Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассмотрено на заседании кафедры археологии, историиПроректор по учебной работе _______________________ / Волосникова Л.М. / __________ _____________ 2011 г. КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» Очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор ________________ / Еманов А.Г. / «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков ИГН от 12.04.2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________ Еманов А.Г. «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04. 2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель _______________________/ Тумакова Е.В. / «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков
Еманов А.Г. КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методический комплекс направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» для студентов очной формы обучения
Тюменский государственный университет, УДК 930.272(37)(075.8) ББК Т223.2я73 Еманов А.Г. Квантитативная история. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» очной формы обучения. Тюмень: ТюмГУ, 2011. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и уровню подготовки. Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Латинская палеография [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендован к изданию кафедрой археологии, истории, Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Еманов А.Г., 2011. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины Предмет курса – методы квантитативной истории в исследовании. Цели: - познакомиться с методами квантитативной истории, которые применяют сегодня историки в своей исследовательской практике. Задачи: - усвоить различные методы и методики квантитативной истории; - понять принципы выбора оптимальных методов квантитативной истории в научно-исследовательской работе; - научиться пользоваться наиболее распространенными методами квантитативной истории. Курс включает информационно-аналитическую, общую образовательную и воспитательную составляющие. Информационно-аналитическая составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии следующих элементов профессионально-ориентированной деятельности выпускника: - работа с различными источниками информации (Интернет, цифровые коллекции документов, электронные архивы и библиотеки, общие руководства по информационным технологиям, специальная литература по различным видам информационных технологий). Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о специфике информационных технологий в гуманитарном познании, вообще, и в историческом исследовании, в частности: - об основных методах квантитативной истории; - о границах и пределах использования методологии и методики квантитативной истории; - о возможностях радикального обновления знания о прошлом благодаря применению новейших методов квантификации исторических процессов и явлений. Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства причастности к культурному наследию прошлого: - в признании равнозначности различных компонентов мультикультурного мира; - превращении личности выпускника в социально и нравственно активную и профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, совершенствующую логику и аналитические способности мышления. Это позволит выполнить требования, предъявляемые обществом, к уровню и качеству подготовки выпускника высшей школы в общем процессе гуманизации образования. Учебно-методический комплекс предназначен студентам второго уровня подготовки направления «История».
1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Курс «Квантитативная история» занимает важное место в структуре подготовки студентов в магистратуре. Он призван дать магистрантам необходимый методологический и методический инструментарий, при помощи которого можно работать с массовым источниковым материалом. Курс входит в блок М1, составляет дисциплины по выбору и осваивается магистрантами в 1 семестре. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Информатики» (1 семестр бакалавриата) и «Математические методы в исторических исследованиях» (7 семестр бакалавриата), способствует подготовке и защите магистерской диссертации.
1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения дисциплины “Квантитативная история” обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2); - способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4); - способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1); - способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного # и математического знания (ПК-2); - способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3); - способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14); - способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18); . - способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22). По окончании курса«Квантитативная история» магистранты должны: знать: - различные методы квантитативной истории; владеть: - навыками применения того или иного метода квантитативной истории в исследовании; уметь: -осуществлять выбор оптимальных методов квантитативной истории.
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Настоящая программа рассчитана на 72 часа подготовки (2 кредитных единицы). Из них 36 часов практических занятий и 36 часов для самостоятельной работы. Предусматривается прохождение данного курса в течение первого года обучения в магистратуре, в 1 семестре. Формой контроля выступает зачет. Таблица 1.
3. Тематический план Таблица 2.
4. Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3.
5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами Таблица 4.
Содержание курса 6.1. Понятие квантитативной истории Статья Дж. Хьюгса, Л. Дэвиса и С. Рейтера «Аспекты квантитативного исследования в экономической истории» (1960), формулирование общей идеи квантитативной истории. «Квантитативная революция» в исторической науке 1960-х гг. Роберт Фогель и Дуглас Норт – Нобелевская премия за развитие новейших методов в экономической истории (1993). Исследовательское поле квантитативной истории.
Методы квантитативной истории Методология квантитативных исследований. Типологии квантитативных методов. Историко-демографические методы. Историко-аграрные методы. Историко-экономические методы. Сериальные методы. Методы выборки. Просопографические методы. Методы многомерного статистического анализа. Матричные методы. Другие методы, методики и подходы в квантитативной истории.
Quantitative history в Англии Квантитативная обработка переписи Вильгельма Завоевателя. Квантитативный анализ документов английского парламента. П. Джойс, его квантитативный подход. План практических занятий Понятие квантитативной истории А) Роберт Фогель Б) Дуглас Норт
Fogel R.W. Scientific History and Traditional History. N.Y., 1982. Fogel R.W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. S.l., 1964. North D.C. The Rise of Western World. S.L., 1973. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. N.Y., 1990.
Методы квантитативной истории А) Многомерный статистический анализ Б) Матричный метод В) метод выборки
Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986. Миронов Б. Н. История в цифрах. Л., 1991.
Quantitative history в Англии А) Cambridge Group for the History of Population and Social Structure Б) Thomas Peter Ruffell Laslett В) Edward Anthony Wrigley
Laslett Th.P.R. Statistical Studies in Historical Social Structure. L., 1979. New Perspectives on Historical Writing /ed. P. Burke. S.l., 2001. Wrigley E. A., and Schofield R. The Population History of England, 1541–1871: a Reconstruction. L., 1981.
Таблица 5
Образовательные технологии - использование в учебном процессе широкого арсенала информационных технологий; - работа с Интернет-ресурсами; - работа с виртуальным лапидарием; - использование электронных читальных залов, электронных библиотек и архивов.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература Гарскова, И.М. Базы данных: создание и использование: учеб.-метод.пособ. М.: МГУ, 2005. Информационные технологии для историков: учеб. пособ. / под ред. Л.И.Бородкина. М.: МГУ, 2006. Историческая информатика / под ред. Л.И.Бородкина: учеб. пособ. М.: МГУ, 1996. Компьютеризованный статистический анализ для историков: учеб. пособ. / под ред. Л.И.Бородкина. М.: МГУ, 1999. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб.пособ. Екатеринбург: УргГУ, 2010.
Дополнительная литература Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986. Коротаев А.А. Законы истории: вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е испр. и доп. изд. М.: URSS, 2007. Левин А. Excel – это очень просто. М.; СПб., 2004. Лоу Д. Microsoft Office. PowerPoint 2003. М., 2004. Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании: сб. тез. Всеросс. конф. М., 2000. Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации / под ред. Л.П.Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005. История и математика. Анализ и моделирование социально-исторических процессов. М.: Комкнига, 2006–2007. Вып.1–3. Миронов Б. Н. История в цифрах. Л., 1991. Русскоязычные ресурсы Интернет по истории / сост. О.Н.Калинова. Самара: СГУ, 2000. Тимошонок Т.В. Microsoft Access 2002: крат. руковод. М., 2004.
Интернет-ресурсы
http://www.the-orb.net/wemsk/wemskmenu.html http://www.britac.ac.uk/portal/bysection.asp?section=H8 http://www.the-orb.net/ http://labyrinth.georgetown.edu/ http://www.brepolis.net/ http://www.history.ac.uk/ http://www.menestrel.fr/ http://www.netserf.org/ http://www.intute.ac.uk/artsandhumanities http://vos.ucsb.edu/index.asp http://www.storia.unifi.it/_RM/default.htm http://www.mediaevum.de http://warburg.sas.ac.uk/mnemosyne/Gateway.htm http://www.laits.utexas.edu/gma/portal/ http://www.fordham.edu/halsall/sbook.html http://promo.net/pg/ http://virgobeta.lib.virginia.edu/catalog?source_facet=Digital+Library http://classics.mit.edu/ http://www.ccel.org/ http://www.arlima.net/ http://www.britac.ac.uk/events/index.cfm http://www.totentanz-online.de http://www.soton.ac.uk/~wpwt/wpwt/project.htm http://www.wwnorton.com/nael/NOA/welcome.htm http://elec.enc.sorbonne.fr/ http://membres.multimania.fr/historel/moyenage/index2.html http://members.efn.org/~acd/medievalpage.html http://www.medioevoitaliano.org/ http://www.arteguias.com/edadmediaespana.htm http://www.kbr.be/~socboll/
Проректор по учебной работе _______________________ / Волосникова Л.М. / __________ _____________ 2011 г. КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» Очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор ________________ / Еманов А.Г. / «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков ИГН от 12.04.2011, протокол №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________ Еманов А.Г. «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04. 2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель _______________________/ Тумакова Е.В. / «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков
Еманов А.Г. КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методический комплекс направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» для студентов очной формы обучения
Тюменский государственный университет, УДК 930.272(37)(075.8) ББК Т223.2я73 Еманов А.Г. Квантитативная история. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600.68 “История” магистерских программ «История Средних веков», «Отечественная история», «Социально-политические институты и общественная мысль нового и новейшего времени» очной формы обучения. Тюмень: ТюмГУ, 2011. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и уровню подготовки. Учебно-методический комплекс дисциплины опубликован на сайте ТюмГУ: Латинская палеография [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендован к изданию кафедрой археологии, истории, Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Еманов А.Г., 2011. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины Предмет курса – методы квантитативной истории в исследовании. Цели: - познакомиться с методами квантитативной истории, которые применяют сегодня историки в своей исследовательской практике. Задачи: - усвоить различные методы и методики квантитативной истории; - понять принципы выбора оптимальных методов квантитативной истории в научно-исследовательской работе; - научиться пользоваться наиболее распространенными методами квантитативной истории. Курс включает информационно-аналитическую, общую образовательную и воспитательную составляющие. Информационно-аналитическая составляющая курса заключается в поэтапном формировании и развитии следующих элементов профессионально-ориентированной деятельности выпускника: - работа с различными источниками информации (Интернет, цифровые коллекции документов, электронные архивы и библиотеки, общие руководства по информационным технологиям, специальная литература по различным видам информационных технологий). Общая образовательная составляющая заключается в получении представлений о специфике информационных технологий в гуманитарном познании, вообще, и в историческом исследовании, в частности: - об основных методах квантитативной истории; - о границах и пределах использования методологии и методики квантитативной истории; - о возможностях радикального обновления знания о прошлом благодаря применению новейших методов квантификации исторических процессов и явлений. Воспитательная составляющая заключается в развитии у студентов чувства причастности к культурному наследию прошлого: - в признании равнозначности различных компонентов мультикультурного мира; - превращении личности выпускника в социально и нравственно активную и профессионально адаптированную, проявляющую самостоятельность в познавательной деятельности, индивидуальность в творческом и научном поиске и в работе с информационными ресурсами, совершенствующую логику и аналитические способности мышления. Это позволит выполнить требования, предъявляемые обществом, к уровню и качеству подготовки выпускника высшей школы в общем процессе гуманизации образования. Учебно-методический комплекс предназначен студентам второго уровня подготовки направления «История».
1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Курс «Квантитативная история» занимает важное место в структуре подготовки студентов в магистратуре. Он призван дать магистрантам необходимый методологический и методический инструментарий, при помощи которого можно работать с массовым источниковым материалом. Курс входит в блок М1, составляет дисциплины по выбору и осваивается магистрантами в 1 семестре. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Информатики» (1 семестр бакалавриата) и «Математические методы в исторических исследованиях» (7 семестр бакалавриата), способствует подготовке и защите магистерской диссертации.
1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения дисциплины “Квантитативная история” обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2); - способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4); - способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1); - способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного # и математического знания (ПК-2); - способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3); - способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14); - способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18); . - способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22). По окончании курса«Квантитативная история» магистранты должны: знать: - различные методы квантитативной истории; владеть: - навыками применения того или иного метода квантитативной истории в исследовании; уметь: -осуществлять выбор оптимальных методов квантитативной истории.
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Настоящая программа рассчитана на 72 часа подготовки (2 кредитных единицы). Из них 36 часов пра |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |