Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие системы обучения: прогимназии, реальные гимназии, классические гимназии и реальные училища

Вначале, исходя из имеющихся средств, намечалось открыть прогимназию, затем частную реальную шестиклассную гимназию

Еще до ее создания возник спор между родителями и учителями-классиками. После принятия устава 1864 года, вводившего классические языки в качестве основного элемента доуниверситетского образования, этот спор шел по всей России. И. Ф. Анненский, будущий третий директор Николаевской гимназии, очевидно, несчетное количество раз вынужденный отвечать на известный вопрос родителей, напишет впоследствии, что за всеми бойкими фразами фельетонистов слышится “вечный голос русской маменьки: Ну, латынь я еще понимаю — рецепт доктору написать, но греческий-то зачем?” Однако в Царском Селе конфликт неожиданно стал настолько острым, что учителя вынуждены были поначалу пойти на компромисс. Дело было в следующем.

В середине прошлого века, как видно из статистических отчетов по Петербургской губернии, население Царского Села все больше пополняется за счет представителей купеческого сословия. Между тем, из мужских среднеобразовательных школ в городе имелось одно уездное училище, причем оно обслуживало не только Царское, но и Павловск и Гатчину. Потребность в учреждении новой школы была очевидна. И как раз в этот момент приостановилось строительство богадельни на Набережной улице, на которое не хватало средств.

Воспользовавшись благоприятным моментом, купцы просят отвести здание под мужскую гимназию. Разумеется, учиться в ней должны были прежде всего их собственные дети. Поскольку здание необходимо было срочно достраивать (оно примыкало к городской ратуше), градоначальник, генерал-майор Гогель, соглашается и берет будущую школу под свое попечительство. Деньги были получены и Монигетти довел строительство до конца (1966 год). Это была победа царскосельской купеческой общины. Жертвователи учредили фонд на содержание гимназии. Вполне понятно, что концепцию будущей школы спонсоры хотели определить сами. Они предлагалиучить по программе реальных гимназий, с усиленным преподаванием естественных наук, законоведения и ремесел, и, кроме того, французского и немецкого языков.

Трудно судить за такой подход к делу состоятельных царскоселов. По меткому слову Анненского, “с точки зрения банковской конторы человек определяется ценностью его на рынке и, естественно, humaniora для промышленника сводятся к знанию языков, повышающих эту ценность.” Очевидно, что если бы дело происходило в любом другом городе России, будущая школа стала бы именно такой, какой ее хотели видеть “благодетели”.

Но Царское Село было постоянной резиденцией монарха, и поэтому все события городской жизни обсуждались первыми людьми государства. Двор и правительство часто подолгу оставались в Царском; многие жили там круглый год. Придворные и министры не собирались готовить своих детей к промышленной деятельности. Градоначальник Гогель сделал доклад об окончании строительства здания гимназии великому князю Константину Николаевичу. Дело обсуждалось с канцлером, князем Горчаковым, затем с Иваном Давыдовичем Деляновым, исполнявшим тогда обязанности управляющего министерством народного просвещения. Видимо, по этому поводу высказывался и сам Александр II. Министры и двор настаивали на учреждении классической гимназии.

Следовало убедить в этом купечество, твердо стоявшее на своем. Переговоры продолжались до 1868 года и в результате было найдено компромиссное решение — устроить классическую гимназию с одним латинским языком. Сперва купцы просили ввести дополнительный курс латыни в реальной гимназии, но в таком случае концепция школы противоречила бы министерской программе и школа не могла быть государственной, а это означало, что директор, инспектор и все учителя не будут назначены министерством. Учредители же были не в состоянии сформировать педагогический коллектив. Таким образом, латынь должна была стать основным элементом программы с наибольшим количеством часов — 5 в неделю. Гимназия переходила в разряд классической.

Классическая гимназия, где большое внимание уделялось изучению древних классических языков: латинского и греческого, подготавливала учащихся к дальнейшему образованию в университетах. Реальная гимназия (с 1871 года реальное училище), где основной упор делался на изучение естественных и математических наук, подготавливала учащихся для поступления в специальные высшие учебные заведения. Выбор был сделан в пользу первого типа и гимназия получила статус классической с латинским языком.

И, наконец, в мае 1870 года было получено разрешение на открытие в Царском Селе казенной мужской гимназии с присвоением ей наименования Николаевской, в память императора Николая Павловича (Николая I) и цесаревича Николая Александровича (умершего первенца императора Александра II).

Было решено открыть вначале приготовительный класс и три гимназических класса, остальные классы предполагалось открыть по мере необходимости и нахождения необходимых средств.

Классическая гимназия, где большое внимание уделялось изучению древних классических языков: латинского и греческого, подготавливала учащихся к дальнейшему образованию в университетах.

В классических гимназиях естественные науки не преподава­лись, для их изучения существовали реальные гимназии и училища. Согласно гимназического устава 1871 года курс обучения длился 8 лет (7-й класс делился на 2 года), на латинский и греческий языки отводился 41% учебного времени, а на физику, математику и естествознание лишь 18%4.

Реальная гимназия (с 1871 года реальное училище), где основной упор делался на изучение естественных и математических наук, подготавливала учащихся для поступления в специальные высшие учебные заведения. Выбор был сделан в пользу первого типа, и гимназия получила статус классической с латинским языком.

Иван Иванович Пискарев был замечательным учителем и ученым человеком. Он автор “Введения к изучению российских законов”, труда, который долгое время был основным юридическим пособием в русской школе. Однако, не будучи классиком, первый директор Николаевской гимназии, хотя и настаивал на введении латыни, но, что называется, не видел за деревьями леса. Об изучении античной культуры в руководимой им гимназии заботились мало. Были, впрочем, и трудности внешние.

Гимназия первоначально была прогимназией, обучение в ней длилось 4 года. С самого начала стало ясно, что большинство учеников не готовы к курсу классической гимназии. Из 80 учеников, набранных за первые 4 года, всего 9 было переведенно в следующие классы. Срочно потребовалось открыть подготовительный класс, в котором не было латыни, но уже достаточно серьезно для начального этапа преподавалась математика, история и француский язык. Это позволило хоть немного приблизить по­ступивших к восприятию оригинальных латинских текстов.

Преобразование Николаевской гимназии на ооновании Устава 30-го июля 1871 года

Гимназический устав 1864 г. оказался самым недолговечным среди выходивших в России — 30 июля 1871 г. его заменил новый устав. Согласно ему гимназический курс увеличился до 8 лет, 7-й класс делился на 2 года.

Новый гимназический Устав открывал доступ в университеты лишь выпускникам классических гимназий, одновременно восстанавливая в них преподавание обоих древних языков. В первый же год оказалось возможным в Николаевской гимназии назначить во всех классах классных наставников, которые составляли одну из главных отличительных черт нового Устава.

В 1874 году новыми правилами для гимназии и прогимназии устанавливалась мелкая и точная регламентация учебной жизни даже «каждого шага» гимназистов. Отличительными чертами этих воспитательных правил были охранительные тенденции и боязнь живой мысли. Основной заботой министерства просвещения в этом отношении был надзор за благонадежностью учащихся. Непрерывная слежка, вся воспитательная система казенной гимназии, построенная на совершенно ложном и антипедагогическом принципе «наказания» и «возмездия» за совершенный поступок, постоянно довлела над учениками, угнетала их психику, возбуждала вражду к учителям.

Так было в большинстве гимназий и, отчасти, в Николаевской. Но в последней, благодаря нерядовым директорам и педагогам, а также Genio Loci, места, в котором возникла гимназия, было много такого, что позволило Николаевской гимназии через несколько лет стать одним из лучших средних учебных заведений не только Санкт-Петербурга, но и России, а её выпускники стали выдающимися поэтами, учёными, юристами, инженерами, военными, государственными деятелями!

Новый устав был введен в Николаевскую гимназию, основанную по уставу 1864 года, уже при вступлении её во второй год существования, когда в ней только что были открыт IV класс. Это не представило больших затруднений для гимназии, так как приготовительный класс, учрежденный по новому уставу, при Николаевской Царскосельской гимназии уже существовал с момента её основания, а классов было только три, и открывался четвертый, так что перемены, произведеннея в распределении уроков по предметам и по классам, легко могли быть осуществлены во всех классах одновременно.

Наибольшее затруднение могло представить введение греческого языка во вновь открытом четвертом классе, но и это затруднение педагогический совет счел возможным преодолеть, введя греческий язык одновременно в III и IV классах, с тем, чтобы с учениками, находившимися в IV классе, курсъ III, IV и V классовъ былъ пройден, насколько это окажется возможным, в течение 2-х лет.

После кончины И. И. Пискарева в октябре 1887 года, на смену ему пришел молодой филолог, сын известного деятеля народного образования сенатора А.И. Георгиевского Лев Александрович Георгиевский. В Николаевской гимназии училось тогда уже более 200 человек, было 6 классов, не считая подготовительного, из гуманитарных дисциплин преподавались латынь, французский, немецкий, математика, история и русская словесность.

Требования к поступающим.

Требования к поступающим ограничивались знанием основных молитв, умением читать по-русски и по-церковнославянски и выполнять 4 арифметических действия над целыми числами.

Распорядок учебного дня в 1871-1872 уч. гг

Начало уроков ежедневно в 9 часов утра. Перед началом учения и после него ежедневно читалась в каждом классе молитва всеми учениками поочередно. Молитва читалась внятно и неторопливо.

Каждый урок продолжается 1 час. Отдыхи между уроками (перемены):

В приготовительном классе

· между 1, 2 и 3 уроками по 15 мин.

· между 2 и 3 и 30 мин.

В 1, 2, 3 и 4 классах

· между 1 и 2, 4 уроками по 5 мин.

· между 2 и 3 —10 мин.

· между 3 и 4 – 30 мин.

Изучаемые предметы:

Состав изучаемых предметов регламентировался гимназическими уставами и решениями педагогических советов гимназий. В российском «Уставе гимназий и прогимназий» 1864 года классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. Уставы предписывали не только перечень изучаемых предметов, но и время, отведенное на каждый из них.

Реформа 1871 года делала главный упор в гимназическом обучении на три предмета: латинский и греческий языки и математика. Несмотря на общую гуманитарную направленность гимназии, уровень преподавания точных наук был весьма высок.

Во второй половине XIX века в классических гимназиях изучались:

1. Закон Божий,

2. русский язык,

3. церковнославянский язык

4. словесность,

5. древние языки (латинский и греческий),

6. история,

7. география,

8. естественная история,

9. математика,

10. физика,

11. космография,

12. чистописание

13. рисование

14. пение

Встречались в расписании старших гимназистов Николаевской гимназии и такие незнакомые нынешнему школьнику предметы, как:

1. Философская пропедевтика — курс для старшеклассников, предваряющий серьёзное изучение философии,

2. Космография — учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом,

3. Математическая география — часть землеописания, изучающая положение земли относительно других небесных тел,

4. Математическая физика — теория математических моделей физических явлений.

К числу учебных предметов для желающих, без дополнительной оплаты, относились:

1. Гимнастика (для пансионеров – обязательна);

2. Пение.

По желанию, за отдельную плату преподавались:

1. Музыка,

2. Танцы.

При Георгиевском Л.А. с 1897 года было введено обучение рисованию, гимнастике, фехтованию и музыке, был организован собственный оркестр, ставились самодеятельные спектакли.

В 1902 году было отменено преподавание латыни в первых двух классах, а греческого в третьем и четвертом, он стал необязательным языком.

В 1910 году выпускники Николаевской гимназии получали аттестаты зрелости, где им выводились оценки по 12 предметам:

1. Закону Божию,

2. русскому языку,

3. философской пропедевтике,

4. латинскому языку,

5. законоведению,

6. математике,

7. физике,

8. математической географии,

9. истории,

10. географии,

11. немецкому языку

12. французскому языку.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...