Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. ВХОД СУДОВ В ПОРТ И ВЫХОД ИЗ ПОРТА




 

2.1. Осадка и габариты судов, посещающих порт Мыс Шмидта, не лимитируются и зависят от конкретной ледовой обстановки в период навигации.

2.2. Вход и выход судов из порта портовыми властями не регулируются, но каждое судно при подходе к порту должно установить связь с дежурным диспетчером порта на УКВ канал 16 (позывной «БЕРЕЗКА», рабочий канал 12).

2.3. Суда могут входить и выходить из порта в любое время суток, сообразуясь с ледовой обстановкой и учитывая рекомендации капитана-наставника (КНМ) штаба морских арктических операций (МАО).

2.4. Лоцманская проводка при швартовке, отшвартовке, перестановке в портуявляетсяобязательной для всех судов и обеспечивается круглосуточно.

2.5. Приход и отход судна оформляется инспекцией портового надзора (ИПН) в соответствии с Общими правилами. Приход судна оформляется в ИПН, а отход, как правило, на борту судна после соблюдения пограничных формальностей.

 

III. ПЛАВАНИЕ СУДОВ В ПОРТОВЫХ ВОДАХ

 

3.1. При плавании в портовых водах и на подходах к ним суда и корабли должны руководствоваться МППСС-72, следовать минимальной скоростью, обеспечивающей их управляемость.

IV. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПЛАВАНИЯ В ПОРТОВЫХ ВОДАХ

 

4.1. Капитан судна, идущего в порт Мыс Шмидта или из порта в период навигации (июнь — октябрь), обязан ознакомиться с ледовой обстановкой в порту и на подходах или запросить у капитана-наставника штаба морских арктических операций рекомендацию для плавания.

Заявка на ледокольную проводку подается в адрес капитана ледокола (копия КНМ штаба МАО) не позднее, чем за двое суток до начала проводки.

V. СТОЯНКА СУДОВ В ПОРТУ

 

5.1. Место якорной стоянки запрашивается у дежурного портнадзора или диспетчера порта.

5.2. Максимальная осадка судов лимитируется глубинами, указанными на картах и в пособиях. Сведения о максимально допустимой осадке для швартовки к ледовому пирсу можно получить у капитана порта.

VI. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РАДИОСВЯЗИ

В ПОРТОВЫХ ВОДАХ

 

6.1. На морских судах, ледоколах и судах портофлота, находящихся в эксплуатации, должно быть обеспечено круглосуточное дежурство на УКВ, канал 16.

6.2. На УКВ, канал 16, несут дежурство:

• диспетчерская служба порта (позывной «Березка», рабочий канал 12);

• штаб морских арктических операций (позывной «Нептун», рабочий канал 11);

• инспекция портового надзора (позывной «Портнадзор», рабочий канал 13);

• диспетчер портового флота (позывной «Портофлот», рабочий канал 14);

• оператор нефтебазы (позывной «Карат», рабочий канал 6);



• диспетчер участка Рывээм (позывной «Лагуна»,рабочий канал 12);

• оператор нефтебазы участка Рывээм (позывной «Берег», рабочий канал 6).

 

Радиостанция гидрометобсерватории (ГМО) при необходимости вызывает корреспон­дента на канале 16 (позывной «Стрела») или на частоте 500 кГц.

6.3. В портовых водах всем судам разрешается использовать радиотелефонные и радиотелеграфные установки. Через штаб морских арктических операций можно при необходимости установить телетайпную связь.

Холм Зутыль-Прыканайкаль расположен в 2,6 мили к S от утеса Вебера. На фоне прибрежных возвышенностей он выделяется конусообразной формой и темным цветом.

Лагуна Акатан тянется вдоль берега на 12 миль к юго-востоку от поселка Мыс Шмидта. Лагуна большей частью мелководна и изобилует осыхающими мелями. К ней примыкает низкая заболоченная тундра, за которой в 6—7 милях от берега возвышаются однообразные пологие холмы; группа холмов к SW от лагуны вместе с расположенной здесь горой Кууль-Кой (68°45¢N, 179°26¢W) дает на экране РЛС довольночеткоеотображение.

Коса, отделяющая лагуну от моря, сложена из песка и гальки; высота ее 3—4 м. Радиолокационное отображение этой косы достаточно отчетливо наблюдается с 4—5 миль.

С морем лагуна Акатан сообщается двумя протоками, расположенными в ее юго-восточной части против дельты мелководной реки Акатан. Входить в лагуну Акатан рекомендуется по западной протоке, так как к западу от входа в восточную протоку глубины в лагуне 0,2—0,4 м. Перед западным входом в лагуну в 2—3 кбт от берега имеется бар с глубинами 3—3,8 м; ширина бара 0,5 кбт. В самой лагуне полоса глубин до 3 м тянется вдоль косы на 4 кбт к NW от западного входа. Далее на 4 мили к W простирается мелководье с глубинами 0,5—1,5 м. Посредине наиболее широкой части лагуны глубины 2—2,6 м.

На северо-западе лагуна Акатан переходит в узкую протоку, которая тянется почти до бухты Восточная. К юго-востоку от дельты реки Акатан идет узкая протока, соединяющая лагуну Акатан с обширной лагуной Тэнкэргын-Пильгын. При нагонных ветрах ширина этой протоки увеличи­вается до 1 кбт и она становится доступной для катеров.

Знак Гидропорт установлен на косе в 4,9 мили к SE от утеса Вебера.

В 1,8 мили к SE от знака Гидропорт находится металлическое сооружение, дающее на экране РЛС яркий сигнал, с которым не следует путать сигнал от радиолокационного отражателя знака Гидропорт.

Светящий знак Островной (68°47¢N, 178°57¢W) установлен на косе перед устьем реки Акатан. С 1—2 миль отображение знака сливается с отображением берега. В 20 м к востоку от знака Островной стоит небольшой знак.

Лагуна Тэнкэргын-Пильгын, наибольшая на побережье Чукотского моря, тянется на 35 миль вдоль берега к юго-востоку от лагуны Акатан. Лагуна Тэнкэргын-Пильгын соединяется узкими протоками с лагунами Акатан и Амгуэма.

Коса высотой 2—9 м, отделяющая лагуну Тэнкэргын-Пильгын от моря, сложена из песка и гальки и местами покрыта тундровой растительностью; на ней встречается плавник. Мористый берег косы пологий и приглубый; к нему можно подходить на катерах с осадкой 1,5 м почти вплотную. Грунт на подходах к косе песок, галька и илистый песок. Со стороны лагуныкоса более отмела, местами здесь имеются земляные обрывы.

Юго-западный берег лагуны местами всхолмлен, местами заболочен.

С морем лагуна Тэнкэргын-Пильгын сообщается проливом Пильгын, расположенным в 31,5 мили к SE от мыса Отто Шмидта. Ширина пролива около 1,5 кбт, глубины 2,5—3 м, местами до 8 м. На 7 кбт к NE от входа в пролив тянется отмель с глубинами 2,2—4 м. Грунт на подходах к проливу гравий и камень. Западнее пролива Пильгын в лагуне лежит песчаный островок Чаек высотой 3 м. К SW от островка начинается узкий извилистый проход, ведущий по лагуне на S и далее на SW. Глубины в проходе 2—3 м; по нему можно пройти к высокому юго-западному берегу лагуны.

Затонувшее судно находится в 10,6 мили к N от пролива Пильгын.

Знак Тэнкэргын-Пильгын установлен на косе в 1 миле к SE от пролива Пильгын. С расстояния менее 3—5 миль его отображение на экране РЛС сливается с отображением берега. В 9 кбт к SE от знака стоит жилой дом.

Светящий знак Пильгын установлен на косе в 6,2 мили к SE от пролива Пильгын. Радиолокационный маяк-ответчик оборудован на светящем знаке.

Гора (68°12¢N, 179°27¢W) высотой 1298 м с неровной вершиной и скалистым восточным склоном поднимается в 30 милях к SW от пролива Пильгын и господствует над окружающей местностью. В ясную погоду гора служит хорошим ориентиром.

Лагуна Амгуэма расположена к юго-востоку от лагуны Тэнкэргын-Пильгын, соединяясь с ней осыхающей протокой. От моря лагуна Амгуэма отделяется песчано-галечной косой Двух Пилотов. На косе лежит много старых железных бочек и кирпича, оставшихся от бывшего селения Такокагын. Катера с осадкой до 1,5 м подходят к косе почти вплотную. В юго-восточной части косы Двух Пилотов стоит приметный знак. На экране РЛС коса Двух Пилотов дает отображение только с 3—4 миль. В вершину лагуны впадает река Амгуэма с разветвленной дельтой.

С морем лагуна Амгуэма сообщается проходом шириной до 2 миль. Большая его часть заполнена обширными осыхающими мелями. Фарватер, ведущий в лагуну, пролегает в северо-западной части прохода вблизи оконечности косы Двух Пилотов, причем у оконечности косы глубины 7—13 м. На подходе с моря к глубоководному участку фарватера расположен бар шириной около 5 кбт с глубинами 3—3,8 м.

При стоянке на якоре в лагуне необходимо внимательно следитьза колебаниями уровня воды. При штормовых южных ветрах уровень воды в лагуне силь-но понижается и судно может оказаться на грунте. Северо-западные ветры нагоняют воду. При смене течений в море перед входом в лагуну образуются хорошо видимые сулои.

Рекомендации для входа в лагуну Амгуэма. В зависимости от уровня воды в лагуну Амгуэма могут входить суда с осадкой до 3 м. При входе необходимо соблюдать осторожность, так как положение и глубины фарватера со временем меняются и могут не совпасть с показанными на картах.

Для прохода через бар можно воспользоваться створом знаков, установленных на островке Лена. Следует помнить, что этот створ малочувствителен, а его ходовая часть проходит близко к расположенным на баребанкам с глубинами 1,6—2 м. Подходить к фарватеру надо курсом 200°, удерживая задний знак несколько слева от переднего. Когда на знак, стоящий в юго-восточной части косы Двух Пилотов, пеленг будет 290°, следует повернуть вправо, выйти на курс 260° и входить в лагуну, остерегаясьотмели, выступающей к Е от восточной оконечности косы Двух Пилотов. У оконечности косы Двух Пилотов фарватер с глубинами до 4 м разделяется. Одна его ветвь шириной до 1,5 кбт ведет на SW в главную протоку дельты реки Амгуэма, а другая тянется почти на 3 мили к NW вдоль внутренней стороны косы Двух Пилотов.

Под прикрытием косы малые суда могут укрыться от штормов и напора льда.

Cветящий знак Двух Пилотов (68°18¢N, 177°36¢W) установлен на косе Двух Пилотов. Вблизи знака заметны мачта антенны и сарай.

Островок Лена высотой около 19 м находится в 1 миле к SE от восточной оконечности косы Двух Пилотов. Островок является хорошим радиолокационным ориентиром, его обрывистый северный берег четко виден с N с 8¾10 миль.


 


От лагуны Амгуэма до лагуны Укоугепильгын берег простирается на 7 миль к SE. Он окаймлен песчаным пляжем шириной 0,5 кбт. За этим пляжем тянется галечно-песчаный пляж, а далее вглубь местность переходит в заболоченную низменность, изобилующую мелкими озерами и покрытую холмами высотой 15—20 м. На экране РЛС с 7—8 миль цепь этих холмов отчетливо отображается в виде широкой полосы.

Лагуна Укоугепильгын невелика и мелководна. Вход в нее, доступный для катеров с осадкой до 1,2 м, лежит между двумя галечно-песчаными косами; ширина входа 0,7 кбт. К SE от входа в лагуну на косе стоит изба.

Холм Опен высотой 40 м расположен в 4,6 мили к SE от входа в лагуну Укоугепильгын. Этот округлый холм выделяется на низком и ровном берегу и служит визуальным ориентиром при плавании в 5—7 милях от берега. Берег в районе холма оканчивается земляным обрывом высотой 5—7 м, у подножия которого тянется узкий пляж. Юго-восточнее этого обрыва начинается галечно-песчаная коса, отделяющая от моря лагуну Нутэвги.

С 7—8 миль холм Опен и обрывистый берег вблизи него отчетливо отображаются на экране РЛС.

Холм Уприль (68°02¢N, 176°51¢W) может служить визуальным ориентиром при плавании вблизи берега. С 7—9 миль этот холм и несколько менее высоких холмов севернее его образуют на экране РЛС слитное яркое отображение.

Лагуна Нутэвги находится в 9 милях к юго-востоку от лагуны Укоугепильгын. Узкий и мелководный вход в лагуну Нутэвги доступен лишь для шлюпок. Местность, прилегающая к лагуне,— всхолмленная тундра; высота отдельных холмов 60—80 м.

Коса высотой 3—13 м, отделяющая лагуну от моря, местами заболочена, но на наиболее высоких участках имеются земляные обрывы. На экране РЛС коса отображается узкой прерывистой линией.

На косе имеется много мелкого плавника. С моря она приглуба и удобна для высадки.

С в е т я щ и й з н а к Н у т э в г и (68°03¢N, 176°43¢W) установлен на косе в северо-западной части лагуны Нутэвги. С моря знак проектируется на фоне дальних холмов. Радиолокационный отражатель знака на экране РЛС обнаруживается в виде неяркого округлого пятна. Вблизи знака расположено зимовье, рядом с которым стоит железный крест. В 10,5 мили к SE от светящего знака установлен небольшой знак Инрыткин, видимый с 5—6 миль.

Гора Ванкарем (67°49¢N, 176°22¢W) возвышается на равнинной местности, являясь хорошим ориентиром. С N и NE ее вершина выглядит плоской; на ней установлены два приметных прямоугольных щита высотой около 30 м, окрашен-ных горизонтальными ярко-оранжевыми полосами. Северо-западный склон горы значительно более пологий, чем юго-восточный.

Гора Ванкарем является хорошим радиолокационным ориентиром при плавании между лагуной Нутэвги и мысом Ванкарем, где низкий берег отображается на экране неяркой прерывистой линией.

Гора Коныквын, имеющая вид пологого купола, расположена в 5 милях к SSE от горы Ванкарем.


 

 

ОТ МЫСА ВАНКАРЕМ ДО КОЛЮЧИНСКОЙ ГУБЫберег более высок, чем к NW от мыса Ванкарем. Почти всюду берег здесь скалистый и обрывистый и только в районе лагун Ванкарем, Пынгопильгын и Рыпэтингупильгын он низкий. От моря лагуны отделены узкими галечно-песчаными косами. Восточнее лагуны Пынгопильгын в 6 милях от берега лежит приметный остров Колючин, отделенный от материка проливом Сергиевского. В 3—9 милях от берега в глубине побережья расположены невысокие, но заметные с моря горы.

На экране РЛС берег между лагунами Ванкарем и Пынгопильгын дает четкое отображение. Восточнее лагуны Ванкарем до горы Ватан отображение преры-вистое, а далее до лагуны Пынгопильгын — сплошное. Особенно отчетливо выделяются высокие обрывистые мысы Онман и Кэлэнэут. Кроме береговой линии, на экране хорошо видны горы Ватан, Рэнтальонман, Эконман, Кэлэнэут, Имплин и Вуукатын. Низкие косы, ограничивающие лагуны Пынгопильгын и Рыпэтингупильгын, на экране РЛС не видны даже с 4—5 миль. Здесь в качестве радиолокационных ориентиров следует использовать остров Колючин, горы Вуукатын, Валянгай и гряду возвышенностей, простирающихся к S от южного берега лагуны Пынгопильгын по направлению к входу в Колючинскую губу.

Дно на описываемом участке ровное, лишь в прибрежной части пролива Сергиевского наряду с глубинами 12—14 м встречаются банки с глубинами 7—9 м.

Грунт мористее изобаты 20 м по всему району преимущественно песчанистый ил, местами с глиной, ближе к берегу — илистый песок, а в прибрежной полосе на глубинах менее 20 м — песок.

Мыс Ванкарем (67°51¢N, 175°48¢W) является восточной оконечностью узкого скалистого и обрывистого полуострова. Низким перешейком полуостров соединяется с песчано-галечной косой, ограничивающей с северо-запада лагуну Ванкарем. С большого расстояния мыс Ванкарем неприметен, а с близкого служит хорошим ориентиром. На экране РЛС полуостров, оканчивающийся мысом Ванкарем, отчетливо отображается в виде небольшой дуги.

Г и д р о м е т е о р о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я. В навигационный период у мыса Ванкарем преобладают северо-западный и северный ветры; число дней со штормом 1—4 в месяц, а в октябре 8. Число дней с туманом в августе 14, в сентябре оно уменьшается до 7. Погода преобладает пасмурная.

Приливы полусуточные, незначительные по величине. Величина сизигийного прилива 0,4 м, а квадратурного 0,2 м. Преобладают сгонно-нагонные колебания уровня, величина которых превышает 2,5 м. Макси­мальная величина суммарных колебаний уровня достигает 3,8 м.

Скорость приливных течений у мыса Ванкарем составляет 0,3 уз. Приливное течение идет на SE, а отливное — на NW. Постоянное течение направлено на SE со скоростью до 0,3 уз.

Высота волн в осенний период при чистом от льда море достигает 6 м, непосредственно у берега 4 м.

Наибольшая скорость дрейфа льда здесь до 1,6 уз.

Взлом припая может затянуться на 30—40 сут. Наиболее раннее разрушение припая наблюдалось 27 июня, а позднее — 26 июля. Самый ранний срок появления молодого льда 21 августа, а поздний — 26 октября. Крайними сроками образования припая является 10 сентября и 26 ноября. Ширина припая у мыса Ванкарем не превышает 10миль. Средняя продолжительность навигации для судов без ледокола здесь 76 дней. Вероятность встречи льда с конца июля до сентября около 60%, в сентябре — около 50%; вероятность встречи сплоченного (7—10 баллов) льда в продолжение всей навигации 15—25 %.

Подход судов-снабженцев к мысу Ванкарем обычно планируется на 5—12 июля (средние сроки взлома припая), когда для выгрузки можно использовать судовые плавучие средства. Выгрузка на припай у мыса Ванкарем не практикуется, поскольку даже в самом начале навигации он недостаточно прочен.

Створ знаков Ванкарем, установленных в 4,6 мили к W от мыса Ванкарем, служит для прохода танкеров с осадкой 5—6 м к месту якорной стоянки для передачи топлива на берег.

Светящий знак Ванкарем установлен на мысе Ванкарем. В 1 кбт к W от знака находится приметная вышка.

Селение Ванкарем расположено на низком перешейке в 8 кбт к SW от мыса Ванкарем. Постройки селения и находящийся в нем ветряной двигатель видны только с северо-запада.

У окраины селения оборудована взлетно-посадочная площадка.

П о л я р н а я с т а н ц и я М ы с В а н к а р е м находится в селении Ванкарем.

Островок Каркарпко лежит в 9 кбт к ESE от мыса Ванкарем. Островок каменист, и лишь у его южного берега есть бухточка с песчаным пляжем. Островок малоприметен, но на экране РЛС он хорошо виден с 6—8 миль и опознается совместно с характерным отображением мыса Ванкарем.

Дно в проходе между островком Каркарпко и мысом Ванкарем неровное. Проходить здесь следует в 3 кбт от островка по фарватеру шириной около 2 кбт с глубинами 9—10 м, не уклоняясь к W, так как кромка отмели у мыса Ванкарем местами приглуба. В 0,5 кбт от южного берега островка глубины 3,5—7 м; грунт — камень.

Якорные места у мыса Ванкарем выбираются в зависимости от ледовой обстановки. Суда с большой осадкой могут становиться в 5 кбт к Е от островка Каркарпко, где глубина 20 м. Грунт здесь ил с песком, якоря держит удов-летворительно. Суда чаще становятся на якорь в бухте, расположенной к западу от мыса Ванкарем. Глубина здесь 9 м; грунт якоря держит хорошо. Стоянка в этой бухте безопасна только при южных ветрах. При сильных ветрах других направлений и чистой воде в нее заходит зыбь, препятствующая разгрузке.

При северных ветрах и наличии льда стоянка в этой бухте опасна,таккак лед может быстро забить ее и даже снести судно на мель. Иногда разгружающиеся здесь суда из-за напора льда вынуждены, даже не ожидая возвращения к борту своих самоходных барж, уходить из этой бухты в бухту, расположенную к востоку от мыса Ванкарем. Самоходные баржи перетаскивают волоком через перешеек в эту бухту.

При устойчивом дрейфе льда на юго-восток лучше становиться на якорь в 4—5 кбт на 145° от светящего знака Ванкарем, где глубины 7—8 м. Грунт здесь якоря держит хорошо. Дрейфующий с северо-запада лед огибает мыс Ванкарем и втягивается течением в проход между мысом и островком Каркарпко. Крупные торосистые льдины часто садятся здесь на грунт на глубинах 8—10 м, создавая барьер из стамух, под прикрытием которых стоящее на якоре судно может разгружаться. При южных ветрах эти стамухи обычно выносятся в море.

При устойчивом восточном или северо-восточном ветре даже при наличии льда в бухту восточнее мыса Ванкарем проникает крупная зыбь, которая при стоянке на глубинах 7—8 м опасна. Поэтому, разгружаясь в бухте, необходимо регулярно принимать прогнозы погоды, передаваемые радиометцентром Шмидта через каждые 12 ч.

Подходить на самоходных баржах и катерах к берегу наиболее удобно в бухте к западу от мыса Ванкарем, где расположены склады селения Ванкарем. Прибрежных камней здесь нет, а глубины позволяют катерам подходить к берегу при любом уровне моря.

Выгрузка в бухте к западу от мыса Ванкарем наиболее удобна почти для всех грузополучателей селения Ванкарем. Когда эта бухта забита льдом, выгрузка производится на берег бухты к востоку от мыса Ванкарем, защищенной от нажима крупнобитого льда. Мелкий лед уносится из этой бухты северо-западными ветрами и постоянным течением, выходящим из лагуны. Выгрузка на припай не рекомендуется, так как при перемене ветра и усилении волнения он может быстро разрушиться. Катера подходят к берегу бухты к востоку от мыса Ванкарем только при высоком уровне моря. При сгоне воды берег этой бухты становится отмелым и даже шлюпки не подходят к нему ближе чем на 0,5—1 кбт. Бывали случаи, когда небольшие плавучие средства не успевали полностью разгрузиться до падения уровня моря и у этого берега надолго оставались на осушке.

Выгружаться можно также на мыс Ванкарем, но тогда здесь необходимо сооружать на берегу прочный настил длиной до 30 м для перевалки грузов через многочисленные валуны. Подход катеров к оконечности мыса затрудняется прибрежными камнями.

Можно выгружаться на западную косу у входа в лагуну Ванкарем. Самоходные баржи и катера могут здесь в любой момент войти в лагуну для укрытия. Но это место удалено от селения Ванкарем и не совсем удобно для крупных погрузочно-разгрузочных операций.

Лагуна Ванкарем вдается в берег к югу от мыса Ванкарем на 20 миль и состоит из трех почти равных частей, соединенных узкими проходами. Берега лагуны преимущественно низкие, пологие и лишь местами обрывистые.

От моря лагуна Ванкарем отделена двумя песчано-галечными косами. Ширина входа между этими косами 3 кбт.

Перед входом в лагуну с моря в 4 кбт к ENE от оконечности западной косы лежит осыхающая мель. Фарватер, ведущий в лагуну, проходит северо-западнее этой мели; глубины на мористом участке фарватера 4—5 м, а в самом входе до 12 м. К юго-западу от входа дно северной части лагуны неровное, здесь имеются обширные отмели. К узкому входу в среднюю часть лагуны ведет извилистый фарватер, глубины на котором 3—8 м. Плавание по фарватеру без плавучего ограждения затруднительно. Лишь пройдя в западную половину северной части лагуны, где глубины 3—4 м, судно с осадкой до 2 м может без помех следовать внутрь лагуны.

Средняя часть лагуны Ванкарем соединяется с ее северной частью глубоким проходом, расположенным между двумя короткими галечными косами. Глубины по оси прохода 5—19 м. Дно в средней части лагуны ровное, преобладающие глубины 3—4 м.

Проход в южную, наиболее мелководную бухту лагуны Ванкарем имеет ширину менее 2 кбт и глубины 5—12 м. С NNW к этому проходу ведет узкий, шириной менее 1 кбт, фарватер; глубины на нем 2—5 м. По обеим сторонам фарватера расположены отмели с глубинами 0,7—1,2 м. Глубины в южной части лагуны около 2 м.

Преобладающий грунт в лагуне Ванкарем илистый песок и ил. Вблизи берега встречается песок, местами галька.

Гора Ватан (67°42¢N, 175°30¢W) расположена к SE от входа в лагуну Ванкарем. Склон горы, обращенный к морю, крутой и скалистый. С северо-востока гора выглядит острым конусом, а с северо-запада — небольшой темной трапецией. С 5—8 миль от берега гора наблюдается в виде обрывистого мыса. С большего расстояния гора малоприметна, так как проектируется на фоне отдаленных гор.

 

Гора Ватан служит хорошим радиолокационным ориентиром и четко отображается на экране РЛС в виде яркого пятна, причем к NW от нее узкой прерывистой полосой отображается низкий берег, тянущийся к мысу Ванкарем, а к SE опознаются интенсивные отображения гор у мыса Онман.

Гора Эмнунгкымынгэй расположена в 2,4 мили к SSW от горы Ватан. Вершина горы Эмнунгкымынгэй почти плоская, а северный склон круче южного. Гора приметна, так как к западу от нее лежит обширная низменность. На экране РЛС отображение горы четко наблюдается отдельно от отображения горного массива в районе мыса Онман.

Мыс Онман (67°39¢N, l75°l6¢W) представляет собой восточную оконечность скалистого полуострова, образованного пологим склоном прибрежной горы. Полуостров выделяется в море двумя выступами, разделенными излучиной с крутыми, но не обрывистыми склонами. Северный выступ полуострова по-местному называется Энготкий, а юж­ный — Вуарат. Берег вблизи мыса Онман обрывистый.

С юго-востока мыс Онман похож на таран, от которого в глубь материка тянется пологий подъем.

У мыса близ берега встречаются подводные камни.

Мыс Онман — хороший радиолокационный ориентир; его яркое и четкое отображение совпадает с очертанием мыса на карте.

Светящий знак Онман (67°40¢N, 175°17¢W) установлен 1 миле к NW от мыса Онман.

Затонувшее судно лежит в 67 милях к NE от мыса Онман.

Гора Рэнтальонман, вершина которой имеет вид пологого купола, находится в 3,6 мили к W от мыса Онман.

Гора Эконман расположена в 4,2 мили к SW от мыса Онман. Пологие склоны горы у берега образуют приметный обрыв.

Мыс Кэлэнэут незначительно выступает в море в 5 милях к югу от мыса Онман. Мыс Кэлэнэут образован склоном горы Кэлэнэут. Его скалистые берега обрывисты и приметны. Совместно с крутым склоном вершины горы Кэлэнэут мыс на экране РЛС дает яркое и четкое отображение.

Гора Имплин расположена в 2,5 мили к SW от мыса Кэлэнэут. У вершины склоны ее крутые, а вблизи берега моря образуют земляной обрыв. С северо-востока кажется, что гора Имплин ограничивает с юга весь горный массив района мыса Онман.

На экране РЛС вершина горы Имплин дает отчетливое отображение, отдельное от интенсивного отображения береговых обрывов.

Лагуна Пынгопильгын находится в 12 милях к SSE от мыса Онман. От моря лагуна отделена двумя низкими песчано-галечными косами, которые на экране РЛС отображаются с расстояния менее 4—5 миль. Ширина входа в лагуну между косами около 1 кбт. С моря к лагуне ведет фарватер с глубинами 4—5 м. В самом входе в лагуну глубины 7—11 м, но в 3 кбт от входа они резко уменьшаются до 1—2 м. Грунт в лагуне илистый песок и песок. Суда с осадкой до 2 м могут заходить в лагуну и укрываться у северной косы.

Гора Вуукатын (67°26¢N, 175°17¢W) находится на западном берегу лагуны Пынгопильгын. С северо-востока гора выглядит столообразной, севернее ее тянутся округлые горы, а к юго-западу простирается низина.

На экране РЛС гора Вуукатын и горы, поднимающиеся севернее, дают отчет-ливое отображение, причем гора Вуукатын наблюдается отдельноотдругих гор.

Селение Нутэпэльмен расположено на мористом берегу низкого полуострова, разделяющего лагуны Пынгопильгын и Рыпэтингупильгын. Между постройками селения и береговой линией тянется отлогий песчаный пляж шириной около 50 м.

Берег у селения приглубый. Малые суда могут подходить к нему вплотную. Судну удобнее подходить к селению курсом SW, ведущим на его южный край. При этом не следует отклоняться к S, чтобы не оказаться на отмели с глубинами менее 6 м, выступающей от берега на 4 кбт.

 

На якорь можно становиться против селения в 7—9 кбт от берега, где глубины 8— 10 м; грунт здесь песок, местами галька, якоря держит удовлетворительно. Стоянка бывает неспокойной при волнении или наличии льда, так как он обычно дрейфует по проливу Сергиевского и может либо прекратить сообщение с берегом, либо отрезать судну выход в море. В первой половине навигации после взлома берегового припая обломки льда могут задерживаться на прибрежных банках, образуя между островом Колючин и берегом лагуны Рыпэтингупильгын ледяную перемычку, блокирующую подход к селению Нутэпэльмен.

Лучше всего подходить к селению Нутэпэльмен сразу же после взлома припая, так как если выжидать наилучших условий, то трудности, связанные вначале с ледовой обстановкой, а позже со штормовой погодой, могут надолго задержать выгрузку.

Пользуясь рекомендациями ледовой авиационной разведки, под проводкой ледокола почти всегда можно подойти к южной прибрежной кромке гряды стамух и стать на якорь под их прикрытием. Отсюда судовые плавучие средства, лавируя между льдинами, могут доставлять груз к селению.

Г и д р о м е т е о р о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я. Число дней с туманом у селения Нутэпэльмен в июле и августе 15—16, в сентябре около 9.

Величина сизигийного прилива около 0,3 м. Скорость приливных течений не более 0,3 уз. Постоянное течение обычно направлено здесь на SE со скоростью 0,3—0,4 уз.

Припай в районе селения устойчивый; его ширина иногда достигает 30 миль. Наиболее раннее появление молодого льда наблюдалось здесь 3 сентября, а позднее — 2 ноября. Крайние сроки образования устойчивого припая 1 октября и 1 де-кабря. Весеннее разрушение припая происходит в течение июля.

Средняя продолжительность навигации для транспортных судов около 70 сут. Вероятность встречи со льдом в сентябре около 50%, а в первой декаде августа и во второй декаде октября 60 %.

Светящий знак Нутэпэльмен установлен в 16 милях к SE от мыса Онман. Отражатель обнаруживается на экране РЛС в виде небольшой яркой точки отдельно от размытого пятна, каким отображаются постройки селен Нутэпэльмен.

Затонувший контейнер, по донесению 1989 г., находится в точке 67°26,2¢N, 174°54,5¢W.

 

Лагуна Рыпэтингупильгын расположена в 18,6 мили к SE от мыса Онман. Ширина входа в лагуну Рыпэтингупильгын около 1 кбт. Наименьшая глубина в нем 1,6 м. Внутренняя часть лагуны мелководна. Вход в лагуну доступен для судов с осадкой до 1,5 м, которые могут укрываться вблизи северной косы. Со стороны материка берега лагуны низкие, пологие, местами оканчиваются земляными обрывами.

Гора Двойная находится в 8,5 мили к SSW от входа в лагуну Рыпэтингупильгын. Гора имеет две плоские вершины почти одинаковой высоты, разделенные узкой расщелиной.

На экране РЛС гора Двойная вместе с вершинами, поднимающимися к SW от нее, дает интенсивное и четкое отображение. Юго-восточнее этой горы на экране отображается длинная цепь холмов, вытянутая по меридиану вдоль западного берега лагуны Кунэргвин, а еще восточнее —прерывистой линией невысокие береговые обрывы.

Остров Колючин (67°28¢N, 174°37¢W) расположен в 6 милях от берега материка, отделяясь от него проливом Сергиевского. Наиболее высокой является северо-восточная часть острова.

 

Берега острова, обращенные к SW, пологие. Северо-восточный и восточный берега обрывистые. Почти вплотную у северо-восточного берега острова лежит приметная с юго-востока скала.

Остров Колючин — отличный радиолокационный ориентир; на экране он отображается в виде яркого пятна, повторяющего общие очертания острова на карте.

Поверхность острова покрыта мелкокаменистыми россыпями. Пресной воды на нем нет.

У северной оконечности острова от небольшого каменистого пляжа берег круто поднимается к бывшей полярной станции. Юго-западная оконечность острова окаймлена галечным пляжем шириной около 150 м. При обходе острова с юга надо иметь в виду, что глубины менее 10 м тянутся на 1 милю к S от острова, несколько суживая восточный вход в пролив Сергиевского для судов с большой осадкой.

По донесению, остров Колючин при ураганном ветре от NW не представляет собой надежного укрытия для судов.

Величина суммарных колебаний уровня у острова Колючин достигает 4,1 м. При западном ветре со скоростью 5—7 м/с у острова Колючин возникает течение, идущее на восток со скоростью 0,6 уз.

Бывшая полярная станция Остров Колючин расположена на пологом склоне северной оконечности острова Колючин. Здесь построены жилой дом и склад. Вблизи дома стоят две радиомачты и ветряной двигатель.

Якорные места. В зависимости от погоды, осадки судна и направления дрейфа льда на якорь можно стать у любого берега острова Колючин. Для проведения грузовых операций на якорь лучше стать в 3 кбт к SSW от северной оконечности острова. Глубины здесь около 10 м; грунт — песок, но у берега встречается много камней, что требует соблюдения осторожности при подходе к нему на самоходных баржах и катерах. Подошедшая к берегу баржа обычно устанавливается между надводными камнями и закрепляется тросами. Выгрузка возможна только вручную, так как у берега много крупных валунов.

 

Пролив Сергиевского отделяет остров Колючин от материка; глубины посредине пролива 13—16 м. На его юго-западной стороне имеются песчаные банки с глубинами 9—10 м. Одна из этих банок с глубиной 9 м расположена почти посредине пролива. Пролив Сергиевского следует проходить курсами, близкими к NW — SE, держась в 2 милях от острова Колючин. Если ледовые условия вынуждают суда прижиматься к острову, или к берегу материка, то следует опасаться отмели, выступающей к S от острова Колючин, и указанных банок.

Хорошими ориентирами при плавании в проливе и на подходах к губе являются остров Колючин и гора Двойная.

КОЛЮЧИНСКАЯ ГУБА (67°00¢N,174°30¢W) — единственный крупный и глу-боководный залив азиатского побережья Чукотского моря. С моря губа ограничивается цепью островов Серых Гусей и косой Беляка, ширина глубоководного прохода между которыми 1,2 мили. Северо-западная часть губы между материком и островами Серых Гусей называется лагуной Кунэргвин. В северо-восточной части губы имеются небольшие лагуны Беляка и Чапатчен и заливы Чапатчен и Тасыткын. В западный берег губы вдается небольшая бухта Камак, а в южный берег — заливы Куэткуйым и Юнивээмкуйым.

Берега Колючинской губы преимущественно высокие, у самого берега простираются глинистые обрывы, оползни и галечно-песчаные косы. Приметные горы тянутся вдоль берега непрерывной цепью в 5—6 милях от него и лишь местами подходят к губе на 5—8 кбт. Средняя часть западного берега между косами Рыркален и Вэньякатрын интенсивно разрушается.

Приметные пункты. При подходе к Колючинской губе ориентирами служат: остров Колючин; горы Вуукатын и Двойная на западной стороне входа в губу; горы Рэтэмней, Аннагыркычкын и Амнангыркычкын в глубине западного берега губы; мыс Джэнрэтлен и гора Воскыянрангай на восточной стороне губы; изба, расположенная на низком восточном берегу острова Южный (67°04¢N,174°41¢W).

Радиолокационными ориентирами при подходе к губе служат остров Колючин, возвышенности на западном берегу лагуны Кунэргвин, мыс Дженретлен и берег от мыса Джэнрэтлен до горы Береговая.

 

 

Острова Серых Гусей и коса Беляка с большого расстояния на экране радио-локатора не отображаются, а вход в Колючинскую губу опознается по точечному отображению радиолокационных отражателей, установленных на светящем знаке Беляка и знаке Южный. В 7 милях к NNW от знака Беляка на экране виден точечный сигнал от знака Серые Гуси.

При плавании в самой губе хорошими ориентирами являются гора Воскыянрангай на восточном берегу, а также горы Амнонганаян и Анаян на юго-восточном берегу. Гора Амнонганаян выделяется своей высотой, а гора Анаян — правильной конусообразной формой. Обе горы открываются с 15—20 миль. На западном берегу губы приметна гора Тыркутэн, хотя она и проектируется на фоне более удаленных гор. С расстояния около 5 миль на горе Тыркутэн виден гурий.

Глубины и грунт. По характеру подводного рельефа Колючинскую губу можно разделить на три района: северо-западный — от входа до линии, соединяющей косы Ямрыккай и Вэньякатрын; центральный — от упомянутой линии до узкости между мысами Кэйнгын и Анаян; юго-восточный — вершина губы с мелководными заливами Куэткуйым и Юнивээмкуйым.

В северо-западном районе в губу на 12 миль к S от входа вдается желоб с глубинами до 36,5 м. По сторонам желоба тянутся песчаные отмели с глубинами 2—5 м. Порогом с глубинами 8—9 м желоб отделен от центральной части губы, где дно ровное и преобладают глубины 12—16 м. Заливы Куэткуйым и Юнивээмкуйым, расположенные в вершине Колючинской губы, имеют глубины не более 4—7 м.

Подводные опасности в Колючинской губе мористее изобаты 5 м не обнаружены. У юго-западного берега губы южнее бухты Камак встречаются камни, опасные для катеров. Такие же камни есть и во входе в залив Юнивээмкуйым у мыса Нутэйиквин.

Грунт в губе песок, вблизи берега встречается галька; в вершинах мелководных лагун — ил.

Гидрометеорологические сведения. Преобладающими ветрами в районе Колючинской губы являются в июне—августе южные, а в сентябре и октябре северные. Наблюдаются также фёны от S. Наименьшая скорость

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10; просмотров: 634

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...