Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16. Найдите себя и будьте собой: помните, что на земле нет другого такого человека, как вы

Я получил письмо от миссис Эдит Олред. "Когда я была ребенком, яотличалась повышенной чувствительностью и застенчивостью, - говорит онав своем письме. - Я всегда имела лишний вес, а щеки у меня были такие,что я казалась даже толще, чем была. Моя мать была женщиной старогозакала и полагала, что одежда не должна быть красивой. Она считала, чтовсе это глупости. Она всегда говорила: "Широкая одежда будет хорошоноситься, а узкие вещи быстро порвутся". Она одевала меня в соответствиис этим принципом. Я никогда не ходила в гости, не имела никакихразвлечений. Когда я пошла в школу, я никогда не участвовала в играх насвежем воздухе и даже не занималась спортом. Я была болезненнозастенчива. Я чувствовала, что я непохожа на других, и считала себясовершенно непривлекательной.Став взрослой, я вышла замуж за человека на несколько лет старшеменя. Но я не изменилась. Мои родственники со стороны мужа были людьмиспокойными и уверенными в себе. Они обладали всеми качествами, которымидолжна была бы обладать я. Я старалась изо всех сил быть похожей на них,но у меня ничего не получалось. Все их попытки сделать меня болееобщительной приводили к тому, что я все больше и больше замыкалась всебе. Я стала нервной и раздражительной. Я избегала всех своих друзей.Мое стостояние настолько ухудшилось, что я дрожала от ужаса, когдазвонили в дверь. Я чувствовала себя неудачницей. Я знала это и боялась,что муж это заметит. Поэтому, когда мы бывали в обществе, я стараласьвыглядеть веселой и нередко переигрывала. После этого я чувствовала себянесчастной в течение нескольких дней. Наконец, я пришла в такоеподавленное состояние, что мне стало казаться бессмысленным продолжатьжить. Я стала думать о самоубийстве".Что же изменило жизнь этой несчастной женщины? Одно случайноезамечание!"Случайное замечание, - продолжала миссис Олред, - преобразило всюмою жизнь. Однажды моя свекровь стала рассказывать о том, как онавоспитывала своих детей, и сказала: "Что бы ни случилось, я всегдатребовала, чтобы они были самими собой"... Быть собой?.. Это замечаниезаставило меня по-новому осмыслить мою жизнь. Вдруг меня осенило. Японяла, что все мои горести были вызваны тем, что я пыталась игратьроль, которая мне совершенно не подходила.Я сразу изменила свое поведение. Я начала быть собой. Я стараласьизучить свою собственную личность. Пыталась выяснить, что я собойпредставляю. Я изучила свои достоинства. Я научилась выбирать цвета истили в одежде, стала одеваться к лицу. Завела новых друзей. Вступила вобщественную организацию, которая сначала была небольшой, - и яоцепенела от страха, когда мне поручили сделать доклад. Но с каждымновым выступлением я становилась все смелее и смелее. Мне потребовалосьмного времени - но сегодня я более счастлива, чем мне когда-либопредставлялось в мечтах. Воспитывая своих детей, я всегда учила их тому,что познала на таком горьком опыте: 'Что бы ни случилось, всегда будьтесамими собой!'""Эта проблема - хотеть быть собой - "стара как мир, - говорит докторДжеймс Гордон Джилки, - и столь же универсальна, как человеческаяжизнь". Нежелание быть собой является скрытой причиной многих неврозов,психозов и комплексов. Анджело Патри написал тринадцать книг и тысячигазетных статей о воспитании детей, и он говорит: "Наиболее несчастентот человек, который жаждет стать кем-то и чем-то другим, чем таличность, которой он является по своему физическому и психическомускладу".Сэм Вуд, один из самых известных режиссеров Голливуда, утверждает,что больше всего затруднений у него связано с тем, чтобы заставитьактеров быть самими собой. Все они стремяться быть второсортными ЛонамиГарнер и третьесортными Кларнами Гейдлами."Публика уже имела удовольствие, теперь она хочет чего-нибудьдругого", - говорит Сэм Вуд. До работы в кино, где он снял "До свидания"и "По ком звонит колокол", Вуд был бизнесменом. "Опыт научил менянемедленно избавляться от людей, которые стараются показать себя не тем,кто они есть."Недавно я спросил Пола Бойнтона, руководителя отдела кадрой крупнойнефтяной компании "Сокони - Вакуум-Ойл", в чем самая большая ошибкалюдей, которые обращаются к нему по поводу работы. Он должен знать: онбеседовал более чем с шестьюдесятью тысячами человек, искавших работу, акроме того, он написал книгу, озаглавленную "6 способов получитьработу". Он ответил: "Самая большая ошибка людей, ищущих работу, состоитв том, что они хотят казаться не такими, какими они являются. Вместотого, чтобы держаться непринужденно и быть совершенно откровенными, оничасто стараются давать такие ответы, которые, как они думают, вы хотитеуслышать. Но это не срабатывает, потому что обманщики никому не нужны.Как и фальшивые монеты".Вот история одной женщины, которая убедилась в этом на собственномгорьком опыте. Она была дочерью кондуктора трамвая. Эта девушкастремилась стать певицей. Но ее лицо причиняло ей большие неприятности.У нее был большой рот и выдающиеся вперед зубы. Впервые выступая передпубликой в ночном клубе в Нью-Джерси, она старалась оттягивать верхнююгубу вниз, чтобы скрыть свои зубы. Она пыталась держаться"очаровательно", но что из этого получилось? Она выглядела смешной. Еекарьера могла кончиться провалом.Однако среди посетителей ночного клуба оказался человек, который,услышав ее пение, подумал, что у нее есть талант. "Послушай, - напрямиксказал он, - я наблюдал твое выступление и знаю, что ты пытаешьсяскрыть. Ты стыдишься своих зубов". Девушка смутилась, но мужчинапродолжал говорить: "Ну и что из того? Разве это преступление - иметьнекрасивые зубы? Не старайся скрывать их! Открывай рот, и публикаполюбит тебя, когда увидит, что ты не стыдишься. Кроме того, -проницательно заметил он, - эти самые зубы, которые ты стараешьсяскрыть, возможно, принесут тебе успех и богатство!"Кэсс Дейли последовала его совету и забыла о своих зубах. С тоговремени она думала только о публике, которая слушала ее. Она широкооткрывала рот и пела с таким чувством и темпераментом, что стала однойиз самых ярких звезд в кино и на радио. Другие комедийные актрисыпытаются сейчас подражать ей! Знаменитый Уильям Джеймс имел в виду людей, которые так и не нашлисебя, когда заявил, что средний человек развивает только десятьпроцентов заложенных в нем интеллектуальных способностей. "В сравнении стем, какими мы должны быть, - писал он, - мы бодрствуем тольконаполовину. Мы используем лишь небольшую часть наших физических иумственных ресурсов. Говоря в общем, человек, таким образом, далеко неиспользует своих возможностей. Он обладает силами различного рода,которые обычно пропадают втуне".Вы и я обладаем определенными способностями, поэтому бессмысленнопереживать из-за того, что мы не такие как другие. Вы представляетесобой нечто новое в мире. Никогда раньше не существовало человека,который был бы в точности такой же, как вы, и никогда, даже через многостолетий, не будет такого же. Генетика утверждает, что человекаопределяют 24 хромосомы, полученные от матери, 24 хромосомы, внесенныеотцом. Эти 48 хромосом включают все, что вы наследуете."В каждой хромосоме, - говорит А. Шейнфелд, - имеется от несколькодесятков до сотен генов, причем в некоторых случаях один ген способенизменить всю жизнь данной личности". Даже после того, как ваши отец имать встретились, есть только один шанс из 300000 миллиардов, чтородиться точно такой же человек как вы. Другими словами, если бы у насбыло 300000 миллиардов братьев и сестер, все бы они отличались от нас.Если вы сомневаетесь в этом, прочтите книгу А. Шейнфелда "Вы инаследственность".У меня есть основания говорить о необходимости "найти себя",поскольку меня это глубоко затрагивает. Я знаю, о чем говорю. Мойпечальный опыт обошелся мне слишком дорого. Вот иллюстрация: когда явпервые приехал в Нью-Йорк с кукурузных полей Миссури, я поступил вАмериканскую академию драматических искусств. Я стремился стать актером.Мне пришла в голову, как я считал, блестящая идея, настолько простая,настолько беспроигрышная, что я не мог понять, почему тысячичестолюбивых людей на нее еще не натолкнулись. Идея заключалась вследующем: я изучу, как знаменитые актеры того времени - Джон Дрю,Уолтер Хэмпден и Отис Скиннер, добивались успеха. Затем я собиралсязаимствовать лучшие качества каждого из них и объединить их в себе. Ядумал, что это поможет мне стать самым блистательным и непревзойденымактером. Как глупо! Как нелепо! Мне пришлось потерять годы своей жизни,подражая другим людям, пока до моей бестолковой миссурийской башкидошло, что я должен быть самим собой и что, возможно, я и не мог быстать кем-либо другим.Этот печальный опыт должен был послужить мне уроком на много лет.Но этого не случилось. Куда мне, я был слишком туп. Мне пришлось сновапройти через все это. Несколько лет спустя я принялся писать книгу,которая, как я надеялся, будет самой лучшей книгой по ораторскомуискусству для деловых людей, которая когда-либо была написана. Однако вработе над книгой я руководствовался той же глупой идеей, которую яприменял, готовясь стать актером. Я собирался заимствовать мысли многихдругих писателей и объединить их в одной книге, - книге, в которойсодержалось бы все. Итак, я достал десятки книг по ораторскому искусствуи потратил целый год на то, чтобы включить их мысли в свою рукопись. Нов конце концов меня осенило, что я снова веду себя глупо. Эта мешанинаиз мыслей других людей, которую я написал, была такой компилятивной,такой скучной, что ни один деловой человек не стал бы корпеть над ней.Тогда я отправил в корзину для мусора этот плод моего годичного труда иначал все сначала. На этот раз я сказал себе: "Ты должен оставатьсяДейлом Карнеги, со всеми его недостатками и слабостями. По всейвероятности, ты не можешь быть никем другим". Я отказался от мыслисочетать в себе достоинства других людей, засучил рукава и занялся тем,чем мне следовало заняться с самого начала: написал учебник поораторскому искусству, в котором нашли отражение мой собственный опыт,наблюдения и мысли, накопившиеся у меня как у оратора и преподавателяораторского мастерства. Я усвоил - надеюсь навсегда - урок, которыйусвоил сэр Уолтер Рэлей. (Я говорю не о сэре Уолтере, который бросилсвой плащ на грязную мостовую, чтобы на него ступила королева. Речь идето сэре Рэлее, который был профессором английской литературы в Оксфорде в1904 году.) "Я не могу написать книгу на урове Шекспира, - сказал он, -но я могу написать свою собственную книгу".Будьте самим собой. Следуйте мудрому совету, который Ирвинг Берлиндал покойному Джорджу Гершвину. Когда они впервые встретились, Берлинбыл широко известен, а Гершвин был только начинающим композитором.Берлин, на которого произвело впечатление дарование Гершвина,предложил ему должность своего музыкального сектора с окладом в три разабольшим."Но не соглашайтесь на эту работу, - сказал он при этом, - если высогласитесь, то станете второстепенным Берлином. А если останетесь самимсобой, в один прекрасный день вы станете первоклассным Гершвином."Гершвин последовал совету и некоторое время спустя стал одним извыдающихся американских композиторов своего времени.Чарли Чаплин, Уилл Роджерс, Мэри Маргарет Макбрайд, Джин Отри имиллионы других были вынуждены усвоить урок, который в этой главе япытаюсь донести до вашего разума. Им это дорого обошлось - как и мне.Когда Чарли Чаплин начал сниматься в кино, режиссер фильмовнастаивал, чтобы он подражал популярному немецкому комику того времени.Чарли Чаплин не мог ничего достичь, пока не проявил своюиндивидуальность. Боб Хоуп пережил то же самое: в течение многих лет онбыл исполнителем танцев с пением - и ему так и не удавалось добитьсяуспеха. Он прославился, когда выбрал свой собственный жанр - искусствоюмористисческого рассказа. Роджерс мног лет выступал статистом вводевилях, не произнося ни слова. Он бы так и не преуспел, если бы необнаружил у себя дар рассказывать юмористические истории.Когда Мэри Маргарет Макбрайд впервые стала выступать на радио, онаизбрала для себя амплуа комической актрисы-ирландки и потерпела неудачу.Когда же она начала играть саму себя - простую деревенскую девушку изМиссури, - то стала одной из самых популярных звезд нью-йоркского радио.Когда Джин Отри старался избавиться от своего техасского акцента иутверждал, что он из Нью-Йорка, люди только смеялись за его спиной. Нокогда он стал играть на своем банджо и петь ковбойские баллады, то былоположено начало его карьеры. Джин Отри сделался самым популярным в мирековбоем как в кино, так и на радио.Вы являетесь чем-то совершенно новым в этом мире. Радуйтесь этому.Используйте наилучшим образом то, что вам дала природа. В конечном итогевсякое искусство автобиографично. Вы можете петь только своим голосом.Вы можете рисовать только своей рукой. Вы должны быть таким, каким вассделали ваш опыт, ваша среда и ваша наследственность. Что бы нислучилось, вы должны возделывать свой маленький сад. Что бы нислучилось, вы должны играть на своем маленьком инструменте в оркестрежизни.Эмерсон в своем эссе "Доверие к себе" писал: "В духовной жизникаждого человека наступает такой момент, когда он приходит к убеждению,что зависть порождается невежеством; что подражание - самоубийство; чточеловек, хочет он того или нет, должен примириться с собой, как и сназначенным ему уделом; что какими бы благами ни изобиловала вселенная,хлеба насущного ему не найти, коль скоро он не будет прилежновозделывать отведенный ему клочок земли. Силы, заложенные в нем, неимеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что онспособен, а это не прояснится, пока он не испытает себя". (1)Так сказал Эмерсон. А вот как выразил это поэт - покойный ДугласМэллок: Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,Будь деревцем в долине, но только будьСамым лучшим деревцем у родника;Будь кустиком, если ты не можешь быть деревом. Если ты не можешь быть кустиком, будь травойИ сделай дорогу счастливее;Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем -Но будь самым красивым окунем в озере! Мы не можем все быть капитанами, кто-то долженбыть и матросом; Для всех нас найдется здесь работа.Работа может быть большой и малой,Мы должны делать то, что неотложно. Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;Выигрываем мы или проигрываем - неважно,Проявляй лучшее, что в тебе есть. Чтобы выработать у себя такое отношение к жизни, которое принесетвам покой и освободит от беспокойства, выполняйте правило пятое: Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой. ------------------------------------------------------------------------(1) Р. Эмерсон. Эссе. Г. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1986. С.133. - Прим.ред.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...