Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место экономической социологии в структуре социологического знания, её основные задачи и функции

Особенности метода

Метод экономической социологии характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма регулирования экономических отношений и процессов. Междисциплинарность как принцип исследовательской деятельности в экономической социологии предполагает: рассмотрение изучаемых объектов с учетом их двойственной, экономико-социальной природы; использование экономической и социальной информации; применение специальных методов анализа, позволяющих "стыковать" экономическую и социальную информацию (например, социологическое моделирование, метод социологической экспертизы экономических преобразований, метод выборочного обследования домохозяйств и др.)

Место экономической социологии в структуре социологического знания, её основные задачи и функции

Экономическая социология является одной из сорока ветвей отраслевых социологических теорий и ее задача заключается в воспроизведении целостной картины функционирования экономики в системе социального процесса. Поэтому следует различать четыре группы проблем:

- разработку экономико-социологической модели определенного состояния общества;
- обоснование социальной стратегии и тактики государства с учетом интересов различных социальных групп;
- социолого-экономическое изучение социальной структуры населения как субъекта экономической деятельности;
- системное исследование социальных регуляторов экономики, конкретных механизмов влияния на нее социальных отношений.
Социологический подход к обществу позволяет построить модель как целостной общественной системы, так и отдельных ее подсистем, в частности социальной сферы. Социологическая наука включает в себя категории и обобщения, с помощью которых можно описывать и определять закономерности функционирования этой области жизни, ее связи с экономикой, политикой и культурой.Функции: 1) гуманистическая, 2) экономическая, 3) познава- тельная, 4) социальная.Задачи предмета следующие: объяснение и систематизация основных социально-экономических терминов; изложение теоре- тических основ науки, ее структуры, принципов, законов, механизмов; объяснение существующих концепций, учений (отечественных и зарубежных разработок в области экономической социоло- гии); разработка методологических принципов построения социально-экономического знания; раскрытие логики развития экономической социологии; объективная оценка знания о социальных аспектах экономики; приращение и развитие знаний, поиск новых подходов к социально-экономической проблематике.

 

Основные социологические концепции западных экономических школ ХХ века.

В конце XIX – начале XX вв. складывается современная тео- рия экономической социологии, ее идеи и концепции описывают и объясняют основные проблемы социально-экономического разви- тия общества с различных точек зрения. К основным направлениям западной экономической социологии относятся: эмпирическое направление (Дюркгейм, Бут, Ле Пле); форма- листическое (Вебер, Зиммель); натуралистическое (Гумполович, Шеффле, Ратц); психологическое(Тард, Уорд, Кули); технократическое (Капп, Энгельмейер). Эмпирическое направление. Поиск ответов на острые социальные проблемы (урбанизация, пролетаризация, индустриализация и пр.) заставил ученых эмпирически изучать общество. Формалистическое направление. Г.Зиммель Проблемы господства и подчинения, функции социальных групп в экономической жизни, специфика производительных сил. Теория творческого умственного труда. Теория взаимоотношений между рабочим классом и другими социально-экономическими группами. Натуралистическое направление. Отождествление экономической жизни общества с натуральным, естественным процессом протекания жизни

Стратификация и развитие экономики

Социально-экономическая группа как конкретная общность людей, естественным образом объединенная для реализации це- лей в производстве, распределении, потреблении товаров и услуг, а также для защиты своих экономических интересов. Общие инте- ресы способствуют выделению тех или иных людей в более или менее стабильные общности, коллективы. Социально-экономическая группа – основной субъект экономической жизни общества, основа и опора экономических действий. Совокупность социально-экономических групп в обществе образует социально-экономическую структуру общества. Иерархия социальных групп и общностей в структуре общества называется социальной стратификацией. Социальная стратификация 29 объективна. Причины в разделении труда и трудовых отношений. Объективные факторы существования стратификации: а) отношение к собственности на средства производства; б) отношение к организации и управлению трудом; в) профессия, род занятий; г) образование, квалификация, специализация; д) степень и формы материального стимулирования, доходов и получения благ. Экономическая стратификация вытекает из разделения обществ по уровню их материальному благосостоянию, а также внутри обществ – на людей обеспеченных, малообеспеченных и необеспеченных, богатых и бедных.

Социально-трудовая мобильность

Труд – целесообразная деятельность людей, в процессе кото- рой при помощи орудий труда он воздействует на природу, преобразуя ее с целью создания предметов, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Социально-трудовая мобильность – перемещения людей из одних социально-профессиональных групп и сфер занятости в другие. Это – любой переход социального объекта из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная – перемещения, связанные с изменением места работы, вида работы без изменения социально-экономического статуса. Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. 34 Вертикальная – перемещения из низших социально-экономических групп на более высокие и наоборот. Это – передвижения в иерархии управления, из одного пласта в другой. Причины понижения или повышения социально-экономического статуса личности. Две разновидности: социальное восхождение и социальное нисхождение. Внутренняя и внешняя мобильность. Внутри- и меж- поколенная мобильность. Вынужденная и добровольная мобильность. Единичные и групповые перемещения. Миграция – территориальное перемещение людей, связанное с изменением их трудовой деятельности и их жизнедеятельности. Причины миграции. Виды: международная (внешняя), региональная (внутренняя), повседневная (передвижения к месту работы и обратно на значительные расстояния). Волны миграции. Миграция как средство улучшения жизни иногда становится серьезной проблемой, приводит к ухудшению положения мигрантов. Аспекты миграционных процессов в современном мире. Миграция интеллигенции за пределы страны, квалифицированных работников. Социально-экономический дисбаланс в результате миграции сельского населения в город (урбанизация). Сложности в миграции молодежи. Проблема неравной оплаты за труд мигрантов и коренного населения. Сложности в адаптации и интеграции мигрантов. Положительные аспекты миграционных процессов: экономические, социально-экономические, социокультурные.

Безработица:сущность

Безработица как временное либо достаточно продолжитель- ное отстранение лиц трудоспособного возраста от выполнения ими общественно-трудовых функций. Безработица как экономическая категория, характеризующая объективные процессы в сфере заня- тости. Безработица как естественное состояние цивилизованного общества, предоставляющего гражданам свободу выбора и дей- ствия. В капиталистическом обществе безработица выполняет ре- гулирующую, экономическую и стимулирующую функции. Безработица как социальная сторона экономических отноше- ний. Безработица может создавать повышенную социальную на- пряженность. Научное изучение проблем безработицы, адекватная реакция на ее обострение. Результат изучения и социальной защиты насе- 58 ления – реализация форм смягчения действия безработицы. Наиболее распространенная форма – выплата пособий по безрабо- тице. Переквалификация безработных, предоставление временной работы. Проблемы перехода на неполный рабочий день, сокращен- ную рабочую неделю, вынужденный неоплачиваемый отпуск без увольнений или сокращений. Воздействие на администрацию с целью создания новых мест. Профсоюзная работа по поддержке безработных. Положение с социальной защитой безработных в высокораз- витых странах.

28.

Средний класс (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд важных социальныхфункций:

1) социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения.

2) экономического донора: средние слои не только производители огромной части доходов общества, но и крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики.

3) культурного интегратора: средний класс хранитель и распространитель ценностей, норм, традиций и законов общества.

4) административно-исполнительного регулятора: средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса.

В развитых странах средний класс составляют в основном предприниматели, интеллигенция, служащие, представители творческих профессий, высококвалифицированные рабочие. При этом в «низший средний» класс попадают квалифицированные рабочие, к «среднему среднему» классу относятся мелкие предприниматели, служащие, чиновники и т.д., а к «высшему среднему» - управляющие, менеджеры и руководители высшего уровня, а также люди, имеющие наследственные богатства.

В Беларуси средний класс начинается, по некоторым оценкам, с дохода 250 долл. на человека в месяц, или там, где прекращается экономия на продуктах питания, предметах домашнего обихода, приёме гостей. Эта категория населения настолько малочисленна, что не приходится говорить о ней как о классе (не более 15% населения). Нет и соответствующих исследований.

29. Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.

- объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.

- субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные [ 7, с. 32].

Кроме данных индикаторов выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать по ряду признаков.

В зависимости от иерархического уровня:

- макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.; 1. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).

2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие «условия жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.

4. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.

6. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия территории и т.п.

7. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий) [5, с. 58].

В конечном счете, категорию «качество жизни» можно свести к семи интегральным свойствам, изложенным выше, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

 

- микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

- прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;

- косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

В зависимости от характера расчета:

- уровневые (абсолютные значения);

- структурные (составляющие уровневых показателей);

- динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:

- физические потребности;

- духовные (интеллектуальные) потребности;

- социальные потребности [10, с. 27].

Таким образом, выделяют различные показатели и индикаторы, при помощи которых можно подробно охарактеризовать качество жизни.

30.Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.

· обеспечение полной занятости населения;

· социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);

· частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

· создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

· сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;

· политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

· свобода внешней торговли, валютный обмен;

 

Особенности метода

Метод экономической социологии характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма регулирования экономических отношений и процессов. Междисциплинарность как принцип исследовательской деятельности в экономической социологии предполагает: рассмотрение изучаемых объектов с учетом их двойственной, экономико-социальной природы; использование экономической и социальной информации; применение специальных методов анализа, позволяющих "стыковать" экономическую и социальную информацию (например, социологическое моделирование, метод социологической экспертизы экономических преобразований, метод выборочного обследования домохозяйств и др.)

Место экономической социологии в структуре социологического знания, её основные задачи и функции

Экономическая социология является одной из сорока ветвей отраслевых социологических теорий и ее задача заключается в воспроизведении целостной картины функционирования экономики в системе социального процесса. Поэтому следует различать четыре группы проблем:

- разработку экономико-социологической модели определенного состояния общества;
- обоснование социальной стратегии и тактики государства с учетом интересов различных социальных групп;
- социолого-экономическое изучение социальной структуры населения как субъекта экономической деятельности;
- системное исследование социальных регуляторов экономики, конкретных механизмов влияния на нее социальных отношений.
Социологический подход к обществу позволяет построить модель как целостной общественной системы, так и отдельных ее подсистем, в частности социальной сферы. Социологическая наука включает в себя категории и обобщения, с помощью которых можно описывать и определять закономерности функционирования этой области жизни, ее связи с экономикой, политикой и культурой.Функции: 1) гуманистическая, 2) экономическая, 3) познава- тельная, 4) социальная.Задачи предмета следующие: объяснение и систематизация основных социально-экономических терминов; изложение теоре- тических основ науки, ее структуры, принципов, законов, механизмов; объяснение существующих концепций, учений (отечественных и зарубежных разработок в области экономической социоло- гии); разработка методологических принципов построения социально-экономического знания; раскрытие логики развития экономической социологии; объективная оценка знания о социальных аспектах экономики; приращение и развитие знаний, поиск новых подходов к социально-экономической проблематике.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...