Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

 

В последнее время данные, полученные в парадигме психолингвистики, находят всё более широкое практическое применение.

Психолингвистика используется в судебной психологии для определения правдивости высказываний и для идентификации личностных особенностей и пола автора анонимного текста.

Большую роль психолингвистика играет при построении систем автоматического распознавания текста и голоса, а также для создания систем искусственного интеллекта.

Прикладная психолингвистика может внести свой вклад в обеспечение лингвистической безопасности и предоставить тому, кто её освоил, средства для защиты от нежелательного воздействия.

Литература

1. Обязательная литература

Горелов И.И., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. — М., 1999.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997.

Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.

Секерина И. Психолингвистика // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997.

Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики.— М., 1987.

Текст лекций «Введение в психолингвистику». — М., 1991. — Ч. I, II.

Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. — СПб., 2000.

Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. — М., 1987.

Литература для конспектирования

Блумфилд Л. Употребление языка // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II.

Выготский Л.С. Мысль и слово // Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996.

Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II.

Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974.

Литература для углубленного чтения

Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997. С. 261-275.

Антипов Г.А., Донских О.Н., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989.

Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М., 1982.

Ахутина Т.В. Порождение речи. — М., 1985.

Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М., 1988.

Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — MLinchen, 1996.

Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999.

Блумфильд Л. Язык. — М., 1968.

Богин Г.И. Типология понимания текста. — Калинин, 1986.

Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. – М„ 1987.

Верещагин ЕМ. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). — М., 1968.

Воронин СВ. Основы фоносемантики. — Л., 1982.

Геннекен З. Опыт построения научной критики. Эстопсихология: Пер. с фр. — СПб., 1892. (www.textoiogy.ru/drevnost/geneken.htm)

Горошко Е.И. Языковое сознание. — М.: Институт языкознания РАН, 2002.

Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1984.

Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.

Енгалычев В.Ф. и др. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.

Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1991.

Залевская А.А. Понимание текста. — Калинин, 1988.

Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985.

Каменская О.Д. Текст и коммуникация. — М., 1990.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.

Кольцова М. Ребёнок учится говорить. — М., 1979.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.

Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. — Куйбышев, 1980.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.

Негневицая Е.Л., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М., 1981.

Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. — М., 1983.

Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряжённости. — Днепропетровск, 1975.

Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1932.

Психолингвистические проблемы семантики. — М., 1993.

Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. — Новосибирск, 1992.

Рубакин И.А. Психология читателя и книги. — М., 1977.

Русский ассоциативный словарь. — М., 1994-2002. Т. 1-8.

Секерина И. Процесс понимания и синтаксический анализ предложения. Вопросы языкознания // Вопросы языкознания. — № 3. — 1996.

Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как подготовить интересный урок иностранного языка. — М., 1963.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976.

Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М., 1976.

Сорокин Ю.Л. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М., 1985.

Сорокин ЮЛ., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. — М., 1989.

Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб., 2000.

Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М., 1996.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. — Воронеж, 2001.

Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М., 1979.

Теория речевой деятельности. — М., 1968.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989.

Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. — М., 1984.

Фрумкина P.M. «Язык и мышление» как проблема лингвистического эксперимента // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. – Т. 40, № 3.

Халеееа И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М., 1988.

Хомский И. Язык и мышление. — М., 1972.

Чистович Л.А. Автоматическое распознавание слуховых образов. — Новосибирск, 1966.

Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. — М., 2000.

Шабес В.Я. Событие и текст. – М., 1989.

Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.

BerkoJ.G., Ratner N.B. Psycholinguistics. 1993.

Brosnahan N. Russian and English nonverbal communication. — Moscow, 1998.

Chomsky N. Syntactic Structures. 1957.

Dechert H., Raupach N. Psycholinguists Models of Production. 1987.

Foss D.J., Hakes D.T. Psycholinguistics. 1978.

Fromkin V. Speech Errors as Linguistic Evidence. 1973.

Garnkam A. Psychoiinguistics. Central topics. 1985.

Garman M. Psycholinguistics. 1991.

Gleason J.B., Ratner N.B. Psycholinguistics. 1993,

Gernsbacher M.A. (ed.) Handbook of Psycholinguistics. 1994.

Kess J.E. Psycholinguistics. 1992.

Levelt W.J.M. Speaking: From Intention to Articulation. 1993.

Osgood C.E., et al. The Measurement of Meaning. 1957.

Pronko N.H Language and Psycholinguistics // Psychological Bulletin. Vol. 3, 1946.

Slobin D.I. Psycholinguistics. 1974.

Steinberg D.D. An Introduction to Psycholinguistics. 1993.

Steinberg D.D., Hiroshi Nagata and David P. Aline, ed. Psycholinguistics: Language, Mind and World. — Longman Linguistics Library, 2001.

 

Интернет

www.textology.ru

wwwp.psycho.ru

www.vaal.ru

www.csa.ru/DistanceLearning/coursel/index.html

www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistics.html

www.nlp.ru

psy-two.narod.ru

www.linguistlist.org

www.mpi.nl/world

www.psyc.memphis.edu/POL/POL.htm

 


Содержание

 

Предисловие............................................................................................................................................................................................................... 2

Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................... 2

1. Объект и предмет психолингвистики.............................................................................................................................................................. 2

2. Определения психолингвистики...................................................................................................................................................................... 3

3. Причины появления психолингвистики......................................................................................................................................................... 5

4. Междисциплинарность психолингвистики.................................................................................................................................................. 5

5. Язык — речь — речевая деятельность........................................................................................................................................................... 8

Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ.................................................................................................................................................. 9

1. Язык — это деятельность человеческого духа............................................................................................................................................ 9

2. Язык отражает культуру народа..................................................................................................................................................................... 9

3. Язык включает в себя психический компонент......................................................................................................................................... 10

4. Язык — это условие мысли............................................................................................................................................................................. 11

5. Язык ограничивает познание мира............................................................................................................................................................... 11

6. Язык есть условие общения............................................................................................................................................................................ 12

7. Язык регулирует деятельность человека.................................................................................................................................................... 12

8. Некоторые постулаты московской психолингвистической школы.................................................................................................... 13

9. Современное состояние психолингвистики............................................................................................................................................... 14

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ..................................................................................................................................................................................... 15

1. Язык животных в природе............................................................................................................................................................................... 15

2. Говорящие животные........................................................................................................................................................................................ 16

3. Дети-Маугли....................................................................................................................................................................................................... 18

4. Критический период для освоения речи..................................................................................................................................................... 19

5. Освоение речи ребёнком.................................................................................................................................................................................. 19

6. Доречевой этап................................................................................................................................................................................................... 20

7. Освоение звуковой формы............................................................................................................................................................................... 21

8. Связь звучания со смыслом............................................................................................................................................................................. 22

9. Активный рост запаса слов............................................................................................................................................................................. 23

10. Овладение морфологией................................................................................................................................................................................ 23

11. Ошибки в речи детей....................................................................................................................................................................................... 24

12. Детское словотворчество.............................................................................................................................................................................. 25

13. Овладение синтаксисом................................................................................................................................................................................. 27

14. Овладение значением слова......................................................................................................................................................................... 28

15. «Родительский» язык....................................................................................................................................................................................... 30

16. Детские словечки............................................................................................................................................................................................. 31

17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе..................................................................................................................... 33

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ............................................................................................................................................................................. 35

1. Речевые ошибки.................................................................................................................................................................................................. 35

2. Теории происхождения речи.......................................................................................................................................................................... 38

3. Модели производства речи............................................................................................................................................................................. 38

4. Стохастическая модель производства речи.............................................................................................................................................. 39

5. Модель непосредственно составляющих................................................................................................................................................... 39

6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского................................................................................................................ 39

7. Теория уровней языка....................................................................................................................................................................................... 41

8. Модель Т—О—Т—Е......................................................................................................................................................................................... 41

9. Модель Л.С. Выготского.................................................................................................................................................................................. 42

10. Модель А.Р. Лурии.......................................................................................................................................................................................... 42

11. Модель А.А. Леонтьева.................................................................................................................................................................................. 43

12. Модель Левелта............................................................................................................................................................................................... 43

Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ.................................................................................................................................................................................. 45

1. Неосознаваемость восприятия речи............................................................................................................................................................. 45

2. Уровневость восприятия речи........................................................................................................................................................................ 45

3. Осмысленность восприятия речи.................................................................................................................................................................. 45

4. Восприятие букв и слов.................................................................................................................................................................................... 46

5. Восприятие предложений................................................................................................................................................................................ 49

6. Соотнесение речи с действительностью..................................................................................................................................................... 50

7. Механизм эквивалентных замен................................................................................................................................................................... 52

8. Механизм вероятностного прогнозирования............................................................................................................................................ 53

9. Восприятие и понимание речи....................................................................................................................................................................... 54

10. Значение и смысл............................................................................................................................................................................................ 55

11. Модели восприятия речи............................................................................................................................................................................... 55

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ................................................................................................................................ 57

1. Слово — высказывание — текст................................................................................................................................................................... 57

2. Включённость текста в неречевую деятельность..................................................................................................................................... 58

3. Производство текста......................................................................................................................................................................................... 58

4. Затекст — текст — подтекст........................................................................................................................................................................... 59

5. Восприятие текста............................................................................................................................................................................................. 59

6. Пересказ текста.................................................................................................................................................................................................. 60

7. Пошаговость восприятия................................................................................................................................................................................. 60

8. Многозначность текста.................................................................................................................................................................................... 60

9. Свойства текста.................................................................................................................................................................................................. 63

Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ...................................................................................................................................... 66

1. Роль эксперимента в психолингвистике...................................................................................................................................................... 66

2. Ассоциативный эксперимент.......................................................................................................................................................................... 68

3. Метод семантического дифференциала...................................................................................................................................................... 71

4. Методика дополнения...................................................................................................................................................................................... 74

5. Методика заканчивания предложения........................................................................................................................................................ 75

6. Методы косвенного исследования семантики........................................................................................................................................... 75

7. Градуальное шкалирование........................................................................................................................................................................... 75

8. Методика определения грамматической правильности........................................................................................................................ 77

9. Опросник.............................................................................................................................................................................................................. 77

10. Методика прямого толкования слова........................................................................................................................................................ 77

11. Классификация................................................................................................................................................................................................. 78

Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА............................................................................................................................................................... 80

1. Язык и культура................................................................................................................................................................................................. 80

2. Гипотеза лингвистической относительности............................................................................................................................................ 80

3. Национально-культурная специфика слова.............................................................................................................................................. 81

4. Лакуны.................................................................................................................................................................................................................. 81

5. Речевое поведение............................................................................................................................................................................................. 83

6. Билингвизм........................................................................................................................................................................................................... 83

7. Ошибки при изучении иностранного языка............................................................................................................................................... 84

8. Речь иностранца................................................................................................................................................................................................. 85

9. Культурный шок................................................................................................................................................................................................ 86

10. Аккультурация................................................................................................................................................................................................. 87

11. Лингвистический шок..................................................................................................................................................................................... 87

12. Интеркультурные контакты......................................................................................................................................................................... 88

Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА............................................................................................................................................................... 89

1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости................................................................................................................................... 89

2. Речь в изменённом состоянии сознания....................................................................................................................................................... 91

3. Речь при акцентуациях и психопатиях........................................................................................................................................................ 91

4. Речь при отдельных заболеваниях............................................................................................................................................................... 94

5. Физиологические центры речи....................................................................................................................................................................... 94

6. Нарушения речи................................................................................................................................................................................................. 95

7. Дефекты речи...................................................................................................................................................................................................... 96

8. Язык глухонемых............................................................................................................................................................................................... 97

Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ.................................................................................................................... 99

1. Судебная психолингвистика.......................................................................................................................................................................... 99

2. Язык и тендер.................................................................................................................................................................................................... 106

3. Нейролингвистическое программирование............................................................................................................................................. 107

4. Автоматический анализ текста................................................................................................................................................................... 109

5. Язык и речевое воздействие.......................................................................................................................................................................... 110

Конспективное изложение курса..................................................................................................................................................................... 115

Литература............................................................................................................................................................................................................ 118

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...