Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

 

1. Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

 

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения «Часики», «Змейка».)

 

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

 

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.

(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

 

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение « Заборчик ».)

 

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

 

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

 

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

 

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

 

2. Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков.

* Построить забор.

Цель.

-Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание.

-Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [И].) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

* Сделать трубочку.

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ, и взять её губами.

* Загнать мяч в ворота.

Цель.

Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

* Наказать непослушный язык.

Цель.

Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлёпывая его губами, произносить звуки [ПЯ-ПЯ-ПЯ…]. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка. Если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упразднение способствует выработке направленной воздушной струи.

* Сделать язык широким.

Цель.

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Боковые края языка должны касаться углов рта.

Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык ".

* Кто дальше загонит мяч?

Цель.

Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу я, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Нельзя надувать щеки.

Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [X], т, е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

* Почистим зубы.

Цель:

Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

«Ладушки»

– Ладушки-ладушки,

– Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Простоквашку. Хлопать в ладоши на ударных слогах

Кашка сладенька, Гладить животик рукой

Бабушка добренька. Погладить себя по голове

Попили-поели Снова погладить живот

И домой улетели. Махать руками как крыльями

 

«Совушка-сова»

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит. Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону

Да вдруг как полетит! Махать руками как крыльями

 

«Колпачок на колпачок»

Колпачок – на колпачок.

Колпачок – на колпачок.

Колпачок – на колпачок. Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на друга

Бух – упали на бочок! Уронить руки ладонями вверх

ОТРАБОТКА ОПОРНЫХ ЗВУКОВ

Отработка опорных звуков - это работа над звуками, которые произносятся правильно, притом, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука. Данный вид работы включает в себя уточнение артикуляции опорного звука, утрированное произнесение его в изолированном виде, а также в слогах, словах и фразах. В дальнейшем опорные звуки используются как отправная точка при постановке нарушенного звука.

 

1. Для звуков [С] и [С’].

- На фоне звука [Ф], оттягивать нижнюю губу вниз. Звук [Ф] преобразовать в звук [С].

- Произнести [И], затем – [Э], убираем голос, оближем зубы, делаем выдох – получается – [С].

- От звука – [Ц]. Предлагается длительно произносить звук – [Ц]. При этом отчётливо слышится звук – [С].

 

Ф

C И Э

Ц

 

2. Для звуков [З] и [З’].

- От звука [В], оттягивая нижнюю губу вниз.

- От [И] - затем [Э], не убирая голос, делаем выдох.

 

В

З И Э

 

3. Для звука [Ц].

Быстрое произношение звуков [Т] и [С]:

- [Т] и [С] сближаем

- [Т] и [С] объединяем

- Предлагается произносить звук [Т] с опущенным кончиком языка, одновременно отодвигая язык назад.

 

Т + С = Ц

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...