Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2011 г.

КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ

«История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени»

Очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор ________________ / Еманов А.Г. /

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории

Древнего мира и Средних веков ИГН от 12.04.2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________ Еманов А.Г.

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04. 2011, протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель _______________________/ Тумакова Е.В. /

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков

 

Еманов А.Г.

КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» для студентов очной формы обучения

 

 

 

Тюменский государственный университет,

УДК 930.272(37)(075.8)

ББК Т223.2я73

Еманов А.Г. Квантитативная история. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» очной формы обучения. Тюмень: ТюмГУ, 2011.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и уровню подготовки.

Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Латинская палеография [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендован к изданию кафедрой археологии, истории, Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Еманов А.Г., 2011.

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Предмет курса – методы квантитативной истории в исследовании.

Цели:

- познакомиться с методами квантитативной истории, которые применяют сегодня историки в своей исследовательской практике.

Задачи:

- усвоить различные методы и методики квантитативной истории;

- понять принципы выбора оптимальных методов квантитативной истории в научно-исследовательской работе;

- научиться пользоваться наиболее распространенными методами квантитативной истории.

Курс включает информационно-аналитическую, общую образовательную и воспитательную составляющие.

Информационно-аналитическая составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии следующих элементов профессионально-ориентированной деятельности выпускника:

- работа с различными источниками информации (Интернет, цифровые коллекции документов, электронные архивы и библиотеки, общие руководства по информационным технологиям, специальная литература по различным видам информационных технологий).

Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о специфике информационных технологий в гуманитарном познании, вообще, и в историческом исследовании, в частности:

- об основных методах квантитативной истории;

- о границах и пределах использования методологии и методики квантитативной истории;

- о возможностях радикального обновления знания о прошлом благодаря применению новейших методов квантификации исторических процессов и явлений.

Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства причастности к культурному наследию прошлого:

- в признании равнозначности различных компонентов мультикультурного мира;

- превращении личности выпускника в социально и нравственно активную и профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, совершенствующую логику и аналитические способности мышления. Это позволит выполнить требования, предъявляемые обществом, к уровню и качеству подготовки выпускника высшей школы в общем процессе гуманизации образования.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам второго уровня подготовки направления «История».

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Курс «Квантитативная история» занимает важное место в структуре подготовки студентов в магистратуре. Он призван дать магистрантам необходимый методологический и методический инструментарий, при помощи которого можно работать с массовым источниковым материалом. Курс входит в блок М1, составляет дисциплины по выбору и осваивается магистрантами в 1 семестре. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Информатики» (1 семестр бакалавриата) и «Математические методы в исторических исследованиях» (7 семестр бакалавриата), способствует подготовке и защите магистерской диссертации.

 

1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины “Квантитативная история” обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);

- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного # и математического знания (ПК-2);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

- способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

- способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);

. - способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22).

По окончании курса«Квантитативная история» магистранты должны:

знать:

- различные методы квантитативной истории;

владеть:

- навыками применения того или иного метода квантитативной истории в исследовании;

уметь:

-осуществлять выбор оптимальных методов квантитативной истории.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Настоящая программа рассчитана на 72 часа подготовки (2 кредитных единицы). Из них 36 часов практических занятий и 36 часов для самостоятельной работы. Предусматривается прохождение данного курса в течение первого года обучения в магистратуре, в 1 семестре. Формой контроля выступает зачет.

Таблица 1.

Вид учебной работы Всего часов 1 семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе лекции:    
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего)
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зачет
Общая трудоемкость час. зач.ед.

3. Тематический план

Таблица 2.

    Тема недели семестра Виды учебной работы, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме (в часах)
Лекции   семинары     семинары Самостоятельная работа
  Модуль 1 1-5          
Б.1 Понятие квантитативной истории  
Б.2 Методы квантитативной истории 2,3  
Б.3 Квантификация процессов большой длительности  
Б.4 Направления квантитативной истории  
  За модуль 1    
  Модуль 2 6-11          
Б.1 Квантитативная история в условиях постмодерна  
Б.2 Границы и перспективы квантитативной истории 7,8  
Б.3 Центры квантитативной истории в США 9,10  
Б.4 Квантитативная история во Франции  
  За модуль 2    
  Модуль 3 12-18          
Б.1 Quantitative history в Англии 12,  
Б.2 Quantitative Geschichte в Германии 14,  
Б.3 Квантитативно-исторические исследования в Италии и Испании 16,  
Б.4 Квантитативная история в России  
  За модуль 3    
  Итого (часов, баллов)      
  Из них часов в интерактивной форме (в часах)      

 

4. Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные Допол-нительные
Модуль 1        
Б.1 Понятие квантитативной истории Чтение литературы   Выполнение контрольных заданий
Б.2 Методы квантитативной истории Выступлениеподготовка доклада Выполнение контрольных заданий
Б.3 Квантификация процессов большой длительности Выступлениеподготовка сообщения Выполнение контрольных заданий 3,4
Б.4 Направления квантитативной истории Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 5,6
  Всего по модулю 1  
Модуль 2        
Б.1 Квантитативная история в условиях постмодерна Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 6,7
Б.2 Границы и перспективы квантитативной истории Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 7,8
Б.3 Центры квантитативной истории в США Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 8.9
Б.4 Квантитативная история во Франции Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 10,11
  Всего по модулю 2
Модуль 3        
Б.1 Quantitative history в Англии Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 12,13
Б.2 Quantitative Geschichte в Германии Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 14,15
Б.3 Квантитативно-исторические исследования в Италии и Испании Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий 16,17
Б.4 Квантитативная история в России Подготовка сообщения. Чтение литературы, выступление в дискуссии Выполнение контрольных заданий
  Всего по модулю 3
  ИТОГО:
               

5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами

Таблица 4.

 

№ Темы дисцип-лины, необходи-мые для изучения обеспечи-ваемых (после-дующих) дисциплин Информатика Математические методы в исторических исследованиях История мировой культуры мировой культуры История отечественной культуры   История Древнего мира Древности Востока История общественно-политической мысли История России История Средних веков Теория и методология истории Источниковедение Историография Актуальные проблемы исторических исследований Философия и методология науки Медиевистика Междисциплинарные подходы в современной исторической науке Антиковедение Источниковедение истории Средних веков Вспомогательные исторические дисциплины Музееведение Архивоведение Методика преподавания истории Археология
Модуль 1                                              
Б.1 + + - - - - - - + - - - - - - - - - - - - - -
Б.2 + + - - - - - - + + - - + + - + - + - - - - -
Б.3 + + - - - - - - + + + + + - + + - - - - - - -
Б.4 + + + + + + + - + + + + + - - + - - - - - - +
Модуль 2                                              
Б.1 + + + + + + + - + + - - + - - + - - + - - - +
Б.2 + + + + + + + - + + - - + - - + - - + - + - +
Б.3 + + + + + + + - + + - - + - + + - - + + - - +
Б.4 + + - - - - - + + + + + + - - + - - - - - - -
модуль 3                                              
Б.1 + + - - - - - - + + - - + + - + - + - - - + -
Б.2 + + - - - - - + - + - - + + - + - - - - - + -
Б.3 + + - - - - - - - + + - + + + + + - - - - + -
Б.4 + + - - - - - - - + + + + + + + + + - - - + -

Содержание курса

6.1. Понятие квантитативной истории

Статья Дж. Хьюгса, Л. Дэвиса и С. Рейтера «Аспекты квантитативного исследования в экономической истории» (1960), формулирование общей идеи квантитативной истории. «Квантитативная революция» в исторической науке 1960-х гг. Роберт Фогель и Дуглас Норт – Нобелевская премия за развитие новейших методов в экономической истории (1993). Исследовательское поле квантитативной истории.

 

Методы квантитативной истории

Методология квантитативных исследований. Типологии квантитативных методов. Историко-демографические методы. Историко-аграрные методы. Историко-экономические методы. Сериальные методы. Методы выборки. Просопографические методы. Методы многомерного статистического анализа. Матричные методы. Другие методы, методики и подходы в квантитативной истории.

 

Quantitative history в Англии

Квантитативная обработка переписи Вильгельма Завоевателя. Квантитативный анализ документов английского парламента. П. Джойс, его квантитативный подход.

План практических занятий

Понятие квантитативной истории

А) Роберт Фогель

Б) Дуглас Норт

 

Fogel R.W. Scientific History and Traditional History. N.Y., 1982.

Fogel R.W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. S.l., 1964.

North D.C. The Rise of Western World. S.L., 1973.

North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. N.Y., 1990.

 

Методы квантитативной истории

А) Многомерный статистический анализ

Б) Матричный метод

В) метод выборки

 

Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986.

Миронов Б. Н. История в цифрах. Л., 1991.

 

Quantitative history в Англии

А) Cambridge Group for the History of Population and Social Structure

Б) Thomas Peter Ruffell Laslett

В) Edward Anthony Wrigley

 

Laslett Th.P.R. Statistical Studies in Historical Social Structure. L., 1979.

New Perspectives on Historical Writing /ed. P. Burke. S.l., 2001.

Wrigley E. A., and Schofield R. The Population History of England, 1541–1871: a Reconstruction. L., 1981.

 

Таблица 5

Тема Вид оценки
  Модуль 1  
Б.1 Понятие квантитативной истории Выполнение контрольных заданий
Б.2 Методы квантитативной истории Выполнение контрольных заданий
Б.3 Квантификация процессов большой длительности Выполнение контрольных заданий
Б.4 Направления квантитативной истории Выполнение контрольных заданий
  Модуль 2 Выполнение контрольных заданий
Б.1 Квантитативная история в условиях постмодерна Выполнение контрольных заданий
Б.2 Границы и перспективы квантитативной истории Выполнение контрольных заданий
Б.3 Центры квантитативной истории в США Выполнение контрольных заданий
Б.4 Квантитативная история во Франции Выполнение контрольных заданий
  Модуль 3 Выполнение контрольных заданий
Б.1 Quantitative history в Англии Выполнение контрольных заданий
Б.2 Quantitative Geschichte в Германии Выполнение контрольных заданий
Б.3 Квантитативно-исторические исследования в Италии и Испании Выполнение контрольных заданий
Б.4 Квантитативная история в России Выполнение контрольных заданий

Образовательные технологии

- использование в учебном процессе широкого арсенала информационных технологий;

- работа с Интернет-ресурсами;

- работа с виртуальным лапидарием;

- использование электронных читальных залов, электронных библиотек и архивов.

 

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Основная литература

Гарскова, И.М. Базы данных: создание и использование: учеб.-метод.пособ. М.: МГУ, 2005.

Информационные технологии для историков: учеб. пособ. / под ред. Л.И.Бородкина. М.: МГУ, 2006.

Историческая информатика / под ред. Л.И.Бородкина: учеб. пособ. М.: МГУ, 1996.

Компьютеризованный статистический анализ для историков: учеб. пособ. / под ред. Л.И.Бородкина. М.: МГУ, 1999.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб.пособ. Екатеринбург: УргГУ, 2010.

 

Дополнительная литература

Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986.

Коротаев А.А. Законы истории: вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е испр. и доп. изд. М.: URSS, 2007.

Левин А. Excel – это очень просто. М.; СПб., 2004.

Лоу Д. Microsoft Office. PowerPoint 2003. М., 2004.

Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании: сб. тез. Всеросс. конф. М., 2000.

Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации / под ред. Л.П.Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005.

История и математика. Анализ и моделирование социально-исторических процессов. М.: Комкнига, 2006–2007. Вып.1–3.

Миронов Б. Н. История в цифрах. Л., 1991.

Русскоязычные ресурсы Интернет по истории / сост. О.Н.Калинова. Самара: СГУ, 2000.

Тимошонок Т.В. Microsoft Access 2002: крат. руковод. М., 2004.

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.the-orb.net/wemsk/wemskmenu.html

http://www.britac.ac.uk/portal/bysection.asp?section=H8

http://www.the-orb.net/

http://labyrinth.georgetown.edu/

http://www.brepolis.net/

http://www.history.ac.uk/

http://www.menestrel.fr/

http://www.netserf.org/

http://www.intute.ac.uk/artsandhumanities

http://vos.ucsb.edu/index.asp

http://www.storia.unifi.it/_RM/default.htm

http://www.mediaevum.de

http://warburg.sas.ac.uk/mnemosyne/Gateway.htm

http://www.laits.utexas.edu/gma/portal/

http://www.fordham.edu/halsall/sbook.html

http://promo.net/pg/

http://virgobeta.lib.virginia.edu/catalog?source_facet=Digital+Library

http://classics.mit.edu/

http://www.ccel.org/

http://www.arlima.net/

http://www.britac.ac.uk/events/index.cfm

http://www.totentanz-online.de

http://www.soton.ac.uk/~wpwt/wpwt/project.htm
http://www.trin.cam.ac.uk/users/sdk13/asindex.html
http://www.doe.utoronto.ca/
http://www.bartleby.com/cambridge/
http://ies.sas.ac.uk/nrts/

http://www.wwnorton.com/nael/NOA/welcome.htm
http://eebo.chadwyck.com/home
http://houseoffame.blogspot.com/
http://ets.umdl.umich.edu/m/mec
http://toebi.org.uk/
http://humanities.uchicago.edu/orgs/ARTFL/

http://elec.enc.sorbonne.fr/
http://www.ims-paris.org/
http://margot.uwaterloo.ca
http://www.leeds.ac.uk/french/medfrench/
http://people.hsc.edu/alain/
http://bfm.ens-lyon.fr/rubrique.php3?id_rubrique=128
http://www.doaks.org/publications/doaks_online_publications.html
http://sagnanet.is/
http://www.uib.no/neolatin/
http://www.ucc.ie/celt/
http://efts.lib.uchicago.edu/efts/ARTFL/public/bibles/
http://www.gutenbergdigital.de/
http://www.grosseteste.com/
http://www.uky.edu/~kiernan/eBeowulf/guide.htm
http://webpages.ursinus.edu/jlionarons/wulfstan/Wulfstan.html
http://www.stoa.org/hippo/
http://dante.dartmouth.edu/
http://etcweb.princeton.edu/dante/pdp/
http://www.sd-editions.com/Monarchia/index.html
http://www.leeds.ac.uk/history/weblearning/MedievalHistoryTextCentre/medievalTexts.htm
http://www.hrionline.ac.uk/taxatio/info.html
http://aalt.law.uh.edu/
http://www.mirabileweb.it/
http://www.finerollshenry3.org.uk/cocoon/frh3/index.html
http://www.codexsinaiticus.org/en/
http://medievalart.org/
http://ica.princeton.edu/
http://www.crsbi.ac.uk/
http://hds.essex.ac.uk/exetercath/index.html
http://www2.alfea.it/
http://www.mcah.columbia.edu/ha/html/medieval.html
http://www.fitzmuseum.cam.ac.uk/gallery/cambridgeilluminations/
http://manuscripts.cmrs.ucla.edu/
http://www.scriptorium.columbia.edu/
http://www.smu.edu/bridwell/publications/ryriecatalog/titlepg.htm
http://rose.mse.jhu.edu/
http://www.abdn.ac.uk/bestiary/bestiary.hti
http://bestiary.ca/
http://www.abdn.ac.uk/stalbanspsalter/
http://www.hmml.org/
http://www3.sympatico.ca/bergendalcoll/
http://www.florin.ms/congress.html
http://theleme.enc.sorbonne.fr/
http://paleo.anglo-norman.org
http://www.mgh-bibliothek.de/kristeller/index.html
http://research.ncl.ac.uk/medingen/public_extern/
http://www.cesg.unifr.ch/en/
http://www.e-codices.unifr.ch/en
http://sceti.library.upenn.edu/ljs/
http://www.lib.umich.edu/islamic/
http://www.bncrm.librari.beniculturali.it/index.php?it/99/centro-nazionale-per-lo-studio-del-manoscritto
http://www.bncrm.librari.beniculturali.it/index.php?it/361/catalogo-microfilm-cnsm http://research.hrc.utexas.edu/pubmnem/index.cfm
http://www.bml.firenze.sbn.it/Diaita/index.htm
http://digital.library.ucla.edu/immi/
http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz0009gx4f
http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz0015vcjk
http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz00089wzq
http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz00089wzq
http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz0009gx2d
http://roai.mcu.es/es/estaticos/contenido.cmd?pagina=estaticos/presentacion
http://www.britarch.ac.uk/
http://www.medievalarchaeology.org/
http://odur.let.rug.nl/arge/
http://www.enamecenter.org/
http://www.dur.ac.uk/corpus/index.php3
http://www.ucl.ac.uk/archaeology/cisp/
http://www.24hourmuseum.org.uk/
http://www.morganlibrary.org/
http://www.nationalarchives.gov.uk/
http://www.bl.uk/
http://www.bnf.fr/
http://www.bodley.ox.ac.uk/
http://www.bedesworld.co.uk/
http://www.royalarmouries.org/
http://www.english-heritage.org.uk/
http://www.historic-scotland.gov.uk/
http://www.rcahms.gov.uk/
http://www.cadw.wales.gov.uk/
http://www.rcahmw.gov.uk/
http://www.museumwales.ac.uk/en/1191/
http://www.haverford.edu/library/reference/mschaus/mfi/mfi.html
http://monasticmatrix.usc.edu/
http://www.pase.ac.uk/
http://www.trytel.com/~tristan/towns/towns.html
http://www.history.ac.uk/cmh/lpol/
http://www.ucl.ac.uk/history2/englishmonasticarchives/
http://www.british-history.ac.uk/
http://www.trin.cam.ac.uk/chartwww/eSawyer.99/eSawyer2.html
http://www.history.ac.uk/richardII/index.html
http://www.medievalchester.ac.uk/index.html
http://www.strataflorida.org/
http://www.poms.ac.uk/index.html
http://www.sites.univ-rennes2.fr/celam/
http://www.retimedievali.it/
http://www.isime.it/
www.lieberknecht.de/dante/welc_old.html
http://www.leeds.ac.uk/italian/cdspodcast.htm
http://www.danteonline.it/italiano/home_ita.asp
http://www.mediaevum.de/
http://www.mgh.de/
http://www.ubka.uni-karlsruhe.de/kvk.html
http://www.uni-due.de/perspicuitas/
http://sunsite.berkeley.edu/PhiloBiblon/
http://libro.uca.edu/
http://www.pbm.com/~lindahl/cantigas/
http://www.humnet.ucla.edu/santiago/iagohome.html
http://www.medievalismo.org/
http://www.fordham.edu/halsall/byzantium/index.html

http://membres.multimania.fr/historel/moyenage/index2.html

http://members.efn.org/~acd/medievalpage.html

http://www.medioevoitaliano.org/

http://www.arteguias.com/edadmediaespana.htm

http://www.kbr.be/~socboll/

 

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2011 г.

КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ

«История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени»

Очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор ________________ / Еманов А.Г. /

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории

Древнего мира и Средних веков ИГН от 12.04.2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________ Еманов А.Г.

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04. 2011, протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель _______________________/ Тумакова Е.В. /

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков

 

Еманов А.Г.

КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» для студентов очной формы обучения

 

 

 

Тюменский государственный университет,

УДК 930.272(37)(075.8)

ББК Т223.2я73

Еманов А.Г. Квантитативная история. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» очной формы обучения. Тюмень: ТюмГУ, 2011.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и уровню подготовки.

Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Латинская палеография [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендован к изданию кафедрой археологии, истории, Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Еманов А.Г., 2011.

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Предмет курса – методы квантитативной истории в исследовании.

Цели:

- познакомиться с методами квантитативной истории, которые применяют сегодня историки в своей исследовательской практике.

Задачи:

- усвоить различные методы и методики квантитативной истории;

- понять принципы выбора оптимальных методов квантитативной истории в научно-исследовательской работе;

- научиться пользоваться наиболее распространенными методами квантитативной истории.

Курс включает информационно-аналитическую, общую образовательную и воспитательную составляющие.

Информационно-аналитическая составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии следующих элементов профессионально-ориентированной деятельности выпускника:

- работа с различными источниками информации (Интернет, цифровые коллекции документов, электронные архивы и библиотеки, общие руководства по информационным технологиям, специальная литература по различным видам информационных технологий).

Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о специфике информационных технологий в гуманитарном познании, вообще, и в историческом исследовании, в частности:

- об основных методах квантитативной истории;

- о границах и пределах использования методологии и методики квантитативной истории;

- о возможностях радикального обновления знания о прошлом благодаря применению новейших методов квантификации исторических процессов и явлений.

Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства причастности к культурному наследию прошлого:

- в признании равнозначности различных компонентов мультикультурного мира;

- превращении личности выпускника в социально и нравственно активную и профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, совершенствующую логику и аналитические способности мышления. Это позволит выполнить требования, предъявляемые обществом, к уровню и качеству подготовки выпускника высшей школы в общем процессе гуманизации образования.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам второго уровня подготовки направления «История».

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Курс «Квантитативная история» занимает важное место в структуре подготовки студентов в магистратуре. Он призван дать магистрантам необходимый методологический и методический инструментарий, при помощи которого можно работать с массовым источниковым материалом. Курс входит в блок М1, составляет дисциплины по выбору и осваивается магистрантами в 1 семестре. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Информатики» (1 семестр бакалавриата) и «Математические методы в исторических исследованиях» (7 семестр бакалавриата), способствует подготовке и защите магистерской диссертации.

 

1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины “Квантитативная история” обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);

- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного # и математического знания (ПК-2);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

- способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

- способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);

. - способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22).

По окончании курса«Квантитативная история» магистранты должны:

знать:

- различные методы квантитативной истории;

владеть:

- навыками применения того или иного метода квантитативной истории в исследовании;

уметь:

-осуществлять выбор оптимальных методов квантитативной истории.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Настоящая программа рассчитана на 72 часа подготовки (2 кредитных единицы). Из них 36 часов пра

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...