Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЕВОРУКИХ

УО «Государственный центр внешкольной работы» – учреждение дополнительного образования и воспитания. Здесь чаще, чем в школе, возникают индивидуальные запросы на оказание психолого-педагогической помощи. Одним из направлений индивидуального психолого-педагогического сопровождения является феномен леворукости.

Мы убеждены и стараемся убедить родителей, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать его как свой.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения является профилактика школьных неврозов и учебных трудностей леворукого ребенка.

Задачи:

1. Диагностика профиля функциональной асимметрии

2. Профилактика затруднений в начале систематического обучения письму:

o при решении задач, которые требуют сложнокоординированных действий: резание бумаги, бумагопластика, письмо и др. (предполагает использование ножниц для левой руки);

o при выполнении заданий, в основе которых лежат зрительно-пространственные представления: многие математические задачи, задачи, требующие использования схем и моделей;

o при выполнении заданий, требующих зрительно-моторной координации: письмо и чтение, отдельные упражнения на уроках физкультуры и другие;

o при работе с понятиями;

3. Развитие креативных способностей в творческих видах деятельности.

4. Методическая поддержка родителей и педагогов в индивидуальном сопровождении растущего леворукого ребенка, чтобы минимизировать давление праворукой среды на ребенка.

1. Как определить левшу? Пробы для определения индивидуального профиля латеральной функциональной активности организма.

“Винни-Пух посмотрел на свои обе лапы. Он знал, что одна из них была правой, и он знал также, что когда вы установили, которая из них является правой, то другая будет левой, но он никогда не мог вспомнить, с чего начать.

— Хорошо, — проговорил он медленно...”

А. А. Милн “Винни-Пух и все-все-все”

Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка?

Проблема переобучения детей решалась бы намного легче, если бы идентификация левши могла осуществляться на более ранних этапах развития ребенка.

Известно, что у большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих левшей эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а правшей - на левой. Поэтому, тщательное наблюдение вашего врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может вам дать ответ "левша ваш ребенок или правша" уже в возрасте 3-4 месяцев.

Помощью в решении вопроса, какая же рука доминирует у вашего малыша, может стать анализ определенных семейных случаев. Если кто-то из родственников в первом или втором поколении был левшой, то ваш малыш может получить эту способность.

На чаще первый запрос родителей на проведение диагностики случается к 4-5 годам ребенка.

Следует особо остановиться на методике проведения исследования. Для достоверности результата нужно строго придерживаться следующих правил:

 тестирование проводится индивидуально с каждым ребенком, лучше в игровой форме;

 следует создать спокойную располагающую обстановку, ребенку не объявляется цель исследования;

 предметы располагаются на столе на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка;

 исследователь дает словесные инструкции, не показывая ребенку способ выполнения задания;

 инструкции даются таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на руке, которая выполняет действие (Например: «Покажи, как ты отвинчиваешь крышку», а не «Какой рукой ты отвинчиваешь крышку»).

Простые тесты для непростой диагностики

Опросники

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод ее количественной оценки с помощью опросников, содержащих от 5-ти до 20-ти вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Обычно в опросниках спрашивается о тех двигательных навыках человека, которые формируются у него под влиянием среды.

Опросники для определения рукости содержат стандартный набор вопросов: какой рукой человек пишет легче и красивее, какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т. д.

Однако, любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники при работе с детьми. Поэтому предпочтение отдается проведению диагностики в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно.

Традиционные тесты

Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг.

Советы Ф. Кречмера

Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.

По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша.

Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где — ребенок, как дается инструкция.

Непросто использовать рекомендацию проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди заданий предлагаются следующие: вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно.

Задания М. Озьяс

При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.

Задания (полный набор)

1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

 

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий).

В сокращенной батарее тестов нет графических заданий, это в основном бытовые действия, требующие точности, ловкости, точной координации движений. И самое главное — все действия непривычны,ненатренированы, что, по мнению автора, позволяет получить точную картину превосходства одной руки над другой.

ТЕСТ КНЯЗЕВОЙ И ВИЛЬДАВСКОГО

Российскими авторами М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским разработана серия игровых тестов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Приложение № 2 )

Результаты выполнения заданий, удобно занести в таблицу.

Возраст________________

Дата тестирования _______

Тесты Левая рука Обе руки Правая рука
1. +    
2.   +  
3.     +
...      
10.      

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятым пунктом в таблице являются данные о семейном левшестве. Если у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, — левша.

В виде экспресс-пробы можно измерить скорость движений рук. Один из вариантов: ребенок ставит точки карандашом на листе бумаги в течение 10 сек. (по три попытки каждой рукой). Затем рассчитываются средние значения для каждой руки. Более «проворная» рука и является, скорее всего, ведущей.

Интересный подход к проведению исследования межполушарной ассиметрии предложен российским автором О.Б. Иншаковой. (Приложение №3 ). Метод позволяет определить не только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку, ручку, ножницы). Эти пробы получили название «основных»(левая графа опросника). Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, стряхивает крошки со стола, машет на прощание рукой и т.д. Это «неосновные» пробы (правая графа опросника).

Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость; от 11 до 15 проб – слабая леворукость; 10 левой и 10 правой – амбидекстрия. При переученной леворукости большую часть проб, связанных с выполнением «основных» действий, ребенок будет выполнять правой рукой, а связанные с выполнением «неосновных» действий - левой.

Для определения «ногости»

Нередко родители и педагоги (особенно учителя физической культуры) считают необходимым определить ведущую ногу и ведущий глаз. Такое знание нужно при выборе ребенком вида спорта, для занятий биологией, астрономией, так как переучивание или навязанная необходимость действовать неведущими ногой или глазом могут дать отрицательный эффект переучивания.

Тесты для определения «ногости» не так разнообразны, как для определения рукости, но они есть:

1. Закидывание ноги на ногу — ведущая нога при этом оказывается сверху.

2. Измерение длины шага — считается, что длина шага ведущей ноги больше, чем неведущей.

3. Тест на отклонение от заданного направления основан на различии длины шага ведущей и неведущей ноги. Один из вариантов этого теста: цель (квадрат, круг) намечается на полу на расстоянии 5 м от исходной точки. Испытуемый должен пройти от исходной точки к цели с закрытыми глазами или в светонепроницаемой повязке (очках). Человек отклоняется от заданного направления движения за счет разной длины шага. Ведущей считается нога, противоположная направлению отклонения, если отклонение больше 1 м.

Как найти ведущий глаз

Тесты на определение ведущего глаза более разнообразны.

1. Самый простой из них — подзорная труба. Считается, что для разглядывания в подзорную трубу используется ведущий глаз. Можно свернуть в трубочку лист бумаги, проклеить место соединения и попросить ребенка посмотреть в «подзорную трубу». Напоминаем, трубу, как и любые другие предметы, используемые для определения левшества, следует положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

2.Проба Розенбаха. Можно поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3–4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить, держа карандаш вертикально, совместить его с вертикальной линией рамы. При закрывании ведущего глаза карандаш резко смещается. Если ведущий глаз правый, то при его закрывании карандаш смещается вправо, если ведущий глаз левый, карандаш смещается влево. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте.

3.Проба Литинского. При выполнении этой пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2–3 см к переносице. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает ее, а неведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения.

Способы определения ведущего уха

1. «Часы». Ребенку предлагают наклониться и послушать, как тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье ведущим ухом. По условию ребенок не должен брать часы в руки.

2. «Телефон». Тест аналогичен предыдущему, только изменился атрибут – вместо часов телефонная трубка.

 

Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «Какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»).

Есть дети — амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой.

Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой.

На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.

2. Чем помочь левше: советы педагогам, родителям
Искусство адаптации левши за тысячелетнюю истории дискриминации освоили превосходно - на оценку "отлично", поэтому нам не всегда очевидно, сколько проблем левшам доставляет этот неправый мир для правых. Все же, правшам стоило бы присмотреться к левшам и их проблемам, а также поучиться их выходу из постоянно возникающих кризисов.

Как помочь леворукому ребенку

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того, чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

 

Ø Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

Ø Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Ø Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Ø Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

Ø Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Ø Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации родителям: готовим к школе

Согласно статистике на школьный класс приходится один-два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ничуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

Но, как правило, проблемы психологического плана, связанные с леворукостью у ребенка возникают по вине значимых взрослых – родителей, родственников, воспитателей, учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то «неправильным». Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим. Не сравнивайте своего ребенка с праворукими одноклассниками, ориентируясь именно на этот аспект.

Расскажите ребенку о великих ученых, художниках, спортсменах, артистах левшах. Благо леворуких гениев предостаточно: Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Пол Маккартни, Ринго Старр, Юлий Цезарь, Мерилин Монро, Владимир Путин, Том Круз, Рафаель Надаль, Елена Исинбаева – лишь немногие из них. И, конечно, малышам-левшам будет очень интересно послушать про искусника Левшу, о котором миру поведал Лесков (тоже кстати левша).

Особенности организации познавательной сферы ребенка-левши могут выразиться следующим образом:

1. дети плохо справляются с рисованием геометрических изображений, их последовательностей, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. дети часто искажают форму и пропорции фигур при их графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) и т.п.

3. Для леворуких детей характерна особая стратегия обработки материала, «раскладывание по полочкам» и на основании такого анализа строится целостный образ предмета. Отсюда возникает медлительность.

4. Проблемы внимания, трудности в переключении.

Не стоит пугаться такого значительного перечня возможных сложностей. У каждого ребенка свой набор сложностей, и праворукие дети от них, к сожалению тоже не застрахованы. Надеюсь, что ни одна из перечисленных проблем не возникнет вашего ребенка, но подстраховаться не помешает.

Кроме того, одна из наиболее важных особенностей леворуких детей – повышенная эмоциональность, тревожность, обидчивость. Часто им характерны повышенная утомляемость в следствие специфики работы полушарий головного мозга.

Зная о возможных сложностях, стоит попытаться свести к минимуму риск их появления. Поэтому подготовку к школе стоит начать заранее. Педагоги и психологи разработали множество упражнений и игр, которые помогут леворукому ребенку лучше подготовиться к освоению письма.

Опытные педагоги советуют родителям детей, предпочитающих пользоваться левой рукой для письма и рисования, не спешить обучать дошкольника письму. Леворукому ученику будет гораздо сложнее учиться писать буквы в соответствии с требованиями, если он уже обучен письму не совсем правильно. Если ребенок изъявляет желание научиться писать, обучайте его письму печатными буквами. Обучение прописным буквам лучше предоставить профессионалу, ведь переучить гораздо сложнее, чем научить.

Занятия с дошкольником - левшой в домашних условиях помогут ребенку проще освоить навыки начальной школы и избежать значительных сложностей в обучении. Детям-правшам эти занятия тоже не принесут ничего кроме пользы, да и родителям не повредят.

Самое главное перед началом занятий создать для своего ребенка мотивацию. Изготавливайте картинки для украшения дома, открытки для близких и друзей, украшения для маминого и папиного рабочего стола.

Предложите «поиграть», причем, чем более заинтересованным вы будете, тем больше с большим интересом в занятия включится ваш ребенок. Делайте все упражнения вместе, включите элемент соревновательности. Играйте в «кто быстрее?», «кто больше?», «кто точнее?», «кто аккуратнее?».

§ Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты. Если ребенок еще мал (3-4 года), используйте трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук малыша, но и на профилактику ошибок в написании.

С малышами с помощью трафаретов можно создавать целые картины или сказочные сюжеты, с детьми постарше геометрические узоры из букв и цифр, затейливые цветы и необычайных животных, состоящих из букв и цифр.

§ Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, сделанные мамой рисунки, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев, распечатанных родителями.

Причем для штриховки можно использовать карандаши, фломастеры, краски и даже пальчики ребенка, предварительно обмакнув в пальчиковые краски. Начинать штриховать лучше крупные и несложные фигуры, по мере научения переходя и к более сложным. Важно помнить, что для детей, готовящихся к школе, наклон штрихов должен быть направо. Это поможет сформировать правильный наклон букв при письме.

§ Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Наиболее распространенная сложность деток-левшей – поворот букв на 180 градусов. Буквы Р, Ь, Я, З и цифры часто оказываются повернуты не в ту сторону.

Избежать подобных ошибок помогут занятия с ребенком направленные на поиск неправильно написанных букв. Вы можете сами изготовить «материал для занятий», написав среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.

Главное, подчеркните для ребенка, что в тексте сделаны ошибки и их нужно найти.

Играйте вместе с ребенком, ищите буквы на перегонки, но не забывайте периодически поддаваться и пусть малыш найдет пропущенные вами буквы и цифры сам .

Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Самостоятельно придуманные ассоциации помогут избежать ошибок в написании букв.

Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.

Так же хороший способ избежать ошибок в написании букв – вместе с ребенком составить «план» написания каждой буквы, которая может вызвать затруднения. По принципу «сначала проводим линию, затем пририсуем к ней полукруг».

§ Очень хорошее упражнение - обводить предметы по контуру. Для начала используйте несложные геометрические фигуры с толстым контуром, затем усложняйте задания для ребенка. Дети очень любят логические игрушки, которые приводят в детских журналах с заданиями типа «Помогу героям разобраться, где, чья рыбка»; где «спутанные» художником лески рыболовов соединяют их удочки и крючки с пойманной рыбкой. Такие «поиски» с помощью карандаша принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие.

Контуры букв и цифр - это уже материал для будущих первоклассников.

§ Еще один вид упражнений, который направлен не только подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти дошкольника, это срисовывание.

Ребенок, как правило, с удовольствием занимается срисовыванием. Задача родителей лишь подготовить образец, с которого ребенку предстоит срисовывать (для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

Вы можете усложнить задание, показывая ребенку рисунок (текст) лишь на 1 минуту, а дальше, давая время на воспроизведение.

§ Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

§ Для того, чтобы ребенку было легче освоить навык чтения, родителям желательно при обучении обозначать или помечать букву, с которой начинается слово или предложение, поскольку дети-левши часто начинают читать слово или фразу с конца.

§ Кроме того, подготовку к школе следует проводить и в аспекте социализации ребенка. Если Ваш ребенок не посещает дошкольного учреждения, стоит заранее записаться в группу развития, секцию, кружок, художественную школу с учетом интересов ребенка Так же посещение подготовительных занятий, которые организуют в большинстве школ для первоклассников помогут ребенку войти в ритм школьных занятий и заранее привыкнуть к новой обстановке.

 

Думаем, целесообразно остановиться на основных моментах, на которые нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе, если у него ведущая рука – левая.

1. Необходимо выяснить: левшество у вашего малыша или леворукость.

Ответить на этот вопрос может только специалист – в первую очередь нейропсихолог или опытный невропатолог. В некоторых случаях – дефектолог, психолог, который хорошо разбирается в проблемах организации психических процессов у детей.

2. Допустим, выяснилось, что ваш ребенок пользуется левой рукой компенсаторно, так как правая у него слабая и неловкая. В этом случае надо непременно активизировать правую руку.

Предположим, ребенок уже привык все делать левой рукой и не хочет учиться работать правой. Не стоит слишком жестко настаивать, «ломать» малыша. Следует хотя бы по несколько минут в день «заставлять» работать правую руку.

3. Активизация руки (той или иной) не может проводиться изолированно. Тогда всегда начинаем с развития двуручной деятельности. Прежде всего, это должны быть крупные движения обеими руками – игры в большой мяч, вымешивание большого количества глины или теста, игры в строительные конструкторы из больших блоков (которые удобнее брать двумя руками и устанавливать в возводимый объект). Мелкие движения – работа с конструктором из мелких деталей, компьютерной мышью, лепка из пластилина и т.п. – менее эффективны. В особых случаях врач может назначить массаж и ЛФК.

4. Если у ребенка при письме и рисовании очень напрягается рука, подберите толстую, нескользкую, мягко пишущую ручку, фломастер или карандаш. Научите малыша держать их правильно. Даже при письме левой рукой она не должна закрывать написанное, смазывать текст.

Памятка для педагога

«Леворукий ребенок»

Важно, чтобы педагог следил за правильной посадкой ребенка за партой. Для правильной позы при письме необходимо:

· сидеть прямо;

· опираться спиной на спинку стула;

· не касаться грудью стола;

· ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

· туловище, голову, плечи держать ровно;

· обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Ручка в левой руке – это только малое внешнее проявление. Учителю важно помнить, что природа леворукости сложна и многогранна. Одна причина леворукости приводит к формированию речевых нарушений, другая к появлению неврозоподобных расстройств. И только генетическая леворукость в радость ребенку до тех пор, пока он не пойдет в школу. А дальше многое зависит от компетентности педагога.

Педагогу поможет знание о полушарной асимметрии нашего мозга. Леворукие дети – это люди художественного типа. У них доминирует правое полушарие мозга. Благодаря этому они очень впечатлительны, у них живое восприятие, яркие эмоции. Им немного труднее дается решение логических задач, абстракции и теоретизирование, дотош

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...