Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Владимир Маяковский: поэт, сатирик, влюблённый

Тема поэта и поэзии в поэзии Маяковского

 

Преподаватель разбивает аудиторию на 3 микрогруппы и каждой предлагает по одному стихотворению В. Маяковского: «О поэтах», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Задание микрогруппам таково: озвучить стихотворение для всей аудитории и сформулировать особенности отношения В. Маяковского к поэтам и поэтическому творчеству.

Особенности:

1. Ироническое обыгрывание идей, образов, цитат классической поэзии в стихотворении «О поэтах» с целью высмеивания литературной бездарности и поэтической халтуры; ирония над собой, растрачивающимся на рекламную подёнщину, и уважительное отношение к Пушкину в «Юбилейном».

2. Пушкин как образец поэта, на фоне которого современная Маяковскому поэзию показана мелкой, а его собственное творчество узаконивается в поэтических правах + мотивы негативного отношения к канонизации классиков и утверждение интимного отношения к литературе.

3. Поэзия, переведённая на язык производственных терминов («рифма ‒ вексель»), и остающаяся поэзией: нейтральность тона, перемежаемая взрывами поэтической страсти; поэзия как оружие («я хочу, чтобы к штыку приравняли перо»), шире ‒ поэзия как инструмент воздействия.

4. Отношение к поэзии у Маяковского двойственное: с одной стороны, поэзия утилитарна и ориентирована на социальный заказ, с другой ‒ устремлена в будущее, необыденна («поэзия вся ‒ езда в незнаемое»).

Сатирические мотивы

Преподаватель читает со студентами стихотворения «О дряни» и «Парижанка» и определяет вместе с учащимися особенности сатиры поэта.

 

О дряни

 

Слава. Слава, Слава героям!!!

 

Впрочем,

им

довольно воздали дани.

Теперь

поговорим

о дряни.

 

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина.

 

(Меня не поймаете на слове,

я вовсе не против мещанского сословия.

Мещанам

без различия классов и сословий

мое славословие.)

 

Со всех необъятных российских нив,

с первого дня советского рождения

стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

и засели во все учреждения.

 

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне

тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки.

 

И вечером

та или иная мразь,

на жену.

за пианином обучающуюся, глядя,

говорит,

от самовара разморясь:

«Товарищ Надя!

К празднику прибавка ‒

24 тыщи.

Тариф.

Эх, заведу я себе

тихоокеанские галифища,

чтоб из штанов

выглядывать

как коралловый риф!»

А Надя:

«И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В чем

сегодня

буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!»

На стенке Маркс.

Рамочка ала.

На «Известиях» лежа, котенок греется.

А из-под потолочка

верещала

оголтелая канареица.

 

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

разинул рот,

да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните ‒

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

 

Парижанка

 

Вы себе представляете

парижских женщин

с шеей разжемчуженной,

разбриллиантенной

рукой...

Бросьте представлять себе!

Жизнь

жестче ‒

у моей парижанки

вид другой.

Не знаю, право,

молода

или стара она,

до желтизны

отшлифованная

в лощеном хамье.

Служит

она

в уборной ресторана ‒

маленького ресторана ‒

Гранд-Шомьер.

Выпившим бургундского

может захотеться

для облегчения

пойти пройтись.

Дело мадмуазель

подавать полотенце,

она

в этом деле

просто артист.

Пока

у трюмо

разглядываешь прыщик,

она,

разулыбив

облупленный рот,

пудрой подпудрит,

духами попрыщет,

подаст пипифакс

и лужу подотрет.

Раба чревоугодий

торчит без солнца,

в клозетной шахте

по суткам

клопея,

за пятьдесят сантимов!

(По курсу червонца

с мужчины

около

четырех копеек.)

Под умывальником

ладони омывая,

дыша

диковиной

парфюмерных зелий,

над мадмуазелью

недоумевая,

хочу

сказать

мадмуазели:

– Мадмуазель,

ваш вид,

извините,

жалок.

На уборную молодость

губить не жалко вам?

Или

мне

наврали про парижанок,

или

вы, мадмуазель,

не парижанка.

Выглядите вы

туберкулезно

и вяло.

Чулки шерстяные...

Почему не шелка?

Почему

не шлют вам

пармских фиалок

благородные мусыо

от полного кошелька? ‒

Мадмуазель молчала,

грохот наваливал

на трактир,

на потолок,

на нас.

Это,

кружа

веселье карнавалово,

весь

в парижанках

гудел Монпарнас.

Простите, пожалуйста,

за стих раскрежещенный

и

за описанные

вонючие лужи,

но очень

трудно

в Париже

женщине,

если

женщина

не продается,

а служит.

 

Особенности:

 

1. Сатира ‒ излюбленный вид комического у Маяковского.

2. Основные объекты сатиры: внутренние враги («дрянь», мешающая построению нового общества: мещане, бюрократы) и внешние враги (капиталистический мир, в котором отнюдь не «райская жизнь»).

3. Сюжет стихотворения схематичен: есть конфликт классов, нюансов нет.

4. Тенденционные призывы, печать декламационности, плакатность стиля.

 

Приёмы создания комического эффекта:

1. Гипербола.

2. Гротеск.

3. Реализованная метафора.

4. Разговорная лексика и вульгаризмы.

5. Экспрессивно-оценочные неологизмы.

6. Оценочные суффиксы.

7. Комические рифмы.

Задание:

Каждая из 3-х микрогрупп получает задание написать одно четверостишие, сатирически высмеивающее какой-либо современный общественный порок, стилизуя это четверостишие под поэзию Маяковского.

Тема любви

 

Преподаватель вначале предлагает студентам спрогнозировать, как любит лирический герой В. Маяковского и какую женщину он любит, сделать её словесный собирательный портрет и нарисовать картину их отношений.

Затем преподаватель читает со студентами стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» и определяет вместе с ними особенности раскрытия в этих произведениях темы любви.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...