, Сердце-Камень и остров Колючин.

На навигационных знаках, установленных на низком берегу, имеются радиолокационные отражатели.

К востоку от мыса Сердце-Камень до Берингова пролива условия радиолокационного ориентирования более благоприятны. Высокий берег здесь дает четкое отображение, довольно хорошо совпадающее с его изображением на карте.

Глубины, рельеф дна и грунт. Глубины вдоль описываемого берега равномерные, постепенно убывающие к берегу, который достаточно приглуб для подхода на катерах.

Изобата 20 м проходит вдоль берега в 2¾4 милях, исключая район Колючинской губы, где она местами отходит на 15 миль от береговой линии. От возвышенного скалистого берега глубины 20 м начинаются в нескольких кабельтовых. В проливе Сергиевского между островом Колючин и материком среди глубин 12¾17 м встречаются отдельные отличительные глубины 7 ¾ 9 м.

В начале навигации входы в лагуны доступны, как правило, для судов с осадкой до 2¾3 м. К середине навигации они мелеют, а при северных штормах при отсутствии льда частично или полностью замывааются галькой с песком. С прекращением шторма входы в лагуны вновь промываются, но положение их и глубина не всегда оказываются прежними.

Грунт вдоль описываемого побережья разнообразен. От мыса Якан до мыса Отто Шмидта в прибрежной полосе преобладает песчанистый ил, а вдоль самого берега тянется узкая полоса песка. От мыса Отто Шмидта до Берингова пролива у побережья грунт главным образом песок и илистый песок, а на глубинах более 20¾30 м ¾ песчанистый ил. Вблизи входов в лагуны преобладает илистый грунт. Каменистый грунт у побережья встречается редко.

Гидрометеорологические сведения. В навигационный период в описыва­емом районе погода обычно тихая, пасмурная. Температура воздуха на западе района ниже, чем на востоке. Положительная средняя месячная температура наблюдается у мыса Отто Шмидта с июня по август. У мыса Ванкарем отрицательная средняя месячная температура начинается только с октября. В начале навигации на западе района преобладают юго-восточные и северо-западные ветры, на востоке — северные и южные. В конце навигации на западе преобладают северо-западные ветры, а на востоке северные и северо-западные. Средняя скорость ветра по всему району 5—7 м/с. Количество дней со штормом летом обычно в среднем не превышает 1—3 за месяц, а осенью увеличивается до 4—10.

Дней с туманом в западной части района несколько больше, чем в восточной. Вблизи мыса Отто Шмидта в июле и августе среднее число дней с туманом достигает 16 за месяц, в районе мыса Нэттэн — около 12, а у мыса Сердце-Камень 11. Осенью число дней с туманом уменьшается; так, в сентябре отмечается в среднем 7—9 дней с туманом, а в октябре — всего лишь 3 дня.

Приливные колебания уровня незначительны. Величина сизигийного прилива от 0,5 м на северо-западе описываемого района уменьшается до 0,2 м на юго-востоке. Значительно большее значение имеют сгоны и нагоны. Суммарные колебания уровня достигают у мыса Отто Шмидта 3,5 м, у острова Колючин 4,1 м, а у мыса Сердце-Камень 4 м.

Волнение может наблюдаться только при очищении от льда значитель­ных площадей моря. Поскольку это бывает здесь редко, волнение не оказывает существенного влияния на плавание. При длительных северных ветрах со скоростью 9 м/с и более высота волн в прибрежной части моря достигает 2,5 м при длине до 30—40 м и крутизне склона до 15°. Такое волнение образует у берега сильный прибой, препятствующий грузовым операциям и высадке со шлюпок.

Течение вдоль побережья направлено обычно на юго-восток. Это течение приносит из Восточно-Сибирского моря из района формирования Айонского ледяного массива большие торосистые ледяные поля, нередко с вкраплениями многолетнего льда, что и обусловливает обычно сложные условия плавания в районе мыса Отто Шмидта.

Устойчивое льдообразование на западе района начинается в среднем около 1 октября, на востоке этот процесс запаздывает на 20—25 сут. Устойчивый припай в районе мыса Отто Шмидта устанавливается около 25 октября.

На востоке района у мыса Сердце-Камень устойчивое льдообразование запаздывает по сравнению с западом на 20—25 сут, но зато от начала замерзания до окончательного установления припая здесь проходит всего 10—12 сут. При плавании в осеннее время об этом следует помнить. Окончательное разрушение припая в районе мыса Сердце-Камень наступает в среднем между 1 и 5 июля, а у мыса Отто Шмидта — между 7 и 12 июля. В некоторые годы припай у мыса Отто Шмидта взламывают ледоколами.

Грузовые операции у описываемого побережья можно производить только после окончательного разрушения припая.

Наличие в навигацию разреженного льда или полыньи у берега благоприятно для погрузочно-разгрузочных работ, но при значительном отступлении кромки льда к северу разгрузке у открытого берега мешает прибой, поэтому разгрузочные операции рекомендуется производить в первой половине навигации, пока прибрежная полынья неширока.

Осенью нажим дрейфующего льда при северо-западном и северном ветрах часто затрудняет разгрузку судов. Когда нажим льда становится устойчивым, судам рекомендуется выжидать смены направления ветра у северной кромки прибрежного ледяного массива и в благоприятный момент пробиваться к намеченному пункту на буксире за ледоколом или даже передавать груз на ледокол. При разгрузке у берега надо вниматель­но следить за переменой направления ветра и покидать место разгрузки при угрозе возобновления нажима льда. Опыт показывает, что в связи с переменой направления ветра застигнутые врасплох транспортные суда и даже ледоколы подолгу не могут выбраться из льда и терпят аварии.

Для разгрузочных операций можно использовать разреженные зоны в прибрежном ледяном массиве. Такие зоны чаще всего бывают между мысами Якан и Отто Шмидта. Разреженные зоны, как и окружающий лед, обычно перемещаются к юго-востоку. Таким образом, участки побережья могут быть доступными для разгрузочных работ в промежутках между уходом одного ледяного «пятна» и приходом другого.

На участке от мыса Отто Шмидта до мыса Ванкарем вдоль берега имеется заметное поверхностное течение, направленное преимущественно на юго-восток и достигающее, в зависимости от направления и силы ветра, скорости 1,5 уз. Поэтому при производстве здесь грузовых операций в июле — августе, чаще всего при наличии разреженного льда сплоченно­стью 3—5 баллов, необходимо иметь в виду, что если направление ветра будет противоположно направлению течения, то может неожиданно произойти уплотнение льда, что сделает невозможным возвращение плавсредств на судно.

Якорные места. Между мысом Якан и Колючинской губой становиться на якорь можно в 1—2 милях от берега. Судно здесь не защищено от ветров, волнения и нажима льда с моря. Более благоприятные места есть в бухтах у мысов Отто Шмидта и Ванкарем. У острова Колючин на якорь становятся у любого берега в зависимости от ветра. В Колючинской губе имеется несколько якорных мест, однако большие суда могут стать на якорь лишь во входе в губу, где стоянка неспокойна из-за сильных течений. Восточнее Колючинской губы на якорь становятся у селения Нешкан и у полярной станции Мыс Нэттэн. В практике мореплавания суда неоднократно отстаивались от напора льда за стамухами, которые часто встречаются вдоль берега на глубинах 8—12 м. При стоянке около стамух необходимо внимательно следить за изменением уровня моря и таянием стамухи, так как при подъеме уровня или при интенсивном таянии она может всплыть и перевернуться. Если заведен ледовый якорь на дрейфующее ледяное поле, следует учитывать, что оно может неожиданно расколоться и при этом из-под него могут стремительно всплыть крупные льдины.

ОТ МЫСА ЯКАН ДО МЫСА ОТТО ШМИДТА берег низкий, от него отходят узкие песчано-галечные косы, отделяющие от моря лагуны Пильыкэй, Рыпильгын, Каныгтокынмангкы, Эрыкынмангкы и Кынмангкы. Лишь в районе мысов Оленный, Энмыкэй и Отто Шмидта встречаются невысокие обрывы. Расположенная здесь Валькаркайская низменность в глубине материка подступает к отрогам Эквыватапского хребта. Ширина низменности не более 10 миль; местами же возвышенности приближаются к морю. Некоторые их вершины можно использовать как ориентиры при плавании вблизи берега. К SSE от мыса Якан в глубине берега обычно хорошо видны вершина горы Бригальгоут и расположенная от нее в 4 милях к SE одиночная гора высотой 265 м. Западнее лагуны Рыпильгын в 2 милях от берега поднимается приметная сопка Каарамкынай (69°26¢N, 178°00¢Е), а южнее той же лагуны — гора Рынгэй (69°24¢N, 178°13'Е), имеющая плоскую вершину. Приметны также гора Аканьюту (69°17¢N, 178°39¢Е) и расположенная в 4 милях к SE от нее гора высотой 406 м. Юго-западнее этих гор в 16 милях от берега находится наиболее высокая здесь гора Купол.

С моря хорошо видны горы Этакунь и Ширшова, расположенные соответственно в 10 и 22 милях к SW от мыса Отто Шмидта, а в 15,5 мили к S от этого мыса приметна гора Выввыткар.

На экране РЛС береговая линия между мысами Якан и Отто Шмидта дает нечеткое отображение, и только с близкого расстояния отчетливо видны лишь короткие участки берега в районе мысов Оленный, Энмыкэй и Отто Шмидта. На всем остальном протяжении береговая линия отображается в виде отдельных точечных сигналов. Следует опасаться принять за отображение береговой линии отображение северных склонов гор, тянущихся в глубине материка параллельно берегу. Среди этих гор наиболее четко видны гора Рынгэй, хребет Кыныгтун, гора Ирун и горы юго-западнее мыса Отто Шмидта.

Рельеф дна у описываемого берега систематическим промером изучен только в узкой полосе в 1,5—2 милях от берега, где не обнаружено банок и поднятий дна, резко отличающихся от окружающих глубин. Мористее этой полосы рельеф дна изучен слабо, только рекогносцировочным промером. Мореплаватель должен учитывать это обстоятельство. Грунт — песок и илистый песок.

Мыс Якан (69°35¢N, 177°30¢Е) расположен на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. За мыс принимается пологий северный склон горы Якан. Подножие горы переходит в галечный пляж.

На экране РЛС гора Якан отображается небольшим отдельным пятном, расположенным к NW от четкого отображения берегового обрыва у мыса Оленный. На экране со шкалой дальности 30 миль хорошо просматривается хребет Эттытылян, расположенный в 14 милях к W от мыса Якан.

Глубины в районе мыса Якан равномерные, постепенно уменьшающиеся к берегу. В 1 миле к NNE от мыса среди глубин 11—12 м лежит банка с глубиной 10 м. Грунт у берега галька.

Светящий знак Якан установлен на мысе Якан.

Мыс Оленный, расположенный в 2,8 мили к SE от мыса Якан, приметен благодаря красноватому скалистому обрыву высотой до 25 м. Обрыв вытянут вдоль берега на 3 мили, является важным радиолокационным ориентиром и отображается на экране в виде четкой полосы, тогда как к западу и востоку от него берег не отображается.

Мыс Оленный приглуб. Изобата 5 м проходит от него в 1 кбт.

Лагуна Пильгыкэй находится в 2 милях к SE от мыса Оленный. Ширина входа в лагуну у ее восточного края в течение навигации меняется от 30 до 100 м.

Входить в лагуну на шлюпках можно во время паводков и нагонов. В средней части лагуны глубины около 2 м; грунт — ил, вода грязно-желтая с неприятным запахом.

Гора Бригальгоут приметная лежит в 8 милях к S от мыса Оленный. Ее конусообразная вершина напоминает вулканическую сопку.

При наблюдении с северо-востока на экране РЛС гора Бригальгоут не видна из-за расположенной в 1,5 мили к NE от нее горы высотой 342 м, северо-восточный крутой склон которой дает яркое отображение.

Гора высотой 265 м расположена в 4 милях к SE от горы Бригальгоут. Ее вершина наблюдается с моря в виде правильной темной трапеции, проектирующейся на фоне более светлых возвышений рельефа.

Мыс Энмыкэй находится в 13 милях к ESE от мыса Оленный. Берег у мыса Энмыкэй и на 5 миль к западу обрывистый, высотой 15¾24 м. В глубь берега местность постепенно повышается к холмам урочища Кааримкынгай, имеющим высоту 140¾160 м.

Светящий знак Энмыкэй установлен на мысе Энмыкэй. На экране РЛС район мыса и возвышенности в глубине материка отчетливо отображаются в виде болшого яркого пятна, вытянутого на SE и сливающегося с отображением горы Рынгэй.

Сопка Каарамкынай высотой 250 м поднимается в 3,2 мили к SW от мыса Энмыкэй. С северо-запада он открывается в виде небольшого купола; восточный ее склон обрывистый.

Лагуна Рыпильгын, вход в которую находится в 2 милях к востоку от мыса Энмыкэй, отделена от моря узкой песчано-галечной косой высотой около 3 м. К югу и юго-востоку от входа в лагуну расположен ряд гор, приметных с моря. Между ними и берегом простирается низменная тундра. Ширина входа в лагуну Рыпильгын около 1 кбт. Перед входом лежит осыхающая мель, положение и конфигурация которой постоянно меняются. В 1967 г. катера с осадкой до 1,5 м подходили к входу с запада, держась параллельно берегу, в 50—70 м от него. В самом входе в лагуну глубины были 2—3 м.

Радиолокационные отражатели Рыпильгын-Западный и Рыпильгын-Восточный установлены на столбах соответственно на западной и восточной сторонах входа в лагуну Рыпильгын.

 

Портовый пункт Рывээм (69°26,5¢N, 178°32,0¢Е) является участком порта Мыс Шмидта и предназначен для доставки грузов на прииск Ленинградский, расположенный на правом берегу реки Рывээм в 6,5 мили к SE от входа в лагуну Рыпильгын.

Акватория портового пункта Рывээм включает водное пространство, ограниченное береговой линией и дугой окружности радиусом 1 миля, проведенной из точки 69°26,36¢N, 178°32,14¢ Е.

Для выгрузки и приема грузов на песчано-галечной косе сооружена разгрузочная площадка протяженностью 980 м при ширине от 150 до 450 м. На восточной оконечности площадки сооружен лихтерный отстойно-накопительный бассейн. На площадке расположены административные постройки и лесной склад.

Вход и выход судов портовыми властями не регулируется, но каждое судно при подходе к портовому пункту должно установить связь с дежурным диспетчером на УKB, канал 16 (позывной «Лагуна», рабочий канал 12).

Оператор нефтебазы дежурит на 16 канале (позывной «Берег», рабочий канал 6).

Суда могут входить и выходить в любое время суток, сообразуясь с ледовой обстановкой и учитывая рекомендации капитана-наставника штаба морских арктических операций.

Лоцманская проводка при швартовке и снятии со швартовов, перестановке судна является обязательной для всех судов и обеспечивается круглосуточно.

П р е д у п р е ж д е н и е. Перед разгрузочной площадкой в 20—25 м от берега находится металлическая свая с глубиной над ней 0,8 м.

Створ светящих знаков Рывээм, установленных на территории портового пункта Рывээм, служит для подхода к месту разгрузки танкеров. На заднем створном знаке установлен радиолокационный маяк-ответчик.

 

Светящий знак Рыпильгын(69°24¢N, 178°44¢Е) установлен на восточной час-ти косы лагуны Рыпильгын. Отображение радиолокационного отражателя на экране РЛС похоже на отображения небольших холмов, расположенных в 6—7 милях к WNW и SE от светящего знака Рыпильгын. Рядом со знаком стоит изба.

Затонувшее судно лежит в 6,7 мили к N от светящего знака Рыпильгын.

 

 


Лагуна Каныгтокынмангкы — наибольшая на участке между мысами Якан и Отто Шмидта. Вход в лагуну расположен против устья реки Кувэквын (69°13¢N, 179°23¢Е). Ширина входа около 2 кбт. Из юго-восточной части лагуны Каныгтокынмангкы узкий проход ведет в мелководную лагуну Эрыкынмангкы.

Лагуна Каныгтокынмангкы доступна для малых судов с осадкой до 2 м. Входить в лагуну следует под проводкой местных жителей.

Перед входом в лагуну с моря в 0,5—0,8 кбт от берега, параллельно ему, простирается осыхающая мель, положение и конфигурация которой меняются под действием течения, штормов и льда. Между этой мелью и отмелями, тянущимися от оконечностей кос, ограничивающих вход в лагуну, можно пройти как с NNW, так и с Е по глубинам 2—2,5 м (1967 г.) и выйти к началу глубоководного желоба, ведущего в лагуну. Вначале на протяжении 1,5 кбт этот желоб тянется в направлении NE—SW, располагаясь ближе к восточной входной косе; ширина его между изобатами 2 м около 80 м. Глубины по оси желоба 3— 4 м, а на юго-западе доходят до 8 м. Далее желоб поворачивает к SSE, суживаясь до 40 м, и идет вблизи внутренней стороны восточной косы к светящему знаку Охотничий (69°10¢N, 179°32¢Е).

Входя в лагуну, необходимо учитывать сильные сгонно-нагонные течения, а также течение реки Кувэквын. Нагонные ветры приносят в лагуну битый лед и изменяют уровень.

Прииск Полярный расположен на берегах речки Пильгынкууль в 11 милях к WSW от входа в лагуну Каныгтокынмангкы. Прииск снабжается в основном по зимним дорогам из порта Эгвекинот (Анадырский залив), а также из поселка Мыс Шмидта. При благоприятных ледовых условиях возможна рейдовая разгрузка у входа в лагуну Каныгтокынмангкы. В навигацию 1967 г. в этом месте разгружался теплоход «Пугачев», стоя на якоре в 2 милях от входа в лагуну.

Разгружать баржи в тихую погоду можно на мористую сторону восточной косы, а при наличии прибоя — внутри лагуны на восточную косу. Пологий берег удобен здесь для вытаскивания контейнеров тракторами. На западной косе у входа в лагуну построены временные склады для хранения грузов.

Светящий знак Кувэквын установлен на восточной стороне входа в лагуну Каныгтокынмангкы.

В 3 кбт к SE от входа в лагуну на косе стоят избы.

Знак Луоуэн установлен на узкой песчаной косе в 8,5 мили к NW от устья реки Еккисун (68°57¢N, 179°56¢W).

Хребет Кыныгтун тянется параллельно берегу юго-западнее лагуны Каныгтокынмангкы. На северо-западе хребта с моря заметна плоская вершина горы Аканьюту, а в средней его части — плоская вершина горы высотой 406 м. С моря в ясную погоду хребет Кыныгтун на фоне дальних высоких гор выделяется более темным цветом.

Крутые северо-восточные склоны хребта Кыныгтун отлично усматриваются на экране РЛС в виде широкой контрастной полосы. Совместно с расположенной у мыса Энмыкэй горой Рынгэй, радиолокационное отображение которой также яркое, хребет Кыныгтун служит хорошим ориентиром.

Светящий знак Охотничий (69°10¢N, 179°32¢Е) установлен на косе в 4,8 мили к SE от входа в лагуну Каныгтокынмангкы.

На экране РЛС четко отображаются узкий галечный вал, тянущийся за косой вдоль берега, и знак.

Горы. К SW от лагуны Эрыкынмангкы в 5 милях от берега возвышаются приметные горы. Их крутые, местами обрывистые северо-восточные склоны дают четкое отображение на экране РЛС. Особенно выделяется своей яркостью отображение крутого северо-восточного склона горы Ирун (69°00¢N, 179°40¢ Е).

 

 


Гора Ширшова конусообразная высотой 1135 м поднимается в 15 милях к S от горы Ирун. В ясную погоду гора Ширшова хорошо видна с расстояния до 50 миль, но уверенно ее опознать среди множества других похожих вершин затруднительно.

Лагуна Кынмангкы (68°57¢N, 179°55¢W) тянется на 6 миль к SE отустья реки Еккисун.

Вход в лагуну находится против устья реки. Ширина входа в половодье около 200 м, а глубины в нем в это время достигают 1 м. Внутренняя часть лагуны мелководна.

Гора Этакунь расположена в 8 милях к югу от входа в лагуну Кынмангкы. Ее конусообразная вершина возвышается над окружающей местностью и хорошо видна с северо-востока.

ОТ МЫСА ОТТО ШМИДТА ДО МЫСА ВАНКАРЕМ тянется типично лагунный берег, от которого отходят галечно-песчаные косы, отделяющие от моря обширные мелководные лагуны Акатан, Тэнкэргын-Пильгын, Амгуэма, Укоугепильгын и Нутэвги. Три первые лагуны сообщаются между собой. При нагонных ветрах уровень в лагунах поднимается и по ним можно плавать на катерах от поселка Мыс Шмидта до лагуны Амгуэма.

Прилегающая к побережью местность всхолмленная, а вблизи лагун низменная, частично заболоченная. Высота гор в глубь материка увеличивается до 300— 800 м. Ближе всего к берегу горы подходят в районе мыса Отто Шмидта, где их отроги образуют приметные крутые утесы Кожевникова и Вебера. Южнее мыса Отто Шмидта хорошо видны горы Ранейкаль и Шмидт-Горный. Среди гор, возвышающихся в глубине берега, наиболее приметны гора Ширшова, гора Выввыткар, расположенная в 15 милях к SSW от мыса Отто Шмидта и гора Мэтэгын, находящаяся в 20 милях к W от входа в лагуну Амгуэма. Указанные горы господствуют над окружающей местностью и при хорошей видимости опознаются с большого расстояния. При ограниченной видимости первой может открываться гора Мэтэгын.

В районе от мыса Отто Шмидта до мыса Ванкарем осенью в тихую и ясную погоду может наблюдаться рефракция, позволяющая видеть отдельные объекты с 50—80 миль.

На экране РЛС описываемый берег в отличие от берега западнее мыса Отто Шмидта отображается с 5—8 миль в виде узкой прерывистой полосы, почти совпадающей с береговой линией на карте. Горный массив района мыса Отто Шмидта дает яркое отображение и хорошо опознается издали.

Отображения радиолокационных отражателей, установленных на знаках, с 1—3 миль сливаются с отображением берега.

Дно на описываемом участке ровное, банок или резких поднятий дна не обнаружено.

Предупреждение. Между мысами Отто Шмидта и Ванкарем на низких косах поставлено много знаков, но лишь некоторые из них изображены на картах. Во избежание ошибок при плавании вблизи этого берега использовать знаки для обсервации надо с осторожностью.

В этом районе встречаются лежбища моржей, поэтому мореплавателям следует строго соблюдать правила их охраны.

Мыс Отто Шмидта (68°56¢N, 179°30¢W) является северной оконечностью полуострова шириной около 1 мили, располагающегося между бухтами Западная и Восточная и выступающего к N от общего направления берега примерно на 1,5 мили.

 

 

При подходе с Е и WNW в ясную погоду горный массив в районе мыса Отто Шмидта открывается с 30 миль в виде двух прибрежных островков, из которых мористый (утес Кожевникова) похож на остроконечную пирамиду, а ближайший к берегу (утес Вебера) кажется плоским.

Южнее мыса Отто Шмидта на юго-запад тянутся невысокие горы Ранейкаль, Прыканайкаль и Шмидт-Горный с приметными плоскими вершинами. За этими горами в глубине материка виден горный хребет, на котором много остроконечных вершин. Хребет хорошо виден с моря; в ясную погоду особенно рельефно выделяется на фоне неба гора Ширшова.

Мыс с прилегающими возвышенностями является отличным радиолока­ционным ориентиром; утесы Кожевникова и Вебера выглядят на экране яркими пятнами.

Глубины в районе мыса Отто Шмидта не такие равномерные, как восточнее и западнее его. Северные и восточные скалистые берега утесов Кожевникова и Вебера приглубы. Изобата 20 м с северо-восточной стороны мыса проходит в 6—7 кбт от берега, а с северной — в 2 кбт. К S от западной оконечности утеса Кожевникова на 1,5 кбт выступает гряда надводных и подводных камней.

Суда с небольшой осадкой могут обходить утесы у мыса Отто Шмидта вблизи самого берега по глубинам 4—6 м. Здесь часто наблюдается разреженный лед, тогда как мористее он сплоченный.

А н т е н н ы р а д и о р е л е й н о й с в я з и приметные установлены в 0,5 кбт к SE от вершины горы Шмидт-Горный. Антенны имеют вид прямоугольных щитов высотой 30 м, окрашенных красными и белыми горизонтальными полосами. В хорошую видимость они усматриваются с 30 миль.

Г и д р о м е т е о р о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я. У мыса Отто Шмидта в течение всего года преобладают юго-восточные и северо-западные ветры. Скорость ветра в навигационный период в среднем около 5 м/с. Штормы редки и непродолжительны. В июле — сентябре наблюдается по 2—3 дня со штормом, а в октябре — ноябре — до 8 дней. Крутые берега способству­ют возникновению здесь местных ветров — фёна и боры. Фёны захватыва­ют лишь узкую прибрежную полосу и очень непродолжительны. Скорость фёнов 10—13 м/с. По наблю-дениям мореплавателей, в районе мыса Отто Шмидта падение давления обычно предшествует возникновению юго-восточного ветра, а подъем давления— началу северо-западного ветра.

В сентябре и октябре число дней с туманом до 3—8 в месяц и лишь в отдельные годы может достигать 15.

Приливы у мыса Отто Шмидта полусуточные; величина сизигийного прилива 0,5 м, квадратурного 0,2 м.

В районе мыса Отто Шмидта наблюдается постоянное течение, идущее на юго-восток вдоль берега материка со скоростью 0,3 уз. При устойчивом западном ветре оно усиливается до 1,5 уз. При восточных ветрах и под влиянием приливов его скорость уменьшается, а при юго-восточном ветре со скоростью 10—12 м/с течение направлено на северо-запад со скоростью до 1 уз. Скорость приливных течений здесь около 0,4 уз.

Лед у мыса Отто Шмидта дрейфует преимущественно на SE со скоростью 0,1—1,5 уз в зависимости от направления и силы ветра. Появление молодого льда в годы со средней ледовитостью возможно 20 сентября, а самое раннее — 13 августа. Крайними датами образования припая являются22 сентября и 29 ноября. Ширина припая зимой 3—10 миль.

Наиболее ранний срок разрушения льда 23 июня, а самый поздний — 6 августа. Длительность навигационного периода для судов, не имеющих ледовой категории, у мыса Отто Шмидта колеблется от 30 до 120 сут; в годы с тяжелой ледовитостью плавания у мыса Отто Шмидта возможно только под проводкой ледокола. Вероятность встречи со льдом в середине августа 70%, в середине сентября 50%, но вероятность встречи со сплоченным (более 7 баллов) льдом

примерно вдвое меньше, причем в августе эта вероятность ¾ наименьшая для узкой прибрежной полосы и более значительная для открытой части моря.

Утес Кожевникова (68°55,9¢N, 179°29,l¢W) достигает высоты 90 м. Се­верный и восточный склоны утеса скалистые и обрывистые, южные склоны пологие, с каменистыми россыпями. С берегом утес соединен узким, низким, состоящим из гальки перешейком, который в осеннее время при сильных ветрах иногда размывается (в нем образуется небольшая протока).

На вершине утеса стоит знак.

Плавучая электростанция «Северное сияние» находится в 1,4 мили к SW от мыса Отто Шмидта.

Бухта Западная (68°55¢N, 179°31¢W) наиболее мелководная из бухт у мыса Отто Шмидта и используется при восточных и южных ветрах для стоянки судов с небольшой осадкой.

Глубины во входе в бухту 6—8 м, к берегу они резко уменьшаются. Восточнее меридиана северного входного мыса глубины в бухте менее 4 м, причем северная часть бухты несколько глубже. Грунт у северо-восточного берега бухты камень-плитняк, якоря держит плохо. Посредине бухты грунт — песок и илистый песок. Местами у берега встречаются галька и песок.

Для швартовки катеров и плашкоутов у берегов бухты Западная оборудованы причалы. Выгрузка производится с помощью автокрана. Берега бухты Западная приглубы и удобны для высадки.

При восточных ветрах любой продолжительности стоянка судна в бухте Западная безопасна. Заходящая в бухту зыбь направлена обычно в борт судна, стоящего по ветру, и выгрузке не мешает. Возможность выгрузки зависит в основном от степени волнения, развиваемого восточным ветром. Чем ближе к берегу стоит судно, тем спокойнее производится выгрузка.

При переходе ветра к западным румбам в бухте начинается подъем уровня воды и возникает течение, которое вместе с ветром может развернуть судно кормой к берегу, и якорь иногда начинает ползти. Поэтому с изменением направления ветра на западное, судно должно перейти в бухту Восточная и продолжить разгрузку под укрытием утеса Вебера.

П о с е л о к Р ы р к а й п и й расположен на берегу бухты Западная. Постройки поселка приметны при подходе к бухтам Западная и Северная. Особенно хорошо видны стоящие в центре поселка здания школы и поселковой администрации, а также радиомачта около здания школы.

Поселок Рыркайпий связан автомобильной дорогой с поселком Мыс Шмидта.

Бухта Северная вдается в берег между утесами Кожевникова и Вебера. Глубины посредине нее 5¾8 м, грунт ¾ плита и камень. Суда становятся на якорь обычно перед входом в бухту, где глубины 10¾15 м. Для высадки удобен юго-западный берег бухты, но при отсутствии льда в море северные ветры образуют у этого берега сильный прибой. В таких случаях высаживаться на берег рекомендуется в бухтах Восточная и Западная. В течение всей зимы в бухте Северная держится припай.

 


 

Радиостанция Шмидта (68°55¢N, 179°28¢W) расположена на юго-восточном берегу бухты Северная. Радиостанция передает прогнозы погоды и ледовые обзоры (МЕТЕО), а также дублирует ПРИП Востока. Эта же станция ведет факсимильные передачи ледовых карт на восточный район Арктики.

Утес Вебера (68°55¢N, 179°26¢W) круто обрывается к воде и полого спускается к перешейку, соединяющему его с материком.

Бухта Восточная и порт Мыс Шмидта. Бухта Восточная вдается в берег к S от утеса Вебера. Глубины в бухте к берегам постепенно уменьшаются. При дрейфе льда на SE утесы Кожевникова и Вебера защищают бухту Восточная от напора льда и в ней сохраняется пространство чистой воды, в то время как бухта Западная забита льдом.

Стоя на якоре в бухте Восточная, необходимо постоянно следить за ледовой обстановкой и прогнозами погоды, чтобы своевременно изменить место якорной стоянки. Грунт — ил с песком.

После сильного нажима и торошения льда глубины в прибрежной части бухты Восточная могут изменяться, образуются небольшие банки с крутыми склонами. При входе в бухту необходимо чаще измерять глубины.

Морской порт Мыс Шмидта оборудован в бухте Восточная и у поселка Мыс Шмидта. Участком порта является также портовый пункт Рывээм (69°26,5¢N 178°32,0¢E).

В порту имеются ледовый пирс и несколько небольших причалов. Глубины у причалов 1,4—4,4 м.

Г р а н и ц ы п о р т а показаны на картах.

В е т р ы. В период навигации на акватории порта Мыс Шмидта пре­обладают северо-западные ветры.

Т е ч е н и я. По данным немногочисленных наблюдений, произведенных в бухте Восточная в слое 5—10 м, определены следующие непериодические течения. При слабых западных ветрах со скоростью 2—6 м/с Чукотское течение, идущее вдоль берега материка на SE, частично заходит в открытую часть бухты Восточная, направляясь там на SE и S со скоростью 0,2—0,4 уз. Выступающий в море берег с утесом Вебера препятствует проникновению Чукотского течения глубоко в бухту, в результате чего в прибрежной части бухты образуется противотечение, идущее на NW со скоростью до 0,8 уз в северо-западной части бухты и до 1,2 уз в ее юго-западной части.

С установлением юго-восточного и восточного ветров со скоростью до 4¾6 м/с в бухте наблюдалось течение, направленное на северо-запад, причем скорость его достигала 2,7 уз.

При южных ветрах со скоростью около 4 м/с течение в бухте следует преимущественно на северо-восток.

С о о б щ е н и е. Поселок Мыс Шмидта имеет регулярное воздушное сообщение с аэропортами страны.

Б а н к и с глубинами 4,2—8,5 м лежат в северной части акватории порта.

З а т о н у в ш и е с у д а и п р е д м е т ы, затрудняющие судоходство, находятся в пределах 8 кбт к SE от утеса Вебера.

Ледовый пирс длиной 700 м выступает от берега бухты Восточная в 5,5 кбт к SSW от восточной оконечности утеса Вебера. Высота пирса относительно среднего навигационного уровня 2,3 м. Суда могут швартоваться к северо-западной и юго-восточной сторонам пирсанаучастке протяженностью 100 м от его оконечности.


 

 

П р е д у п р е ж д е н и е. Постановка судов на якорь ближе 1,5 кбт и работа гребными винтами ближе 10 м от ледового пирса запрещаются.

Поселок Мыс Шмидта — центр Шмидтовского района, приметный с моря, расположен на галечном берегу юго-восточнее бухты Восточная и тянется вдоль берега на 1,5 мили. Особенно хорошие ориентиры в поселке: водонапорная башня и элеватор, стоящие соответственно в 1,5 и 2 милях к SE от утеса Вебера, а также здание аэропорта с двумя прожекторными вышками. Аэропорт расположен на низкой песчаной косе в северо-западной части лагуны Акатан.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10; просмотров: 636

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...