Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировка асимметричных движений

Когда движение становится полностью автоматическим, должно быть возможным выполнение одной рукой какого-то одного движения, в то время как вторая рука выполняет другое движение. Например: совершать одной рукой круговое движение над головой, в то время как вторая рука делает круговые движения над животом; постукивать одним указательным пальцем вверх-вниз по поверхности стола, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед. Более трудное, движение - сделать так, чтобы большой палец касался кончиков других пальцев, делая это вначале одной рукой, а затем - двумя. Потом можно касаться большим пальцем указательного на одной руке, в то время как большой палец касается маленького на второй руке. Обе руки должны двигаться асимметрично назад и вперед. И в заключение, то же самое движение может быть повторено с закрытыми глазами. Это упражнение для детей труднее всего.

 

Стимуляция для определения доминирующей руки

У детей начинает развиваться латерализация полушарий, доминирование одной из рук, когда они приобретают некоторый уровень восприятия своего тела. Латерализация ассоциируется главным образом с помощью кинестетического чувства, и, кроме того, важным является зрение. Это означает, что, когда взрослый стимулирует доминирование одно; рук ребенка, он должен начать со стимуляции мускулов восприятия всего тела. Ребенок должен вначале изучить свое тело, из чего оно состоит, как оно может двигаться, и как называются различные части тела.

Развитие умения резать

Резание является достаточно трудным для обучения навыком, так как значительные требования предъявляются к моторике, координации глаз и руки и мускульной силы. Ребенок не в состоянии резать по линии до тех пор, пока его рука не развита в достаточной мере и координация глаз и руки достигла определенной зрелости.

1 - 2 года. Режет бумагу.

2-3 года. Режет глубокими надрезами.

4-5 лет. Режет зигзагами, вырезает круги и волны.

6 лет. Вырезает фигуры.

7 лет. Вырезает спиральные гирлянды.

Если моторика руки ребенка плохо развита, то не нужно тренировать напрямую ту хватку, которой ребенок не в состоянии овладеть. Нужно начать с использования различных материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для пальцев рук, пойте песни с различными движениями пальцев, стройте сооружения из кубиков, нанизывайте на нитку деревянные бусы, составляйте из кусочков картинки-загадки и шейте.

 

б) «двуполушарные» игры и упражнения

Комплекс кинезиологических упражнений

Психологам мы предлагаем ком­плекс специальных антистрессовых кинезиологических упражнений с ис­пользованием арт-терапевтических тех­нологий для старших дошкольников и младших школьников. Рекомендуем выполнять упражнения ежедневно по 20-30 минут в течение 1,5-2 месяцев. Упражнения выполняют сидя, в спо­койной обстановке, можно с использо­ванием музыкальных произведений в качестве фона. Первые два упражнения эффективны в качестве экстренной по­мощи при стрессе.

Лобно-затылочная коррекция

Материалы для работы: лист форма­та А4, масляная пастель.

Цель данного упражнения: актива­ция стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной ситуа­ции, обретение «ключа» как автомати­зированного способа совладения со стрессом.

Предложите ребенку, сидя в удобном и комфортном для него месте, поло­жить одну ладонь на затылок, другую - на лоб. Далее пусть он закроет глаза и представит любую неприятную и пуга­ющую его ситуацию. Затем глубокий вдох - пауза - выдох - пауза. Теперь предложите малышу представить дан­ную ситуацию, но уже не пугающей и тревожащей, а как бы в положительном аспекте. Обратитесь к ребенку со слова­ми: «Подумай, как можно удачно спра­виться с имеющейся проблемой! Что ты сейчас ощущаешь после того, как успеш­но разрешил свою неприятную ситуа­цию? Запомни этот образ». После того как ребенок почувствует появление синхронной «пульсации» между заты­лочной и лобной частью, самокоррек­ция завершается глубоким вдохом - паузой - выдохом - паузой. Время на выполнение первой части от 30 секунд до 10 минут до появления синхронной пульсации в ладонях.

Теперь попросите своего левшу на­рисовать на листе образы, которые он представлял, ощущая успешное преодо­ление ситуации. Это может быть как ре­альная картина, так и абстрактная.

Словесное описание своих ощуще­ний по нарисованной картине.

· Поскольку у ребенка будет не­сколько ситуаций, в которых он чувст­вует растерянность и страх, то будет и несколько рисунков в виде визуальных образов-«ключей». Теперь нужно прак­тиковать и доводить до автоматизма включение визуального образа-«ключа». Допустим, ребенку предстоит вы­ступление на утреннике. Для этой ситу­ации разработан свой образ в виде рисунка-«ключа». Малыш либо до ситу­ации, либо во время нее мысленно представляет свой рисунок-образ, и у него автоматически появляется син­хронная пульсация между затылочной и лобной частью. Это выглядит следую­щим образом: негативная ситуация > ладони на затылке и лбу > образ-«ключ» > синхронная пульсация > успешное разрешение ситуации.

Маятник.

Цель упражнения: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.

Материалы для работы: любое рит­мичное музыкальное сопровождение.

Попросите ребенка зафиксировать голову, смотреть прямо перед собой и совершать движения глазами по четы­рем основным (вверх, вниз, влево, вправо) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), после чего свести глаза к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыха­нием. В фазе глубокого вдоха малыш совершает движения глазами, затем несколько секунд удерживает глаза в одном положении, задержав дыхание. Возврат в исходное положение сопро­вождается выдохом.

Когда ребенок овладеет совмещени­ем движений глаз с дыханием, можно подключать к деятельности однона­правленные движения языка. Напри­мер, глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох. Пауза. Глаза и язык влево - вдох, пауза, в ис­ходное положение - выдох. Пауза и т.д.

Уши

Цель упражнения: энергетизация мозга.

Материалы для работы: любая тихая и спокойная музыка, масляная пастель, листы формата А4.

Попросите ребенка осторожно рас­править и растянуть внешний край каж­дого уха в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке - 5 раз. Далее нужно помассировать участок от сосце­видного отростка за ухом по направле­нию вниз к ключице - 5 раз.

Теперь предложите малышу на мгно­вение закрыть глаза и постараться уви­деть свои ощущения внутренним зре­нием. Как только ребенок почувствует, что готов рисовать увиденное, пусть от­крывает глаза и приступает к работе.

Когда рисунок будет готов, необхо­димо придумать ему название и расска­зать, что нарисовано, иными словами, описать свои ощущения.

Постукивание

Цель упражнения: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции.

Предложите ребенку выполнить сво­еобразный массаж области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого кругового постукивания 15-20 раз сле­ва направо.

Дыхательное упражнение

Цель упражнения: активизация рабо­ты стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетиза­ция мозга.

Попросите ребенка сделать глубокий вдох и одновременно сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим паль­цем. Далее - медленный неторопливый выдох и снова сжатие кулака с некото­рым усилием. Затем, ослабляя кулак, - вдох. Упражнение повторяется 5 раз. Для большей эффективности его реко­мендуется выполнять с закрытыми гла­зами. Упражнение способствует точно­му запоминанию важной и сложной ин­формации.

Дыхательное упражнение Эверли

Цель упражнения: активизация рабо­ты стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетиза­ция мозга, снятие мышечного напряже­ния, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокраще­ний, визуализация состояния уверен­ности в себе.

Материалы для работы: бумага фор­мата А4, акварельные краски, беличьи кисти, баночка для воды.

Регулярное выполнение данного уп­ражнения в течение 1-2 недель способ­ствует формированию антистрессовой устойчивости. При владении антист­рессовым навыком все негативно-стрессовые ситуации будут переживать­ся более спокойно.

Предложите ребенку закрыть глаза и положить левую руку на область живота, а пра­вую сверху, так, чтобы было удобно. Да­лее попросите представить внутри себя надувной резиновый шарик. При каж­дом вдохе нужно представлять, как воз­дух входит через нос, идет вниз и «наду­вает шарик». По мере заполнения ша­рика воздухом руки ребенка должны подниматься вверх. «Надувание шари­ка» в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части груд­ной клетки. Сначала продолжитель­ность вдоха составляет 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее можно увеличить до 3-х секунд. Для за­держки дыхания на 2 секунды достаточ­но повторить про себя фразу: «Мое тело спокойно». Затем следует медленно вы­дохнуть. И снова повторить про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продол­жительность выдоха должна быть боль­ше, чем вдоха, и составлять 3-4 секун­ды. Четырехфазовое упражнение повто­ряется от 3 до 5 раз.

· Обращаем внимание на необходимость пристального наблюде­ния за состоянием ребенка во время вы­полнения упражнения - при возник­новении у малыша легкого головокру­жения занятия следует прекратить. Но не стоит полностью отказываться от упражнения. Нужно учесть это и в сле­дующий раз сократить продолжитель­ность вдоха, паузы и выдоха. Упражне­ние рекомендуется выполнять днем, утром и вечером, а также в стрессовой ситуации.

Когда ребенок будет легко выпол­нять упражнение, для усиления эффек­та можно предложить в конце нарисо­вать свои ощущения. Это будет способ­ствовать укреплению уверенности в себе. Рисунок лучше выполнять аква­рельными красками. По окончании ра­боты ей необходимо дать название и рассказать о тех чувствах, которые воз­никли у малыша.

Стирание из памяти стрессовой информации. Предложите ребенку сесть, рассла­биться и закрыть глаза. Пусть он пред­ставит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик.

Теперь предложите малышу мыслен­но нарисовать на листе негативную си­туацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет кар­тинка. После этого следует открыть гла­за и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги - ес­ли картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать кар­тинку до полного исчезновения. Уп­ражнение рекомендуется периодически повторять.

Все приведенные упражнения спо­собствуют восстановлению межполушарного взаимодействия, активизации нейроэндокринного механизма, кото­рый обеспечивает адаптацию к стрессо­вой ситуации и постепенному психофи­зиологическому выходу из нее.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...