Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты инвестиционной политики

 

Инвестиции в основной капитал:

В январе-сентябре 2015 г. использовано 145,9 трлн рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 86,1% к соответствующему периоду 2014 г. Снижение темпа роста связано с сжатием внутреннего спроса в условиях сокращения бюджетного финансирования и кредитования реального сектора экономики. При этом доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций составила 33,5%, доля строительно-монтажных работ – 54,9%. Для сравнения, в 2014 году использовано 149,6 трлн рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 88,8% к уровню 2013 года, и эквивалентно 15,0 млрд долл. США. При этом доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций составила 33%, доля строительно-монтажных работ – 56,1%.

Сокращение объемов инвестиций в основной капитал объясняется недостатком средств финансирования в результате:

•сжатия внутреннего спроса;

•снижения инвестиционной активности на внешних рынках;

Иностранные инвестиции:

Всего за январь-сентябрь 2015 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 8,7 млрд долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 5,5 млрд долларов (62,8% от общего объема), портфельных – 0,003 млрд долларов, прочих – 3,2 млрд долларов.

 

 

ТОП-10 по итогам 9 месяцев 2015 г.стран-доноров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в Республику Беларусь: Россия 45,9%, Соединенное Королевство 29,5%, Кипр 8,7%, Польша 2,5%, Литва 2,0%, Китай 1,3%, Германия 1,1%, Австрия 1,1%, Украина 1,1%, Латвия 0,9%. На долю прочих стран-доноров приходится – 6,0%.

Стратегии и альтернативы вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность

Реализация инвестиционных возможностей страны во многом зависит от ее позиции по отношению к глобализации мировой экономики.

Известно, что глобализация как процесс движения к глобальной экономике характеризуется пятью направлениями развития, среди которых:

• интенсификация внешней торговли между странами;

• рост миграции высококвалифицированной рабочей силы;

Очевидно, что большинство направлений глобализации имеет инвестиционную основу, поэтому примыкание любой страны к глобальным процессам во многом зависит от национальной стратегии вхождения в глобальную инвестиционную деятельность. Эта стратегия основана, прежде всего, на степени и эффективности использования всех видов международных инвестиций, которые подразделяются по отношению к национальной экономике на иностранные инвестиции и национальные инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции).

Стратегии вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность Исследование мировой теории и практики международного инвестирования пока- зало, что для Республики Беларусь по характеру и по степени охвата можно выделить четыре вида стратегий вхождения в глобальную инвестиционную деятельность.

Тип стратегии Характеристика стратегии
1.Наступательная секторальная Государственное стимулирование: - иностранных инвестиций в определенные отрасли национальной экономики Беларуси (биотехнологии, генетика, электроника и др.); - отраслевых и региональных направлений зарубежных инвестиций
2.Наступательная общеэкономическая Государственное стимулирование: - иностранных инвестиций во все сферы национальной экономики, кроме угрожающих национальной безопасности; - зарубежных инвестиций всех отраслевых и зарубежных направлений, кроме угрожающих национальной безопасности Беларуси
3.Протекционистская секторальная Защита от иностранных инвестиций отраслей, не связанных с угрозами национальной безопасности. Регламентация направлений зарубежных инвестиций
4.Протекционистская общеэкономическая Общеэкономический протекционизм: ограничительная та- рифная система, сдерживающая политика ввоза и вывоза ка- питала

 

Очевидно, третий и четвертый типы стратегий будут сдерживать вхождение Республики Беларусь в глобальную экономику, а первый и второй типы, наоборот, активизируют данный процесс. В связи с этим следует решить вопрос о необходимости активизации процесса вхождения нашей страны в глобальную экономику. Обратимся к мировым исследованиям и статистике.

Таким образом, приведенные аргументы свидетельствуют о выгодах активизации вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность при условии выбора технологического варианта развития данного процесса. Однако примыкание к глобализации означает частичную потерю суверенитета страны, поскольку снижаются или устраняются барьеры на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, технологий, информации. Поэтому цель стратегии вхождения Беларуси в глобальную инвестиционную деятельность основывается также на выборе, в чью пользу следует пожертвовать частью собственного суверенитета.

Согласно исследованиям, для Республики Беларусь возможны следующие альтернативы вхождения в глобальную экономику:

1) через развитие Беларуси как малой открытой экономики;

2) посредством развития во взаимодействии со страной-сателлитом, которым является государство - основной импортер и экспортер товаров и инвестиций для Беларуси;

3) через развитие в зависимости от задач, стоящих перед интеграционной группировкой, членом которой является или собирается стать Беларусь;

4) в результате развития под доминирующим руководством международной экономической организации.

Первая альтернатива может стать путем примыкания Республики Беларусь к глобальным процессам через углубление либерализации экономики, что предполагает объективный переход части властных функций государства субъектам глобализации, а именно: транснациональным компаниям, транснациональным банкам, транснациональным финансово-промышленным группам, наднациональным органам управления и общественным организациям. Вторая альтернатива республикой фактически реализуется, так как в течение всего переходного периода Беларусь развивается, выбрав в качестве основного партнера Рос- сию, доля которой в географической структуре импорта и экспорта Беларуси составляет более 60 и 50% соответственно. Однако сама Российская Федерация имеет сырьевую ос- нову в структуре своего экспорта, который в 2003 г. превысил 120 млрд. долл. США и на три четверти представлял собой энергоносители и сырье. Поэтому пока данную альтернативу нельзя рассматривать в качестве удачной. Третья из рассматриваемых альтернатив может стать или препятствием, или реальным путем для нашей страны в глобальную инвестиционную деятельность в зависимости от задач, стоящих перед интеграционной группировкой. Пока все интеграционные ориентиры Беларуси направлены в сторону России и СНГ, поэтому проблемы этих государств по принципу «эффекта домино» отражаются на нашей стране.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...