Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 18. Как вылечить меланхолию за четырнадцать дней

Начав писать эту книгу, я решил устроить конкурс на наиболееполезный и вдохновляющий автобиографический рассказ на тему: "Как япреодолел беспокойство". Я предложил за него премию в двести долларов.Были назначены три судьи конкурса: Эдди Риккенбаккер, президенткомпании "Истерн эрлайнл", доктор Стюарт У. Макклелланд, президентМемориального университета им. Линкольна, и Х. В. Калтенборн -политический комментатор на радио. Однако мы получили два такихпревосходных рассказа, что судьи так и не могли отдать предпочтение ниодному из них. Поэтому мы разделили премию. Сейчас я ознакомлю вас содним из них. Его прислал С. Р. Бертон (он работает в фирме по продажеавтомобилей "Уиззер" в Спрингфилде, штат Миссури)."Когда мне было девять лет, я потерял мать, а в двенадцать летостался без отца, - пишет мистер Бертон. - Мой отец погиб, а матьоднажды девятнадцать лет назад просто ушла из дому, и с тех пор я ееникогда не видел. Я больше не видел и своих маленьких сестер, которыхона взяла с собой. Она написала мне письмо лишь через семь лет послесвоего ухода. Отец погиб вследствие несчастного случая через три годапосле того, как ушла мать. Он и его компаньон купили кафе в небольшомгородке в штате Миссури, и когда отец был в деловой поездке, егокомпаньон продал кафе, забрал все деньги и скрылся. Один из друзей далотцу телеграмму, чтобы он скорее возвращался домой. Отец очень торопилсяи погиб в автомобильной катастрофе в Салинасе, штат Канзас. У него былодве сестры. Они были бедные, больные и старые. Несмотря на это, онивзяли к себе трех детей из нашей семьи. Только я и мой маленький братоказались никому не нужными. Мы были оставлены на попечение городскихвластей. Нас все время преследовал страх, что с нами будут обращатьсякак с сиротами. Вскоре так и случилось. На некоторое время меня взяла навоспитание одна бедная семья. Но времена были тяжелые, глава семьипотерял работу, так что они больше не могли меня содержать. Затем я жилна ферме у мистера и миссис Лофтин. Их ферма находилась на расстоянииодиннадцати миль от города. Мистеру Лофтину было семьдесят лет, у негобыл опоясывающий лишай, и он был прикован к постели. Он позволил мнежить в своем доме и при этом потребовал, чтобы я не лгал, не воровал ислушался. Эти три заповеди стали моей библией, я строго выполнял их. Яначал учиться в школе, но уже через неделю остался дома и плакал, какмаленький ребенок. Дети издевались надо мной, дразнили меня из-за моегобольшого носа, говорили, что я туп, и называли меня "сиротское отродье".Я принимал их оскорбления близко к сердцу, и мне все время хотелосьподраться с ними. Но мистер Лофтин, фермер, который взял меня навоспитание, сказал мне: "Всегда помни, что отказ от борьбы требуетбольше мужества и благородства, чем отпор противнику, напавшему натебя". Я не вступал в драку, но однажды мальчик из нашего класса поднялкуриный помет на школьном дворе и бросил его мне в лицо. Я избил его дополусмерти с приобрел двух друзей. Они сказали, что ему досталосьподелом.Однажды миссис Лофтин купила мне шапку, которой я очень гордился.Одна из старшеклассниц сорвала ее у меня с головы и наполнила водой.Шапка была окончательно испорчена. Она сказала, что наполнила мою шапкуводой, так как "хотела намочить мой медный лоб, чтобы мои куриные мозгине зажарились".В школе я никогда не плакал, но дома меня душили слезы. И тогдамиссис Лофтин дала мне совет, устранивший все мои тревоги и беспокойствои превративший моих врагов в друзей. Она сказала мне: "Ральф, дети небудут дразнить и называть тебя "сиротским отродьем", если ты проявишь кним интерес и постараешься сделать для них что-то полезное и приятное".Я последовал ее совету. Я усердно занимался и вскоре стал лучшимучеником в классе. Но мне никто не завидовал, потому что я изо всех силстарался помогать другим детям.Я помогал нескольким мальчикам писать сочинения и изложения. Длянекоторых из них я полностью писал доклады. Одному из учеников нашегокласса было стыдно рассказать своим родителям, что я помогаю ему.Поэтому, как правило, он говорил своей матери, что идет охотиться наопоссумов, когда отправлялся ко мне. Бывало, он приходил на фермумистера Лофтина, привязывал своих собак в сарае, а я помогал ему делатьуроки. Для одного ученика я писал обзоры книг и несколько вечеровпомогал одной девочке по математике.По соседству от нас случились две смерти. Умерли два престарелыхфермера, а одну женщину покинул муж. Я остался единственным мужчиной начетыре семьи. Я помогал этим вдовам два года. По пути в школу и обратноя заглядывал к ним на фермы, рубил для них дрова, доил коров, поил икормил скот. Меня теперь благословляли все вокруг и никто не ругал. Меняповсюду принимали как друга. Они выразили свои чувства особеннонаглядно, когда я вернулся домой после службы во флоте. В первый же деньмоего приезда меня приехали навестить более двухсот фермеров. Некоторыеиз них проехали около восьмидесяти миль, и их радость, когда они меняувидели, была совершенно искренней. Я мало беспокоился, так как всевремя был занят, стараясь помочь другим людям. И это приносило мнебольшое счастье. Вот уже тринадцать лет никто не называет меня'сиротское отродье'".Да здравствует мистер Бертон! Он знает, как завоевать друзей! Онтакже знает, как преодолевать беспокойство и наслаждаться жизнью.Точно так же поступал покойный доктор Фрэнк Луп из Сиэтла, штатВашингтон. Он был инвалидом в течение двадцати трех лет. Артрит. Однакоко корреспондент газеты "Сиэтл стар" Стюарт Уитхаус писал мне: "Я многораз брал интервью у доктора Лупа; и никогда в жизни я не встречал такогонеэгоистичного человека и притом такого, который бы брал от жизни все".Каким образом инвалид, прикованный к постели, мог "брать от жизнивсе"? Даю вам возможность высказать две догадки. Он все время сетовал нажизнь и всех осуждал? Нет... Он упивался жалостью к себе и требовалвнимания от всех вокруг? Нет. Опять неверно. Он познал радость жизниблагодаря тому, что сделал своим девизом надпись на немецком языке нагербе принца Уэльского: "Ich dien" - "Я служу". Доктор Луп узнавалфамилии и адреса других инвалидов и подбадривал их и себя радостными,обнадеживающими письмами. Он даже организовал клуб переписки инвалидов ипобуждал их писать друг другу. В конце концов он создал национальнуюорганизацию, названную "Обществом запертых".Лежа в постели, он писал около тысячи четырехсот писем в год иприносил радость тысячам инвалидов, доставая приемники и книги для тех,кто был изолирован от внешнего мира.В чем основная разница между доктором Лупом и множеством другихлюдей? Только в одном: в отличие от них, его душа была озарена светомвысокой цели, благородного дела. Он испытывал радость от сознания того,что его жизнь подчинена идее, гораздо более благородной и значительной,чем он сам, вместо того, чтобы быть, как выразился Шоу, "эгоцентричнымкомком недугов и обид, жалующимся на то, что мир не хочет посвятить себятому, чтобы сделать его счастливым".Вот самое удивительное утверждение, которое мне довелось читать,вышедшее из-под пера знаменитого психиатра. Это утверждение сделалАльфред Адлер. Он обычно говорил своим пациентам, страдающиммеланхолией: "Вы можете вылечиться за четырнадцать дней, если будетеследовать этому рецепту: старайтесь каждый день думать о том, как выможете сделать кому-нибудь приятное".Это утверждение звучит настолько неправдоподобно, что я считаю себяобязанным попытаться разъяснить его, процитировав примерно две страницыиз замечательной книги доктора Адлера "Что для вас должна значитьжизнь". (Кстати, эту книгу вы должны обязательно прочитать.)"Меланхолия, - говорит Адлер в книге "Что для вас должна значитьжизнь", - подобна затаенному гневу и упреку, направленным противокружающих, хотя пациент, ради того чтобы обеспечить себе уход, симпатиюи поддержку, представляется только подавленным своей собственной виной.Первые воспоминания пациента выглядят примерно так: "Я помню, что мнехотелось лечь на кушетку, но на ней лежал мой брат. Я поднял такой крик,что ему пришлось встать с нее".Меланхолики часто бывают склонны к тому, чтобы отомстить за себя,совершив самоубийство, и первое, о чем должен позаботиться врач, это недать им повода для самоубийства. Лично я пытаюсь ослабить общуюнапряженность, предлагая им как первое правило при лечении: "Никогда неделайте ничего того, чего вам не хочется". Это выглядит очень скромно,но я считаю, что это затрагивает суть всей проблемы. Если меланхоликимеет возможность делать все, что ему хочется, то кого же он можетобвинять? За что он должен мстить? "Если вам хочется пойти в театр, -говорю я ему, - или поехать отдохнуть, так и поступайте. Если же по путивы почувствуете, что вам расхотелось, то не делайте этого". Это самоелучшее положение, в котором кто-нибудь мог бы оказаться. Это даетудовлетворение стремлению пациента к превосходству. Он подобен богу иможет делать все, что ему угодно. С другой стороны, это не очень легковписывается в его стиль жизни. Он хочет доминировать и обвинять других,а если они согласны с ним, то нет возможности над ними доминировать. Этоправило является большим подспорьем, и среди моих пациентов не было ниодного случая самоубийства.Обычно пациент отвечает: "Но мне ничего не хочется делать". Я ужеподготовился к этому ответу, потому что слышал его много раз. "Тогда неделайте ничего, что вам не нравится", - говорю я. Иногда, однако,пациент отвечает: "Мне бы хотелось весь день пролежать в постели". Язнаю, что если я разрешу, то ему уже не захочется это делать. Я знаю,что если я воспрепятствую, то он устроит скандал. Я всегда соглашаюсь.Это одно правило. Другое действует на их стиль жизни болеенепосредственно. Я говорю им: "Вы можете вылечиться за четырнадцатьдней, если будете следовать этому рецепту. Старайтесь думать каждый деньо том, как вы можете кому-нибудь сделать приятное". Вот что это для нихзначит. Они заняты мыслью: "Как досадить кому-нибудь". Ответы оченьинтересны. Некоторые говорят: "Это для меня будет очень легко. Я этоделаю всю свою жизнь". Они никогда этого не делали. Я прошу их подуматьоб этом еще раз. Они не думают об этом еще раз. Я говорю им: "Когда выне в состоянии уснуть, используйте все это время на размышления о том,как сделать кому-нибудь приятное, и это явится большим шагом к улучшениювашего здоровья". На следующий день я их спрашиваю при встрече: "Думалили вы о том, что я вам посоветовал?" Они отвечают: "Вчера вечером ясразу уснул, как только лег в постель". Все это должно делаться,разумеется, ненавязчиво, дружелюбно, без намека на превосходство.Другие станут отвечать: "Я никогда не смогу это сделать. Я такобеспокоен". Я им говорю: "Не переставайте беспокоиться; но одновременновы можете иногда подумать и о других". Я всегда хочу пробудить у нихинтерес к ближним. Многие говорят: "Почему я должен делать приятноедругим? Другие ведь не стараются сделать приятное мне". "Вы должныдумать о своем здоровье, - отвечаю я. - Другие будут страдать потом".Чрезвычайно редко я встречал такого пациента, который бы сказал: "Яподумал о том, что вы советовали". Все мои усилия направлены на то,чтобы увеличить социальную заинтересованность пациента. Я знаю, чтоподлинная причина его болезни - это отсутствие сотрудничества с егостороны, и я хочу, чтобы и он это увидел. Как только он оказывается всостоянии контактировать со своими ближними на основе равенства исотрудничества, он излечен... Важнейшей обязанностью, возлагаемойрелигией, всегда было требование: "Возлюби ближнего своего..." Именночеловек, не проявляющий интереса к своему ближнему, испытываетвеличайшие трудности в жизни и наносит величайший ущерб другим. Именносреди таких личностей формируются все неудачники. Все наши требования кчеловеку и величайшая похвала, которую мы можем ему воздать, заключаетсяв следующем: он должен уметь трудиться совместно с другими людьми, бытьдружески расположенным ко всем людям и быть надежным спутником в любви ибраке". Доктор Адлер настаивает, что каждый день мы должны делать доброедело. А что такое доброе дело? - спросите вы. "Доброе дело, - сказалпророк Магомет, - это то, что вызывает улыбку радости на лице другогочеловека".Почему, если совершать каждый день доброе дело, это оказывает такоеудивительное воздействие на того, кто его совершает? Потому чтостремление доставлять удовольствие другим не позволяет нам думать осебе, а именно это является основной причиной беспокойства, страха имеланхолии.Я могу составить целую книгу из рассказов людей, которые, забыв осебе, обрели таким образом здоровье и счастье. Например, ознакомимся срассказом о жизни Маргарет Тейлор Йейтс - одной из самых популярныхженщин в американском военно-морском флоте.Миссис Йейтс пишет романы, но ни один из ее детективов непредставляет хотя бы наполовину такой интерес, как подлинная историятого, что случилось с ней в роковое утро, когда японцы нанесли удар поамериканским кораблям в Перл-Харбор. Миссис Йейтс была инвалидом болеегода: у нее было больное сердце. Из каждых двадцати четырех часовдвадцать два она проводила в постели. Самым длинным путешествием для неебыла прогулка по саду, где она принимала солнечные ванны. Даже выходя всад, она должна была опираться на руку служанки. Как она расказала мне,в те дни ей казалось, что она на всю жизнь останется инвалидом. "Яникогда бы не выздоровела, - сказала он мне, - если бы японцы не напалина Перл-Харбор. Они внезапно вывели меня из состояния покоя"."Когда это произошло, - продолжала миссис Йейтс, - всюду вокругцарили хаос и смятение. Одна бомба взорвалась совсем рядом с моим домом,и от сотрясения я была выброшена из своей постели. Военные грузовикипоспешно отправились к аэродрому Хикем-Филд, к казармам в Скоуфилде и кавиабазе в Кэниохе-Бей, чтобы вывезти жен и детей пехотинцев и моряков иразместить их в школах. Работники Красного Креста попросили по телефонутех, у кого были свободные комнаты, принять эвакуированных. Они знали,что рядом с моей кроватью стоит телефон, поэтому меня попросилипередавать информацию об эвакуации семей военнослужащих. Я собирала всесведения о том, куда поселили жен и детей пехотинцев и моряков. Всемвоеннослужащим были даны инструкции обращаться ко мне, чтобы узнать,куда вывезены их семьи.Вскоре я узнал, что мой муж, капитан второго ранга Роберт РэлейЙейтс, не пострадал. Я старалась ободрить жен, которые не знали, чтослучилось с их мужьями, живы они или нет. Я пыталась утешить вдов, укоторых были убиты мужья. А таких было немало. 2117 офицеров и рядовыхво флоте и в морской пехоте были убиты, а 960 пропали без вести.Вначале я отвечала на телефонные звонки лежа в постели. А затем ястала отвечать на них сидя. Наконец, я была настолько поглощена делами ивозбуждена, что забыла о своей слабости, встала с постели и села застол. Благодаря заботе о тех, кто страдал больше, чем я, мне удалосьзабыть о своей болезни. С тех пор я проводила в постели только восемьчасов, отведенных для сна. Сейчас я понимаю, что, если бы японцы ненапали на Перл-Харбор, я на всю жизнь осталась бы наполовину инвалидом.Мне было приятно проводить время в постели. Меня постоянно обслуживали,и, сейчас мне ясно, что я невольно теряла волю к жизни, способностьбороться за свое выздоровление.Нападение на Перл-Харбор было одной из величайших трагедий вистории Америки, но для меня лично оно стало одним из самыхзнаменательных событий. Этот ужасный кризис дал мне силы, о которых яуже не мечтала. Мое внимание было отвлечено от собственных страданий исосредоточено на других людях. Это придало моей жизни глубокий изначительный смысл. У меня больше не было времени думать и заботиться осебе".Треть людей, которые устремляются к психиатрам за помощью,возможно, могли бы вылечиться сами, если бы последовали примеру МаргаретЙейтс. Они бы вылечились, если бы увлеклись помощью другим. Моя идея?Это примерно то, что сказал Карл Юнг (1). А кто может знать лучше него?Он сказал: "Около трети моих пациентов страдают не от клиническидиагностируемого невроза, а от бессмысленности и пустоты их жизни".Говоря другими словами, они хотят, чтобы кто-то "подвез их", - но жизньпроходит мимо. И они спешат к психиатру, жалуясь на свою ограниченную,бессмысленную и бесполезную жизнь. Оставшись за бортом, они стоят напристани, осуждая всех, кроме себя, и требуя, чтобы весь мир потакал ихэгоцентрическим желаниям.Вполне возможно, что вы сейчас говорите себе: "Ну, конечно, на меняпроизвели глубокое впечатление эти рассказы. Если бы я оказался вПерл-Харбор, я бы с радостью поступил бы так же, как Маргарет ТейлорЙейтс. Но у меня все обстоит иначе: моя жизнь самая обычная иоднообразная. Каждый день в течение восьми часов я занимаюсь скучнойработой. В моей жизни не происходит ничего драматического. Как же я могуувлечься помощью другим? И почему я должен это делать? Что мне этодаст?"Вопрос вполне справедлив. Попытаюсь ответить на него. Да, вашажизнь однообразна, но каждый день вы наверняка встречаете каких-толюдей. Что вы делаете для них? Вы просто проходите мимо них илипытаетесь узнать, что их волнует? Например, вы каждый день встречаетепочтальона. Он проходит сотни миль каждый год, чтобы доставить вампочту. Вы хоть раз поинтересовались, где он живет, выразили желаниевзглянуть на фотографии его жены и детей? Вы спросили его, устает ли онот своей работы, не надоедает ли она ему?Вы каждый день видите молодого продавца в бакалейном магазине,продавца газет и чистильщика обуви на углу, который наводит блеск наваши ботинки. Ведь они тоже люди, и у каждого из них свои проблемы,мечты и стремления. Они тоже стремятся поделиться ими с кем-нибудь. Норазве вы хоть когда-нибудь даете им такую возможность? Разве выкогда-нибудь проявляете живой, искренний интерес к их личности или к ихжизни? Именно это я и имею в виду. Ведь совсем не обязательностановиться Флоренс Найтингейл или социальным реформатором, чтобы помочьулучшить мир - ваш личный мир; вы можете начать это завтра утром, слюдьми, с которыми вы общаетесь!Что вам это принесет? Большее счастье! Большее удовлетворение, высможете гордиться собой! Аристотель назвал такое поведение "просвещеннымэгоизмом". Заратуштра сказал: "Делать добро другим - не обязанность. Это- радость, ибо это улучшает здоровье и увеличивает счастье". А БенджаминФранклин резюмировал это очень просто. "Когда вы делаете добро другим, -сказал он, - вы в первую очередь делаете добро себе"."По моему мнению, - пишет Генри С. Линк, директор Центрапсихологической службы в Нью-Йорке, - ни одно открытие современнойпсихологии не является таким важным, как научное доказательствонеобходимости самопожертвования или дисциплины для самореализации исчастья".Забота о других не только отвлекает вас от беспокойства о себе; онатакже поможет вам приобрести много друзей и получить массу удовольствий ------------------------------------------------------------------------(1) Юнг, Карл Густав (1875 - 1961) - швейцарский психолог и психиатр. -Прим.ред. в жизни. Каким образом? С таким вопросом я однажды обратился кпрофессору Йельского университета Уильяму Лайону Фелпсу. Вот что онответил мне:"Когда я прихожу в отель, в парикмахерскую или в магазин, яобязательно говорю что-нибудь приятное всем, кого я встречаю. Я стараюськаждому сказать то, что выделяет его как личность, чтобы он нечувствовал себя просто винтиком в машине. Иногда я делаю комплиментыобслуживающей меня продавщице в магазине. Я выражаю свое восхищение еекрасивыми глазами или волосами. Я спрашиваю парикмахера, не устает ли онцелый день стоять на ногах. Кроме того, я интересуюсь, как он сталпарикмахером, сколько лет он работает и сколько шевелюр ему удалосьпривести в порядок за это время. Я помогаю ему сосчитать это. Я заметил,что проявление интереса заставляет человека сиять от счастья. Я жму рукуносильщика, который принес мой саквояж. Это создает у него хорошеенастроение и бодрость на весь день. Однажды в исключительно жаркийлетний день я зашел позавтракать в вагон-ресторан железнодорожногоэкспресса. Переполненный вагон казался раскаленной печью, а обслуживаниепассажиров происходило очень медленно. Когда, наконец, официант подалмне меню, я сказал ему: "Поварам, работающим в раскаленной от жарыкухне, сегодня приходится очень тяжело". Официант сначала началругаться. Он говорил обиженным тоном. Сначала мне показалось, что онсердится. "Милостивый, всемогущий боже, - воскликнул он. - Люди приходятк нам и постоянно жалуются на еду. Они недовольны медленнымобслуживанием и ворчат по поводу жары и высоких цен. Я уже девятнадцатьлет выслушиваю эти жалобы. Вы первый и единственный человек, выразившийчеловеческое сочувствие поварам, работающим у раскаленной плиты. Я молюбога, чтобы нам попадалось как можно больше таких пассажиров".Официант был потрясен, потому что я по-человечески отнесся кнеграм-поварам. Я смотрел на них, как на живых людей, а не как навинтики в сложном механизме железной дороги". "Люди нуждаются, -продолжал профессор Фелпс, - хотя бы в небольшом человеческом внимании ксебе. Когда я иду по улице и вижу человека с красивой собакой, яобязательно выражаю свое восхищение ею. Пройдя немного вперед, яоглядываюсь и часто вижу, как он ласкает ее. Мое восхищение ее красотойусиливает его любовь к ней.Однажды в Англии я встретил пастуха с огромной умной овчаркой. Ялюбовался ее красотой и сказал об этом пастуху. Я попросил егорассказать мне, как он воспитывал собаку. Когда я отошел на некотороерасстояние и оглянулся через плечо, то увидел, как собака встала назадние лапы, положив передние на плечи пастуху, который ласкал ее. То,что я проявил интерес к пастуху и к его собаке, сделало пастухасчастливым. Я также сделал счастливыми собаку и себя".Вы можете представить себе, чтобы человек, который благодаритносильщика, пожимая ему руку, выражает свое сочувствие поварам,работающим в раскаленной от жары кухне, и восхищается собакаминезнакомых людей на улице, был мрачным и обеспокоенным? Разве такойчеловек нуждается в помощи психиатра? Разумеется, нет. Китайскайпословица гласит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит".Если вы мужчина, то пропустите следующий абзац. Он не заинтересуетвас. В этом абзаце рассказывается о том, как обеспокоенная, несчастнаядевушка сумела покорить сердца нескольких молодых людей. Все они сделалией предложение. Сейчас эта девушка стала бабушкой. Несколько лет назад яостановился в доме, где она жила с мужем. Я должен был выступить слекцией в их городе. На следующее утро она отвезла меня на автомобиле настанцию, где я собирался сесть на поезд, следующий в Нью-Йорк. Мыпроехали около пятидесяти миль, и по дороге между нами завязалсяразговор о том, как завоевывать друзей. Моя спутница сказала: "МистерКарнеги, я собираюсь что-то рассказать вам. Я еще никому в этом непризнавалась, даже своему мужу". (Между прочим, этот рассказ будет нетаким интересным, как вы, по всей вероятности, предполагаете.) Онарассказала, что воспитывалась в семье, принадлежавшей к высшему обществуФиладельфии. "Трагедией моего детства и юности, - сказала она, - былабедность. Мы никогда не могли устраивать такие приемы, как другиедевушки моего круга. У меня никогда не было эффектных платьев. Я подолгуносила одни и те же вещи, вырастала из них. Они плохо сидели на мне ибыли старомодны. Я была настолько унижена и мне было так стыдно, что ячасто плакала по ночам. Наконец, в порыве крайнего отчаяния, меняосенило. Я решила всегда спрашивать своих кавалеров на вечерах о том,что им довелось пережить, об их взглядах на жизнь и планах на будущее. Язадавала эти вопросы не потому, что меня особенно интересовали ответы. Яделала это только для того, чтобы отвлечь их внимание от моегостаромодного платья. Однако произошла странная вещь: чем больше яслушала рассказы этих молодых людей о себе и чем больше узнавала об ихжизни, тем интереснее мне становилось беседовать с ними. Я так глубокозаинтересовалась, что нередко сама забывала о недостатках своеготуалета. Но меня больше всего поражало следующее: поскольку я былахорошей слушательницей и поощряла молодых людей рассказывать о себе, оничувствовали себя счастливыми, и постепенно я стала пользоваться самымбольшим успехом среди своих сверстниц, и трое молодых людей сделали мнепредложение".(Девушки, учитесь завоевывать сердца молодых людей.)Наверняка некоторые из тех, кто читает данную главу, скажут: "Всяэта болтовня об интересе к окружающим - сплошная чушь! Бессмысленныерелигиозные бредни! Мне это все не подходит! Мне надо зарабатыватьденьги, чтобы кошелек не был пустым. Я намерен брать от жизни все - ипри том сейчас, - и к черту все это переливание из пустого в порожнее!"Ну что же, если у вас такое мнение, вы имеете на это право, но,если вы правы, в таком случае все великие философы и вероучители ссамого начала письменной истории человечества - Христос, Конфуций,Будда, Платон, Аристотель, Сократ, святой Франциск - глубоко ошибались.Но поскольку вы можете презрительно усмехнуться, если речь пойдет обучениях религиозных мыслителей, обратимся за советом к атеистам.Попробуем обратиться за советом к самому знаменитому американскомуатеисту двадцатого века - Теодору Драйзеру. Драйзер высмеивал всерелигии, как сказки, и считал, что жизнь - это "повесть, которуюпересказал дурак: в ней много слов и страсти, нет лишь смысла" (1).Однако Драйзер восхищался одной великой заповедью Христа - заповедью ослужении другим. "Для того, чтобы он (человек) мог получить хотькакую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, - говоритДрайзер, - он должен думать и составлять планы, как улучшить положениене только для себя, но и для других, поскольку радость, испытываемая имсамим, зависит от того, насколько он радуется за других и насколькодругие радуются за него".Если мы собираемся "улучшить положение для других" - как настаивалДрайзер, - то нам надо спешить. Время уходит. "По этому пути я пройдулишь один раз. Так пусть же я уже сейчас совершу какой-либо достойный ------------------------------------------------------------------------(1) В. Шекспир. Макбет, д. V, сц. 5 (Пер. Ю. Корнеева). - Прим.ред. поступок или проявлю доброту. Пусть я не отложу и не упущу случая этосделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".Поэтому, если вы хотите избавиться от беспокойства и обрестидушевный покой и счастье, выполняйте правило седьмое:Забудьте о себе, проявляя интерес к окружающим. Каждый день делайтедоброе дело, которое вызовет радостную улыбку на чьем-либо лице. Резюме Правило 1: Заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве,здоровье и надежде, ведь "наша жизнь - это то, что мы думаем о ней".Правило 2: Никогда не пытайтесь свести счеты с вашими врагами,потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им.Поступайте, как генерал Эйзенхауэр: никогда не думайте ни минуты олюдях, которых вы не любите.Правило 3: Вместо того, чтобы переживать из-за неблагодарности,будьте к ней готовы. А. Помните, что Иисус излечил десять прокаженных за один день - итолько один из них поблагодарил его. Почему вы ожидаете большейблагодарности, чем получил Христос?Б. Помните, что единственный способ обрести счастье, - это неожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости,получаемой от этого.В. Помните, что благодарность - это такая черта характера, котораяявляется результатом воспитания; поэтому, если вы хотите, чтобываши дети были благодарными, учите их этому. Правило 4: Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям!Правило 5: Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесьсобой, ведь "зависть - это невежество", а "подражание - самоубийство".Правило 6: Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать изнего лимонад.Правило 7: Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясьдать немного счастья другим. "Делая добро другим, вы в первую очередьпомогаете себе".

* ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Как уберечь себя от беспокойства из-за критики *

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...