Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования самооценки младших школьников

Самооценка – это оценка человеком самого себя (своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности). Она формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком себя, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Результаты исследования самооценки младших школьников по методике «Лесенка», которая была предложена В.Г. Щур, представлены на рисунке 1:

Рис. 1. Распределение детей младшего школьного возраста
по уровням самооценки (по В.Г. Щур)

 

Согласно данным рисунка в исследуемой группе для 47,5% учащихся характерна завышенная самооценка. Эти дети сразу или после некоторых раздумий ставили себя на высокие ступеньки. Объясняя свои действия, дети говорили, что они хорошие, при этом часто апеллируя к мнению о них близких взрослых (мамы, папы, бабушки и т.д.). На вопрос же о том, «всегда ли они хорошие», дети называли какие-либо свои недостатки («иногда я немножко балуюсь», «мама называет капризулей» и т.д.), но объясняли их внешними, независящими от них, причинами.

У 42,5% младших школьников, принявших участие в исследовании, была выявлена адекватная самооценка. Получив задание, эти дети в большинстве внимательно рассматривали ступеньки лесенки, обдумывая свое место на ней. В итоге, обдумав задание, они ставили на 4-7 ступеньке. Объясняя избранную позицию, они ссылались на реальные ситуации и достижения (например, я хороший, послушный, но не всегда аккуратный). При этом дети данной погруппы, как и дети с завышенной самооценкой, часто апеллировали к мнению о себе окружающих людей.

Заниженная самооценка была диагностирована у 10,0% исследованных школьников. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки. При этом свой выбор они либо не объясняли («Не знаю»), либо ссылается на мнение взрослого («Бабуля так говорит» и т.д.).

Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности самооценки у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 1:


Таблица 1

Сводная таблица по результатам исследования самооценки
у детей младшего школьного возраста (по В.Г. Щур)

Имя ребенка Возраст СО (баллы) Имя ребенка Возраст СО (баллы)
Борис 7л.8м. Анна 7л.11м.
Вадим 7л.7м. Ангелина 7л.5м.
Виталий 7л.8м. Виктория 7л.6м.
Григорий 7л.6м. Валерия 7л.6м.
Давид 7л.6м. Галина 7л.3м.
Денис 7л.7м. Дария 7л.8м.
Денис 7л.6м. Елена 7л.5м.
Евгений 7л.8м. Ирина 7л.9м.
Илья 7л.6м. Инга 7л.9м.
Иван 7л.7м. Людмила 7л.3м.
Максим 7л.10м. Людмила 7л.8м.
Михаил 7л.4м. Марина 7л.9м.
Назар 7л.8м. Марианна 7л.11м.
Никита 7л.11м. Ольга 7л.10м.
Олег 7л.9м. Оксана 7л.6м.
Павел 7л.5м. Римма 7л.8м.
Семен 7л.6м. Раиса 7л.8м.
Тимур 7л.4м. Светлана 7л.4м.
Эдуард 7л.9м. Татьяна 7л.5м.
Юрий 7л.7м. Янина 7л.8м.
Среднегрупповые значения (Хср.) 5,5 Среднегрупповые значения (Хср.) 8,0
Стандартное отклонение (σ) 2,2 Стандартное отклонение (σ) 1,4

 

На рисунке 2 представлено распределение младших школьников по выраженности самооценки с учетом гендерных различий:

Рис. 2. Распределение мальчиков и девочек
по уровням самооценки (по В.Г. Щур)

 

Как наглядно демонстрирует рисунок, в подгруппе мальчиков большинство составляют дети с адекватной (реалистичной) самооценкой (65,0%). Наряду с этим, в данной подгруппе присутствуют дети как с завышенной (15,0%), так и с заниженной (20,0%) самооценкой. В свою очередь, в подгруппе девочек преобладают дети, имеющие завышенную самооценку (80,0%). Вместе с тем, у 20,0% девочек самооценка является адекватной.

С целью выявления статистической значимости выявленных между подгруппами различий по выраженности самооценки, был использован
t-критерий Стьюдента для независимых выборок:

Таблица 2

Статистическая значимость различий в выраженности самооценки
у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Признак Мальчики Девочки t Эмп р
Самооценка 5,5 8,0 -4,258 0,01

 

Согласно показателям, представленным в таблице 2, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности самооценки достигают высокого уровня значимости (p≤0,01). При этом у девочек исследуемой группы самооценка достигает более высоких показателей, чем у мальчиков.

Таким образом, мы можем предположить, что у большинства девочек младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, самооценка является завышенной, а у мальчиков – адекватной.

Результаты исследования самооценки младших школьников по методике «Особенности развития частной самооценки ребенка»
О.А. Белобрыкиной представлены на рисунке 3:

Рис. 3. Распределение детей младшего школьного возраста
по уровням самооценки (по О.А. Белобрыкиной)

 

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что в результате оценки исследуемыми школьниками выраженности у них 12 черт личности,
50,0% детей обнаружили адекватную самооценку. Этими детьми черты личности оценивались по-разному, при этом они могли оцениваться как низкими оценками, так и высокими, что соответствует норме.

42,5% школьников выявили высокую самооценку. Дети данной подгруппы обнаружили тенденцию к завышению оценок.

Низкую самооценку выявили 7,5% школьников. Эти дети большинству характеристик личности дали низкие оценки.

Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности самооценки у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 3:

Таблица 3

Сводная таблица по результатам исследования самооценки
у детей младшего школьного возраста (по О.А. Белобрыкиной)

Имя ребенка Возраст СО (баллы) Имя ребенка Возраст СО (баллы)
Борис 7л.8м. 41,0 Анна 7л.11м. 53,5
Вадим 7л.7м. 51,5 Ангелина 7л.5м. 40,5
Виталий 7л.8м. 43,0 Виктория 7л.6м. 53,0
Григорий 7л.6м. 46,5 Валерия 7л.6м. 41,0
Давид 7л.6м. 41,0 Галина 7л.3м. 49,0
Денис 7л.7м. 28,5 Дария 7л.8м. 49,0
Денис 7л.6м. 44,0 Елена 7л.5м. 52,5
Евгений 7л.8м. 38,0 Ирина 7л.9м. 52,5
Илья 7л.6м. 42,5 Инга 7л.9м. 56,5
Иван 7л.7м. 45,5 Людмила 7л.3м. 53,0
Максим 7л.10м. 45,0 Людмила 7л.8м. 45,5
Михаил 7л.4м. 56,0 Марина 7л.9м. 50,5
Назар 7л.8м. 44,0 Марианна 7л.11м. 45,0
Никита 7л.11м. 44,5 Ольга 7л.10м. 55,0
Олег 7л.9м. 32,0 Оксана 7л.6м. 50,5
Павел 7л.5м. 46,5 Римма 7л.8м. 48,0
Семен 7л.6м. 47,0 Раиса 7л.8м. 36,5
Тимур 7л.4м. 43,5 Светлана 7л.4м. 38,5
Эдуард 7л.9м. 31,5 Татьяна 7л.5м. 50,5
Юрий 7л.7м. 42,0 Янина 7л.8м. 52,0
Среднегрупповые значения (Хср.) 42,7 Среднегрупповые значения (Хср.) 48,6
Стандартное отклонение (σ) 6,5 Стандартное отклонение (σ) 5,7

 

На рисунке 4 представлено распределение младших школьников по выраженности самооценки с учетом гендерных различий. Так, согласно данному рисунку, 70,0% девочек выявили высокий и 30,0% - низкий уровень самооценки. Мальчики же в большинстве (70,0%) продемонстрировали средний уровень самооценки.

Рис. 4. Распределение мальчиков и девочек
по уровням самооценки (по О.А. Белобрыкиной)

Среднегрупповые показатели самооценки детьми черт – характеристик различных аспектов «Я» личности представлены на рисунке 5.

Анализ среднегрупповых оценок в подгруппе девочек показал, что оценки большинства черт личности являются более высокими по сравнению с показателями группы в целом. При этом наиболее высокими оценками представлены у них такие характеристики личности, как красота, доброта, внимательность, веселость и ласковость, т.е. те личностные характеристики, которые традиционно считаются женскими. Самыми низкими оценками девочки группы оценили такие черты личности как правдивость, выносливость и любознательность.

 

Рис. 5. Среднегрупповые показатели самооценки младшими школьниками черт – характеристик различных аспектов «Я» личности

 

В свою очередь, мальчиками наиболее высоко оценены выносливость, правдивость, ум и веселость. Наименее выраженными, согласно самооценке детей, являются ласковость, сдержанность и доброта.

С целью выявления статистически значимых различий между группами по выраженности самооценки использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок:

Таблица 4

Статистическая значимость различий в выраженности самооценки и
ее составляющих у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Признак Мальчики Девочки t Эмп р
Выносливость 4,0 3,5 1,160 -
Красота 3,4 5,4 -4,878 0,01
Здоровье 3,5 3,5 -,086 -
Доброта 2,6 5,0 -7,366 0,01
Правдивость 4,3 2,6 3,945 0,01
Трудолюбие 3,1 3,0 ,042 -
Ум 4,4 4,1 ,954 -
Внимательность 3,8 5,0 -2,603 0,01
Любознательность 3,0 3,0 ,000 -
Веселость 4,5 5,0 -1,945 -
Ласковость 3,0 5,4 -5,629 0,01
Сдержанность 3,3 3,3 ,042 -
Самооценка 42,7 48,6 -3,093 0,01

 

Показатели таблицы 4 свидетельствуют о том, что между девочками и мальчиками присутствует множество значимых различий в оценивании черт своей личности. Так, у мальчиков в сравнении с девочками более высокой оценкой представлена правдивость (p≤0,01), в то время как оценки таких характеристик личности, как красота, доброта, внимательность и ласковость представлены у них более низкими, чем у девочек, оценками.

Таким образом, у младших школьников, принявших участие в исследовании, самооценка представлена практически в равной степени высоким и средним уровнями выраженности, при этом у мальчиков самооценка в большинстве соответствует среднему, а у девочек – высокому уровню. Вместе с тем, отмечено, что девочки и мальчики при осуществлении оценивания более высокими показателями оценивают «мужские» (мальчики) и «женские» (девочки) качества и характеристики личности.

Результаты исследования особенностей самопринятия младших школьников по методике «Портреты» О.А. Белобрыкиной представлены на рисунке 6. Из показателей, отображенных на рисунке, можно заключить, что 40,0% младших школьников характеризуются безусловным самопринятием и оценивают себя некритично, 52,5% школьников демонстрируют адек­ватный (объективный и реалистически обоснованный) характер самопринятия и для 7,5% школьников характерен низкий уровень самопри­нятия и повышенная самокритич­ность.

 

Рис. 6. Распределение детей младшего школьного возраста
по уровням самопринятия (по О.А. Белобрыкиной)

 

Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности показателей самоотношения у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 5:

Таблица 5

Сводная таблица по результатам исследования самоотношения
у детей младшего школьного возраста (по О.А. Белобрыкиной)

Имя ребенка Возраст Самоотношение (коэф.) Имя ребенка Возраст Самоотношение (коэф.)
Борис 7л.8м. -0,39 Анна 7л.11м. 0,73
Вадим 7л.7м. 0,57 Ангелина 7л.5м. 0,31
Виталий 7л.8м. 0,00 Виктория 7л.6м. 0,77
Григорий 7л.6м. 0,21 Валерия 7л.6м. 0,28
Давид 7л.6м. 0,07 Галина 7л.3м. 0,84
Денис 7л.7м. -0,68 Дария 7л.8м. 0,63
Денис 7л.6м. 0,42 Елена 7л.5м. 0,88
Евгений 7л.8м. -0,21 Ирина 7л.9м. 0,88
Илья 7л.6м. 0,27 Инга 7л.9м. 0,37
Иван 7л.7м. 0,19 Людмила 7л.3м. 0,28
Максим 7л.10м. -0,30 Людмила 7л.8м. 0,37
Михаил 7л.4м. 0,64 Марина 7л.9м. 0,90
Назар 7л.8м. -0,03 Марианна 7л.11м. 0,16
Никита 7л.11м. 0,24 Ольга 7л.10м. 0,96
Олег 7л.9м. -0,72 Оксана 7л.6м. 0,62
Павел 7л.5м. 0,28 Римма 7л.8м. -0,08
Семен 7л.6м. 0,78 Раиса 7л.8м. 0,61
Тимур 7л.4м. -0,91 Светлана 7л.4м. 0,71
Эдуард 7л.9м. 0,29 Татьяна 7л.5м. 0,64
Юрий 7л.7м. -0,16 Янина 7л.8м. 0,59
Среднегрупповые значения (Хср.) 0,03 Среднегрупповые значения (Хср.) 0,57
Стандартное отклонение (σ) 0,46 Стандартное отклонение (σ) 0,28

 

В свою очередь, данные рисунка 7 свидетельствуют о том, что для девочек, представивших эмпирическую выборку, характерно в большинстве (65,0%) безусловное самопринятие, а у остальным 35,0% девочек самопринятие обусловлено объективными фактами. В свою очередь, мальчики в большинстве (70,0%) характеризуются адекватным самопринятием. Некритичность и чрезмерную самокритичность выявили по 15,0% мальчиков исследуемой группы.

Рис. 7. Распределение мальчиков и девочек

по уровням самопринятия (по О.А. Белобрыкиной)

 

С целью выявления статистически значимых различий между группами по выраженности самопринятия был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок:

Таблица 6

Статистическая значимость различий в выраженности самооценки
у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Признак Мальчики Девочки t Эмп р
Самопринятие 0,1 0,6 -4,507 0,01

 

Согласно показателям, представленным в таблице 6, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности самопринятия достигают высокого уровня значимости (p≤0,01). При этом у девочек исследуемой группы самопринятие является значимо более высоким, чем у мальчиков.

Таким образом, исследование особенностей самопринятия у младших дошкольников показало, что у большинства девочек младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, самопринятие является безусловным и некритичным, а у мальчиков самопринятие является объективно обоснованным.

На основании проведенного исследованиясамооценки детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, можно сделать вывод, что самооценка детей данного возраста является либо адекватной (близкой к реалистичной), либо завышенной. Вместе с тем, исследование показало, что у девочек младшего школьного возраста самооценка представлена более высокими показателями, чем у мальчиков того же возраста.

 

3.2. Результаты исследования проявлений тревожности
у младших школьников

 

Тревожность – это закрепленное психическое состояние личности на основе постоянной тревоги, которое может, как активизировать, мобилизовать, так и нарушать внутренний психологический баланс.

Распределение младших школьников по результатам проведенного наблюдения («Критерии тревожного ребенка»Г.П. Лаврентьевой и
Т.М. Титаренко)отображены на рисунке 8. Согласно данным указанного рисунка, уровень тревожности у 57,5% школьников является высоким. Это свидетельствует о том, что многие жизненные ситуации воспоминаются ими как угрожающие их благополучию. При этом они демонстрируют множество вегетативных проявлений, свидетельствующих о высокой тревожности (часто демонстрируют излишнее беспокойство, смущаются, тревожатся, капризничают и т.д.). Средний уровень тревожности выявили 42,5% школьников. Для этих детей характерно адекватное восприятие различных жизненных ситуаций как опасных или неопасных. Низкий уровень тревожности по результатам наблюдения не был выявлен ни у кого из детей, принявших участие в исследовании.

Рис. 8. Распределение детей младшего школьного возраста
по уровням тревожности (по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко)

 

Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности показателей тревожности у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 7:

Таблица 7

Сводная таблица по результатам исследования тревожности у детей младшего школьного возраста (по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко)

Имя ребенка Возраст Тревожность (баллы) Имя ребенка Возраст Тревожность (баллы)
Борис 7л.8м. Анна 7л.11м.
Вадим 7л.7м. Ангелина 7л.5м.
Виталий 7л.8м. Виктория 7л.6м.
Григорий 7л.6м. Валерия 7л.6м.
Давид 7л.6м. Галина 7л.3м.
Денис 7л.7м. Дария 7л.8м.
Денис 7л.6м. Елена 7л.5м.
Евгений 7л.8м. Ирина 7л.9м.
Илья 7л.6м. Инга 7л.9м.
Иван 7л.7м. Людмила 7л.3м.
Максим 7л.10м. Людмила 7л.8м.
Михаил 7л.4м. Марина 7л.9м.
Назар 7л.8м. Марианна 7л.11м.
Никита 7л.11м. Ольга 7л.10м.
Олег 7л.9м. Оксана 7л.6м.
Павел 7л.5м. Римма 7л.8м.
Семен 7л.6м. Раиса 7л.8м.
Тимур 7л.4м. Светлана 7л.4м.
Эдуард 7л.9м. Татьяна 7л.5м.
Юрий 7л.7м. Янина 7л.8м.
Среднегрупповые значения (Хср.) 13,2 Среднегрупповые значения (Хср.) 17,8
Стандартное отклонение (σ) 4,0 Стандартное отклонение (σ) 2,6

 

Распределение девочек и мальчиков группы по выраженности тревожности отображено на рисунке 9:

Рис. 9. Распределение мальчиков и девочек
по уровням тревожности (по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко)

Согласно представленному выше рисунку, в подгруппе мальчиков преобладают дети со средним уровнем тревожности, а в группе девочек большинство составили дети с высоким уровнем тревожности.

С целью выявления статистически значимых различий между группами по выраженности тревожности был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок:

Таблица 8

Статистическая значимость различий в выраженности самооценки
у мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста

Признак Мальчики Девочки t Эмп р
Тревожность 13,9 16,5 -2,437 0,05

Согласно показателям, представленным в таблице 8, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности тревожности являются значимыми (p≤0,01). При этом девочки исследуемой группы более тревожны, чем мальчики.

Таким образом, данные проведенного наблюдения позволили сделать вывод, что у большинства девочек младшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, тревожность является высокой, а у мальчиков – средней.

Результаты исследования тревожности младших школьников по результатам беседы с детьми на тему «Мои опасения и страхи»
(по А.И. Захарову)
представлены на рисунке 10:

Рис. 10. Распределение детей младшего школьного возраста
по уровням тревожности (по А.И. Захарову)

 

Согласно представленному выше рисунку, 57,5% детей группы выявили высокий уровень тревожности, 17,5% детей выявили повышенный уровень тревожности и 25,0% детей обнаружили средний уровень тревожности.

Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности самооценки у мальчиков и девочек, представивших выборку, представлены в таблице 9:

Таблица 9

Сводная таблица по результатам исследования тревожности
у детей младшего школьного возраста (по А.И. Захарову)

Имя ребенка Возраст Тревожность (баллы) Имя ребенка Возраст Тревожность (баллы)
Борис 7л.8м. Анна 7л.11м.
Вадим 7л.7м. Ангелина 7л.5м.
Виталий 7л.8м. Виктория 7л.6м.
Григорий 7л.6м. Валерия 7л.6м.
Давид 7л.6м. Галина 7л.3м.
Денис 7л.7м. Дария 7л.8м.
Денис 7л.6м. Елена 7л.5м.
Евгений 7л.8м. Ирина 7л.9м.
Илья 7л.6м. Инга 7л.9м.
Иван 7л.7м. Людмила 7л.3м.
Максим 7л.10м. Людмила 7л.8м.
Михаил 7л.4м. Марина 7л.9м.
Назар 7л.8м. Марианна 7л.11м.
Никита 7л.11м. Ольга 7л.10м.
Олег 7л.9м. Оксана 7л.6м.
Павел 7л.5м. Римма 7л.8м.
Семен 7л.6м. Раиса 7л.8м.
Тимур 7л.4м. Светлана 7л.4м.
Эдуард 7л.9м. Татьяна 7л.5м.
Юрий 7л.7м. Янина 7л.8м.
Среднегрупповые значения (Хср.) 13,2 Среднегрупповые значения (Хср.) 17,8
Стандартное отклонение (σ) 4,0 Стандартное отклонение (σ) 2,6

 

На рисунке 11 представлено распределение по уровням тревожности мальчиков и девочек исследуемой группы. Согласно рисунку 11, абсолютное большинство (80,0%) девочек и 35,0% мальчиков группы выявили значительное число страхов (на вопрос «боишься ли ты…» дали 17 и более утвердительных ответов), таким образом, в целом продемонстрировав высокий уровень тревожности. Обнаружив от 12 до 16 различных страхов, 15,0% девочек и 20,0% мальчиков выявили уровень тревожности выше среднего. Остальные 45,0% мальчиков и 5,0% девочек выявили от 6 до 11 страхов, тем самым продемонстрировав средний уровень тревожности.

 

Рис. 11. Распределение мальчиков и девочек

по уровням тревожности (по А.И. Захарову)

Согласно условиям методики, заданным авторам, все страхи были разделены на 7 групп, после чего был осуществлен анализ страхов, преобладающих у детей, представивших выборку. Так, исследование страхов у младших школьников показало следующее:

Таблица 10

Выраженность страхов у младших школьников

Страхи Максимальный показатель Группа, среднее Мальчики, среднее Девочки, среднее р
Медицинские 3,1 2,3 3,9 0,01
Физического повреждения 3,9 3,8 4,1 -
Смерти 1,9 1,3 2,5 0,01
Животных и/или сказочных персонажей 1,3 1,2 1,5 -
Кошмарных снов и темноты 1,6 1,4 1,8 0,05
Социально опосредованные 2,2 2,3 2,2 -
Пространственные 1,6 1,1 2,0 0,01

Как видно из представленной выше таблицы, младшие школьники выявили преобладание медицинских страхов (боязнь боли, уколов, врачей /кроме стоматолога/, болезней), страхов физического повреждения (неожиданные звуки, транспорт, стихия, война) и страха кошмарных снов и темноты. Кроме того, у значительного числа детей было выявлено наличие социально опосредованных страхов (страхов, связанных с взаимодействием с детьми и взрослыми, наказаниями, одиночеством).

В свою очередь, сравнительный анализ наличия и выраженности страхов у девочек и мальчиков группы показал, что у первых, более чем у вторых, выражены медицинские и пространственные страхи (p≤0,01), а также страхи кошмарных снов, темноты (p≤0,01) и смерти (p≤0,05).

Таким образом, у большинства младших школьников присутствует множество страхов, среди которых наиболее выражены медицинские страхи, страхи физического повреждения, страхи кошмарных снов и темноты и социально опосредованные страхи. При этом у девочек страхи более выражены, чем у мальчиков. Вместе с тем, следует указать на тот факт, что страхи, выявленные у младших школьников, соответствуют возрастным нормам (по А.И. Захарову).

Результаты исследования тревожности младших школьников по результатам проективной рисуночной методики «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бака представлены на рисунке 12. Данные рисунка свидетельствуют о том, что, как и по результатам предыдущих методик, у младших школьников, принявших участие в исследовании, тревожность представлена высоким (52,5%) и средним (47,5%) уровнями.

 

Рис. 12. Распределение детей младшего школьного возраста
по уровням тревожности (по Дж. Баку)

 

Индивидуальные и среднегрупповые показатели выраженности показателей тревожности у мальчиков и девочек представлены в таблице 11:

Таблица 11

Сводная таблица по результатам исследования тревожности
у детей младшего школьного возраста (по Дж. Баку)

Имя ребенка Возраст Самоотношение (баллы) Имя ребенка Возраст Самоотношение (баллы)
Борис 7л.8м. Анна 7л.11м.
Вадим 7л.7м. Ангелина 7л.5м.
Виталий 7л.8м. Виктория 7л.6м.
Григорий 7л.6м. Валерия 7л.6м.
Давид 7л.6м. Галина 7л.3м.
Денис 7л.7м. Дария 7л.8м.
Денис 7л.6м. Елена 7л.5м.
Евгений 7л.8м. Ирина 7л.9м.
Илья 7л.6м. Инга 7л.9м.
Иван 7л.7м. Людмила 7л.3м.
Максим 7л.10м. Людмила 7л.8м.
Михаил 7л.4м. Марина 7л.9м.
Назар 7л.8м. Марианна 7л.11м.
Никита 7л.11м. Ольга 7л.10м.
Олег 7л.9м. Оксана 7л.6м.
Павел 7л.5м. Римма 7л.8м.
Семен 7л.6м. Раиса 7л.8м.
Тимур 7л.4м. Светлана 7л.4м.
Эдуард 7л.9м. Татьяна 7л.5м.
Юрий 7л.7м. Янина 7л.8м.
Среднегрупповые значения (Хср.) 5,2 Среднегрупповые значения (Хср.) 7,1
Стандартное отклонение (σ) 1,2 Стандартное отклонение (σ) 0,9

 

Распределение мальчиков и девочек группы по проявлениям тревожности в рисунке отображено на рисунке 13:

Рис. 13. Распределение мальчиков и девочек

по уровням тревожности (по Дж. Баку)

Согласно данным рисунка, 80,0% девочек и 25,0% мальчиков выявили высокий уровень тревожности. В рисунках этих детей было выявлено
7 и более признаков тревожности. В свою очередь, у 75,0% мальчиков и
25% девочек был диагностирован средний уровень тревожности, поскольку в рисунках этих детей отмечалось от 4 до 6 признаков.

Следует отметить, что наиболее часто в рисунках детей исследуемой группы встречались такие признаки, как выделение и прорисовывание отдельных деталей (окно, труба; глаза, рот; ствол дерева и т.д.), линии с сильным нажимом карандаша, интенсивно затушеванные волосы у человека и/или листва на дереве, затемненные окна дома. Кроме того, у значительного количества детей отмечались множественные использования ластика.

С целью выявления значимости различий между мальчиками и девочками по выраженности тревожности использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок (таблица 6):

Таблица 12

Статистическая значимость различий в выраженности тревожности
у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Признак Мальчики Девочки t Эмп р
Тревожность 5,2 7,1 -5,648 0,01

 

Согласно показателям, представленным в таблице, выявленные между девочками и мальчиками различия в выраженности проявлений тревожности являются значимыми (p≤0,01). При этом девочки исследуемой группы продемонстрировали значимо большее число проявлений тревоги в рисунке, чем мальчики.

На основании результатов проведенной методики можно заключить, что младшие школьники продемонстрировали множество проявлений тревожности в рисунке, при этом у девочек таких проявлений значительно больше, чем у мальчиков.

Таким образом, изучение тревожности детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, позволяет заключить, что тревожность детей данного возраста является либо средней (что соответствует норме), либо высокой. Наряду с этим, исследование показало, что девочки младшего школьного более тревожны в сравнении с мальчиками того же возраста.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...