Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования самооценки младших школьниковСамооценка – это оценка человеком самого себя (своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности). Она формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком себя, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. Результаты исследования самооценки младших школьников по методике «Лесенка», которая была предложена В.Г. Щур, представлены на рисунке 1: Рис. 1. Распределение детей младшего школьного возраста
Согласно данным рисунка в исследуемой группе для 47,5% учащихся характерна завышенная самооценка. Эти дети сразу или после некоторых раздумий ставили себя на высокие ступеньки. Объясняя свои действия, дети говорили, что они хорошие, при этом часто апеллируя к мнению о них близких взрослых (мамы, папы, бабушки и т.д.). На вопрос же о том, «всегда ли они хорошие», дети называли какие-либо свои недостатки («иногда я немножко балуюсь», «мама называет капризулей» и т.д.), но объясняли их внешними, независящими от них, причинами. У 42,5% младших школьников, принявших участие в исследовании, была выявлена адекватная самооценка. Получив задание, эти дети в большинстве внимательно рассматривали ступеньки лесенки, обдумывая свое место на ней. В итоге, обдумав задание, они ставили на 4-7 ступеньке. Объясняя избранную позицию, они ссылались на реальные ситуации и достижения (например, я хороший, послушный, но не всегда аккуратный). При этом дети данной погруппы, как и дети с завышенной самооценкой, часто апеллировали к мнению о себе окружающих людей. Заниженная самооценка была диагностирована у 10,0% исследованных школьников. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки. При этом свой выбор они либо не объясняли («Не знаю»), либо ссылается на мнение взрослого («Бабуля так говорит» и т.д.). Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности самооценки у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 1: Таблица 1 Сводная таблица по результатам исследования самооценки
На рисунке 2 представлено распределение младших школьников по выраженности самооценки с учетом гендерных различий: Рис. 2. Распределение мальчиков и девочек
Как наглядно демонстрирует рисунок, в подгруппе мальчиков большинство составляют дети с адекватной (реалистичной) самооценкой (65,0%). Наряду с этим, в данной подгруппе присутствуют дети как с завышенной (15,0%), так и с заниженной (20,0%) самооценкой. В свою очередь, в подгруппе девочек преобладают дети, имеющие завышенную самооценку (80,0%). Вместе с тем, у 20,0% девочек самооценка является адекватной. С целью выявления статистической значимости выявленных между подгруппами различий по выраженности самооценки, был использован Таблица 2 Статистическая значимость различий в выраженности самооценки
Согласно показателям, представленным в таблице 2, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности самооценки достигают высокого уровня значимости (p≤0,01). При этом у девочек исследуемой группы самооценка достигает более высоких показателей, чем у мальчиков. Таким образом, мы можем предположить, что у большинства девочек младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, самооценка является завышенной, а у мальчиков – адекватной. Результаты исследования самооценки младших школьников по методике «Особенности развития частной самооценки ребенка»
Рис. 3. Распределение детей младшего школьного возраста
Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что в результате оценки исследуемыми школьниками выраженности у них 12 черт личности, 42,5% школьников выявили высокую самооценку. Дети данной подгруппы обнаружили тенденцию к завышению оценок. Низкую самооценку выявили 7,5% школьников. Эти дети большинству характеристик личности дали низкие оценки. Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности самооценки у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 3: Таблица 3 Сводная таблица по результатам исследования самооценки
На рисунке 4 представлено распределение младших школьников по выраженности самооценки с учетом гендерных различий. Так, согласно данному рисунку, 70,0% девочек выявили высокий и 30,0% - низкий уровень самооценки. Мальчики же в большинстве (70,0%) продемонстрировали средний уровень самооценки.
Рис. 4. Распределение мальчиков и девочек Среднегрупповые показатели самооценки детьми черт – характеристик различных аспектов «Я» личности представлены на рисунке 5. Анализ среднегрупповых оценок в подгруппе девочек показал, что оценки большинства черт личности являются более высокими по сравнению с показателями группы в целом. При этом наиболее высокими оценками представлены у них такие характеристики личности, как красота, доброта, внимательность, веселость и ласковость, т.е. те личностные характеристики, которые традиционно считаются женскими. Самыми низкими оценками девочки группы оценили такие черты личности как правдивость, выносливость и любознательность.
Рис. 5. Среднегрупповые показатели самооценки младшими школьниками черт – характеристик различных аспектов «Я» личности
В свою очередь, мальчиками наиболее высоко оценены выносливость, правдивость, ум и веселость. Наименее выраженными, согласно самооценке детей, являются ласковость, сдержанность и доброта. С целью выявления статистически значимых различий между группами по выраженности самооценки использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок: Таблица 4 Статистическая значимость различий в выраженности самооценки и
Показатели таблицы 4 свидетельствуют о том, что между девочками и мальчиками присутствует множество значимых различий в оценивании черт своей личности. Так, у мальчиков в сравнении с девочками более высокой оценкой представлена правдивость (p≤0,01), в то время как оценки таких характеристик личности, как красота, доброта, внимательность и ласковость представлены у них более низкими, чем у девочек, оценками. Таким образом, у младших школьников, принявших участие в исследовании, самооценка представлена практически в равной степени высоким и средним уровнями выраженности, при этом у мальчиков самооценка в большинстве соответствует среднему, а у девочек – высокому уровню. Вместе с тем, отмечено, что девочки и мальчики при осуществлении оценивания более высокими показателями оценивают «мужские» (мальчики) и «женские» (девочки) качества и характеристики личности. Результаты исследования особенностей самопринятия младших школьников по методике «Портреты» О.А. Белобрыкиной представлены на рисунке 6. Из показателей, отображенных на рисунке, можно заключить, что 40,0% младших школьников характеризуются безусловным самопринятием и оценивают себя некритично, 52,5% школьников демонстрируют адекватный (объективный и реалистически обоснованный) характер самопринятия и для 7,5% школьников характерен низкий уровень самопринятия и повышенная самокритичность.
Рис. 6. Распределение детей младшего школьного возраста
Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности показателей самоотношения у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 5: Таблица 5 Сводная таблица по результатам исследования самоотношения
В свою очередь, данные рисунка 7 свидетельствуют о том, что для девочек, представивших эмпирическую выборку, характерно в большинстве (65,0%) безусловное самопринятие, а у остальным 35,0% девочек самопринятие обусловлено объективными фактами. В свою очередь, мальчики в большинстве (70,0%) характеризуются адекватным самопринятием. Некритичность и чрезмерную самокритичность выявили по 15,0% мальчиков исследуемой группы. Рис. 7. Распределение мальчиков и девочек по уровням самопринятия (по О.А. Белобрыкиной)
С целью выявления статистически значимых различий между группами по выраженности самопринятия был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок: Таблица 6 Статистическая значимость различий в выраженности самооценки
Согласно показателям, представленным в таблице 6, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности самопринятия достигают высокого уровня значимости (p≤0,01). При этом у девочек исследуемой группы самопринятие является значимо более высоким, чем у мальчиков. Таким образом, исследование особенностей самопринятия у младших дошкольников показало, что у большинства девочек младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, самопринятие является безусловным и некритичным, а у мальчиков самопринятие является объективно обоснованным. На основании проведенного исследованиясамооценки детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, можно сделать вывод, что самооценка детей данного возраста является либо адекватной (близкой к реалистичной), либо завышенной. Вместе с тем, исследование показало, что у девочек младшего школьного возраста самооценка представлена более высокими показателями, чем у мальчиков того же возраста.
3.2. Результаты исследования проявлений тревожности
Тревожность – это закрепленное психическое состояние личности на основе постоянной тревоги, которое может, как активизировать, мобилизовать, так и нарушать внутренний психологический баланс. Распределение младших школьников по результатам проведенного наблюдения («Критерии тревожного ребенка»Г.П. Лаврентьевой и
Рис. 8. Распределение детей младшего школьного возраста
Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности показателей тревожности у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 7: Таблица 7 Сводная таблица по результатам исследования тревожности у детей младшего школьного возраста (по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко)
Распределение девочек и мальчиков группы по выраженности тревожности отображено на рисунке 9: Рис. 9. Распределение мальчиков и девочек Согласно представленному выше рисунку, в подгруппе мальчиков преобладают дети со средним уровнем тревожности, а в группе девочек большинство составили дети с высоким уровнем тревожности. С целью выявления статистически значимых различий между группами по выраженности тревожности был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок: Таблица 8 Статистическая значимость различий в выраженности самооценки
Согласно показателям, представленным в таблице 8, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности тревожности являются значимыми (p≤0,01). При этом девочки исследуемой группы более тревожны, чем мальчики. Таким образом, данные проведенного наблюдения позволили сделать вывод, что у большинства девочек младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, тревожность является высокой, а у мальчиков – средней. Результаты исследования тревожности младших школьников по результатам беседы с детьми на тему «Мои опасения и страхи»
Рис. 10. Распределение детей младшего школьного возраста
Согласно представленному выше рисунку, 57,5% детей группы выявили высокий уровень тревожности, 17,5% детей выявили повышенный уровень тревожности и 25,0% детей обнаружили средний уровень тревожности. Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности самооценки у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 9: Таблица 9 Сводная таблица по результатам исследования тревожности
На рисунке 11 представлено распределение по уровням тревожности мальчиков и девочек исследуемой группы. Согласно рисунку 11, абсолютное большинство (80,0%) девочек и 35,0% мальчиков группы выявили значительное число страхов (на вопрос «боишься ли ты…» дали 17 и более утвердительных ответов), таким образом, в целом продемонстрировав высокий уровень тревожности. Обнаружив от 12 до 16 различных страхов, 15,0% девочек и 20,0% мальчиков выявили уровень тревожности выше среднего. Остальные 45,0% мальчиков и 5,0% девочек выявили от 6 до 11 страхов, тем самым продемонстрировав средний уровень тревожности.
Рис. 11. Распределение мальчиков и девочек по уровням тревожности (по А.И. Захарову) Согласно условиям методики, заданным авторам, все страхи были разделены на 7 групп, после чего был осуществлен анализ страхов, преобладающих у детей, представивших выборку. Так, исследование страхов у младших школьников показало следующее: Таблица 10 Выраженность страхов у младших школьников
Как видно из представленной выше таблицы, младшие школьники выявили преобладание медицинских страхов (боязнь боли, уколов, врачей /кроме стоматолога/, болезней), страхов физического повреждения (неожиданные звуки, транспорт, стихия, война) и страха кошмарных снов и темноты. Кроме того, у значительного числа детей было выявлено наличие социально опосредованных страхов (страхов, связанных с взаимодействием с детьми и взрослыми, наказаниями, одиночеством). В свою очередь, сравнительный анализ наличия и выраженности страхов у девочек и мальчиков группы показал, что у первых, более чем у вторых, выражены медицинские и пространственные страхи (p≤0,01), а также страхи кошмарных снов, темноты (p≤0,01) и смерти (p≤0,05). Таким образом, у большинства младших школьников присутствует множество страхов, среди которых наиболее выражены медицинские страхи, страхи физического повреждения, страхи кошмарных снов и темноты и социально опосредованные страхи. При этом у девочек страхи более выражены, чем у мальчиков. Вместе с тем, следует указать на тот факт, что страхи, выявленные у младших школьников, соответствуют возрастным нормам (по А.И. Захарову). Результаты исследования тревожности младших школьников по результатам проективной рисуночной методики «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бака представлены на рисунке 12. Данные рисунка свидетельствуют о том, что, как и по результатам предыдущих методик, у младших школьников, принявших участие в исследовании, тревожность представлена высоким (52,5%) и средним (47,5%) уровнями.
Рис. 12. Распределение детей младшего школьного возраста
Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности показателей тревожности у мальчиков и девочек представлены в таблице 11: Таблица 11 Сводная таблица по результатам исследования тревожности
Распределение мальчиков и девочек группы по проявлениям тревожности в рисунке отображено на рисунке 13: Рис. 13. Распределение мальчиков и девочек по уровням тревожности (по Дж. Баку) Согласно данным рисунка, 80,0% девочек и 25,0% мальчиков выявили высокий уровень тревожности. В рисунках этих детей было выявлено Следует отметить, что наиболее часто в рисунках детей исследуемой группы встречались такие признаки, как выделение и прорисовывание отдельных деталей (окно, труба; глаза, рот; ствол дерева и т.д.), линии с сильным нажимом карандаша, интенсивно затушеванные волосы у человека и/или листва на дереве, затемненные окна дома. Кроме того, у значительного количества детей отмечались множественные использования ластика. С целью выявления значимости различий между мальчиками и девочками по выраженности тревожности использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок (таблица 6): Таблица 12 Статистическая значимость различий в выраженности тревожности
Согласно показателям, представленным в таблице, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности проявлений тревожности являются значимыми (p≤0,01). При этом девочки исследуемой группы продемонстрировали значимо большее число проявлений тревоги в рисунке, чем мальчики. На основании результатов проведенной методики можно заключить, что младшие школьники продемонстрировали множество проявлений тревожности в рисунке, при этом у девочек таких проявлений значительно больше, чем у мальчиков. Таким образом, изучение тревожности детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, позволяет заключить, что тревожность детей данного возраста является либо средней (что соответствует норме), либо высокой. Наряду с этим, исследование показало, что девочки младшего школьного более тревожны в сравнении с мальчиками того же возраста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |