Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты корреляционного анализа
Для определения взаимосвязей между исследуемыми показателями был проведен корреляционный анализ по Пирсону. С целью его осуществления индивидуальные результаты респондентов, представивших исследуемую группу, были объединены в сводной таблице. Далее была составлена корреляционная матрица, отображающая выявленные взаимосвязи. Взаимосвязи, выявленные в группе, графически представлены на рисунке 14. Согласно данному рисунку, корреляционная плеяда представлена 1 графом. Системообразующими в корреляционной плеяде являются показатели №1 («Тревожность /Лаврентьева, Титаренко/») Показатель «Тревожность» (по Лаврентьевой и Титаренко) образовал Условные обозначения:
Рис. 11. Взаимосвязи между самооценкой и тревожностью Таким образом, можно сделать вывод, что тревожность младших школьников тем выше, чем большее количество страхов у них присутствует. Вместе с тем, тревожность и самооценка младших школьников находятся в прямой взаимосвязи друг с другом (т.е. чем выше один показатель, тем выше другой). Показатель «Тревожность» (по Баку) образовал 7 сильных прямопропорциональных взаимосвязей с показателями «Тревожность» Основываясь на указанных взаимосвязях, можно заключить, что предыдущий вывод о прямой взаимосвязи тревожности со страхами, а также о взаимосвязи тревожности с самооценкой в полной мере подтвердился. Показатель «Самоотношение» образовал 9 взаимосвязей, из них Таким образом, самоотношение детей младшего школьного возраста взаимосвязано с оценкой ими характеристик и черт своей личности (чем выше они оцениваются детьми, тем более позитивно дети себя воспринимают). Наряду с этим, выявлено, что самоотношение детей напрямую связано с выраженностью некоторых страхов. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что на самоотношение детей может оказывать признание ими наличия у себя тех или иных страхов. Показателем «Самооценка» образованы 8 прямопропорциональных взаимосвязей, из них 6 являются сильными «Тревожность» (по Лаврентьевой и Титаренко) /r = 0,506; р=,001/, «Тревожность» (по Захарову) На основании результатов проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста присутствует прямая взаимосвязь: чем адекватнее самооценка младшего школьника, тем менее тревожным он является и наоборот, отклонения самооценки от нормы (занижение и завышение), способствует повышению у детей уровня тревожности.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Самооценка обследованных детей 7-8 лет является либо адекватной (близкой к реалистичной), либо завышенной. Вместе с тем, у девочек младшего школьного возраста самооценка представлена более высокими показателями, чем у мальчиков того же возраста. 2. Тревожность детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, является либо средней (что соответствует норме), либо высокой. При этом, как показало исследование, высокая тревожность обусловлена наличием у детей большого количества страхов (преимущественно, медицинских страхов, страхов физического повреждения, страха кошмарных снов и темноты, а также социально опосредованных страхов). Наряду с этим, исследование показало, что девочки младшего школьного более тревожны в сравнении с мальчиками. 3. Между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста присутствует прямая взаимосвязь: чем адекватнее самооценка младшего школьника, тем менее тревожным он является и наоборот, отклонения самооценки от нормы (занижение и завышение), способствует повышению у детей уровня тревожности. Заключение
Именно в младшем школьном возрасте в процессе овладения учебной деятельностью развивается личность ребёнка: рождается его социальное «Я», происходит переоценка ценностей, появляется смысловая ориентировочная основа поступка, усложняется эмоционально-мотивационная сфера, происходит становление самооценки. Отношение к себе в контексте начального этапа школьной социализации ребёнка является основой в формировании его мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций. В младшем школьном возрасте особенно важным является развитие креативного, ориентированного на творчество, целостного отношения к себе младшего школьника, которое происходит в процессе художественно-творческой деятельности. Развитие отношения к себе в младшем школьном возрасте связано со следующими факторами. Так, основными новообразованиями, связанными с формированием отношения к себе является новообразования кризиса 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции - позиции «Я» школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Тревожность - результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях жизни ребенка. Это может быть результатом наследственности, семейного воспитания или учебного процесса. Иначе говоря, тревожность - явление более социальное, чем физиологическое. Ребенок «заражается» от внешнего мира негативным настроением, перенимает беспокойство, тревогу и негативную форму реагирования. Все вышесказанное напрямую отражается на самооценке ребенка, что приводит к проблемам общения, самопознания и самореализации. Ребенок с допустимым уровнем тревожности более успешно может представить себя внешнему миру, найти свое «Я» и адаптироваться в нем. Он ответственен за свое поведение, а это залог развития личности и адекватной самооценки. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Самооценка обследованных детей 7-8 лет является либо адекватной (близкой к реалистичной), либо завышенной. Вместе с тем, у девочек младшего школьного возраста самооценка представлена более высокими показателями, чем у мальчиков того же возраста. 2. Тревожность детей 7-8 лет, включенных в исследуемую группу, является либо средней (что соответствует норме), либо высокой. При этом, как показало исследование, высокая тревожность обусловлена наличием у детей большого количества страхов (преимущественно, медицинских страхов, страхов физического повреждения, страха кошмарных снов и темноты, а также социально опосредованных страхов). Наряду с этим, исследование показало, что девочки младшего школьного более тревожны в сравнении с мальчиками. 3. Между самооценкой и тревожностью детей младшего школьного возраста присутствует прямая взаимосвязь: чем адекватнее самооценка младшего школьника, тем менее тревожным он является и наоборот, отклонения самооценки от нормы (занижение и завышение), способствует повышению у детей уровня тревожности. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотезы доказаны. Список литературы Приложение 1 |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |