Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы национальной безопасности

Проблемы национальной безопасности

Введение

Аксиоматичным можно считать положение о том, что любая человеческая общность формируется в целях создания условий для безопасной, комфортной и интересной жизни ее членов, а государство и право как основные формы организации общества и регулирования отношений между людьми призваны оказать решающее содействие в достижении этих целей. Реально обеспечить нормальную жизнь своих граждан государство может только тогда, когда оно само способно отстоять свою независимость и целостность.

В настоящее время в мире насчитывается свыше 200 государственных образований. Все они имеют свою историю: одни сформировались естественным образом, испокон веков занимают четко обозначенную территорию, объединяя людей преимущественно одной государствообразующей нации с монорелигией и одним языком; другие вырастали до империй, завоевывая более слабые государства или еще не объединенные племена коренных народностей, существовали определенное историческое время как многоязычные, многоконфессиональные и многоукладные сообщества; некоторые возникли в ходе национально-освободительной борьбы против колониальной зависимости; большинство современных государств появились в результате социальных революций (буржуазных, социалистических, народно-демократических, национальных и других). Государства отличаются друг от друга по целому спектру критериев, но общими и определяющими факторами для них являются: волеизъявление народа (нации), проживающего на определенной территории; суверенная власть; организационно-материальные структуры (армия, полиция и.т.д.). По мере развития человека и социума демократичнее становится процесс формирования государственности и действеннее контроль со стороны гражданского общества.

Любое государство осуществляет многочисленные функции и присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности общества, но в качестве его приоритетных направлений, как правило, выступают: обеспечение национальной безопасности; повышение качества жизни граждан; сохранение ресурсов для будущих поколений. Разумеется, это относится далеко не ко всем государствам, но эти положения декларируют все страны, считающие себя демократическими. В основе деятельности государств и функционирования правовых систем лежат интересы: национальные (общегосударственные), региональные, геополитические, стратегические и др. Согласование коренных интересов различных государств осуществляется путем заключения двух и многосторонних договоров, конвенций и создания международных организаций. В настоящее время наиболее значимой, олицетворяющей международное сообщество, является Организация Объединенных Наций (ООН), объединяющая 193 государства, которые добровольно взяли обязательства соблюдать нормы международного права и прежде всего Устава ООН.

«Национальная безопасность» как правовая категория определилась в законодательстве РФ в связи с принятием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 N2 537 (далее – Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).[1] В соответствии с п. 6 указанной Стратегии «национальная безопасность» это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Правовая категория «национальная безопасность» носит комплексный и собирательный характер. Так, согласно п. 1 Положения о Совете Безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. N2 590, национальная безопасность – это безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Факторы, вызывающие тревогу в связи с современной геополитической обстановкой

В сфере военной безопасности

Традиционные угрозы в данной области пополняются новыми. Любопытную статистику представили на днях эксперты ООН: протестные зоны на карте мира множатся с пугающей скоростью. Если в 2010 году их было 12 в восьми странах, то сегодня «полыхает» уже 115 городов в 26 странах[32].

В XXI веке на западной демократии приходится 95% агрессивных войн. И применяли свои армии демократические западные страны против мирного населения. Все мы помним истину, что заряженное ружье рано или поздно выстрелит.

По словам президента Академии геополитических проблем Л.Ивашова, «нам сейчас обязательно будут мстить за Крым», и одним из направлений контрудара Запада является Сирия, которая отдала под международный контроль свое оружие массового уничтожения, а в технологическом плане вооруженные силы Израиля и Запада имеют большое превосходство.[33]

После подписания Договора ме­жду Российской Федерацией и Республикой Крым президент Б.Обама объявил о разрыве ди­пломатических отношений США с Сирией и озвучил ультиматум с требованием немедленной от­ставки президента Сирии Б.Асада. Тем самым денонсированы существующие международные соглашения по химическому разоружению Сирии и де-факто этой стране объявлена война.

Индикаторы прогнозной модели показывают, что первый, очень опасный пик вероятности начала большой глобальной войны придется на период с лета 2017 по осень 2018 года. Следующий пик вероятности можно ожидать в 2022–23 годах.[34]

В современных энциклопедических словарях война определяется как организованная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. Для ведения войны используются как вооруженные силы (главное и решающее средство), так и экономические, политические, идеологические и другие средства борьбы. Это определение является общим и применимым ко всем временам и народам. Сегодня в условиях государственного организованного человеческого сообщества войной, на наш взгляд, в строгом смысле этого слова следует называть тот военный конфликт, в котором сторонами или хотя бы одной из сторон, выступает государство. Почему? Прежде всего, потому что в настоящее время практически нет на Земле территории, которая была бы не «занята тем или иным государством, или, в крайнем случае, на нее не претендовали бы те или иные государства[35].

В первом случае подтверждением служат государственные границы, международно-признанные территориальные водные и воздушные пространства и т.д. Во втором случае примерами выступают спорные территории: Арктика, Антарктида, космос. Следующий аргумент в пользу высказанного мнения состоит в том, что только государство в силу своих существенных признаков может объединить, собрать воедино все политические, военные, экономические, социальные и психолого-идеологические ресурсы, необходимые для ведения войны. Третьим доказательством имманентного присутствия государства в военном конфликте, именуемым войной, служит его суверенитет, позволяющей государству осуществлять государственную (политическую) власть независимо от каких-либо сил как внутри страны, так и вне ее. Только государство, исходя из национальных интересов, может реализовать древнеримский постулат jus ad bellum, начать, по его мнению, справедливую войну. Иными словами, только у государства есть право, закрепленное, как обычно, в Конституции и международно-правовых документах начинать и вести войну по установленным правилам. Преобладающей становится точка зрения, отражающая современный социально–политический реализм, согласно которой войну следует рассматривать в качестве сложного, многоаспектного явления и его нельзя просто «отменить». Само это явление и связанные с ним проблемы (предотвращение войны, своевременная и справедливая реакция международного сообщества на зачинщика военных действий, признание в качестве агрессора и др.) необходимо ввести в цивилизованные рамки, сделав объектом внимания социально ответственной военной политики. Особое значение здесь должно отдаваться приоритету международно-правовых норм и обеспечению реализации решений легитимных и легальных органов международного сообщества.

Анализ результатов боевых действий на Балканах и в других регионах наглядно подтвердил факт, что исход конфликтов военных действий всецело зависят от конечных результатов противоборства в воздушной сфере.

Главный элемент ПРО США морская составляющая: это многофункциональная боевая информационно–управляющая система. Ракеты–перехватчики установлены на кораблях, которые могут быть сосредоточены как раз на возможных траекториях наших ракет, идущих через Северный полюс. Другой важный элемент ПРО США – её космический эшелон 12 лазерных платформ, которые они планируют вывести на орбиту, будут способны перехватить наши ракеты, выходящие на баллистические траектории. Европейские базы ПРО – лишь дополнительные элементы системы, значение которых часто преувеличивают, называя главными объектами, угрожающими безопасности России. Нам надо сегодня искать новый тип вооружений и создавать в армии соответствующую группировку, которая будет способна обходить систему ПРО США, которую они сейчас проектируют под баллистические ракеты. Под войну, предполагающую обмен стратегическими ядерными ударами. Россия должна всегда иметь возможность нанести эффективные ответные удары по территории противника, напавшего на неё.

В 2003 году США приняли концепцию «быстрого глобального удара» – в случае войны американцы нанесут быстрый глобальный удара» – в случае войны американцы нанесут быстрый глобальный удар высокоточными стратегическими средствами без ядерных боезарядов. С первого же удара они уничтожат до 70% наших стационарных ядерных средств.

Задача нынешнего военного руководства – найти способ перенести войну на американскую территорию. Сдерживающим фактором будет только та группировка сил и средств, которая сможет в случае запуска крылатых ракет в нашу сторону тут же нанести удар по территории США, самой незащищенной территории мира.

Президент России В.В.Путин на концерте, посвященном Дню защитника Отечества в Кремле заявил, что боеспособность российской армии и флота остаются важнейшим фактором национальной безопасности, в современных условиях необходимо быть бдительными и готовыми к любому развитию событий. «Россия – демократическое, миролюбивое государство, мы убеждены, что спорные международные проблемы надо решать политическими, а не военными методами», – сказал Президент РФ. Он отметил, что во многом благодаря именно такой позиции России «удалось остановить многие драматические события, в том числе события вокруг Сирии».[36]

События в соседней Украине наглядно продемонстрировали то, насколько быстро можно раскалить социально политическую обстановку в государстве. Трудно спрогнозировать дальнейшее развитие событий в этой стране, однако уже сейчас четко просматривается то, что силовые структуры, в том числе и вооруженные силы, дезориентированы или самоустранились. Вполне возможно, что они не смогут выполнить своих функций по защите государства. И одной из основных причин этому – отсутствие четких указаний на деятельность по охране и обороне ведомственных объектов, без вовлечения во внутренний конфликт.[37]

Основные положения военной науки по вопросам обеспечения военной безопасности государства в воздушно–космическом пространстве их развитие и изменение происходят в целом медленнее, чем развитие и изменение геополитических условий и связанных с ними военных угроз. Военная практика значительно обогнала военную теорию, застывшую на уровне прошлых войн и конфликтов. Здесь мы встречаемся с ситуацией, когда реализация разработанных рекомендаций по подготовке к войнам в течение ближайших 5 лет может дать отличные результаты, через 10 лет эти результаты будут лишь удовлетворительными, а после 20 лет – гибельными для государства. Трудно предусмотреть даже отдельные последствия сегодняшних неправильных решений. Если ошибки уже допущены странами, то, казалось бы, должны существовать быстрые и надежные механизмы, позволяющие исправить их с наименьшими издержками. Но сегодня механизмов такого сорта, связанных с войнами будущего, пока нет. Важное значение для укрепления обороноспособности страны имеют уроки Великой Отечественной войны.

В то же время перед национальной безопасностью нашей страны встает ряд исторических вызовов и угроз. Ответом на них должна стать ассиметричная военная стратегия, которую предлагается положить в основу обновления Военной доктрины.

Создание ВКО является одним из ключевых направлений военного строительства. Так, в соответствии с госпрограммой вооружения до 2020 года на оснащение войск ВКО предусмотрено порядка 3,4 триллиона рублей.[38]

При создании совместных (объединенных) военных систем в целях обеспечения коллективной безопасности министерства обороны государств–участников СНГ вырабатываются для руководства основные принципы: единство политического и военного руководства на основе общих (согласованных) взглядов и подходов к решению вопросов, связанных с обеспечением военной безопасности государств-участников СНГ; соответствие создаваемой совместной (объединенной) военной системы политическому и военно-техническому характеру возможных военных конфликтов, структуре системы коллективной безопасности составу, организации и боевым возможностям коалиционных (региональных) группировок войск (сил); коалиционный подход при создании совместной (объединенной) военной системы в целях обеспечения коллективной безопасности, представительство национальных вооруженных сил во всех органах управления созданной совместной (объединенной) военной системы; определение и юридическое закрепление в межгосударственных соглашениях и национальных законодательствах государств – участников полномочий органов управления создаваемой совместной (объединенной) военной системы; максимальное использование существующих и создаваемых национальных военных систем; согласованность в подходах к созданию и подготовке военных систем (компонентов военных систем) вооруженных сил государств – участников СНГ с учетом возможностей их совместного функционирования; всесторонний учет национальных особенностей и традиций государств – участников СНГ, исторического и современного опыта создание совместных (объединенных военных систем) в целях обеспечения коллективной безопасности в войнах и вооруженных конфликтах.

Сегодня СНГ является оптимальной формой развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Одной из важнейших правовых основ регионального сотрудничества в военной области в многостороннем формате выделен договор о коллективной безопасности (ДКБ), подписанный главами девяти государств СНГ 15 мая 1992г. в Ташкенте. По уровню обязательств, взятых на себя государствами–участниками, указанный договор до сих пор не имеет аналогов среди межгосударственных договоров и соглашений в военной сфере, заключенных между странами содружества. Опыт правового обеспечения безопасности стран СНГ используется для работы Европейско-Азиатского правового конгресса при обсуждении проблем обеспечения национальной безопасности Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

 


[1] См. Российская газета, 1999, 19 мая

[2] Путин В.В. Арабская весна сменилась арабской зимой [Электронный ресурс]: http://news-rbk.ru 20 марта 2014

[3] Лукашенко А. Россия не для нас – люди родные // Российская газета. 29.08.2006.

[4] Там же. С. 2.

[5] Обращение Президента РФ к Федеральному Собранию РФ // http://www.kremlin.ru/transcripts/20603

[6] http://www.komunist.com.ua/article/1/20526.htm

[7] Устав Организации объединенных наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47

[8] Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994; Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994

[9] Степашин Н.С. Смута вечной не бывает // Российская газета, 27 марта 2014, №70

[10] Путин В. Из обращения к Федеральному собранию 18 марта 2014 года

[11] Путин В. Кремль. 18 марта 2014

[12] АиФ №13, 2014

[13] Крымское воскресенье // Российская газета. 20 марта 2014. С. 2.

[14] Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 (1999) по урегулированию ситуации в Косово

[15] Из выступления постпреда РФ при ООН В.Чуркина. – 13 марта 2014 //АИФ

[16] Степашин С. Смута вечной не бывает // Российская газета 27.03.2014, №70

[17] http://vz.ru/news/2014/3/18/677684.html

[18] Новости Беларуси для регионов России // Белта. 24 марта 2014 г.

[19]http://oko–planet.su/politik/newsday/236208–zayavlenie–ot–24–marta–2014–goda–na vstreche–mid–stran–chlenov–briks.html

[20] Наша версия 24-30.03.2014, №11 (436)

[21] Янукович В.: Украину спасёт федерализация // КП 4.04.2013

[22] Декларация «О хартии народов и регионов» (Брновская программа) (Нюрнберг, 2003) http://Ьakaria.info/events/zakon/dek/oration.htm (последнее посещение – 27 июня 2007 г.)

[23] Петр Симоненко: Все вопросы, волнующие общество, – решать только посредством референдума // Коммунист. № 20. 19.03.2014.

[24] Там же

[25] Пьянящий морок Козьего болота. Академик Толочко – об уроках Майдана // Коммунист. №20, 19.03.2014.

[26] Милкус А. Покорит ли НАСА космос без нас? // КП 04.04.2014

[27] Медведев Д.А. Москва денонсирует «харьковские соглашения» и вернёт 16 миллиардов долларов? // Наша версия. 24-30.03.2014, №11

[28] http://www.vedomosti.ru/politics/news/23766131/sankcii–ssha–v–svyazi–s–situaciej–na–ukraine–vo–mnogom

[29] Кондрашов А. Летят дикие гуси // Аргументы недели. №10. 20.03.2013.

[30] Выступление Президента РФ В.В.Путина на заседании коллегии Федеральной службы безопасности 7 апреля 2014 // Официальный сайт Президента России http://news.kremlin.ru/

[31] См.: Яковлев В.Ф. Правовое государство. М. 2012. С. 9–11.

[32] Союзное Вече. 27.02.14 – 5.03.14

[33] http://kavpolit.com/articles/krym_vash_a_siriju_u_vas_otnimem_no_prezhde_ee_un–1943/

[34] К оружию. Совместное заседание Изборского и Тагильского клубов, посвящённое оборонному мировоззрению // http://topwar.ru/40444–k–oruzhiyu–sovmestnoe–zasedanie–izborskogo–i–tagilskogo–klubov–posvyaschennoe–oboronnomu–mirovozzreniyu.html

[35] См. В.Д. Перевалов, В.И. Шерпаев. Война и политика: историко–политический и правовой аспекты исследования // Российское право. 2009. №11–12. С. 115–116.

[36] Российская газета, 23 февраля 2014

[37] http://www.belvpo.com/ru/34739.html

[38] Караваев П. Чистое небо // Аргументы недели №11, 27.03.2014

Проблемы национальной безопасности

Введение

Аксиоматичным можно считать положение о том, что любая человеческая общность формируется в целях создания условий для безопасной, комфортной и интересной жизни ее членов, а государство и право как основные формы организации общества и регулирования отношений между людьми призваны оказать решающее содействие в достижении этих целей. Реально обеспечить нормальную жизнь своих граждан государство может только тогда, когда оно само способно отстоять свою независимость и целостность.

В настоящее время в мире насчитывается свыше 200 государственных образований. Все они имеют свою историю: одни сформировались естественным образом, испокон веков занимают четко обозначенную территорию, объединяя людей преимущественно одной государствообразующей нации с монорелигией и одним языком; другие вырастали до империй, завоевывая более слабые государства или еще не объединенные племена коренных народностей, существовали определенное историческое время как многоязычные, многоконфессиональные и многоукладные сообщества; некоторые возникли в ходе национально-освободительной борьбы против колониальной зависимости; большинство современных государств появились в результате социальных революций (буржуазных, социалистических, народно-демократических, национальных и других). Государства отличаются друг от друга по целому спектру критериев, но общими и определяющими факторами для них являются: волеизъявление народа (нации), проживающего на определенной территории; суверенная власть; организационно-материальные структуры (армия, полиция и.т.д.). По мере развития человека и социума демократичнее становится процесс формирования государственности и действеннее контроль со стороны гражданского общества.

Любое государство осуществляет многочисленные функции и присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности общества, но в качестве его приоритетных направлений, как правило, выступают: обеспечение национальной безопасности; повышение качества жизни граждан; сохранение ресурсов для будущих поколений. Разумеется, это относится далеко не ко всем государствам, но эти положения декларируют все страны, считающие себя демократическими. В основе деятельности государств и функционирования правовых систем лежат интересы: национальные (общегосударственные), региональные, геополитические, стратегические и др. Согласование коренных интересов различных государств осуществляется путем заключения двух и многосторонних договоров, конвенций и создания международных организаций. В настоящее время наиболее значимой, олицетворяющей международное сообщество, является Организация Объединенных Наций (ООН), объединяющая 193 государства, которые добровольно взяли обязательства соблюдать нормы международного права и прежде всего Устава ООН.

«Национальная безопасность» как правовая категория определилась в законодательстве РФ в связи с принятием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 N2 537 (далее – Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).[1] В соответствии с п. 6 указанной Стратегии «национальная безопасность» это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Правовая категория «национальная безопасность» носит комплексный и собирательный характер. Так, согласно п. 1 Положения о Совете Безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. N2 590, национальная безопасность – это безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...