Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Когнитивно-дискурсивные основы

Английской неологии

 

1. Некоторые тенденции развития

когнитивных исследований в России58

Современное состояние развития общества и науки характеризуется переходом к новой модели порождения знания.

Традиционная форма порождения знания, известная как модель 1, является узкоспециальной, гомогенной, иерархической и определяется, как правило, академическим сообществом59.

Новая модель порождения знания, которая является междисциплинарной, генерируется в прикладном контексте и не укладывается в ячейки конвенциональной, дисциплинарной карты. Эта модель гетерогенна – она объединяет множество навыков и умений и вовлекает разнообразные источники знания. Она является мультипространственной (мультитопосной) и находится на пересечении различных ментальных пространств. По своей сути новая модель знания является мультимодальной (мультимодусной) и вовлекает различные виды знания: визуальное, вербальное, тактильное и т. д.

Данная модель в отличие от традиционной имеет гетерархическую структуру, т. е. подвержена изменениям и не следует заранее определенной системе организации знания60.

Вторая модель знания более рефлексивна, расплывчата и в большей мере социально контекстуализирована, т. е. в большей мере социально ориентирована. Она показывает, как социальные практики, такие как генерация знания и дискурса, отражаются на социальных акторах (участниках социального взаимодействия).

Когнитивная метапарадигма, утвердившаяся в современном научном познании в последние десятилетия, является своеобразным откликом на вызовы времени. Вторая когнитивная революция, основывающаяся на достижениях в области компьютерной техники, когнитивной психологии и лингвистики, заложила основы перехода ко второй модели генерации знания.

Когнитивная наука в самом широком смысле слова – совокупность наук о познании – приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания. Более узкую трактовку предложил английский психолог Майкл Айзенк: «междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний»61.

В России когнитивные исследования активно развиваются в нескольких направлениях. Прежде всего это лингвистика, психология, философия и искусственный интеллект. Немало работ посвящено проблемам управления и процессам принятия решений. Сложность задач, решаемых когнитивистикой, на практике делает подобное деление весьма условным, размывая границы между этими направлениями.

Значительный вклад в развитие когнитивных наук в России внесли такие известные академические журналы, как «Вопросы философии», «Вопросы языкознания», «Психологический журнал», «Вопросы психологии» (издание РАО), «Вопросы психолингвистики», «Вопросы филологии», на страницах которых в разные годы публиковались статьи и рецензии, связанные с когнитивистикой62.

Последние годы были отмечены появлением новых периодических изданий, содержание которых полностью посвящено когнитивному направлению научного знания. Прежде всего следует упомянуть журнал Российской ассоциации лингвистов-когнитологов «Вопросы когнитивной лингвистики»63, издаваемый в Тамбове с 2003 г. под общей редакцией проф. Н.Н. Болдырева, а также ежегодник Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований «Когнитивные исследования».

Итак, когнитивная наука междисциплинарна по своей природе и объединяет несколько дисциплин, объект изучения которых один – человеческий мозг, человеческое сознание, но у каждой из перечисленных выше наук есть свой предмет исследования. Среди основных проблем, разрабатываемых в рамках когнитологии, особое место занимают проблемы категоризации, концептуализации и моделирования.

Когнитивная философия обеспечивает общие онтологические и эпистемологические основы всех когнитивных процессов. Когнитивная психология практически дала весь инструментарий когнитивной науки, такие понятия, как гештальт, фон, фигура, прототип, пришли к нам из когнитивной психологии. Именно этими понятиями пользуется современная когнитивная лингвистика.

В свою очередь, когнитивная лингвистика, как об этом говорит Е.С. Кубрякова, основатель российской когнитивно-дискурсивной парадигмы, становится связывающим, системообразующим началом среди всех наук когнитивного цикла. Она связывает воедино и философию, и психологию, и лингвистику, и искусственный интеллект, потому что язык является на данный момент единственным инструментом, обеспечивающим нам доступ к сознанию. Когнитивная лингвистика обогащает философию. Именно когнитивная лингвистика, создав идею образных схем, позволяет философам-когнитологам привносить этот образный компонент в процесс категоризации, концептуализации мира.

Тесная взаимосвязь, переплетение нескольких составляющих в когнитивной науке и обеспечивает возможность в будущем ответить на главные вопросы о том, как же происходит порождение знания, переработка информации, хранение знаний и взаимодействие человека с внешним миром. Одной из главных проблем, стоящих перед учеными-когнитологами, является определение роли гуманитарного знания в науках когнитивного цикла.

Представляется необходимым осветить некоторые тенденции развития когнитивных наук в России и выявить динамику различных процессов в когнитивной сфере.

В России в настоящий момент все подобные исследования ведутся в нескольких центрах как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах. Прежде всего необходимо выделить Курчатовский Центр конвергентных нанобиоинфо-когнитивных наук (под руководством М. Ковальчука), в котором ведется разработка когнитивного направления, Институт психологии РАН, Институт мозга человека РАН, Институт языкознания РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЛУ, Санкт-Петербургский государственный университет (лаборатория под руководством Т.В. Черниговской). Среди региональных центров необходимо отметить Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, лабораторию когнитивных наук на базе Института информатики Казанского государственного университета, когнитивный центр в Иркутске, центры когнитивных исследований в Калининграде, Екатеринбурге, Пятигорске, Воронеже, Барнауле, Тюмени и др.

В этом году в России появился еще один центр. Это Центр когнитивных программ и технологий в РГГУ. Основные направления деятельности центра сводятся к следующим.

1. Интеллектуальный анализ данных. В РГГУ совместно с ВИНИТИ разработан ДСМ-метод анализа данных и порождения гипотез, формализующий синтез познавательных процедур индукции, аналогии и абдукции. Разработкой этого направления занимается доктор технических наук, профессор В.К. Финн с коллективом сотрудников. Как известно, абдуктивный метод был введен основателем семиотики Ч. Пирсом и предполагает построение гипотез на основе анализа большого массива данных. Разработанная методика имеет выход в несколько практических сфер, таких как:

а) когнитивная социология, которая является результатом взаимодействия классической социологии и современных методов интеллектуального анализа данных. Подобное содружество представляет собой ответ на необходимость формализации качественного анализа социологических данных;

б) доказательная медицина (Evidence-based medicine). Создаются экспериментальные версии интеллектуальной ДСМ-системы для анализа клинических данных больных меланомой. Задачей системы является прогнозирование продолжительности жизни больных.

Данная методика применяется также для разработки методов автоматического синтаксического анализа, в криминалистике, при атрибуции исторических источников и в робототехнике.

2. Следующим направлением деятельности центра является когнитивная психология. В частности, ведутся исследования в области психологии решения задач и проблем (Problem solving). Изучаются различные виды репрезентации задачи решателем в ходе решения (когнитивные схемы, способы маскировки условий, «слепые пятна»). Разрабатываются стратегии решения (эвристики и эвристические методы), а также связи репрезентации задачи со стратегиями решения. Ведутся исследования в области психологических механизмов профессионального мышления, эмоционального интеллекта, психологии понятийного мышления, когнитивных механизмов спонтанной устной речи.

3. Третьим направлением деятельности центра является когнитивная лингвистика. Исследования выполняются в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы (Е.С. Кубрякова). Ведутся исследования в таких областях, как категоризация семантики слова, концептуализация, когнитивное моделирование. Разрабатываются когнитивные основы устного дискурса, а также когнитивные исследования, основывающиеся на корпусе русского языка (создание подраздела, посвященного устной речи).

Осуществляются штудии в области когнитивной семантики русского языка (В.И. Подлесская), когнитивного анализа предметных имен и глаголов (Рахилина, 2000). Развивается когнитивная неология, в рамках которой исследуются концептуальные основы семантических инноваций, когнитивное моделирование в лексике и фразеологии (Заботкина, 2004, 2006). Особого внимания заслуживают исследования в области невербальной семиотики (Г.Е. Крейдлин). Одним из интенсивно разрабатываемых направлений являются когнитивная лексикография, когнитивное словообразование, подготовка когнитивных словарей (М.А. Кронгауз).

В последние годы интенсивно развивается исследование эмоциональной речи и ведется разработка автомата, способного распознавать и воспроизводить эмоциональные высказывания, имитируя эмоциональные состояния человека в процессе коммуникации. Создан мультимодальный «Русскоязычный эмоциональный корпус» (А.А. Котов).

В будущем планируется разработка общей методологической базы когнитивного анализа слова на основе компьютерно-корпусного подхода. Деятельность Центра когнитивных программ и технологий осуществляется в тесном взаимодействии с Академической образовательной Ассоциацией гуманитарного знания.

Далее представляется необходимым осветить некоторые тенденции и динамику развития когнитивных исследований в России в целом.

Как показывает анализ баз данных ИНИОН и Российской государственной библиотеки, среди всех направлений когнитивной науки лидирует когнитивная лингвистика64.

Когнитивная лингвистика в России развивается в рамках ряда направлений, из которых центральными являются категоризация и концептуализация, исследование структур знания, когнитивное моделирование ментальных и языковых процессов, когнитивный анализ дискурса, когнитивная семантика.

Исследование структур знания и их вербальных репрезентаций проводится для выявления связи ментальных (концептуальных) структур и их языковых аналогов. Проблемам репрезентации знаний в языке, их типам и форматам был посвящен круглый стол в Институте языкознания в 2007 г. Основная проблема, которую сейчас решают лингвисты, – обоснование разграничения между ментальными репрезентациями (в сознании) и «объективированными» репрезентациями в языке. Их смешение – это неразличение двух важных методологических проблем: как мир отражен в знаниях и мнениях людей, т. е. в концептуальной системе, и как мир репрезентирован в языке. Российские исследователи в области когнитивной лингвистики наибольшее внимание уделяли в последние годы вербальным репрезентациям концептуальных и когнитивных структур.

Когнитивно-дискурсивное направление выдвинуло новые задачи в исследовании текста и дискурса. За последние годы в российской науке были предложены идеи и найдены решения в отношении описания дискурсивной деятельности. Анализ дискурса с когнитивных позиций – это выявление и описание репрезентаций различных типов знаний, важных для его осуществления, например прагматических и социокультурных. Лингвокультурологический анализ дискурса предполагает исследование когнитивных факторов, формируемых взаимодействием языка и культуры. Российские ученые разрабатывают когнитивно-дискурсивную тематику как в отношении текста, так и в отношении «речи, погруженной в жизнь», т. е. дискурса. Исследованы особенности влияния межкультурных факторов на развертывание дискурса, а также вопросы адекватности дискурса в отношении данных факторов.

Однако наибольшее внимание в последнее десятилетие было уделено проблемам когнитивной категоризации в языке. Данная проблематика обсуждалась на различных конференциях, ей было посвящены круглые столы в ряде вузов. Символично, что в 2010 г., уже на новом, более продвинутом уровне знаний о когнитивных категориях было проведено два мероприятия – это данный росийско-французский семинар и круглый стол в Институте языкознания РАН по строению языковых категорий и их типам. Если пафос первых научных мероприятий, связанных с когнитивной категоризацией, состоял в доказательстве статуса когнитивных категорий как категорий прототипических, то десятилетие работы в этом направлении привело к решению новых научных задач: каково строение и внутренняя структура языковых категорий, какие языковые данные позволяют делать ученым выводы о неоднородности категорий, их фокусно-цепочечной организации или организации по принципу фамильного сходства. Поиск новых объяснений с помощью языковых данных и когнитивных теорий является одной из важных задач современной когнитивной лингвистики. Моделирование строения языковых категорий, т. е. ментальных репрезентаций этих категорий в голове человека, является уже решаемой и требующей дальнейшего решения задачей когнитивной лингвистики. А поскольку моделирование ментальных моделей языковых категорий важно и для представителей других когнитивных наук, например когнитивной психологии и искусственного интеллекта, то совместное исследование подобных когнитивных моделей является задачей междисциплинарной.

Когнитивная семантика, центральной темой которой является семантика слова, пока не выработала общих подходов к когнитивному анализу на уровне методологии, когда оперирование семантикой слова рассматривается как когнитивная деятельность. В то же время уже достигнуты значительные результаты в исследовании семантики слова, полисемии когнитивными методами. Поэтому перед современной когнитивной лингвистикой стоит фундаментальная задача разработать как общую методологию, так и новые методы когнитивного анализа семантики слова (когнитивно-семиотический, метод когнитивного анализа изменения семантики слова, морфокогнитивный) и совместить наиболее плодотворно используемые устоявшиеся методы западных исследователей (фреймовый анализ, пропозициональный анализ, метод концептуальной интеграции) с целями разработки методологии когнитивной семантики.

Еще одно направление изучения слова в когнитивном аспекте – это концептуальный анализ слова. Основные направления концептуального анализа в когнитивной лингвистике представлены следующими школами:

1. Когнитивно-дискурсивное направление, разрабатываемое под руководством Е.С. Кубряковой65;

2. Культурологически-семиологическое направление под руководством акад. Ю.С. Степанова66;

3. Школа «Логического анализа языка» под руководством Н.Д. Арутюновой67;

4. Лексикографическое направление Л.Г. Бабенко (Екатеринбург);

5. Логико-философская концепция Р.И. Павилёниса68.

 

Ниже приводится диаграмма, показывающая динамику роста публикаций по когнитивной лингвистике начиная с 1990-х годов.

 

Говоря о междисциплинарной природе когнитивной науки, нельзя не упомянуть о таких областях, как психолингвистика, нейролингвистика, а также изучение когнитивных процессов с точки зрения нейронаук. На современном этапе развития науки и образования очевидно, что изучение любых форм деятельности человека без взаимообогащения разных областей знания фактами и специфическими для данной научной дисциплины парадигмами невозможно.

В СПбГУ работает лаборатория под руководством Т.В. Черниговской, где ведутся исследования на пересечении лингвистики, психологии и нейронаук69. В 2000 г. на кафедре общего языкознания СПбГУ по инициативе Т.В. Черниговской была открыта первая в России специализация «Психолингвистика», которая стала основой программы подготовки магистров по этой специальности70. Разработаны и успешно функционируют международные программы совместной подготовки аспирантов по психо- и нейролингвистике (с Голландией, Норвегией и США). Т.В. Черниговская разрабатывает системы модификации программ обучения на основе современных научных данных, плодотворно сотрудничает с рядом институтов Российской академии наук и университетами Европы и США.

Второе место по количеству публикаций занимает когнитивная философия71. Основные направления исследований в этой области сводятся к следующим:

1. Онтологические и эпистемологические основы когнитивной науки (А.А. Гусейнов);

2. Взаимосвязь между философией, искусственным интеллектом и когнитивной наукой72 (Лекторский, 2004, 2006);

3. Взаимосвязь между сознанием и поведением человека, проблема «другого сознания»73 (Дубровский, 2008);

4. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания (Медушевская, 2008, 2010);

5. Социально-когнитивный конструктивизм: педагогическая философия (Руденский, 2009);

6. Проблема идентичности внутренней репрезентации мира его физическим свойствам;

7. Концепция «embodiment» (Лекторский, 2004, 2006).

Ниже приводится диаграмма, показывающая динамику роста публикаций в области когнитивной философии.

Менее динамично развивающейся областью когнитивных исследований в России является когнитивная психология74. Здесь основные направления исследований сводятся к следующим:

1. Изучение структур индивидуального знания75 (Александров, 1984);

2. Когнитивная логика сознательного и бессознательного76 (Аллахвердов, 2006);

3. Психологические механизмы профессионального мышления (В.Ф. Спиридонов);

4. Проблема эмоционального интеллекта (Люсин, 2004, 2005);

5. Психология понятийного мышления (Мещеряков. Большой психологический словарь, 2009; Котов, 2008);

6. Когнитивные механизмы спонтанной устной речи;

7. Переработка информации в креативном мышлении, интеллект и креативность (Д.В. Ушаков);

8. Ситуативная когниция, конекстуально-обусловленная когниция;

9. Субъективные семантические пространства как операционные модели индивидуального и общественного сознания (Петренко, 2005);

10. Особенности организации концептуальных структур (М.А. Холодная).

Динамика роста публикаций в области когнитивной психологии приведена на диаграмме.

 

Исследования в области искусственного интеллекта77 несколько отстают от других дисциплин когнитивного цикла по количеству публикаций. Однако в последний год наметился значительный рост изданий в этой области. Основные направления сводятся к следующим:

1. Сознание, мозг, искусственный интеллект78 (Дубровский, 2007);

2. Искусственный интеллект: философия, методология, инновации79 (Никитина, 2006);

3. Имитация и формализация познавательных процедур, реализующих приобретение нового знания. ДСМ-метод (Финн, 2008);

4. Доказательная медицина (Evidence-based medicine) (Панкратова, 2011);

5. Когнитивная социология (Михеенкова, 2008);

6. Разработка методов автоматического синтаксического анализа;

7. Криминалистика, атрибуция исторических источников (Гусакова, 2004, 2007);

8. Робототехника (Добрынин, 2006; Карпов, 2008; Павловский, 2007).

На диаграмме ниже отображена динамика роста публикаций в области искусственного интеллекта.

 

Новым направлением являются когнитивные исследования в области управления и принятия решений80. В рамках этого направления рассматриваются такие проблемы, как:

1) моделирование политики государственного регулирования и саморегулирования процессов на потребительском рынке81;

2) решение слабоструктурированных задач82;

3) применение когнитивных методов в управлении бизнесом83;

4) когнитивное моделирование в системах поддержки принятия решений84.

Несмотря на очевидные достижения в области когнитивных исследований, мы продолжаем испытывать дефицит в их критическом осмыслении, категоризации, концептуализации и моделировании, необходимых для более ясного представления о теоретических и методологических основах когнитивной науки. При этом большое значение приобретает совершенствование инструментария исследования, использования в максимальной степени компьютерных технологий и новейших методов исследования человеческого мозга и поведения.

Отдавая должное различным конференциям и творческим дискуссиям, организованным Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований, Российской Ассоциацией лингвистов-когнитологов, Российским научным центром «Курчатовский институт» и соответствующими университетами; Институтом психологии РАН, Институтом языкознания РАН, другими институтами РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЛУ, международным конференциям по проблемам искусственного интеллекта и их философско-методологическому освещению, мы вместе с тем считаем необходимым сотрудничество в рамках международных проектов с когнитологами Европы, в частности с когнитологами Франции.

 

Роль прагматической инференции

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...