Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА1. Развитие слухового внимания к неречевым звукам На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
- Упражнения для выполнения родителями с детьми * Упражнение «Чудо-звуки» Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки, — какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке. Зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте — это опоры вашего малыша в жизни. * Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
- Упражнения, проводимые логопедом * Что слышно Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение. Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.). * Определи, что слышится Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука. Оборудование: ширма, различные предметы. Содержание: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др. Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов). * Шумящие коробочки Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости. Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других. * Повтори Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков. Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию. * Колокольчик Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик. Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал. Определи, откуда звук Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик. Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.). * Далеко - близко Цель: определение расстояния звучания. Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.
2. Развитие слухового внимания к речевым звукам. На протяжении данного этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
- Упражнения: * Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»). * Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко». Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.
3. Развитие фонематических процессов. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений является важной коррекционно-логопедической задачей при проведении мероприятий по исправлению недостатков как устной, так и письменной речи, а также при обучении грамоте дошкольников с нормальным речевым развитием. ü Развитие фонематического анализа * Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем – раз! И два – мы распутаем слова!» Дети стоят в кругу – логопед в центре, держит мяч. Если в слове есть звук Л, то ребенок должен поймать его, если нет – отбить мяч. БАЛ, БАЛКА, БАЙКАЛ, ШАР, СИГНАЛ, СКАЛКА, СТУЛ, МОЛНИЯ, ВОЛК, ВЕТЕР, ПРИЧАЛ, ШЛЕМ, КУКЛА, СТУК (и т.д.). ü Развитие фонематического синтеза * «Гости» Логопед произносит фразу: В гости к слогу -ЛО- пришел слог –КОТЬ-. Что получилось? И т.д. В упражнении используются имена детей. * «Скажи наоборот» Логопед произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Они произносят слог наоборот и перебрасывают мяч обратно. Например: ау – уа, оы – ыо, оу – уо и т.д. ü Развитие фонематических представлений * Придумать слова на заданные звуки. Для начала лучше давать гласные звуки, затем, после усвоения ребенком принципа этого упражнения, вводить согласные звуки * «Помоги Незнайке» На панно картинки, на которых изображены: ПАРК, МАГАЗИН, ШКОЛА, РЫНОК, ЦВЕТЫ, ДОМ, ТУЧА. - Из названий картинок убежали гласные звуки. Давайте поможем Незнайке найти их. Я буду называть слова без гласных звуков, а вы найдите нужную букву и покажите ее. Например: П…РК (ПАРК), Р…Н…К (РЫНОК).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |