Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная работа с беспризорными детьми в условиях ГУ МО «Истринский социальный приют для детей и подростков»

 

Исследование беспризорных детей Приюта показало, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи. Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались ими брошенными. Основная причина лишения родительских прав – это злостное уклонение родителей от своих обязанностей. Ежегодно в городе увеличивается число детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах.

Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие, при котором ребенка жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Среди причин, по которым подросток оказался на улице, большая часть беспризорных детей отметила семейные конфликты. Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной эмоциональной разрядки. И, тем не менее, несмотря на свое безнадзорное детство, семья остается важной ценностью для подростка. Проективные ответы безнадзорных и беспризорных детей свидетельствуют о том, что более трети опрошенных детей назвали желания, связанные с семьей: «Вернуться домой», «Чтобы мама не била», «Чтобы родители не бросали своих детей», «Чтобы брат не был таким, как я», «Чтобы мама и папа не пили», «Чтобы мама была со мной», «Чтобы ко мне хорошо относились близкие». Следовательно, ребенок сохраняет доверие к родителям и родственникам и надежду получить помощь в трудных ситуациях.

Условия жизни в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения с окружающими, образ жизни. Усвоение подростками отрицательного образа жизни своих родителей происходит с самого раннего возраста. Почти все дети Приюта впервые услышали нецензурные и бранные слова от родителей, попробовали спиртное за семейным застольем. Большинство из них переняли от своих родителей их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.

В процессе опроса детей Приюта были выделены условные группы «детей риска» по степени беспризорности и безнадзорности:

– «дети безнадзорные», практически всегда живущие дома, но имеющие высокую степень безнадзорности и склонные к уходу из дома;

– «дети-беглецы», которые уходят из дома периодически (от 0-х недель до одного месяца);

– «дети улицы» (беспризорные), уходящие из дома постоянно или не живущие дома;

– «дети-правонарушители», которые уже совершили те или иные противоправные поступки. В эту группу были включены не только дети, совершившие уголовно наказуемые поступки, осужденные судом, но имеющие отсрочку по возрасту и административно наказуемые.

Перспектива и будущее в представлении ребенка – это важный интеллектуальный показатель его социализации. Основным занятием в будущем дети всех групп «риска» называют работу, учебу, говорят о создании семьи. Акцент на нежелании учиться просматривается и в поведенческих проявлениях, и в резком снижении мотивации к обучению в группе «детей улицы».

В центре работают специалисты разного профиля: воспитатели, психологи, логопеды, социальные педагоги и в том числе один из основных работников является социальный работник. Наличие подобного комплекса специалистов позволяет составить полную характеристику психического, физического и нравственного здоровья несовершеннолетних, микроклимата их семьи, установить причины имеющихся проблем и предложить необходимые виды психолого-педагогической и медико-социальной помощи, юридической помощи. Использование базовых программ, реализуемые в ходе деятельности учреждения (эстетотерапия, трудотерапия, программа «Здоровье», программа «Дорога к дому»,) – помогают добиться создание атмосферы, способствующей реабилитации детей и обстановки, помогающей коррекции отрицательных эмоций.

Деятельность социального работника начинается с первой минуты поступления беспризорного ребёнка в приют. В основном беспризорников привозят сотрудники полиции по делам несовершеннолетних. В качестве первичной информации они составляют акт со сведениями, которые удалось узнать на первоначальном этапе. (Пример акта представлен в приложении 1). Далее сотрудники отдела по делам несовершеннолетних передают ребёнка социальному работнику, если привозят ночью, то беспризорного принимает дежурная медсестра, при этом совместно составляется опись вещей, поступившего в приют (см. Приложение 2).

В первые дни пребывания ребёнка в приюте социальный работник пишет запрос в соответствующие инстанции, такие как: опека, КДН, соцзащита, в которых сообщает, что в приют, по акту ОДН, поступил несовершеннолетний с указанием его года рождения и просит дать информацию, о том, состоит ли ребёнок или семья на учёте.

Далее социальный работник совместно с психологом и сотрудником участковой социальной службы выезжает по адресу проживания беспризорного с целью обследования жилищных условий и проведения беседы с родителями, если таковые имеются. На месте они пытаются выяснить всю необходимую информацию о членах семьи и их образе жизни. Если семьи в доме по указанному адресу нет, информацию узнают у соседей. После чего составляется акт обследования, который подписывается всеми членами комиссии, проводившей обследование (см. Приложение 3).

Когда первичная информация собрана, составляется социальная карта на поступившего ребёнка и социальный паспорт семьи (Приложения 4, 5).

В течение первой недели пребывания ребёнка в приюте, социальный работник формирует личное дело. В процессе может выясниться, что у ребёнка отсутствуют документы (медицинская карта, страховой полис, свидетельство о рождении или паспорт, или личное дело учащегося из школы, в которой ребёнок обучался. Ведь если ребёнок – школьник, социальный работник пишет в школу, в нашем случае, – в среднюю Первомайскую, о зачислении беспризорного для дальнейшего обучения. А также связывается с КДН, ОДН по дальнейшему жизнеустройству ребёнка.

На вторую неделю пребывания ребёнка в приюте, социальный работник собирает и вкладывает в его личное дело заключения специалистов, которые работали с ребёнком. После этого в приюте собирается консилиум в ходе которого составляется индивидуальная программа социальной реабилитации воспитанника. На консилиуме социальный работник предоставляет всю информацию, которую удалось собрать и принимает активное участие в обсуждении вопросов, касающихся ребёнка (см. Приложение 6).

Развитие детей, воспитывающихся в условиях приюта, коренным образом отличается от развития детей из благополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д. Всё пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, отражается на их психическом развитии (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Ситуация в семьях детей, попавших в приют с III-X 2011 г. (240 чел.)

    Кол-во Лишение род. прав Нет Умерли В тюрьме Бомж Не живёт с семьёй
Мать 4 (2-пропала)
Отец
Отчим        
Опекун            
Дядя            
Тётя          
Сожитель            

 

Мать в псих. больнице – 1

Отец болеет шизофренией –1

Отец убил мать – 1

Мать убила отца – 1

Отца убили – 2

Травмирующие переживания не только доставляют ребёнку страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Особенно тяжело ребёнку, когда насильником выступает один из его родителей: мать или отец, от которых есть экзистенциальная зависимость. Желание отомстить, а также расплата за причинённую боль, перенесённые на символические объекты или фантастические образы в игре или на рисунке, потенциально могут обладать эффектом катарсиса. Использование игр позволяет психологу снять напряжение, которое возникло у ребёнка, но только на определённое время, до повторения их.

Физическое (80%), психическое, моральное и сексуальное насилие (15% девочек побывавших в приюте говорили о том, что с ними это происходило) воспринимается самой жертвой как неблагоприятное действие, поэтому довольно часто дети в играх прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебрегая запретами или социальными нормами, правилами и т.д. Часто бывает довольно трудно переключить внимание детей на другие игры или образы.

При эмоциональных нарушениях психического развития дети проявляют реакции злости, агрессии, ослепленные миром супергероев, могущественных персонажей, фантазиями о величии собственного «Я» и т.д. По мнению психологов, усвоенные однажды формы поведения в тех социальных условиях, в которых рос ребёнок, остаются неизменными очень долгое время и могут остаться на всю жизнь [19, с.54].

Травмированный, переживший чрезвычайно сильные разрушительные эмоции человек очень боится их повторения. Если эмоции прорываются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и совершает непоправимые поступки. Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, что сказывается на их низкой успеваемости. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, расстройств, болезней на «нервной почве». При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить (до 90% детей находящихся в приюте курят), употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества. У ребенка меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы. Если травма была в более раннем возрасте, то ребенок не становиться психологически зрелой личностью, а остается инфантильным долгое время [18, с. 184]. По данным статистики, люди, пережившие психологические травмы, более часто совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Диагнозы (некоторые), с которыми воспитанники поступили в приют

Закрытый перелом предплечья Тупая травма яичка Состояние после сотрясения головного мозга Посттравматическая энцефалопатия Посттравматический цереброастенический синдром Ушиб височной области Ушиб позвоночника Остаточные явления ушиба лица Рубцы от электроожога Ожоговые рубцы на ладонях (требующие оперативного лечения) Сотрясение головного мозга (сбит трамваем) Трехкратное сотрясение головного мозга (в течение жизни) Посттравматическое искривление носовой перегородки Закрытая черепно-мозговая травма Невротические реакции Синдром жестокого обращения с ребенком Олигофрения в стадии дебильности со склонностью к примитивным реакциям протеста Посттравматическая контрактура лев. руки    
Последствия гнойного менингита Кариес Анемия Носитель гепатита «В» Сифилис Энтеробиоз Тубинфицирован Кольпит Бродяжничество Инфантилизм
Органическое поражение ЦНС Синдром гипервозбудимости Энцефалопатия на фоне хронической экзогенной интоксикации Психоподобное поведение Болезнь Пертеса Минимальная мозговая дисфункция Правосторонний гемипарез Энурез ЗПРР Цефалгия Эписиндром Последствия органического поражения ЦНС Церебростенический синдром Синдром двигательной расторможенности Повышенная судорожная готовность Олигофрения Социально-педагогическая запущенность подростка из трудной семейно-бытовой ситуации  

 

Как видно из таблицы, воспитанники приюта уже имеют заболевания, говорящие о том, что они росли и воспитывались в социально неблагополучных условиях и ситуациях (употребление алкоголя и ПАВ, физическое и сексуальное насилие, травмы и заболевания, полученные в семье и на улице и т.д.).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...