Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ СВЯСТЯЩИХ ЗВУКОВ

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [С], [С’]

1. Имитативный способ постановки

* Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука [С]. Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями, так как от этого зависит правильность произнесения звука. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук [С].

* Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается [С-С-С-С]. При этом в таких имитационных упражнениях иногда используются реальные предметы, которые ещё больше будят интерес ребёнка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.

* При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука [C], обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук [C]: пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

2. Механический способ постановки

Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4

№1

№2

№4

 

При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.

Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.

Для постановки звука [С] логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха идобиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука [С] с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.

[C’] ставится от твердого базового звука.

 

Другие способы постановки

1-й способ.

Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

2-й способ.

Вариант постановки звука [С] от звука [Ц] встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук [Ц]. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг – звук [С]. Самая большая сложность – обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно [С], можно произнести [ЦС], прерывая звучание С короткими паузами: [ЦС-С-С-С]. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

3-й способ.

Постановка звука [С] при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук [Т] в этом положении. Будет слышен практически четкий звук [С].

4-й способ.

При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук [С] можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук [С] будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

5-й способ.

Постановка звука [С] при высоком небе или отсутствии нижних резцов

При данной аномалии звук [С] ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного [С] с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

6-й способ.

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

8-й способ.

При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука [С]. Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук [С].

9-й способ.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

10-й способ.

При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук [Ф], просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком [Ф], постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

11-й способ.

При призубном парасигматизме правильного звучания звука [С] добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука [] взрослым, а потом им самим.

12-й способ.

При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук [Ф] и добиваться правильного звучания звука [С].

 

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [З], [З’]

 

Работа проводится аналогично, как над звуком [С].

 

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Ц].

1. Имитативный прием (По подражанию с введением игровых приемов):

- поднесите палец ко рту – «Не шуми!» — тс-ц-ц;

- паровоз при остановке (тс-ц-ц).

 

2. Механическая постановка звука

Звук «Ц» можно получить при помощи зондов №1 и №2 двумя способами.

Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс... Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом №1или №2 у нижних резцов (по Ф.Ф. Рау).

Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с... Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его вглубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.

3. От опорных звуков.

Ребенка быстро просят произнести два звука [Т] и [С]. Добиваться четкого произнесения звука [Ц]. взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука [Ц] он ощутил один удар воздушной струи. А не два. Как при «тэс» или «тыс».

 

4. От артикуляционного уклада («Катушечка»).

- Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [Т]. Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука [Ц].

- Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук [Ц]. Повторить предыдущие упражнения без зажатия зубами боковых краев языка.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...