Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

ЗВУК [C].

1. Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

 


Самолет.

Высоко в небе летит (самолет).

Соня и Саня летят на (самолете).

(Самолет) идёт на посадку.

Саня и Соня выходят из (самолёта).

 

Ананасы.

В магазине продают (ананасы).

Эти (ананасы) вкусные и сочные.

У нас не растут (ананасы).

(Ананасы) растут на юге.


2. Рассказы-задачи.

Мама нарезала 8 кусочков колбасы и поставила тарелку на стол. Кот Снежок стащил колбасу с тарелки. Три кусочка съел сам, а два оставил на полу для щенка Пуськи. Узнай, сколько кусочков колбасы досталось мальчику Славе, когда он пришел с футбола?

 

3. Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

 


1. Саня идёт в сад.

Кто...? Куда...?

В саду осы.

Кто...? Где...?

— Ой, Саня, у самого носа оса.

Кто...? Где...?

 

 

2. У мамы сумка

Что...?

В сумке судак и сонный сом.

Кто...? Какой...? Где...?

Мама будет варить уху.

Кто?.. Что?..

Уха – это суп из рыбы.

Что такое?..


 


3. На сосне сухой сук.

Что...? Какой...?

Высоко на суку сова.

Где...?

Сова спит.

Что делает...?

Совы всегда спят днём.

Кто...? Где...?

Кто...? Когда...?

 

4. У нас в саду будет скамейка.

Что...? Где...?

Стас и Саня сделают её сами.

Кто ...?

Их гости смогут поси­деть в саду на скамей­ке.

Кто...? Что смогут...? Где...?


 

5. Света и Соня идут в лес.

Кто...? Куда...?

В лесу высокие сосны.

Что...? Какие...?

На сосне дети увидели сороку, а над лесом стаю уток.

Где...? Кого...?

 

6. У нас на столе несколько листов бумаги.

Где...?

Слава рисует самолёт, Света аиста, а Соня со­ву.

Что...? Где...? Кто...? Что...?

Сегодня у нас будет выс­тавка детских рисунков.

Когда...? Что будет...?

 

7. Соня сама готовит вкусный обед.

Кто...? Какой...?

На обед у нас сегодня салат, фасолевый суп, мясо, кисель.

Что...? У кого...?

 

8. Пастух пасёт стадо свиней.

Кто...? Что делает...? Кого...?

Ему помогает собака Сойка.

Кто...?

Свиньи стараются про­лезть в сад.

Кто...? Что делают...? Куда...?

Сойка их не пускает.

Кто...? Что делает...?

 

 

Перед сном

— Соня, ты спи, а я тебе буду рассказывать сказку.

— Если я буду спать, то как твою сказку услышу?

— Очень просто. Пусть у тебя одно ухо спит, а другое слушает.

 

Кому что снится

Сестры Ася и Соня беседуют.

— Ты, Ася, когда спишь, тебе сны снятся?

— Иногда снятся.

— А сегодня снился?

— Снился.

— Какой?

— Будто мама мне сказала: «Уберись в комнате и посуду помой». И вот я села за стол с книгой. А комната сама убралась, и посуда сама вымылась.

— Ой! И мне этот сон приснился,— всплес­нула руками Соня.

(И. Токмакова)

Подарок сыну.

Мама подарила сыну маленькую белую собачку. Очень обрадовался Саня подарку и сразу же назвал собачку Снежинкой. Вот стала Снежинка знакомиться с комнатами. Сначала обнюхала сапоги, мамину сумку. Потом залезла под стол и стала грызть ножку стула.

—Фу, Снежинка! — крикнул Саня и полез за собачкой. Но она выскочила оттуда, побежала в коридор и хотела спрятаться за самокатом. Но тут Саня поймал её и говорит:

— Не бойся, Снежинка. Я тебя обижать не стану.

 

Кто самый быстрый.

Саня спросил у Светы:

— Кто самый быстрый: санки, самокат, самолёт или сапоги?

— Вот сравнил! — засмеялась Света.— Яс­но самолёт. А сапоги вообще, если не на ногах, двигаться не могут.

— А вот и нет. Быстрее всех сапоги-скоро­ходы. Они нас с тобой сами в один миг за сто вёрст унесут.

— Откуда ты всё это знаешь?

— Откуда? Об этом в «Русских сказках» написано.

 

Совёнок.

На густой ёлке уютно уселся совёнок. Сидит и хлопает глазами. Целыми днями сидит один. Скучно ему одному. Увидел нас и стал присе­дать и кланяться. Переминается с лапы на ла­пу, словно пританцовывает. Товарищ мой за­шёл сзади и схватил его за загривок.

Стоим и смеёмся: не зазнавайся! Совёнок сердится, выворачивается! Щёл­кает клювом, пялит глаза, когтями в рукав впился. Посмотрели мы и отпустили совёнка.

(По Н. Сладкову)

 

Составление рассказа по теме.

1. Мама попросила тебя купить в магазине продукты.

Расскажи, как ты выполнил(-а) ее поручение. В своём рассказе употреби такие слова: сумка, универсам, мясо, сметана, сыр, масло, колбаса, спасибо, мама сказала.

 

2. К 8 Марта вместе с папой ты готовил(-а) женщинам и девочкам подарки. Папа сказал, что ты можешь нарисовать самолёт, самокат, сирень, салют, санки, спутник, автобус или слепить из пластилина собаку, стакан, капусту.

Что ты не захотел (-а) рисовать или лепить. Объясни почему.

Что выбрал(-а)? Расскажи как ты это рисовал(-а) или лепил(-а).

 

 

ЗВУК [C’].

1. Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)


Сирень.

У нас в саду растет (сирень).

Куст (сирени) очень красив.

Ася несёт домой букет (сирени) .

Мама ставит (сирень) на стол.

Как хорошо (сирень) пахнет!

 

Такси.

Дядя Сеня и Люся едут на (такси).

Вот они подъехали к выставке.

(Такси) останавливается.

Дядя Сеня и Люся выходят из (такси) и идут на выставку.


2. Рассказы-задачи.

За гусыней шли гуськом восемь гусят. Один гусёнок отстал. Сколько осталось с гусыней? Потом от­стали ещё два гусёнка. Сколько осталось? Три гусёнка спрятались в кустах. Сколько осталось? Забеспокоилась гусыня. Стала собирать гусят. Всех собрала. Только одного найти не смогла, его лиса унесла. Сколько гусят осталось у гусыни?

 

3. Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

 


1. Вася и Сеня были в лесу.

Кто...? Где...?

Они там встретили лосиху с лосёнком.

Кого...? Кто...? Где...?

Вася сказал: « Стой спокойно, не вспугни ло­сей!»

Что сказал...?

 

 

2. Летом Сёма ездил в деревню.

Кто?.. Когда?.. Куда?..

Он катался на лошади.

Что делал?.. На чем?..

Вместе с дедом Сёма косил сено.

Что делал?.. С кем?..

Иногда бабушка просила Сёму пасти гусей.

Кто?.. Что делать?..


 


 

 

3. Погожим осенним днем Сима и Вася с родителями пошли в лес.

Кто?.. С кем?.. Когда?..

Красивые осенние листья сыпались под ноги.

Что?.. Какие?.. Куда?..

Моросил легкий дождик.

Что?.. Что делал?..

Серебряные капельки висели на листьях кленов, осин, берез, ясеня.

Где, на чем?..

– Смотрите, здесь подосиновик – крикнула Сима.

Кто?.. Что сказала?..

– Здесь, под осиной!

Где?..


4.

Догадайся сам.

Сегодня воскресенье. Вася с папой идут в лес. Идут не ягоды собирать, а просто так. В лесу тихо и спокойно. Идут папа и Вася по лесной просеке и беседуют.

— Пап, а в этом лесу лисята есть?— спросил Вася.

— Нет, лис и лисят здесь нет, а вот медведи могут быть.

— Есть, есть в этом лесу медведи! — воскликнул Вася. — Мне Сенька сказал, что видел зимой одного. Был тогда сильный-сильный мороз. А медведь нисколько не замёрз. Сидит он на снегу под осиной и лапу сосёт.

— Сочинил всё это твой Сенька,— смеётся папа. — Не мог он в тот день медведя видеть. А вот почему не мог — догадайся сам.

Но Вася так и не догадался. Помогите ему.

 

Про Стёпку-растрёпку.

Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где она только отыскалась? Степка весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.

 

Вот так свистнул!

Кто-то принёс Серёньке свисток. Носит с тех пор его Серёнька всюду с собой и всё свистит да свистит. Один раз Серёнька как свистнет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане.

 

Кто сильнее?

Неподалёку от леса пасся конь. Вдруг выс­какивает из лесу лев.

— Я, — говорит,— царь зверей и хочу тебя съесть.

— Вот как! — удивился конь,— где ж это слыхано, чтобы слабый сильного ел?

— Ты что же думаешь, я слабее тебя?

— А давай силой померяемся.

Лежал на лугу камень. Конь спрашивает:

— Ты можешь так стукнуть по этому камню, чтобы из него искры посыпались?

Ударил лев лапой по камню — только когти обломал.

— Эх, лев! А ещё называешь себя царём зве­рей. Смотри, как я стукну.

У коня были стальные подковы. Стукнул он копытом по камню — искры так и брызнули. Испугался лев, бросился в лес. Бежит, не огля­дывается. А навстречу ему волк.

— Куда бежишь, лев? — спрашивает волк. Рассказал лев волку, какого страшного зверя встретил.

— Нашел, кого бояться, — говорит волк.— Да попадись он мне, я бы с ним расправился! Покажи-ка, где он.

Поднял волка лев повыше:

— Смотри! Во-он там!

Льву казалось, что он легонько волка дер­жит, а у того враз кости хрустнули, и дух вон.

— Ну что, видишь?

Ничего не отвечает волк.

— Что же ты молчишь?

Опустил лев волка на землю. Смотрит — не дышит волк.

— Эх ты, хвастун! Только увидел зверя, и то умер от страха. А я силой с ним мерялся.

И побежал подальше от леса.

 

 

5. Составление рассказа по теме.

1.Ты увидел(-а), что гусь бежит к малень­кой девочке и хочет её ущипнуть за ногу. Что ты сделаешь, чтобы ей помочь? Расскажи о том, как всё это случилось, с по­мощью таких слов: скамейка, Сима, босиком, стадо гусей, ветка сирени.

2. Люся бегала по траве босиком. «Ой!» – сказала Люся. Как ты думаешь, что случилось? Почему не стоит бегать босиком?

3. Ты проснулся утром, потянулся… Расскажи, что ты еще сделал утром? Слова в помощь: поднялся, умылся, причесался, оделся…

 

ЗВУК [З].

1. Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

 

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

 

2. Рассказы-задачи.

1.В зоопарке Лиза видела пять зубров, двух медведей, бизона, девять змей, зебру. Сколько всего животных видела Лиза в зоопарке?

2.Пока Лиза смотрела зверей, в зоопарк привезли ещё двух бизонов, дикобраза и одну зебру. На сколько животных стало больше в зоопарке?

3.Когда Лиза посмотрела и тех животных, которых привезли, папа спросил её: «Сколько же всего зверей ты видела в зоопарке?»

 

3. Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто...? Что...?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося — Зое.

Что делают...? Кто кому...?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины — не все.

Что ... Зося? Что ... Зоя?

 

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто...? Что сделала...? Как...?

А Зина на неё обиделась.

Кто...?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» — по­просила она.

О чём попросила...? Кто...?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала...? Как...?

Тогда обиделась Лиза.

Кто...тогда? Почему...?

 

3. Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто...? Что делает...? О ком...?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого...? Что случилось...?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто...? Что сделала...? Что...? Кому...?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала...?

 

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто...? Что...?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто...? Что сделала...? Кого...?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали...?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что...? Какой...? Кто...?

«Этот змей полетит к звёздам»,— сказала Лиза.

Что сказала...?

 

5. Завтра в школе будет день здоровья.

Что...? Когда...? Что...? Где...?

В этот день в спортивном зале будут различные соревнования.

Кто...? Что...?

В школьном дворе будет забег младших ребят.

Кого...? Кто...?

Зоя и Лиза будут завтра участвовать в этом забеге.

Когда...? Что будут делать...?

 

6. Зоин папа — музы­кант.

Кто...? Чей папа...?

Зоя тоже любит музыку.

Кто...? Что...?

Она хочет стать музы­кантом.

Кем...?

 

7. Слово «язык» имеет разные значения.

Что...?

Объясните, какие значения имеет слово «язык».

Какие...? Что надо...?

4.

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.

 

Зайка и коза.

У Лизы заводная коза. Заведут её — она за­бегает по доске. Забавная такая! Лиза сама за­водит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

— Скоро мой зайка заснёт,

зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

 

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,—

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

 

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю — Злюкой, Лизу — Задирой.

— Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? — спросила мама.

— Как?

— Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

— Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

 

Слова на З.

Лиза и Зоя играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

— Зайка, зонтик, ваза, — называет Зоя.

— Козёл, козлёнок, коза, — не сдаётся Лиза.

— Так нельзя! — заспорила Зоя. — Козёл, козленок, коза — это одно слово.

— Нет, это три слова! — сказала Лиза.

А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

 

 

Что такое звёзды?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

— Да, — сказал кузнечик.— Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

 

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узна­ли козлята, как зовут зайку, и не захотели иг­рать. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.

Пошёл заинька гулять, увидел телят. За­хотел с ними играть.

— А как тебя зовут? — задают ему вопрос.

— Меня зовут Волком, — говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

— Попался злой Волк! — закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

 

5. Составление рассказа по теме.

Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

 

Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З.

Расскажи о том, какие это цветы, а потом — где и как ты их будешь искать.

 

У тебя случилась беда — заболел зуб.

Расскажи о том, как его тебе лечили — сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная пас­та, обязательно, здоровые зубы.

 

ЗВУК [З’].

1. Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

1. Зина на опушке леса нашла (корзинку).

В этой (корзине) лежали грибы.

Зина догадалась, что кто-то потерял (корзину).

Зина стала звать: «Ау! Кто потерял (корзину)?»

Очень скоро к ней на опушку вышла девочка.

«Вот она где – моя (корзина)!»

 

2. В Африке живут (зебры).

(Зебры) похожи на лошадей.

Только (зебры) полосатые, черно-белые.

(Зебры) пасутся большими черно-белыми стадами.

Наверное, как и лошади, (зебры) любят черный хлеб и морковку.

 

2. Рассказы-задачи.

Зиновий и Зина ходили в лес за земляникой. Зиновий собирал землянику в одну большую корзинку и набрал 40 ягод. А Зина собирала в две маленькие корзиночки, в каждую по 20 ягод. Сколько всего набрали дети ягод?

 

3. Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Вот ползёт по земле змея.

Кто...? Что делает...? Где...?

Змеи полезны. Их нельзя убивать.

Почему...? Кто...?

Лиза и Нина узнали и запомнили это.

Что сделали...?

 

2. У Зоиного папы умная собака Гвоздик.

У кого...? Кто...?

«Гвоздик, газету!» — приказывает папа.

Что делает...? Что он...?

И Гвоздик несёт ему в зубах газету.

Кто...? Что...? Как несёт...?

 

3. Зина с мамой были в магазине.

Кто...? Где...?

«Ой, какая забавная зебра!» — сказала Зина.

Что сказала...?

«Мама, купи мне эту зебру, и мозаику, и свисток, и зеленый зонтик для кукол»,— просит Зина.

О чём просит...?

«Давай купим в этом магазине всё, что глаза увидят»,— смеётся ма­ма.

Что предлагает...?

 

4.

Друзья.

Зина и Зоя – друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются в озере. Дают козе зелёную травку. Возят на возах арбузы и зерно. Зимой Зина и Зоя на улице. Морозец их не пугает. Зимними вечерами они смотрят телевизор.

 

Зелёная корзинка.

Мама купила Зине зелёную корзинку для ягод. Взяла Зина один раз корзинку и пошла и лес. Много земляники в траве. Вот бы набрать полную корзинку! Ползает Зина по земле, рвёт землянику. А про свою корзинку совсем забыла. Оставила её где-то в кустах. А где — не помнит. Так и явилась домой в слезах и без корзинки. Узнала Зоя про Зинину беду и говорит: «Не плачь. Пойдём вместе твою корзинку искать». Долго ходили Зоя с Зиной по лесу. Вдруг видит Зоя: что-то зеленеет около куста. «Зина, иди сюда,— зовёт она.— Вот она — твоя кор­зинка!» Дома все вместе ели вкусную землянику.

 

Заброшенное озеро.

Ваня, Зина и Зоя работали в поле. Они грузили зерно в грузовики. Возили на возах воду и еду родителям. Один раз ребята были у озера. Озеро было заброшенное. Оно заросло травой. Вода в озере была плохая. В озере никто не купался. Зоя сказала, что озеро засыхает. Нет притока в него воды. Вот если бы к озеру выкопать канаву и пустить по ней воду. Зина сказала: «Потом очистить озеро от травы». Ваня вздохнул: «Неплохо, но много заботы». Однако Зина и Зоя сказали, что ребята возьмутся за дело. И взрослые помогут.

 

Зимородок.

У зимородка самое пестрое оперение из всех видов европейских птиц. Но попробуй, разгляди зимородка, когда он опускается на ветку над рекой, поджидая добычу. Зимородки питаются мелкой рыбешкой, ныряя с высоты в воду. Незадолго до нападения зимородок зависает в воздухе на одном месте с помощью своих сильных крыльев. Когда зимородок ныряет в воду, его глаза закрываются пленкой, сквозь которую он ничего не видит. Поэтому перед нападением зимородок должен очень точно рассчитать место нахождения своей добычи.

Зимородка так называют не потому, что он рождается зимой, а потому что люди видели, как зимой зимородок купается в снегу.

 

5. Составление рассказа по теме.

Зина купила маме на день рождения гвоздики. Расскажи, как она их выбирала, как принесла домой, поставила в вазу, поздравила маму.

 

Маша очень любит земляничное варенье. Однажды бабушка взяла ее в лес за ягодами. Расскажи, как Маша с бабушкой собирали ягоды, принесли их домой, мыли, перебирали и варили варенье.

 

 

ЗВУК [Ц].

1. Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

Цыплята

У курицы появились маленькие (цыплята).

(Цыплята) вывелись из яиц.

Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!»

Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.

 

Цапли

Весной с юга прилетели две (цапли).

На болоте эти (цапли) вывели птенцов.

Целый день (цапли) носят своим птенцам еду.

 

2. Рассказы-задачи.

– Маша, достань яйца из холодильника, – попросила мама.

– А сколько яиц нужно?

– Посчитай сама: три яйца я покрошу в салат, из четырех я сделаю омлет, и еще одно яйцо давай дадим коту Ваське.

Так сколько яиц должна достать Маша?

 

3. Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)


1. У куста сидит заяц.

Кто...?

Из-за сосны охотник целится в зайца.

Что делает...? В кого...?

Бац! И... заяц ускакал.

Кто...?

Подумайте, кому нравится и кому не нравится та­кой конец охоты.

О чём надо рассказать?

 

 

2. Две цапли свили гнездо.

Кто...?

Долго сидели цапли на яйцах.

Кто...?

Наконец, из яиц появились птенцы.

Кто...? Откуда...?

Через несколько месяцев птенцы вырастут.

Кто...? Когда...?

Скоро они станут взрослыми цаплями.

Кем...?


 

4.

Играли в больницу.

— Что вы делали сегодня в детском саду?

— Играли в больницу.

— Кого же вы лечили в своей больнице?

— Разных зверей и птиц: цаплю, медведицу, синицу, лисицу, зайца, скворца.

— А как вы их лечили?

— Цапле давали капли, синице — водицы, скворцу — гусеницу. Зайцу залили йодом царапину и перевязали лапу. А медведицу и лисицу полечить не успели: нас позвали обедать.

 

Целый месяц.

Ася очень любит слова я и целый. Целыми днями они у неё на языке.

— Я целый день помогаю маме.

— Я набрала целую корзину ягод.

— Я выпила целый стакан молока.

— Я целую неделю, поливала цветы.

— Я целый месяц буду вам рассказывать обо всём этом.

— Я думаю, что целый месяц хвастаться тебе надоест,— смеётся папа.

Л. Дьяконов

 

Цыплёнок Цып.

Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым. Сидел он на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

— Ну ты посиди,— говорит Цып,— а я пойду погуляю.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:

— Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.

— Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!

— А как же надо? — удивилась гусеница.

— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.

— Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо! — И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо цапля его вытащила.

По Г. Юдину

 

Птица помогла.

У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень рас­строилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и доста­ла кольцо.

 

Что такое цунами?

Цунами — это огромные волны, которые обрушиваются на берега. Бывали случаи, когда цунами смывали в море целые посёлки.

По С. Сахарному

 

Беглец.

Зине и Сене купили двенадцать цыплят. Все они светленькие, мягкие. А глаза, как пуговицы. Всё утро Зина и Сеня не отходят от корзин­ки, всё кормят и поят цыплят. Поклюют цыплята рубленые яйца, попьют водицы и снова тихо попискивают в корзинке.

Но вот, наконец, мама позвала детей обе­дать. Цыплята остались одни. Не весело им и, видно, не сидится в корзинке. Вот один из цыплят высунул носик, вылез и сразу разлил блюд­це с водой. А потом цыплёнок скок под стол! А под столом спал пёс Цибик. Цыплёнок клюнул собаку в нос. Цибик со сна залаял. Цыплёнок с испугу скок на диван, с дивана — на окно. И выпал из окна на клумбу с цветами.

Дети испугались за цыплёнка. Но с ним ничего не случилось.

 

5. Составление рассказа по теме.

Саня и Зина играли в слова.

— Кто из нас назовёт больше слов со звуком Ц, тот и выиграет,— предложила Зина.

Расскажи, как они играли в слова. Кто какие слова придумал? Кто выиграл?

 

Зоя уже ходит в детский сад.

Расскажи, как она утром собирается в детский сад. Что она делает?

Рассказать обо всём этом тебе помогут слова: просыпаться, одеваться, платьице, зубы, умываться, зарядка.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...