Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Почетный попечитель гимназии и прогимназии

<...>

Глава вторая. Пансионы при гимназиях и прогимназиях.

<...>

Глава третья. Права и преимущества гимназий и прогимназий

<...>

§ 122. Директоры гимназий и инспекторы гимназий и прогимназий, доколе занимают сии должности и если не имеют чина выше, считаются первые в V, а вторые в VI классе[5] и утверждаются в сих чинах по выслуге: директоры девяти, а инспекторы четырех лет...

§ 123. Преподавателям гимназий и прогимназий при первоначальном определении на учебную службу, производится третное не в зачет жалование[6]...

§ 125. Все преподаватели, надзиратели гимназий и прогимназий, помощники классных наставников, а также воспитатели находящихся при гимназиях и прогимназиях пансионов по выслуге четырех лет утверждаются в классе, присвоенном их должности...

§ 128. Окончившие курс ученики прогимназии, а также имеющие одобрительное свидетельство об окончании учения в IV классе гимназии, при поступлении в гражданскую службу, если имеют на то право по происхождению, не подвергаются испытанию для производства в первый классный чин.

§ 129. Ученики, окончившие полный курс учения в гимназии с особым отличием и награжденные при выпуске медалями, золотою или серебряною, определяются в гражданскую службу, без различия состояния, с чином XIV класса.

§ 130. Только ученики, окончившие курс учения в гимназиях, или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов.

§ 131. Ученики, получившие одобрительный аттестат об окончании полного курса гимназии, но не удостоенные награды медалями, если они по происхождению имеют право на вступление в гражданскую службу, принимаются в оную предпочтительно пред теми, кои не обучались в гимназиях или других равных им учебных заведениях, и производятся в первый классный чин, по выслуге сроков, определенных в 593-й ст. Св. зак. (изд. 1557 г.), т. III, Уст. о службе, по опред. от правит.

§ 132. Права окончивших курс в гимназии на поступление в военную службу и на производство их потом в офицеры определяются существующими по военному ведомству правилами о воспитанниках гимназий.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 46. Отделение 2. СПб., 1874. № 49860. С. 85-99

 

[1] Не приводятся. В гимназиях с двумя древними языками на латинский язык отводилось 49 годовых недельных уроков (продолжительностью 1 час каждый):

на математику с физикой, математической географией и кратким естествоведением – 37,

на греческий язык – 36,

на русский язык с церковнославянским – 24,

на французский или (и) немецкий язык – 19,

на закон божий – 13,

на историю – 12,

географию – 10,

чистописание – 5,

краткие основания логики – 1 (с приготовительным классом).

В гимназиях без греческого языка на русский с церковнославянским отводилось 28 годовых недельных уроков:

французский – 27,

немецкий – 24, на остальные дисциплины аналогично гимназиям с двумя языками.

[2] В 1870-1880-е гг. директора и инспектора в большинстве случаев назначались из преподавателей древних языков.

[3]Эти учителя, в отличие от остальных, работали по вольному найму, т.е. не имели право на чинопроизводство. Поэтому их оклад определялся не законом, а директором.

[4] В этом § говорится о праве директора созывать такие заседания.

[5] По Табели о рангах.

[6] Т.е. выплачиваются подъемные в размере 1/3 годового жалования.

 

История

Преподавание истории в классических гимназиях до начала ХХ в. начиналось с 4 класса. До 1890 г. было два курса: эпизодический — для младших классов и систематический — для старшеклассников. В 1890 г. эпизодический курс в начальных классах гимназии, сменивший курс элементарный, перед преподавателями ставил задачу возбудить в детях с первых лет обучения интерес к занятиям историей, которая в свою очередь должна была воспитать у них любовь к родине.

Перед систематическим курсом для старшеклассников с 1890 г. была поставлена другая задача — развивать у учащихся способность понимать связи между событиями, умения группировать и сопоставлять разрозненные события, происшедшие в одно время в разных государствах. История переставала быть предметом зубрёжки, а становилась предметом размышления.

С начала ХХ в. изучение отечественной истории в элементарном курсе переместилось из 3-го в 1—2-е классы для того, чтобы покидающие гимназию, пройдя программу лишь младших классов, всё же получали какое-то законченное представление об истории своей страны. Конкретные исторические знания местной истории — вот что, по мысли Учёного Комитета, должно было воспитывать патриотизм у младших гимназистов.

Важно отметить, что частично история преподавалась гимназистам и на уроках древних языков. Знаменитые «Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей, составленные С.О. Цыбульским», преподавателем Николаевской гимназии, были рекомендованы, как наглядное пособие не только по курсу древних языков классических гимназий, но и в по курсу истории в кадетских корпусах, к примеру.

Помимо преподавания в гимназии, каждый из них серьезно занимался научной работой, издавал учебники, публиковал научные статьи, защищал диссертации. Имя К.А. Иванова было широко известно в России благодаря написанным им учебникам по древней и новейшей истории, выдержавшим множество изданий, и увлекательно написанным книгам по средневековой истории. Современные читатели также смогли по достоинству оценить талант историка Иванова. Большинство из вышеперечисленных книг были переизданы в последнее десятилетие.

Помимо преподавания в гимназии, каждый из них серьезно занимался научной работой, издавал учебники, публиковал научные статьи, защищал диссертации. Имя К.А. Иванова было широко известно в России благодаря написанным им учебникам по древней и новейшей истории, выдержавшим множество изданий, и увлекательно написанным книгам по средневековой истории. Современные читатели также смогли по достоинству оценить талант историка Иванова. Большинство из вышеперечисленных книг были переизданы в последнее десятилетие.

М.И. Ростовцев, крупный учёный, исследователь археологиечких памятников юга России, стал в последствии академиком. И.А. Тихомиров — исследователь русских летописей. Составленный им «Атлас по всеобщей и русской истории для средних учебных заведений, пережил несколько изданий, по нему учились несколько поколений российских гимназистов.

Выпускник Николаевской гимназии 1900 года С.Горный с любовью вспоминал учителя истории И.И.Лаппо в рассказе "Муромцев приехал" ("Всякое бывало". Берлин. 1927):

"Иван Иванович Лаппо, историк, готовившийся на профессора, был у нас в гимназии словно мимоходом, не резал, никому не мешал и, казалось, понимал: кто хочет, будеть знать, кто не хочет, Бог с ним. Знал он до тонкости всяких Ягелло и Гедиминов, Ольгердов и Кейстутов — именно это, особенно это — и, когда доходило до Ольгерда и унии, оживлялся. <...> Мы его за это, и за какую-то вкусную простоту, и за Ольгерда с Кейстутом очень любили".

7 февраля 1903 г. ученикам был предоставлен льготный день, и они были освобождены от занятий, при чем в этот день устроено было чтение для учеников младшего возраста по русской истории в связи с курсом (200-летнего юбилея основания Петербурга) преподавателем А. А. Мухиным, а для старшего возраста по истории Римской литературы (Цицерон и его культурно-историческое значение) преподавателем Б. В. Варнеке.

 

Преподаватели истории:

1. 1870-1883 Соколов Аркадий Фёдорович

2. 1872-1878 Андреянов Михаил Александрович

3. 1878-1885 Тихомиров Иван Александрович

4. 1885-1887 Ереемев Евгений Павлович

5. 1887-1890 Форстен Георгий Васильевич

6. 1888-1901 Покотило Николай (Нил) Петрович

7. 1890-1892 Середонин Сергей Михайлович

8. 1892-1897 Лаппо Иван Иванович

9. 1897-1917 Геппенер Ричард Николаевич

10. 1907-1917 Греве Павел Адольфович

11. 1908-? Некрасов Пётр Петрович

12. ?-1914 Вернер Иван Иванович

13. 1914-1917 Дроздецкий Аркадий Андреевич

14. 1914-1921 Климочкин Василий Михайлович

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...