Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российское самодержавие в XVII в. Соборное уложение 1649 г. о верховной власти.

Самодержавие, политическая организация общества в результате смуты в начале XVII века были изрядно разрушены. Восстановление шло не просто. В первой половине и даже в середине XVII века власть царя далеко не всегда являлась неограниченной. Восстановление государства шло трудно еще и потому, что избранный Земским собором в 1613 году царь Михаил не был государственным деятелем. В первой половине XVII века Земский собор работал непрерывно, обеспечивая связь власти с обществом. Самодержавие было восстановлено при царе Алексее Михайловиче. В 1654 г. он принял титул "Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец". Это окончательно закрепило за страной название - Россия. Царь не был стеснен никакими законами, считалось, что перед самодержавной властью ни у кого нет никаких прав. Отношения подданства были восстановлены.

В XVII веке в России шел процесс централизации государственной власти и отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII веке носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал к абсолютизму. Это проявлялось в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении к государственному управлению "непородных" людей, повышении роли Приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение и в попытке изменить характер Боярской думы. Менялся ее состав и прерогативы. Состав Думы увеличился за счет приказных людей, государственной бюрократии. Она осталась высшей служебной инстанцией государства. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности, характерные для правительства. Однако в конце XVII века значение Боярской думы сильно упало.

Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 года - основном кодексе законов самодержавной монархии. Соборное уложение законодательно закрепило самодержавный, деспотический характер государственной власти. Две главы этого документа были посвящены соблюдению престижа царской власти, где определялись меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как "государевой чести", так и царскому двору.

Важным свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов как органов сословного представительства. Земские соборы в России были однотипны с возникшими в XIII-XVI веках сословно-представительными учреждениями в Западной Европе (английский парламент, французские генеральные штаты и т.д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение Земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. Почти непрерывно действовали Земские соборы в 1613-1622 годах. Затем в созыве Земских соборов наступает десятилетний перерыв, после чего они созывались периодически. Земский собор 1653 г., созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава.

Таким образом, к концу XVII века политический строй страны эволюционизировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии, каковой являлась Россия с ее Боярской думой и боярской аристократией.

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны в следующих моментах:

- в изменении царского титула;

- в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земский собор;

- в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы;

- в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате;

- в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.

Соборное Уложение 1649 г.Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение. Разработка проекта Уложения была поручена особой комис­сии в составе бояр, князей и дьяков. 28 июня 1648 г. правительством были разосланы грамоты о присылке в Москву к 1 сентября выборных людей для обсуждения и утверждения на Земском Соборе проекта Уложения. Обсуждение проекта Уложения началось 3 октября 1648 г. в двух па­латах. В одной из них заседал царь с Боярской думой и Освященным со­бором, в другой, Ответной палате, совещались выборные люди под пред­седательством князя Ю.А.Долгорукого. 29 января 1649 г. Уложение было принято; его скрепили подписями патриарх, представители высшего ду­ховенства, бояре и 277 выборных земских людей. Новый свод статей назван Соборным Уложением. Соборное Уложе­ние, получившее силу государственного закона, весной 1649 г. было от­печатано особой книгой и разослано, для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение состояло из XXV глав и 967 статей. "Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания кре­постного права, прошедший ряд этапов. Было оконча­тельно оформлено крепостное право. Как указывалось, выше, крепостное право – это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального го­сударства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отноше­ниях, основанная на прикреплении крестьянина к земле. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и по­садских людей. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего фео­дального класса. При увольнении со службы поместья служилых людей переходили детям, братьям, племянникам или внукам, которые записы­вались на службу. Разрешалось менять поместья на вотчины, что приво­дило к слиянию дворянского поместья с вотчиной. Крепостное право в стране получило законодательное утверждение: частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лиша­лись права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Феодал по своей воле мог также устраивать браки и семейные разделы крепост­ных. Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централиза­ции власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Бояр­ской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполни­тельная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) все реже собирались Зем­ские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны все бо­лее разветвленной становилась приказная система.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...