Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Владимир Маяковский: поэт, сатирик, влюблённыйТема поэта и поэзии в поэзии Маяковского
Преподаватель разбивает аудиторию на 3 микрогруппы и каждой предлагает по одному стихотворению В. Маяковского: «О поэтах», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Задание микрогруппам таково: озвучить стихотворение для всей аудитории и сформулировать особенности отношения В. Маяковского к поэтам и поэтическому творчеству. Особенности: 1. Ироническое обыгрывание идей, образов, цитат классической поэзии в стихотворении «О поэтах» с целью высмеивания литературной бездарности и поэтической халтуры; ирония над собой, растрачивающимся на рекламную подёнщину, и уважительное отношение к Пушкину в «Юбилейном». 2. Пушкин как образец поэта, на фоне которого современная Маяковскому поэзию показана мелкой, а его собственное творчество узаконивается в поэтических правах + мотивы негативного отношения к канонизации классиков и утверждение интимного отношения к литературе. 3. Поэзия, переведённая на язык производственных терминов («рифма ‒ вексель»), и остающаяся поэзией: нейтральность тона, перемежаемая взрывами поэтической страсти; поэзия как оружие («я хочу, чтобы к штыку приравняли перо»), шире ‒ поэзия как инструмент воздействия. 4. Отношение к поэзии у Маяковского двойственное: с одной стороны, поэзия утилитарна и ориентирована на социальный заказ, с другой ‒ устремлена в будущее, необыденна («поэзия вся ‒ езда в незнаемое»). Сатирические мотивы Преподаватель читает со студентами стихотворения «О дряни» и «Парижанка» и определяет вместе с учащимися особенности сатиры поэта.
О дряни
Слава. Слава, Слава героям!!!
Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни.
Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
(Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки.
И вечером та или иная мразь, на жену. за пианином обучающуюся, глядя, говорит, от самовара разморясь: «Товарищ Надя! К празднику прибавка ‒ 24 тыщи. Тариф. Эх, заведу я себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф!» А Надя: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!» На стенке Маркс. Рамочка ала. На «Известиях» лежа, котенок греется. А из-под потолочка верещала оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет: «Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните ‒ чтоб коммунизм канарейками не был побит!»
Парижанка
Вы себе представляете парижских женщин с шеей разжемчуженной, разбриллиантенной рукой... Бросьте представлять себе! Жизнь жестче ‒ у моей парижанки вид другой. Не знаю, право, молода или стара она, до желтизны отшлифованная в лощеном хамье. Служит она в уборной ресторана ‒ маленького ресторана ‒ Гранд-Шомьер. Выпившим бургундского может захотеться для облегчения пойти пройтись. Дело мадмуазель подавать полотенце, она в этом деле просто артист. Пока у трюмо разглядываешь прыщик, она, разулыбив облупленный рот, пудрой подпудрит, духами попрыщет, подаст пипифакс и лужу подотрет. Раба чревоугодий торчит без солнца, в клозетной шахте по суткам клопея, за пятьдесят сантимов! (По курсу червонца с мужчины около четырех копеек.) Под умывальником ладони омывая, дыша диковиной парфюмерных зелий, над мадмуазелью недоумевая, хочу сказать мадмуазели: – Мадмуазель, ваш вид, извините, жалок. На уборную молодость губить не жалко вам? Или мне наврали про парижанок, или вы, мадмуазель, не парижанка. Выглядите вы туберкулезно и вяло. Чулки шерстяные... Почему не шелка? Почему не шлют вам пармских фиалок благородные мусыо от полного кошелька? ‒ Мадмуазель молчала, грохот наваливал на трактир, на потолок, на нас. Это, кружа веселье карнавалово, весь в парижанках гудел Монпарнас. Простите, пожалуйста, за стих раскрежещенный и за описанные вонючие лужи, но очень трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит.
Особенности:
1. Сатира ‒ излюбленный вид комического у Маяковского. 2. Основные объекты сатиры: внутренние враги («дрянь», мешающая построению нового общества: мещане, бюрократы) и внешние враги (капиталистический мир, в котором отнюдь не «райская жизнь»). 3. Сюжет стихотворения схематичен: есть конфликт классов, нюансов нет. 4. Тенденционные призывы, печать декламационности, плакатность стиля.
Приёмы создания комического эффекта: 1. Гипербола. 2. Гротеск. 3. Реализованная метафора. 4. Разговорная лексика и вульгаризмы. 5. Экспрессивно-оценочные неологизмы. 6. Оценочные суффиксы. 7. Комические рифмы. Задание: Каждая из 3-х микрогрупп получает задание написать одно четверостишие, сатирически высмеивающее какой-либо современный общественный порок, стилизуя это четверостишие под поэзию Маяковского. Тема любви
Преподаватель вначале предлагает студентам спрогнозировать, как любит лирический герой В. Маяковского и какую женщину он любит, сделать её словесный собирательный портрет и нарисовать картину их отношений. Затем преподаватель читает со студентами стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» и определяет вместе с ними особенности раскрытия в этих произведениях темы любви. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |