Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика заканчивания предложения

 

Близка вышеописанной и методика заканчивания предложений (sentence completion). Она заключается в том, что информантам предлагается либо устно, либописьменно закончить начатые экспериментатором предложения. Оказывается, что одно и то же начало предложения (41) может иметь разные продолжения (42-44):

(41) Директором . . .

(42) Директором коллектив школы был доволен.

(43) Директором нерадивый инженер был уволен.

(44) Директором был назначен совсем молодой человек.

Такие эксперименты служат лучшему пониманию механизмов синтаксической организации речи и допустимых вариантов языковых конструкций.

 

Методы косвенного исследования семантики

 

К числу методов косвенного исследования семантики относятся и такие, когда испытуемых просят высказаться относительно истинности или ложности некоторого суждения. Такие эксперименты проводятся так. Испытуемым предъявляется предложение и засекается (хронометрируется) время, проходящее между предъявлением суждения (допустим, на мониторе компьютера) и ответом испытуемого. Ответ испытуемого (допустим, нажатие клавиши на клавиатуре) сигнализирует о завершении процесса понимания. Для того чтобы испытуемый не имитировал понимание, периодически задаются смысловые вопросы по предъявляемому материалу.

Эксперимент, в ходе которого испытуемому предъявляются языковые элементы для высказывания о них (например, как об имеющих значение или не имеющих его — когда предъявляются псевдослова), называется lexical-decision task — заданием на принятие решения о понимании значения слова.

Эксперименты показывают, что семантическое расстояниемежду объектами зависит от уровней семантической организации, к которой принадлежат исследуемые объекты. Так, например, вынесение суждения относительно истинности утверждения (45) требует меньше времени, чем относительно истинности утверждения (46), так как верификация последнего требует промежуточного шага в констатации того, что канарейку входя в разряд птиц, входят в класс животных.

(45) Канарейки — птицы.

(46) Канарейки — животные.

Таким образом, семантическое расстояние объектов разного уровня общности определяется как планом их содержания, так и планом их обобщённости.

 

Градуальное шкалирование

 

В ходе эксперимента по градуальному шкалированиюиспытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность этой методики в том, чтобы использовать представления носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, которое не даётся в словаре.

К примеру, 36 слов со значением «размер» были расположены 103 испытуемыми (именно это объясняет дробность показателей) в эксперименте ленинградского исследователя В.Я. Шабеса следующим образом:

 

Ранг Слово Место на шкале
микроскопический 1,32
чуточный 3,34
крошечный 4,53
крохотный 4,59
малюсенький 4,95
махонький 5,61
карликовый 6,69
кукольный 8,53
миниатюрный 8,96
игрушечный 9,41
маленький 10,71
мелкий 10,84
малый 12,53
небольшой 13,88
нормального размера 15,31
немаленький 16,69
немалый 17,82
большой 19,02
порядочных размеров 20,31
крупный 20,92
значительных размеров 21,78
солидных размеров 22,37
здоровый 22,84
громоздкий 23,35
внушительных размеров 23,86
здоровенный 25,45
огромный 26,82
громадный 28,39
гигантский 30,94
грандиозный 31,06
неохватный 31,18
исполинский 32,69
неизмеримый 32,73
колоссальный 33,20
циклопический 34,18
чудовищного размера 34,49

 

Соответственно, если известно место слова на определённой семантической шкале, можно измерить и семантическое расстояниемежду словами на определённой шкале (47-50):

 

  Слова, между которыми надо определить расстояние Расстояние
(47) небольшой немаленький 2,81
(48) небольшой большой 5,14
(49) крохотный громадный 23,80
(50) микроскопический чудовищного размера 33,17

 

Таким же образом можно расположить слова любой семантической группы (51):

(51) паскудный, омерзительный, пакостный, мерзостный, мерзкий, отвратительный, гнусный, паршивый, гадкий, нестерпимый, невыносимый, несносный, невозможный, дрянной, никудышный, скверный, дурной, худой, плохой, аховый, нехороший, нормальный, неплохой, важный, ладный, хороший, добрый, славный, отменный, мировой, распрекрасный, отличный, прекрасный, замечательный, превосходный, идеальный, великолепный.

Результаты подобных экспериментов позволяют создавать «градуальные словари», представляющие практическую ценность (в частности, для составления рекламных текстов).

 

8. Методика определения грамматической правильности

 

В этом же направлении работают экспериментаторы, использующие методику определения грамматической правильности или приемлемости предложения (grammatical judgements). Это примерно то, о чём писал в своё время Л.В. Щерба.

Информанты, которые, по сути, выступают в роли экспертов, должны сказать, насколько данное предложение грамматически правильно или употребимо. При этом они могут использовать шкалы оценок. Например, предложение (52) может иметь более высокую оценку употребимости, чем предложение (53).

(52) Иван пришел домой пьяный.

(53) Иван пришел домой пьяным.

Наличие такого рода оценок, отражающих разные варианты фраз, позволяют иметь статистически достоверный материал в отношении допустимых — с точки зрения носителей языка, а не только одних лингвистов — высказываний.

 

Опросник

 

Опросник (questionnaire) представляет собой набор некоторых предложений, напечатанных на бумаге или представленных на мониторе компьютера. Информанты, получая опросники, должны прочитать эти предложения и ответить на определённые вопросы. Например, они должны сказать, можно ли говорить так на том или ином языке, или что, по их мнению, значит то или иное выражение (а или б).

(54) Somebody shot the servant of the actress who was on the balcony. Кто то застрелил служанку актрисы, которая стояла на балконе.

а) На балконе стояла актриса.

б) На балконе стояла служанка.

Информанты, как правило, не ограничены во времени. Такие эксперименты могут быть и пилотажными, т.е. направленными, на отбор материала для дальнейших экспериментов.

В данном же эксперименте оказалось, что англоговорящие информанты выбирают первый вариант (а) — так называемое раннее закрытие, а испаноговорящие — (б) — позднее закрытие.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...