Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вальнева Лариса Васильевна, к.э.н., доцент кафедры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный научно-исследовательский университет»

Кафедра экономической теории и отраслевых рынков

 

 

Вальнева Лариса Васильевна

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

«Компаративистская экономика»

(сравнительный анализ экономических систем)

 

Специальность060100 – «Экономическая теория»

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 20__ г. «___» ___________ 20__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

 

Пермь 2012 г.


 

Автор-составитель:

Вальнева Лариса Васильевна, к.э.н., доцент кафедры

Экономической теории и отраслевых рынков

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в экономическую теорию» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Основной образовательной программой по специальности 060100 - Экономическая теория).

Дисциплина входит в вузовский компонент цикла специальных дисциплин

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан Миролюбов Ю.Ю.

Директор библиотеки_______________ Н.В. Якшина


СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа. 4

1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины.. 4

3. Объем дисциплины.. 5

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 6

4. Содержание курса. 8

5. Темы практических и семинарских занятий. 13

6. Тематика курсовых и контрольных работ и методические указания по их выполнению 39

7. Учебно-методическое обеспечение. 41

7.1. Литература. 41

7.2. Информационное обеспечение дисциплины.. 45

7.3. Методические указания студентам.. 45

7.4. Методические рекомендации преподавателю.. 50

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. 50

 

 

I. Рабочая программа

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Сравнительное исследование экономических систем (компаративистская экономика) – курс, который в соответствии с современной мировой практикой экономического образования представляет собой необходимый элемент изучения экономической теории. Целью компаративистики является исследование различных существующих (как одновременно, так и последовательно во времени) видов экономических систем и анализ сходства и различия между ними. Компаративистика выводит понимание экономического устройства общества за пределы абстрактной модели рыночной экономики, изучая действительное соотношение между различными видами рыночных и нерыночных экономик, существующих (или существовавших) в мире. Это исследование приводит к пониманию разных экономических систем как конкретных стадий развития экономического типа общественных отношений. Задачи курса:

-усвоение студентами понятий об экономической системе, ее структуре и эволюции;

- понимание ими причин и характера различий между экономическими системами;

-овладение студентами методами классификации различных типов экономических систем и сравнения, как разных типов экономических систем, так и экономических систем, относящихся к одному типу.

Курс нацелен на формирование ключевой и базовой профессиональной компетентности будущих специалистов.

 

2.Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения курса компаративистской экономики студенты должны:

Знать:

-основные подходы к определению понятия «экономическая система»;

-основные подходы к типологизации экономических систем;

- основные взгляды на структуру экономических систем, причины и механизмы их эволюции;

-основные критерии сравнения экономических систем;

-алгоритм комплексного сравнения экономических систем

-типы экономических систем (современных и существовавших ранее) согласно основным их классификациям;

-специфические проблемы сравнительного анализа переходных экономических систем.

Уметь

-выделять и характеризовать основные структурные элементы применительно к конкретным экономическим системам;

-определять причины исторических изменений в экономических системах;

-выделять экономические и социальные показатели, характеризующие основные структурные элементы данной экономической системы;

-применять алгоритм комплексного сравнения экономических систем к конкретным экономическим системам;

-выделять параметры и показатели сравнения экономических систем в зависимости от постановки конкретной исследовательской задачи;

-применять методы сравнительного анализа экономических систем для определения причин формирования тех или иных различий в структуре, эффективности и развитии конкретных экономических систем.

Связь с предшествующими дисциплинами:

- экономическая теория (введение);

- микроэкономика;

- макроэкономика;

- экономическая история

- институциональная экономика

Связь с последующими дисциплинами:

Знания и навыки, приобретаемые студентами необходимы ему для изучения ряда теоретических и прикладных дисциплин программы подготовки специалистов в области экономической теории.

3. Объем дисциплины

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы     Количество часов
Очная форма обучения
№№ семестров
Аудиторные занятия
Лекции
Практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль Контрольная работа 7 семестр
Виды промежуточного контроля Зачет 7 семестр

 


 

Содержание курса

 

Систем

Предмет экономической компаративистики (компаративистской экономики). Актуальность сопоставительного анализа экономических систем. «Старая» и «новая» компаративистская экономика. Направления исследований в новой экономической компаративистике Социально-экономические системы, их элементы. Системный подход в различных экономических концепциях.

Логическая схема школ экономической компаративистики: ордолиберализм, сравнительный анализ экономических систем, сравнительный институциональный анализ, теория регуляции. Системные методологии: кибернетика, синергетика. Свойства социально-экономической системы, как системы саморазвивающейся

 

Систем

1. Предмет компаративистской экономики. «Старая» и «новая компаративистская экономика».

2.Социально-экономическая система: сущность и элементы.

3. Направления исследований в новой экономической компаративистике.

4. Логическая схема школ экономической компаративистики

 

 

Темы рефератов

1. Трактовка понятия “экономическая система”. Элементы и свойства экономической системы.

2. Методология исследования моделей экономических систем. Модели и реальные экономические системы.

3. Системный метод и методы сравнительного исследования экономических систем.

4 .Теория конвергенции социально-экономических систем.

5. Система прав собственности в различных экономических системах.

 

Темы рефератов

4. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов, как методологических основ сравнительного исследования экономических систем.

5. Основные черты западной цивилизации.

6. Основные черты исламской цивилизации.

7. Характерные черты православной цивилизации.

8. Характерные черты китайской цивилизации

 

 

Темы рефератов

В форме рефератов излагаются 2 и 3 вопросы

Тема 5. Опыт формирования системы централизованного планирования (социалистической): сущность, последствия, влияние на исторический процесс

1.Социализм как теория и как экономическая система.

2. Роль государства в системе централизованного планирования.

3.Система прав собственности: экономический и правовой аспекты.

4.Централизованное планирование: основы и практическая реализация.

5.Товарно-денежные отношения и ценообразование. Экономика дефицита.

6.Специфика монополизма в системе централизованного планирования.

Задания для самостоятельной работы

1. Как соотносятся теория социализма и реальный опыт формирования социалистической системы?

2.Корректно ли отождествление понятий «социалистическая система» и «система централизованного планирования»?

3. Как повлиял опыт создания и функционирования социалистической системы на

социально-экономическое развитие других стран?

4. Каковы позитивные и негативные черты централизованного планирования?

5. Как Вы оцениваете следующее высказывание авторов работы «Новая компаративная экономическая теория»: « …ясно, что социализм ведет к нищете и неэффективности – не говоря уже о массовых убийствах, практиковавшихся коммунистическими диктаторами. Капитализм, напротив, вел к росту и богатству».

6. Можно ли говорить о влиянии предшествующей экономической системы на ситуацию в современной России? Если да, то в чем это проявляется?

7. В чем заключается различие товарно-денежных отношений в рыночной экономике и экономике централизованного планирования?

 

Темы рефератов

 

1. Причины появления социалистической системы и ее распада.

2. Место социалистической системы в мировом хозяйстве на начало 80-х гг. ХХ века;

3. Различные модели социалистической системы:

- экономическая система СССР;

- дискуссия о рыночном социализме и опыт Югославии;

- специфика социалистической системы в странах Восточной Европы;

- экономическая система КНР.

Темы рефератов

1.Китайская модель развития в современный период: специфика, институциональные основы, результаты.

2.Страны Латинской Америки и особенности их развития в современный период.

3.Страны ЦВЕ в пореформенный период.

Учебно-методическое обеспечение

Литература

Основная

1.Бузгалин А.В., К Колганов А.И.Экономическая компаративистика: сравнительный анализ экономических систем. Инфра-М. 2005

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: Норма. 2008 – 576 c.

 

 

Дополнительная

1.Бальцерович Л. Социализм, капитализм, трансформация: Очерки на рубеже эпох / Лешек Бальцерович. - М.: Наука, 1999. - 352с.

2.Бузгалин А. В. Теория социально-экономических трансформаций. Прошлое, настоящее и будущее экономик "реального социализма" в глобальном постиндустриальном мире : Учеб. для студентов экон. спец. / А. В. Бузгалин, МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ТЕИС, 2003. - 680 с

3.Бузгалин А.В., Колганов А.И. Введение в компаративистику. М.: 1997.

4.Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М., 1994.

5.Кастельс М.Информационная эпоха. Экономика, общество, культура// М.; ВШЭ.2000

6. Корнаи Я.Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма. Пер. с англ. НП «Журнал Вопросы экономики». М. 2000- 671 с.

7.Ослунд. А. Строительство капитализма: Рыночная трансформация стран бывшего советского блока = The Transformation of the Former Soviet Bloc / А. Ослунд ; Под ред. И. М. Осадчей; Пер. с англ. Н. А. Ранневой, А. Ю. Молоканова. - М. : Логос, 2003. - 720 с. - Библиогр.: с. 687-719

8.Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред. М.Г.Делягина. М.: 2000.

9.Социально-экономические модели в современном мире и путь России : В 2 кн. / Под ред. К. Микульского. - Кн. 1 : Трансформация постсоциалистического общества. М. : Экономика. – 2003- 757 с.

10.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // АСТ. М., 2003.- 603 с.

 

Рекомендованная для углубленного изучения

1.Ананьин О.И. Экономическая компаративистика и экономическая наука // Истоки. Вып.5 М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ. 2004

2.Бродель Ф. Время мира//М.; Прогресс.1992

3.Бродель Ф. Игры обмена//М.; Прогресс.1988

4.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. 2000

5. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. - М., 1969.

6.Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. Колесова В.П., М., 2002.

7.Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: 1999.

8.Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978.

9.Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000.

10.Корнаи Я. Дефицит. - М., 1990.

11.Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988.

12.Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

13.Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 1999.

14.Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.

15.Олейник А.Модель сетевого капитализма.//- Вопросы экономики-2003,№8. С.132-149

16.Онищук С.В. Исторические типы общественного воспроизводства. Политэкономия мирового исторического процесса./ С.В. Онищук. М., 1995.

17.Пайпс Р.Собственность и свобода//МШПИ.2001

18. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь// Западная экономическая

социология. Хрестоматия современной классики. М.;РОССПЭН. 2004. С.226-210

19.Поланьи К.Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени//СПб.:Алетейя,2002

20.Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М.: ИЛА РАН, 1992.

21.Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. Под ред. А.Ю. Чепуренко. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.

22.Социально-экономические модели в современном мире и путь России : В 2 кн. / Под ред. К. Микульского. - Кн. 1 : Трансформация постсоциалистического общества. М.: Экономика. – 2003- 757 с.

23.Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. - М., 1994.

24Стиглиц Джозеф Глобализация: тревожные тенденции//М.; Мысль.2003

25.Тоффлер Э. Шок будущего/ АСТ, М.: 2002

26.Трансформация экономических институтов в постсоветской России. Под ред. Р.М.Нуреева.М.:2000.

27.Фукуяма Ф. Великий разрыв//М.;АСТ.2003

28. Хайек. Дорога к рабству. М., 199329.Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности//- Вопросы экономики-2004.№8.С. 32-45

30.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия.// М., Экономика. 1995.-с.539.Х

31.Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель. - М., 1991.

32.Экономика переходного периода (под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В.). - М., 1995.

33. Экономическая компаративистика : методологические принципы и направления развития / Под ред. О.И. Ананьина. М.: ИЭ РАН, 2002

34.Экономические реформы в России и Китае глазами российских и китайских экономистов. СПб.: Изд-во С.-Птб. ун-та, 2000.

35.Эрлер Г. Глобальная монополия. Мировая политика после распада Советского Союза. М.: 2000.

36. Ясин Е., Снеговая М. Институциональные и культурные ограничения развивающихся стран.// - Вопросы экономики- 2009, № 11 сс.32-49

 

 

7.2. Информационное обеспечение дисциплины

http://institutional/boom.ru

www.government.ru

www.cir.ru

www.icss.ac.ru

http://www.inst-econ.org.ru

http://ie.boom.ru

www.expert.ru

www.ecsoc.msses.ru

www.hse.ru/science/

 

7.3. Методические указания студентам

 

Примерный ТЕСТ

Для вводного контроля

Доцент Вальнева Л. В.

1.Важнейшим принципом экономического либерализма является:

а) необходимость активного вмешательства государства в экономику;

б) обеспечение высокого уровня социально-экономического равенства;

в) государство не должно вмешиваться в экономику;

г) рынок не является эффективным координационным механизмом.

 

2.К кейнсианским рекомендациям в области экономической политики НЕ относится:

а) участие государства в регулировании экономики;

б) необходимость стимулирования государством инвестиционного спроса;

в) обязательная сбалансированность госбюджета;

г) низкая ставка процента («дешевые деньги»)

 

3. С точки зрения монетаристов:

а) деньги должны быть дешевыми;

б) деньги должны быть дорогими;

в) система налогообложения должна быть прогрессивной;

г) необходимо проведение антициклической политики.

 

4. Ограниченность ресурсов – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) существует только у бедных людей;

в) существует всегда у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает в богатых странах.

 

5. Экономика является эффективной, если:

а) величина AS соответствует величине AD;

б) произвести дополнительную единицу товара можно только уменьшив производство других;

в) имеется некоторый запас ресурсов, не вовлеченных в производство;

г) имеется возможность произвести дополнительное количество товара, не уменьшая производство других.

6. Точка, расположенная слева от КПВ, означает:

а) вариант производственных возможностей экономики;

б) эффективное функционирование экономики;

в) недостижимость данного состояния производства;

г) все вышеперечисленное верно.

7. Рынок обеспечивает:

а) полное удовлетворение потребностей всех членов общества;

б) удовлетворение платежеспособного спроса;

в) равенство всех участников хозяйственной деятельности;

г) равные стартовые возможности для всех людей.

8. К преимуществам рынка перед административно-командной системой относится:

а) полное удовлетворение потребностей всех членов общества;

б) равенство всех участников хозяйственной деятельности;

в) гибкая реакция на изменение потребностей потребителей;

г) равные стартовые возможности для всех людей.

9. Если государство устанавливает цену на товар ниже рыночной, то в результате:

а) предложение товара увеличивается;

б) спрос на товар возрастает;

в) возникает дефицит товара;

г) верно б) и в).

10.Проблема общей собственности заключается в следующем:

а) исключение части индивидов из пользования благом;

б) «распыление ренты»;

в) «поиск ренты»;

г) «расщепление» прав собственности.

11.Ограничение («расщепление») исключительных прав собственности – это:

а) исключение доступа некоторых субъектов к объекту собственности;

б) наличие издержек по спецификации и защите прав собственности;

в) пределы, которые устанавливает государство исключительным правам собственности;

г) законодательное оформление государством прав собственности.

12. При подсчете ВВП учитывается:

а) весь произведенный продукт;

б) конечный продукт;

в) промежуточный продукт;

г) весь продукт сферы материального производства.

13. К характеристикам рынка совершенной конкуренции НЕ относится:

а) однородность производимого товара;

б) свобода входа в отрасль;

в) наличие большого числа производителей;

г) ограничения по доступу к информации

14.Что НЕ относится к характеристике чистой монополии:

а) наличие барьеров входа в отрасль;

б) отсутствие кривой предложения;

в) равный доступ к информации всех участников;

г) возможность продавца влиять на цену.

15.Общественные издержки монопольной власти - это:

а) присвоенная монополистом часть потребительского излишка;

б) монопольные цены;

в) сверхприбыль монополий;

г) потерянные потребителем и производителем части их излишков, которые монополист не присвоил.

16.Естественная монополия – это:

а) фирма, регулируемая государством;

б) ситуация, когда AC минимизируются, если в отрасли 1 фирма;

в) ситуация, когда ТC минимизируются, если в отрасли 1 фирма;

г) ситуация, когда у фирмы постоянно существует сверхприбыль.

17.Какое количество ресурсов выделяет рынок в отрасли при отрицательных внешних эффектах:

а) больше оптимального;

б) меньше оптимального;

в) оптимальное;

г) этот фактор не влияет на распределение ресурсов.

18. К свойствам общественного блага относятся:

а) исключаемость и неконкурентность в потреблении;

б) неисключаемость и неконкурентность в потреблении;

в) неисключаемость и конкурентность в потреблении;

г) неограниченная доступность для всех членов общества.

19. Как изменится ВВП, если государственные расходы возрастут на 90 млрд. ден.ед. при MPS = 20%:

а) повысится на 112,5 млрд. ден.ед.;

б) повысится на 90 млрд. ден.ед.;

в) понизится на 90 млрд. ден.ед.;

г) повысится на 450 млрд. ден.ед.

20. Инфляция спроса возникает:

а) в условиях избытка ресурсов;

б) в условиях полной занятости ресурсов;

в) из-за сезонных колебаний спроса;

г) как составляющая экономического цикла.

21. Инфляция издержек представляет собой:

а) составляющую экономического цикла;

б) шоковое сокращение совокупного предложения (AS);

в) шоковое сокращение совокупного спроса (AD);

г) шоковое расширение совокупного спроса (AD).

22.Д. Норт считает, что государство:

а) всегда способствует экономическому росту;

б) всегда тормозит экономический рост;

в) необходимое условие экономического роста, но может стать источником спада;

г) в современных условиях становится все менее необходимым.

 

Примерные варианты контрольной работы

 

Вариант 1

 

1. Охарактеризуйте возможности и пределы применения цивилизационного подхода для сравнительного исследования экономических систем.

2. Какова взаимосвязь типологизации экономических систем по господствующим технологическим укладам и господствующим отношениям собственности?

3. Дайте определение натурального хозяйства и назовите его основные признаки

4. Охарактеризуйте общие черты и особенности отношений воспроизводства в добуржуазных системах

5.Проведите сравнительное исследование социал-демократической и либеральной моделей развитых экономик по социальным параметрам.

6. Сопоставьте рыночную и административно-командную системы по параметрам экономического роста и технологической оснащенности.

 

Вариант 2

 

  1. Охарактеризуйте возможности и пределы применения формационного подхода для исследования закономерностей развития экономики.
  2. Какова взаимосвязь типологизации экономических систем по господствующим технологическим укладам и способам координации (аллокации ресурсов)?
  3. Дайте определение планового хозяйства и назовите его основные признаки
  4. Охарактеризуйте общие черты и особенности отношений между работником и собственником в добуржуазных и развитых рыночных системах

5.Проведите сравнительное исследование социал-демократической и либеральной моделей развитых экономик по такому параметру как способ координации

6. Проведите сравнительное исследование рыночной экономики и административно-командной системы по социальным параметрам.

 

7.4. Методические рекомендации преподавателю

При проведении аудиторных занятий необходимо обращать внимание на освоение студентами категориального аппарата и методов экономической науки. Особое внимание следует уделять умению студентов использовать полученные теоретические знания для объяснения реальных экономических ситуаций.

Изложение лекционного материала целесообразно подкреплять широким использованием практических примеров, фактов, явлений, статистических данных, социальных и экспертных опросов о социально-экономическом развитии России и зарубежных стран. Эти данные можно почерпнуть из хозяйственной практики, монографических изданий, материалов периодической печати и статистических сборников. В ходе проведения лекционных занятий активнее привлекать современные методы обучения, включая проблемные вопросы, тесты, метод кейс-стади, компьютерные технологии. Прививать студентам навыки самостоятельного поиска информации.

На семинарских занятиях следует подробно проанализировать основные подходы к рассматриваемым вопросам. При разборе практических заданий целесообразно обсудить и критически оценить результаты теоретических и эмпирических исследований по представленным темам семинарских занятий. Особое внимание следует уделить изучению реалий экономической системы современной России. В рамках подготовки к семинарским занятиям целесообразно требовать от студентов не только изложения основных теоретических вопросов изучаемой темы, но и глубокого критического анализа сложных ситуаций, новых экономических явлений и актуальных проблем.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

 

Примерные темы рефератов

9. Трактовка понятия “экономическая система”. Элементы и свойства экономической системы.

10. Методология исследования моделей экономических систем. Модели и реальные экономические системы.

11. Системный метод и методы сравнительного исследования экономических систем.

12. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов как методологических основ сравнительного исследования экономических систем.

13. Пространственно-временные характеристики экономических систем.

14. Историческая эволюция экономических систем и их сравнительный анализ.

15. Формирование технологической основы капиталистической системы хозяйства.

16. Формирование институциональной среды капиталистической системы хозяйства.

17. Особенности и проблемы формирования институтов капитализма в России.

18. К. Маркс о капиталистической системе и причинах ее замены новой экономической системой.

19. «Азиатский способ производства» и его место в развитии общества.

20. М.Вебер о роли протестантизма в становлении капиталистической системы.

21. Виды трансформации добуржуазных систем в рыночные буржуазные.

22. Основные типы экономических систем в современном мире.

23. Статистическое сравнительное исследование макроэкономических результатов разных типов развитых экономических систем

24. Сопоставительный анализ либеральной, социал-демократической модели и модели социального рыночного хозяйства.

25. Сопоставительный анализ рынка и системы централизованного планирования.

26. Соотношение рынка и государственного регулирования в современных экономических системах.

27. Сопоставление теоретических моделей социалистической экономической системы и реального социализма.

28. Основные характеристики экономической системы «реального социализма» на примере СССР.

29. Сопоставительный анализ монополий в капиталистической экономической системе и системе реального социализма.

30. Сопоставительный анализ моделей реального социализма.

31. Характеристика экономической системы новых индустриальных стран.

32. Цивилизации в современном мире. Теория «столкновения цивилизаций».

33. Противоречия между различными группами развивающихся экономик (глобальный контекст)

34. Сравнительный анализ динамики основных макроэкономических показателей экономики СССР и экономики современной России.

35. Глобализация как новый контекст сравнительного анализа экономических систем: вопросы методологии

36. Современная экономика как информационная, сетевая, глобальная.

37. Сопоставительный анализ рынка, централизованного планирования и сетевой формы организации экономической деятельности.

38. Специфика пространства и времени в условиях сетевой экономики.

39. «Цифровой разрыв» в современном мире и формы его проявления.

 

Методические рекомендации по написанию рефератов.Оформление рефератов аналогично оформлению курсовых работ (без указания научного руководителя). Объем реферата- 8-15 стр.

 

 

Примерные вопросы к зачету

1.Постановка проблемы и необходимость сопоставления экономических систем.

4. Предмет экономической компаративистики. «Старая» и «новая» экономическая компаративистика.

5. Сущность системного подхода к анализу экономической жизни общества. Системный подход в различных экономических концепциях.

6. Цивилизационный поход к анализу общественной жизни.

7. Формационный подход к анализу общественной жизни.

8. Критерии анализа экономических систем.

9. Аллокационный механизм как критерий сопоставления экономических систем. Типы аллокационного механизма.

10. Система прав собственности как критерий сопоставления экономических систем.

11. Технологические уклады.

12. Типы социально-экономических систем

13. Теоретические модели экономических систем и реальные системы

14. Методы сравнительного исследования экономических систем

15. Социопространственные и социовременные сопоставления экономических систем

16. Параметры сравнения способов соединения производителя со средствами производства и отношений собственности

17. Сравнение институциональных параметров экономических систем.

18. Типы экономических систем в современной экономике.

19. Типологизация и сравнительное исследование добуржуазных экономических систем

20. Типологизация трансформаций добуржуазных экономик в рыночные буржуазные.

21. Сопоставительный анализ теоретических моделей капиталистической и социалистической экономических систем.

22. Общие черты развитых рыночных систем

23. Основные модели развитых рыночных систем

24. Основные черты либеральной модели.

25. Основные черты азиатского варианта либеральной модели.

26. Основные черты социал-демократической модели.

27. Основные черты модели социальной рыночной экономики.

28. Место различных развитых систем в экономическом времени и пространстве

29. Сравнительный анализ экономической эффективности основных моделей.

30. Экономическое положение и особенности новых индустриальных стран.

31. Сравнительный анализ форм и содержания собственности в разных видах развивающихся экономик

32. Сопоставление теоретических моделей социалистической экономической системы и реального социализма.

33. Основные характеристики экономической системы «реального социализма» на примере СССР.

34. Сопоставительный анализ моделей реального социализма.

35. Бюрократический механизм координации в условиях реального социализма.

36. Соотношение денежных и неденежных форм мотивации труда в экономике «реального социализма».

37. Сущность и практика централизованного планирования.

38. Реальное распределение прав собственности и структура форм собственности в различных типах экономик «реального социализма».

39. Монополизм в модели реального социализма.

40. Кризис экономик "реального социализма": причины, содержание, последствия

41. Цивилизации в современном мире.

42. Теория «столкновения цивилизаций».

43. Современная экономика как информационная, сетевая, глобальная.

44. Сопоставительный анализ рынка, централизованного планирования и сетевой формы организации экономической деятельности.

45. Специфика пространства и времени в условиях сетевой экономики.

46. «Цифровой разрыв» в современном мире и формы его проявления.

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный научно-исследовательский университет»

Кафедра экономической теории и отраслевых рынков

 

 

Вальнева Лариса Васильевна

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

«Компаративистская экономика»

(сравнительный анализ экономических систем)

 

Специальность060100 – «Экономическая теория»

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 20__ г. «___» ___________ 20__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

 

Пермь 2012 г.


 

Автор-составитель:

Вальнева Лариса Васильевна, к.э.н., доцент кафедры

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...