Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты корреляционного анализа

 

Для определения взаимосвязей между исследуемыми показателями был проведен корреляционный анализ по Пирсону. С целью его осуществления индивидуальные результаты респондентов, представивших исследуемую группу, были объединены в сводной таблице. Далее была составлена корреляционная матрица, отображающая выявленные взаимосвязи.

Взаимосвязи, выявленные в группе, графически представлены на рисунке 14. Согласно данному рисунку, корреляционная плеяда представлена 1 графом. Системообразующими в корреляционной плеяде являются показатели №1 («Тревожность /Лаврентьева, Титаренко/»)
№10 («Тревожность /Бак/»), №11 («Самооценка» /Щур/) и
№24 («Самоотношение»), образовавшие значительное количество взаимосвязей различной силы и направленности.

Показатель «Тревожность» (по Лаврентьевой и Титаренко) образовал
8 взаимосвязей, 7 из которых являются сильными прямопропорциональными («Медицинские страхи» /r = 0,427; р=,007/, «Страх физического повреждения» /r = 0,447; р=,004/, «Страх смерти» /r = 0,514; р=,001/, «Страх животных и сказочных персонажей» /r = 0,430; р=,006/, «Тревожность» (по Захарову) /r = 0,691; р=,000/, «Тревожность» (по Баку) /r = 0,593; р=,000/, «Самооценка» /r = 0,506; р=,001/) и 1 – умеренной прямопропорциональной («Страх темноты и кошмарных снов» /r = 0,333; р=,036/).


Условные обозначения:

1 – Тревожность (Лаврентьева, Титаренко) 2 – Медицинские страхи 3 – Страхи физического увечья 4 – Страхи смерти 5 – Страхи животных и сказочных персонажей 6 – Страхи кошмаров и тьмы 7 – Социальные страхи 8 – Пространственные страхи 9 – Тревожность (Захаров) 10 – Тревожность (Бак) 11 – Самооценка (Щур) 12 – Выносливый 13 – Красивый 14 – Здоровый 15 – Добрый 16 – Правдивый 17 – Трудолюбивый 18 – Умный 19 – Внимательный 20 – Любознательный 21 – Веселый 22 – Ласковый 23 – Сдержанный 24 – Самоотношение (Белобрыкина)
Положительные корреляционные связи при р ≤ 0,01
Отрицательные корреляционные связи при р ≤ 0,01
Положительные корреляционные связи при р ≤ 0,05
Отрицательные корреляционные связи при р ≤ 0,05

 

Рис. 11. Взаимосвязи между самооценкой и тревожностью
у детей младшего школьного возраста


Таким образом, можно сделать вывод, что тревожность младших школьников тем выше, чем большее количество страхов у них присутствует. Вместе с тем, тревожность и самооценка младших школьников находятся в прямой взаимосвязи друг с другом (т.е. чем выше один показатель, тем выше другой).

Показатель «Тревожность» (по Баку) образовал 7 сильных прямопропорциональных взаимосвязей с показателями «Тревожность»
(по Лаврентьевой и Титаренко) /r = 0,593; р=,000/, «Тревожность»
(по Захарову) /r = 0,698; р=,000/, «Медицинские страхи»
/r = 0,499; р=,001/, «Страх темноты и кошмарных снов» /r = 0,575; р=,000/, «Страх смерти» /r = 0,452; р=,003/, «Пространственные страхи»
/r = 0,557; р=,000/, а также с некоторыми личностными характеристиками («Доброта» /r = 0,528; р=,000/ и «Ласковость» /r = 0,468; р=,002/). Наряду с этим, данный показатель образовал умеренные взаимосвязи с показателями «Самоотношение» /r = 0,365; р=,021/ и «Самооценка» /r = 0,392; р=,012/.

Основываясь на указанных взаимосвязях, можно заключить, что предыдущий вывод о прямой взаимосвязи тревожности со страхами, а также о взаимосвязи тревожности с самооценкой в полной мере подтвердился.

Показатель «Самоотношение» образовал 9 взаимосвязей, из них
4 являются сильными прямопропорциональными («Самооценка»
/r = 0,710; р=,000/, «Красота» /r = 0,435; р=,005/, «Доброта»
/r = 0,544; р=,000/, «Ласковость» /r = 0,497; р=,001/), 4 – умеренными прямопропорциональными («Медицинские страхи» /r = 0,397; р=,011/, «Пространственные страхи» /r = 0,367; р=,020/, «Тревожность» (по Баку)
/r = 0,365; р=,021/, «Любознательность» /r = 0,374; р=,017/) и 1 – умеренной обратнопропорциональной («Правдивость» /r = -0,313; р=,049/).

Таким образом, самоотношение детей младшего школьного возраста взаимосвязано с оценкой ими характеристик и черт своей личности (чем выше они оцениваются детьми, тем более позитивно дети себя воспринимают). Наряду с этим, выявлено, что самоотношение детей напрямую связано с выраженностью некоторых страхов. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что на самоотношение детей может оказывать признание ими наличия у себя тех или иных страхов.

Показателем «Самооценка» образованы 8 прямопропорциональных взаимосвязей, из них 6 являются сильными «Тревожность» (по Лаврентьевой и Титаренко) /r = 0,506; р=,001/, «Тревожность» (по Захарову)
/r = 0,440; р=,004/, «Красота» /r = 0,600; р=,000/, «Доброта» /r = 0,587; р=,000/, «Внимательность» /r = 0,433; р=,005/, «Самоотношение» /r = 0,710; р=,000/) и 2 – умеренными («Тревожность» (по Баку) /r = 0,392; р =,012/, «Здоровье»
/r = 0,350; р=,027/). Таким образом, можно сделать вывод, самооценка младших школьников напрямую связана с самоотношением (чем выше самооценка, тем более безоценочно дети себя воспринимают) и оцениваем выраженности качеств и характеристик личности. Вместе с тем, указанные связи подтверждают наличие прямой взаимосвязи между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста.

На основании результатов проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста присутствует прямая взаимосвязь: чем адекватнее самооценка младшего школьника, тем менее тревожным он является и наоборот, отклонения самооценки от нормы (занижение и завышение), способствует повышению у детей уровня тревожности.

 

Выводы

 

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Самооценка обследованных детей 7-8 лет является либо адекватной (близкой к реалистичной), либо завышенной. Вместе с тем, у девочек младшего школьного возраста самооценка представлена более высокими показателями, чем у мальчиков того же возраста.

2. Тревожность детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, является либо средней (что соответствует норме), либо высокой. При этом, как показало исследование, высокая тревожность обусловлена наличием у детей большого количества страхов (преимущественно, медицинских страхов, страхов физического повреждения, страха кошмарных снов и темноты, а также социально опосредованных страхов). Наряду с этим, исследование показало, что девочки младшего школьного более тревожны в сравнении с мальчиками.

3. Между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста присутствует прямая взаимосвязь: чем адекватнее самооценка младшего школьника, тем менее тревожным он является и наоборот, отклонения самооценки от нормы (занижение и завышение), способствует повышению у детей уровня тревожности.


Заключение

 

Именно в младшем школьном возрасте в процессе овладения учебной деятельностью развивается личность ребёнка: рождается его социальное «Я», происходит переоценка ценностей, появляется смысловая ориентировочная основа поступка, усложняется эмоционально-мотивационная сфера, происходит становление самооценки.

Отношение к себе в контексте начального этапа школьной социализации ребёнка является основой в формировании его мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций. В младшем школьном возрасте особенно важным является развитие креативного, ориентированного на творчество, целостного отношения к себе младшего школьника, которое происходит в процессе художественно-творческой деятельности.

Развитие отношения к себе в младшем школьном возрасте связано со следующими факторами. Так, основными новообразованиями, связанными с формированием отношения к себе является новообразования кризиса 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции - позиции «Я» школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Тревожность - результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях жизни ребенка. Это может быть результатом наследственности, семейного воспитания или учебного процесса. Иначе говоря, тревожность - явление более социальное, чем физиологическое. Ребенок «заражается» от внешнего мира негативным настроением, перенимает беспокойство, тревогу и негативную форму реагирования. Все вышесказанное напрямую отражается на самооценке ребенка, что приводит к проблемам общения, самопознания и самореализации. Ребенок с допустимым уровнем тревожности более успешно может представить себя внешнему миру, найти свое «Я» и адаптироваться в нем. Он ответственен за свое поведение, а это залог развития личности и адекватной самооценки.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Самооценка обследованных детей 7-8 лет является либо адекватной (близкой к реалистичной), либо завышенной. Вместе с тем, у девочек младшего школьного возраста самооценка представлена более высокими показателями, чем у мальчиков того же возраста.

2. Тревожность детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, является либо средней (что соответствует норме), либо высокой. При этом, как показало исследование, высокая тревожность обусловлена наличием у детей большого количества страхов (преимущественно, медицинских страхов, страхов физического повреждения, страха кошмарных снов и темноты, а также социально опосредованных страхов). Наряду с этим, исследование показало, что девочки младшего школьного более тревожны в сравнении с мальчиками.

3. Между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста присутствует прямая взаимосвязь: чем адекватнее самооценка младшего школьника, тем менее тревожным он является и наоборот, отклонения самооценки от нормы (занижение и завышение), способствует повышению у детей уровня тревожности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотезы доказаны.


Список литературы


Приложение 1

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...