Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Педагогический совет и хозяйственный комитет

Образовательная реформа Александра II

Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и всесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ.

В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения; именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве.

В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.
Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники школ утверждались централизованно – в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников.
Роль общества в российской системе образования второй половины XIX века была исключительно большой. Основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование.

Устав 1871 года (гимназия)

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден. Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

  • в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;
  • в 1873 году - утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;
  • в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;
  • в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден "Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения". По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения:

  • общее
  • механическое
  • химическое

Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением "одаренных необыкновенными способностями". Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А. Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П. Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании к личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

Устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения 1871 г.

В основе Устава гимназий 1871 г. лежат идеи известного публициста М.Н. Каткова. Он полагал, что предыдущий устав (см. Законы о начальной и средней школе 1864 г.) приводит к распространению среди молодежи идей революционного нигилизма (см. предыдущий документ). В частности, критиковалось усиленное изучение естественных наук (как ведущее к материализму), а также истории и русской словесности (как приучающее к поверхностным рассуждениям). По мнению Каткова, гимназистов необходимо учить не самостоятельному образу мыслей, а дисциплинирующим ум точным и определенным знаниям и умению их применять. Таким требованиям отвечало изучение древних языков и математики.

Этими идеями руководствовался министр народного просвещения гр. Д.А. Толстой, сумевший убедить в их правильности Александра II. Подготовленный под руководством министра проект гимназического устава встретил неоднозначное отношение в высшей бюрократии. Государственный совет 29 голосами против 19 отклонил его, однако император 30.7.1871 г. утвердил мнение меньшинства.

Новый устав признавал гимназическим только классическое образование. Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища с сокращенным (6-летним) курсом. Значительно увеличивалось преподавание древних языков и математики. Курс гимназии был увеличен до 8 лет (не считая приготовительного класса). Преподавателям предписывалось сочетать учебную работу с воспитательной. Вводился институт классных наставников.

Устав 1871 г. формально действовал до 1918 г. Однако преподавание древних языков в большом объеме вызывало значительное недовольство и со временем сокращалось. Закон положил начало традиции массового математического образования высокого уровня, сохраняющейся до настоящего времени.

 

Глава первая

I. Общие положения

 

§ 1. Гимназии имеют целью доставлять воспитывающемуся в них юношеству общее образование и, вместе с тем, служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

§ 2. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом в каждом из первых шести классов и с двухгодичным курсом в высшем, седьмом, классе, причем преподавание в этом классе располагается так, чтобы ученики старшего и младшего его отделений были обучаемы вместе. Впрочем, в виде исключения из общего правила, отличнейшие из учеников VII класса, по определению педагогического совета и с разрешения попечителя учебного округа, могут быть допущены и по окончании первого года учения в VII классе к окончательному испытанию из всего гимназического курса в полном его объеме и, буде выдержат означенное испытание с отличием, удостаиваются гимназического аттестата.

§ 3. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где, по численности и потребности народонаселения, они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

§ 4. Кроме гимназий, там, где представится надобность и возможность, а также и в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из четырех низших классов гимназии.

§ 5. При каждой гимназии и прогимназии состоит приготовительный класс, продолжительность курса которого определяется соответственно.

Примечание. По мере возможности, низшие четыре класса гимназии, вместе с приготовительным классом, помещаются отдельно от высших четырех классов.

§ 6. Гимназии и прогимназии открываются по распоряжению министра народного просвещения и состоят в непосредственном ведомстве попечителей тех учебных округов, где они находятся

§ 7. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства или на счет обществ, сословий и частных лиц.

§ 9. При гимназии состоят следующие должностные лица: 1) директор; 2) инспектор; 3) преподаватели; 4) классные наставники с их помощниками, или же надзиратели; 5) врач и 6) письмоводитель.

Примечание 1. Особый инспектор полагается в тех гимназиях, при которых состоят пансионы или где с должностью директора гимназии соединяется должность директора училищ губернии; в прочих же гимназиях исполнение обязанностей инспектора с утверждения попечителя учебного округа возлагается на одного из преподавателей по выбору директора.

<...>

§ 10. Важнейшие дела гимназий и прогимназий (§§ 74, 75 и 76), относящиеся до учебной и воспитательной части сих заведений, обсуждаются в их педагогических советах или комиссиях; дела же хозяйственные – в хозяйственных комитетах.

<...>

 

II. Учебная часть

 

§ 12. Учебный курс гимназии составляют следующие предметы: 1) закон божий; 2) русский язык с церковно-славянским и словесность; 3) краткие основания логики; 4) и 5) латинский и греческий языки; 6) математика; 7) и 8) математическая география и физика, с кратким естествоведением; 9) история; 10) география; 11) и 12) немецкий и французский языки; 13) чистописание.

Примечание 1. Преподавание греческого языка вводится в гимназиях и прогимназиях по мере приготовления и приискания способных к тому учителей. Со введением преподавания греческого языка обязательным становится изучение только одного из новых языков: французского или немецкого.

Примечание 2. К числу учебных предметов для желающих относятся черчение и рисование, причем желающие обучаться этим предметам вносят особую умеренную плату, которая за недостаточных, но особенно способных учеников производится учителю из специальных сумм гимназии или прогимназии. Гимнастика и пение преподаются всем воспитанникам бесплатно; для пансионеров занятия гимнастикой обязательны. По желанию родителей и за особую плату в гимназии и прогимназии воспитанники могут обучаться также музыке и танцеванию.

§ 13. Учебный курс прогимназии соответствует учебному курсу низших четырех классов гимназий.

§ 14. Обучение иноверцев закону божию производится, по возможности, в каждой гимназии и прогимназии, с особого разрешения министра народного просвещения, на счет гос. казначейства или специальных средств заведения.

§ 15. Объем преподавания предметов учебного курса, а равно и распределение оного по классам определяется учебным планом, издаваемым от министерства народного просвещения.

§ 16. Число уроков по каждому предмету и распределение их по классам обозначается в особых таблицах[1] которые, оставаясь неизменными относительно общего числа уроков по каждому предмету, могут, по ближайшему усмотрению попечителей учебных округов, основанному на определениях педагогических советов, подлежать изменениям в распределении числа уроков каждого предмета по классам. Об этих изменениях попечители учебных округов доводят до сведения министра народного просвещения в годичных своих отчетах, с объяснением причин, вызвавших сии изменения.

§ 18. Правила испытания учеников при поступлении их в гимназию и прогимназию, при переводе из класса в класс и при окончании ими курса учения излагаются в особой инструкции, утверждаемой министерством народного просвещения для всех учебных округов и публикуемой во всеобщее сведение.

<...>

 

III. Учащиеся

 

§ 23. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.

§ 24. К прошению о поступлении в гимназию и прогимназию, подаваемому в гимназию — на имя директора, а в прогимназию — на имя инспектора, прилагаются свидетельства о возрасте и о звании. Медицинское свидетельство поступающих в том, что они не имеют телесных недостатков или болезней, препятствующих вступлению в общественное заведение, делается врачами гимназии и прогимназии.

§ 25. В приготовительный класс гимназии и прогимназии принимаются дети не моложе 8 и не старее 10 лет, знающие первоначальные молитвы и умеющие читать и писать по-русски и считать до 1000, а также производить сложение и вычитание над этими числами.

§ 26. Для поступления в I класс гимназии и прогимназии требуется: а) знание главнейших утренних и вечерних молитв и важнейших событий священной истории Ветхого и Нового завета; б) умение бегло и со смыслом читать по-русски напечатанное гражданским шрифтом и пересказывать, по предложенным вопросам, легкие прочитанные рассказы, а также писать по-русски под диктовку, без искажения слов, крупным и средним шрифтами, и читать по-церковнославянски, и в) знание первых четырех арифметических действий над целыми отвлеченными числами. При сем наблюдается, чтобы в I класс поступали дети не моложе 10 лет. В следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст.

Примечание. Дети нехристианского исповедания при поступлении своем в гимназию или прогимназию или в приготовительный класс при оных не подвергаются испытанию из закона своей веры.

§ 27. Свидетельство об успешном окончании курса в какой-либо прогимназии дает право на поступление в V класс гимназии без испытания, если со времени окончания курса до поступления в гимназию прошло не более трех месяцев. В противном случае, желающий продолжать свое образование в гимназии подвергается испытанию. То же правило соблюдается при приеме вновь в те же классы гимназии или прогимназии выбывших из них добровольно или за невзнос платы за учение уволенных из оных, по внесении сими последними всей следовавшей с них в это время платы.

§ 30. Размер платы за обучение определяется местными педагогическими советами с утверждения министра народного просвещения...

Примечание. Плата за обучение, равно и прочие специальные средства гимназий и прогимназий составляют неотъемлемую собственность каждого из сих учебных заведений в отдельности и употребляются, на основании установленных правил, по представлению директора гимназии или инспектора прогимназии и с разрешения попечителя учебного округа или министра народного просвещения преимущественно на пополнение штатных средств этих учебных заведений и на усиление пособий, а затем уже на вспоможение лицам, состоящим или состоявшим на службе при заведении, и их семействам, а равно на непредвидимые расходы.

§ 31. От платы за учение освобождаются, по определению местного педагогического совета, заслуживающие этой льготы по своему прилежанию и поведению дети совершенно недостаточных родителей, притом не более 10 % общего числа учащихся...

§ 34. Ученики, пробывшие два года в одном классе и не оказавшие удовлетворительных успехов, увольняются из заведения.

§ 37. Лица, не обучавшиеся в гимназиях и прогимназиях, имеют право подвергаться испытанию из полного курса предметов, преподаваемых в сих учебных заведениях... с предварительным взносом 10-ти рублей в пользу экзаменаторов...

<...>

 

IV. Должностные лица

 

А. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии

§ 39. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии избираются попечителем учебного округа и утверждаются в должностях: первый — министром народного просвещения, а последние — попечителем учебного округа[2].

§ 40. В должности директора гимназии и инспектора гимназии и прогимназии преимущественно избираются лица, приобретшие ученую степень в одном из высших учебных заведений империи и обратившие на себя внимание службою по учебной части ведомства министерства народного просвещения.

§ 41. Директор есть начальник гимназии, на котором лежит полная ответственность по всем частям благоустройства заведения и которому, на этом основании, подчиняются все служащие в гимназии лица.

§ 42. Главная обязанность директора состоит в надзоре как за ходом преподавания и воспитания, так и за внешним порядком и благосостоянием вверенного ему заведения и вообще за точным исполнением всех постановлений, касающихся гимназий.

§ 44. Директор состоит преподавателем во вверенной ему гимназии... число даваемых им уроков определяется попечителем учебного округа и не должно превышать 12-ти в неделю.

§ 46. Директор, в случае несогласия с мнением педагогического совета или хозяйственного комитета, представляет об этом попечителю учебного округа на разрешение, а если дело не терпит отлагательства, то исполняет оное по собственному убеждению и немедленно доносит о своем распоряжении попечителю, представляя вместе с тем на его усмотрение и журнал педагогического совета или хозяйственного комитета.

§ 47. Инспектор гимназии есть помощник директора по учебной и воспитательной части и, в случае его болезни или отсутствия, вступает во все его права и обязанности.

§ 48. Инспектор гимназии... становится в ней преподавателем... число же даваемых им уроков... недолжно превышать 12-ти в неделю.

§ 49. Инспектор прогимназии как начальник вверенного ему заведения подчиняется непосредственно попечителю учебного округа и в отношении прогимназии имеет одинаковые права и несет одинаковые обязанности с директором гимназии...

Б. Преподаватели и классные наставники гимназий и прогимназий

<...>

§ 52. В преподаватели наук и языков в гимназиях и прогимназиях определяются попечителем учебного округа, по собственному его избранию или по представлению начальников сих заведений, лица, имеющие одобрительные аттестаты об окончании полного университетского курса и выдержавшие установленное на звание учителя гимназии испытание.

Примечание. В учителя немецкого и французского языков могут быть определяемы, до приготовления кандидатов на эти должности из окончивших университетский курс, и лица, не окончившие университетского курса, но выдержавшие особое испытание на звание учителей новых языков в гимназии и достаточно знающие русский язык.

§ 53. В учители чистописания, черчения и рисования определяются попечителем учебного округа лица, выдержавшие испытание на звание учителя сих предметов на основании установленных для сего правил.

§ 54. Учители пения и гимнастики определяются в гимназии директором, а в прогимназии — инспектором, получая плату за труды свои из штатной суммы[3].

§ 55. Для усиления учебной части и для образования опытных преподавателей попечители учебных округов могут определять в гимназии и прогимназии сверхштатных учителей, удовлетворяющих условиям, означенным в § 52. Учители эти, буде преподают не менее 6 уроков в неделю, пользуются всеми правами учебной службы, но жалованья не получают; впрочем, им может быть выдаваемо, с разрешения попечителя округа, вознаграждение за их труды из сумм гимназий и прогимназий. Лица сии, если окажутся достойными, при открытии вакансии имеют преимущество пред другими на занятие штатной должности, и в случае определения их на таковую время исправления ими сверхштатной должности зачитается в срок выслуги на пенсию.

§ 56. Каждый преподаватель, по представлению директора гимназия или инспектора прогимназии, основанному на определении педагогического совета, может, с разрешения попечителя округа, давать уроки и по нескольким различным предметам, буде имеет право на их преподавание, и, наоборот, преподавание некоторых предметов, обыкновенно соединяемых между собою, как-то: история, география, чистописание и рисование с черчением, и даже различных разделов одного и того же предмета, может быть разделяемо и между несколькими преподавателями по усмотрению педагогического совета и с разрешения попечителя округа.

§ 57. Преподаватели наук и языков разделяются по окладам получаемого ими содержания в гимназиях на четыре, в прогимназиях на три разряда, причем получающие высший оклад называются заслуженными, с каковым званием не соединяется однако же никаких других прав и преимуществ.

§ 58. Поступающие вновь на службу по учебной части определяются преподавателями с низшим окладом содержания и ближайший высший оклад получают по выслуге пяти лет учителем в том же заведении. Назначение следующих затем высших окладов производится, когда, откроется вакансия, по старшинству, с разрешения всякий раз попечителя учебного округа, за продолжительную, полезную и ревностную службу преимущественно в одном и том же учебном заведении; в случае же, если окажется несколько преподавателей с одинаковым старшинством, то избрание одного из них на вакантный высший оклад производится в педагогическом совете, и избранный представляется на утверждение попечителя округа.

§ 59. Учителям дозволяется содержать у себя пансионеров, с соблюдением правил, установленных по сему предмету министерствам народного просвещения. Правом сим не могут пользоваться директоры и инспекторы гимназий и прогимназий.

§ 60. Классных наставников полагается по одному на каждый класс как основной, так и параллельный, с соразмерным вознаграждением из определенной на сей предмет штатной суммы; директор же и инспектор гимназии и инспектор прогимназии, состоя также классными наставниками — первый и последний в избранных ими самими для сего классах, а инспектор гимназии — в указанном ему директором классе,— не получают за исполнение этих своих обязанностей особого вознаграждения.

§ 61. Классные наставники назначаются начальником гимназии из числа преподавателей, имеющих в классе наибольшее число уроков, и утверждаются в этом звании попечителем учебного округа.

§ 62. Классные наставники, будучи вообще ближайшими помощниками директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников вверенных каждому из них классов, принимают надлежащие меры для преуспевания оных, вступая, между прочим, с этою целью в сношения с родителями и родственниками учеников, а равно и с прочими преподавателями своего класса, в тех видах, чтоб уроки и письменные задачи были равномерно распределяемы по дням недели и чтобы вообще преподавание одного предмета не стесняло преподавания других предметов.

§ 63. В помощь классным наставникам, в особенности же для надзора за учениками в то время, когда классные наставники заняты уроками в своих классах, а также для посещения учеников на дому, преимущественно живущих не у родственников, полагается в гимназии два помощника классных наставников, а в прогимназии — один.

Примечание 1. В гимназиях и прогимназиях, где не окажется возможным иметь классных наставников, полагаются надзиратели, по два на каждую гимназию, классы коей и распределяются между ними, и по одному — на каждую прогимназию.

Примечание 2. Надзиратели определяются на одинаковых основаниях с преподавателями наук и языков (§ 52). Они имеют ближайший надзор за учениками в рекреационное время, помогают начальству гимназии и прогимназии в наблюдении за нравственностью и успехами учеников и в отсутствие учителей занимаются по возможности их предметами с их же учениками.

В. Прочие должностные лица.

<...>

 

История

Преподавание истории в классических гимназиях до начала ХХ в. начиналось с 4 класса. До 1890 г. было два курса: эпизодический — для младших классов и систематический — для старшеклассников. В 1890 г. эпизодический курс в начальных классах гимназии, сменивший курс элементарный, перед преподавателями ставил задачу возбудить в детях с первых лет обучения интерес к занятиям историей, которая в свою очередь должна была воспитать у них любовь к родине.

Перед систематическим курсом для старшеклассников с 1890 г. была поставлена другая задача — развивать у учащихся способность понимать связи между событиями, умения группировать и сопоставлять разрозненные события, происшедшие в одно время в разных государствах. История переставала быть предметом зубрёжки, а становилась предметом размышления.

С начала ХХ в. изучение отечественной истории в элементарном курсе переместилось из 3-го в 1—2-е классы для того, чтобы покидающие гимназию, пройдя программу лишь младших классов, всё же получали какое-то законченное представление об истории своей страны. Конкретные исторические знания местной истории — вот что, по мысли Учёного Комитета, должно было воспитывать патриотизм у младших гимназистов.

Важно отметить, что частично история преподавалась гимназистам и на уроках древних языков. Знаменитые «Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей, составленные С.О. Цыбульским», преподавателем Николаевской гимназии, были рекомендованы, как наглядное пособие не только по курсу древних языков классических гимназий, но и в по курсу истории в кадетских корпусах, к примеру.

Помимо преподавания в гимназии, каждый из них серьезно занимался научной работой, издавал учебники, публиковал научные статьи, защищал диссертации. Имя К.А. Иванова было широко известно в России благодаря написанным им учебникам по древней и новейшей истории, выдержавшим множество изданий, и увлекательно написанным книгам по средневековой истории. Современные читатели также смогли по достоинству оценить талант историка Иванова. Большинство из вышеперечисленных книг были переизданы в последнее десятилетие.

Помимо преподавания в гимназии, каждый из них серьезно занимался научной работой, издавал учебники, публиковал научные статьи, защищал диссертации. Имя К.А. Иванова было широко известно в России благодаря написанным им учебникам по древней и новейшей истории, выдержавшим множество изданий, и увлекательно написанным книгам по средневековой истории. Современные читатели также смогли по достоинству оценить талант историка Иванова. Большинство из вышеперечисленных книг были переизданы в последнее десятилетие.

М.И. Ростовцев, крупный учёный, исследователь археологиечких памятников юга России, стал в последствии академиком. И.А. Тихомиров — исследователь русских летописей. Составленный им «Атлас по всеобщей и русской истории для средних учебных заведений, пережил несколько изданий, по нему учились несколько поколений российских гимназистов.

Выпускник Николаевской гимназии 1900 года С.Горный с любовью вспоминал учителя истории И.И.Лаппо в рассказе "Муромцев приехал" ("Всякое бывало". Берлин. 1927):

"Иван Иванович Лаппо, историк, готовившийся на профессора, был у нас в гимназии словно мимоходом, не резал, никому не мешал и, казалось, понимал: кто хочет, будеть знать, кто не хочет, Бог с ним. Знал он до тонкости всяких Ягелло и Гедиминов, Ольгердов и Кейстутов — именно это, особенно это — и, когда доходило до Ольгерда и унии, оживлялся. <...> Мы его за это, и за какую-то вкусную простоту, и за Ольгерда с Кейстутом очень любили".

7 февраля 1903 г. ученикам был предоставлен льготный день, и они были освобождены от занятий, при чем в этот день устроено было чтение для учеников младшего возраста по русской истории в связи с курсом (200-летнего юбилея основания Петербурга) преподавателем А. А. Мухиным, а для старшего возраста по истории Римской литературы (Цицерон и его культурно-историческое значение) преподавателем Б. В. Варнеке.

 

Преподаватели истории:

1. 1870-1883 Соколов Аркадий Фёдорович

2. 1872-1878 Андреянов Михаил Александрович

3. 1878-1885 Тихомиров Иван Александрович

4. 1885-1887 Ереемев Евгений Павлович

5. 1887-1890 Форстен Георгий Васильевич

6. 1888-1901 Покотило Николай (Нил) Петрович

7. 1890-1892 Середонин Сергей Михайлович

8. 1892-1897 Лаппо Иван Иванович

9. 1897-1917 Геппенер Ричард Николаевич

10. 1907-1917 Греве Павел Адольфович

11. 1908-? Некрасов Пётр Петрович

12. ?-1914 Вернер Иван Иванович

13. 1914-1917 Дроздецкий Аркадий Андреевич

14. 1914-1921 Климочкин Василий Михайлович

 

Требования к поступающим.

Требования к поступающим ограничивались знанием основных молитв, умением читать по-русски и по-церковнославянски и выполнять 4 арифметических действия над целыми числами.

Распорядок учебного дня в 1871-1872 уч. гг

Начало уроков ежедневно в 9 часов утра. Перед началом учения и после него ежедневно читалась в каждом классе молитва всеми учениками поочередно. Молитва читалась внятно и неторопливо.

Каждый урок продолжается 1 час. Отдыхи между уроками (перемены):

В приготовительном классе

· между 1, 2 и 3 уроками по 15 мин.

· между 2 и 3 и 30 мин.

В 1, 2, 3 и 4 классах

· между 1 и 2, 4 уроками по 5 мин.

· между 2 и 3 —10 мин.

· между 3 и 4 – 30 мин.

Изучаемые предметы:

Состав изучаемых предметов регламентировался гимназическими уставами и решениями педагогических советов гимназий. В российском «Уставе гимназий и прогимназий» 1864 года классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. Уставы предписывали не только перечень изучаемых предметов, но и время, отведенное на каждый из них.

Реформа 1871 года делала главный упор в гимназическом обучении на три предмета: латинский и греческий языки и математика. Несмотря на общую гуманитарную направленность гимназии, уровень преподавания точных наук был весьма высок.

Во второй половине XIX века в классических гимназиях изучались:

1. Закон Божий,

2. русский язык,

3. церковнославянский язык

4. словесность,

5. древние языки (латинский и греческий),

6. история,

7. география,

8. естественная история,

9. математика,

10. физика,

11. космография,

12. чистописание

13. рисование

14. пение

Встречались в расписании старших гимназистов Николаевской гимназии и такие незнакомые нынешнему школьнику предметы, как:

1. Философская пропедевтика — курс для старшеклассников, предваряющий серьёзное изучение философии,

2. Космография — учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом,

3. Математическая география — часть землеописания, изучающая положение земли относительно других небесных тел,

4. Математическая физика — теория математических моделей физических явлений.

К числу учебных предметов для желающих, без дополнительной оплаты, относились:

1. Гимнастика (для пансионеров – обязательна);

2. Пение.

По желанию, за отдельную плату преподавались:

1. Музыка,

2. Танцы.

При Георгиевском Л.А. с 1897 года было введено обучение рисованию, гимнастике, фехтованию и музыке, был организован собственный оркестр, ставились самодеятельные спектакли.

В 1902 году было отменено преподавание латыни в первых двух классах, а греческого в третьем и четвертом, он стал необязательным языком.

В 1910 году выпускники Николаевской гимназии получали аттестаты зрелости, где им выводились оценки по 12 предметам:

1. Закону Божию,

2. русскому языку,

3. философской пропедевтике,

4. латинскому языку,

5. законоведению,

6. математике,

7. физике,

8. математической географии,

9. истории,

10. географии,

11. немецкому языку

12. французскому языку.

 

 

Образовательная реформа Александра II

Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и всесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ.

В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения; именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве.

В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.
Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники школ утверждались централизованно – в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников.
Роль общества в российской системе образования второй половины XIX века была исключительно большой. Основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование.

Устав 1871 года (гимназия)

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден. Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась матем

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...