Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что не может считаться доказательствами существования бога

 

Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своем бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.

Уайльд О.

 

Итак, мы узнали, что может доказать существование или несуществование бога (как определяется эта лишняя сущность в догматике РПЦ). Теперь же поговорим о том, что не может считаться таким доказательством. Таковым, в частности, не могут считаться аргументы типа:

• «Все верующие раньше были неверующими» (Врезка 3.43);

• «То, что не написано в Ветхом завете, не значит, что не существует» (Врезка 3.44);

• «Если он не открывает себя, то, значит, так хочет бог, а пути господни не исповедимы» (Врезка 3.45);

• «Вы неправильно читаете Библию. Если вот это место трактовать в том смысле, что…» (Врезка 3.46);

• «Я не знаю почему, но это все-таки работает» (Врезка 3.47);

• «Как? Вы разве не слышали про мироточение икон?» (Врезка 3.48);

• «Бог может быть там, что нам сейчас неизвестно» (Врезка 3.49);

• «Посмотрите вокруг! Все вопиет о существовании бога!» (Врезка 3.50).

 

Врезка 3.43. Про доказательство «Все верующие раньше были неверующими»

 

(А —?) Это довод в стиле: все тюремные заключенные когда-то были законопослушными гражданами. Или все наркоманы когда-то не имели зависимости от наркотиков, но все здоровые люди не были наркоманами.

 

Врезка 3.44. Четверица

 

(А —?) Я не запрещаю Вам фантазировать на темы Ветхого Завета. То, что не написано, не значит, что не существует? Ок. А почему бы не предположить, что у Отца кроме Сына есть и дочь? Тогда Бог превращается… превращается… превращается… в четверицу! Ура! Мы открыли новое знание о Боге!

 

Врезка 3.45. Тверского священника сожгли по воле бога

 

(А — Vladoprince) Почему-то все молчат. Молчат, словно ничего не произошло!

Произошло! В тверской области заживо сожгли семью священника с двумя маленькими детьми.

Это — воля БОГА???? Это — воля БОГА!!!!

Какая сука после случившегося осмелится сопливить о милости Господа нашего????!!!!

Где милосердие???? Это — человеколюбие и ЛЮБОВЬ?????!!!!!!!!!!

Ладно! Сам священник — взрослый, здоровый мужик! Ладно! Допустим, грешен был! В атеистическую молодость Духа Святого хулил, после с ружьем охранял ЗЕМНОЙ храм, вопреки наказу апостольскому не строить земных храмов! Ну не знаю, какие у него перед богом еще грехи были, чтобы столь мучительную смерть принять!!!

Но вот за что его детей сожгли????!!! Не знаю, найдет ли милиция исполнителей, но заказчик-то получается сам Господь Бог!!!

Ведь священник на встрече с тележурналистами так прямо и сказал, что знает об угрозах, но доверяет себя Богу, без воли которого ни один волос с головы человека не упадет. Кто сейчас может сказать, что это — не БОЖЬЯ ВОЛЯ???? Не знаю, как могут люди быть НАСТОЛЬКО СЛЕПЫМИ, чтобы после всех этих ужасов долдонить о милосердном боженьке, который всех нас любит.

Страшно! Очень страшно любить Бога-палача.

Бога, который может просто так, только чтобы свою силу показать, перебить ВСЕХ первенцов в огромной стране! Бога, уничтожавшего ВСЕ население планеты. Бога, который залил горящей серой ДВА ГОРОДА!!! Бога, который учил воровать, убивать, вырезать ВСЕ население целой страны!!! Бога, во имя которого раньше сами верующие сжигали всех, кто по их мнению верил неправильно или мог верить неправильно, а теперь, по ЕГО воле сжигают семью с маленькими детишками. Семью ЕГО служителя….

Если это происходит по ЕГО воле, то значит или нет его вовсе, а все эти мерзости люди творят сами, по собственной тупости и дурости, или же, если он все таки есть, то как был он ветхозаветным палачом, так им и остался.

И ничего, никаких грехов Христос не искупил. Жил себе бродяга блаженный, твердил о любви, а его по воле этого самого любвеобильного чудовища на кресте распяли! Так и не понял, блаженный, за что его? Кричал, страдалец, взывал к, как ему казалось, милостивому отцу, а ему внимал нелюдь-садист.

Страшное чудовище, наслаждающееся кровью жертв, дымом сожженных трупов и жира животных…

 

Врезка 3.46. Здесь читаем, здесь не читаем, здесь рыбу заворачивали

 

(А — Vladoprince) «…И очень обидно бывает наблюдать полуобразованцев, пролиставших Библию, прочитавших пару статеек и пошедших махать кулаками, борясь с ветряными мельницами.»

Еще как обидно! Например, часть попов, посовещавшись, решили считать Христа — Богом. Типа воплотился в человека, и приняв муки всех от грехов освободил. Основываются на проповедях Павла.

А приходит такой полуобразованец и спрашивает:

— Ребята, а что вы вообще херней страдаете? Какой такой БОГ???? Тут же Павел ясно говорит: «Человек!

ПОСРЕДНИК между БОГОМ и людьми!»

Ну не понимает этот полуобразованец, что неприятны эти слова Павла для попов и Святой церкви. Они думали-думали, тужились, извилинами скрипели, потели, а тут на тебе! И нашел же, гад эдакий, энти самые слова в огромной толстенной книге!!! И читает, не понимая, что надо читать не то, что написано, а то, что попы придумали!!!

Или опять же про богов тех же! Вот читают эти злыдни, что богов много! И на небе, и не только на небе!

И опять тот же Павел удосужился такую глупость ляпнуть! Обращают внимание на множественное число «Станет одним из НАС». А зачем ТАК читать????

Надо просто ЗНАТЬ, что бог — один, и не обращать внимание на павловы рассуждения! Нет!!! Не на все павловы рассуждения, а только на те, которые не выгодны Святой церкви. А которые выгодны, надо читать! Учить! и Выполнять!

Кстати, я знаю, почему все эти «святые отцы» «святой церкви» не исправили сомнительные места о многих богах, о Христосе-человеке. Знаете, почему? Потому, что сами ни хрена не знали, и ПОБОЯЛИСЬ! А вдруг…???

А вдруг ОН — не один??? А много их? И что тогда??? Да и в хитрохреносплетение о богочеловеке, и одновременно едином боге как-то с трудом верилось. Вот и оставили!

 

Врезка 3.47. Культы карго

 

(А — Википедия) Культ карго или карго-культ (англ. cargo cult), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

КРАТКИЙ ОБЗОР

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они выросли после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике может быть частичным и фрагментарным.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

ИСТОРИЯ

Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний — движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа — Новой Гвинее — это культ Таро на севере и безумство Вайлала.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они сделали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату).

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана, произнесённой в Калифорнийском технологическом институте и озаглавленной «Наука самолётопоклонников», которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку, недостойную ни поддержки, ни уважения.

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ КУЛЬТОВ КАРГО

Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.

Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплейеров, с помощью которых они разговаривали с духами.

 

Врезка 3.48. Портрет Алсу замироточил

 

(А — «Комсомольская Правда», www.kp.ru/daily/23882/65524) Ярославский художник, поэт и музыкант Александр Ногтиков известен в городе тем, что уже на протяжении нескольких лет рисует портреты звезд и дарит их своим героям. В его активе портреты Пугачевой, «Тату», Алсу, Валерии. В дальнейших планах Александра нарисовать Мадонну и отправиться для вручения своего творения в Англию.

В жизни Александра постоянно происходят неординарные события. На этот раз случилось и вовсе непонятное: на портрете Алсу, висевшем на стене у него в комнате, внезапно в уголках глаз появились потеки неизвестного происхождения.

— Я не знаю, что это такое, но мой знакомый богослов рассказал мне, что подобное происходит с иконами, отмеченными особенной благодатью. Это мой второй портрет известной певицы, первый я подарил ей. На этот раз я рисовал его с особой любовью. Я его еще не закончил. Но, может быть, уже и не стоит.

 

Врезка 3.49. Неизвестное — не значит бог

 

(А — Ирина Андржеевская): В 1819 году в доме итальянского крестьянина Питарелло в Леньяро, близ Падуи, на пищевых продуктах появилась «кровь». Обнаружив такое «чудо», испуганный крестьянин обратился за помощью к местному священнику. Служитель церкви понимал в этом не больше темного крестьянина и ограничился тем, что отслужил молебен. «Кровавые пятна» от этого не исчезли, а вскоре появились и в других домах. Среди населения поднялась паника, и неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы врач Сетте не раскрыл тайну этого «магического» явления. Врач догадался, что окрашивание продуктов связано с развитием микробов. Сетте понимал, что объяснять это малограмотным крестьянам совершенно бесполезно. Уничтожить «кровавых» микробов во всех домах врач тоже не мог. Как Сетте сумел остановить панику среди крестьян?

Сетте намеренно заразил микробами продукты в доме священника, на них, конечно же, тоже появились «кровавые пятна». В понимании крестьян такой «благочестивый» дом никак не мог иметь связей с черной магией. Значит, дело тут связано с чем-то земным, поэтому крестьяне быстро успокоились.

 

Врезка 3.50. Доказательства в сказке про Солнышко и цыплят

 

(А —?) Так и я о том же! Только вот Татьяне (и не только ей!) неймётся: всё хотят «убожить» атеистов! Их аргументация хорошо иллюстрируется детской сказкой:

Однажды Солнышко проспало и цыплята отправились его будить. После многих дорожных приключений они добрались до цели и разбудили Солнышко. Конец сказки просто восхитительный! Сказочник спрашивает: — Не верите? А вы посмотрите в окошко: Видите Солнышко на небе? Видите, цыплята по двору бегают? Значит, правда!

 

Врезка 3.51. Летающий макаронный монстр (ЛММ)

 

(А — Freetrinity) Одному молодому американскому физику по имени Бобби Хендерсон надоели дебаты и судебные процессы в стиле «дела Ш-р» о преподавании теории эволюции в школе.

Свое недовольство он выразил творчески. Первым делом он официально зарегистрировал им же придуманную Церковь Летающего Макаронного Монстра (иначе называемую «пастафарианской», от слов pasta = лапша и rastafarian = растафарианская) как благотворительную религиозную организацию. А после этого он накатал письмо консервативному школьному округу штата Канзас, где как раз обсуждалось введение в школьные программы «теории разумного создания» наравне с эволюционной теорией. В письме он признал ценность плюрализма мнений — и потребовал также включить пастафарианскую версию теории сотворения мира в школьную программу: «Думаю, что скоро наступит момент, когда всем этим трем теориям будет отдано равное время в школьных занятиях по естествознанию в нашей стране, и в конце концов во всем мире: треть времени — теории „разумного создания“, треть времени — Летающему Макаронному Монстру, и последняя треть — логическим выводам, основанным на четких эмпирических данных.» Высмеивание путем доведения до абсурда — и законом воспользовался так, что не подкопаешься.

Вот такие пироги. Что же касается Летающего Макаронного Монстра, то прикол быстро приобрел самостоятельную жизнь. Число пастафариан по всему миру неуклонно растет. Особенно это движение популярно среди молодых, образованных атеистов и агностиков.

(А — Википедия) Божество религии, основанной Бобби Хендерсоном в 2005 г. в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести школьный курс концепции «разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению. В открытом письме на своём вебсайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного Создателя, похожего на макароны и тефтели — Летающего Макаронного Монстра, и призывает к изучению пастафарианства в школах, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против учения «разумного замысла».

Большинство принципов, предложенных Хендерсоном, являются пародиями на аргументы, высказываемые адептами креационизма разумного замысла. Канонические догмы:

• Невидимый и неощутимый Летающий Макаронный Монстр создал Вселенную, начав с горы, деревьев и «карлика» [sic: «карлик» в переводе на английский — «midget»; подпись у стрелки, указывающей на маленького человечка у горы — «midgit»].

• Все доказательства эволюции были преднамеренно встроены ЛММ. Он испытывает веру пастафарианцев, делая так, что вещи выглядят старше, чем на самом деле. «К примеру, учёный может произвести радиоуглеродный анализ артефакта. Он находит, что примерно 75 % углерода-14 трансформировались в процессе эмиссии электронов в азот-14, и, исходя из этого, делает вывод о том, что возраст артефакта примерно 10 000 лет, так как период полураспада углерода-14 составляет 5730 лет. Но наш учёный не осознаёт, что каждый раз, когда он производит измерение, ЛММ изменяет результаты Своей Макароннейшей Десницей. У нас есть множество тестов, показывающих, как это возможно и зачем Он это делает. Он, конечно же, невидим и с лёгкостью проходит сквозь материю».

• Пастафарианский рай включает, по меньшей мере, один пивной вулкан и одну фабрику стриптиза.

«Раминь» (англ. Ramen или RAmen) — официальное окончание молитв, некоторых частей Евангелия от ЛММ и т. п. и является комбинацией слова «Аминь» (используемого в христианстве, иудаизме и исламе) и «рамен» — сорта макарон. Это слово обычно пишется с заглавных «Р» и «А», хотя допускается и написание с одной заглавной «Р».

 

* * *

 

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Каким образом следует употреблять аргумент с Демоном Гирина?

2. Каким образом следует употреблять аргумент с ЛММ?

3. Что мешает богословам получить деньги, упомянутые в гл. 3.6?

4. Приведите свой пример противоречия науки и религии.

5. В чем сходство и отличия культа Карго и православных верований большинства россиян?

 

 

История религий

 

Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.

Стендаль.

 

(А — А. М. Крайнев) Религиозная философия — мировоззрение, принимающее в качестве главной предпосылки основной религиозный догмат о существовании «высшего разума». Чаще всего этот «высший разум» именуют «бог».

Например, Деизм — признавая существование бога, преобразует догмат о его первичности следующим образом: бог сотворил лишь законы Природы, следуя которым возникла и развивается Вселенная. Деизм отвергает дальнейшее вмешательство бога в ход развития Вселенной, автоматически отвергая и догматы о «всемогуществе» и «всеведении», — при невмешательстве в ход событий эти качества бездействуют и становятся бесполезными.

 

Религиозные философии рассматривают бога как некую абстракцию, не влияющую непосредственно на жизнь и повседневную деятельность людей. В этом их принципиальное отличие от религиозных вероучений.

 

Религиозное вероучение — канонизированная высшими органами конкретной религиозной организации обширная совокупность догматических утверждений фольклорно-мифического характера, относящихся к представлениям о боге как о богочеловеке(то есть человеке-сверхличности), о его мифических сподвижниках, об их легендарной деятельности. В вероучениях бог описывается, в первую очередь, неимоверным количеством нагромождённых друг на друга деталей: жизненных эпизодов, сотворённых чудес, взаимодействий бога с фольклорно-мифическими персонажами. Это описание сосредоточено во множестве церковных книг, богословских трудов, решений и наставлений высших церковных органов. Оно является не просто описанием, но фактически представляет собой и определение бога в конкретном вероучении.

Последователи религиозных вероучений синтезируют своё представление о боге, в первую очередь придавая ему обычные черты человеческой личности. В вероучении изначально бог в обязательном порядке «сотворён по образу и подобию человеческому». Одновременно представления о боге дополняются вымышленными сверхъестественными, легендарно-мифическими, сказочными характеристиками. Эти дополнительные характеристики тоже несут в себе отпечаток качеств человеческой личности. Только личности уже не реальной, а вымышленной , легендарно-мифической, такой, какой человек очень хотел бы видеть самого себя . В образе бога верующий, уходя в мир фантасмагории, как бы воплощает свою несбыточную мечту об обладании такими качествами, как бессмертие, всеведение, всемогущество, умение творить чудеса… Об обладании точь-в-точь таком же, какое представляется вымышленно-реальным малолетнему ребёнку при чтении ему легенд про Илью Муромца, Атланта и Прометея или сказок про Емелю и Ивана-царевича.

Не претендуя на определение, можно сформулировать два основных признака, которыми характеризуется практически любое религиозное вероучение.

Первый признак . Вера некоторого контингента людей — верующих (паствы) в существование «высшего разума», который, по их представлениям, непосредственно управляет всем сущим. Очеловеченный бог олицетворяет для них этот «высший разум» и рассматривается верующими как некая «сверхличность». Верующие наделяют своего бога, с одной стороны, мифическими, а с другой стороны — человеческими, причём далеко не самыми лучшими, качествами. В частности, по их представлениям, бог требует от людей почитания, молитв в свой адрес, выполнения всевозможных обрядов в свою честь. Таким образом, бог для верующих является одновременно и верховным правителем над всем сущим, и объектом поклонения, то есть идолом.

И второй признак . Наличие организационной структуры — церкви, состоящей из иерархов (священников, монахов, лам, жрецов, проповедников и пр.). Иерархи создают, изменяют и толкуют тексты, описывающие жизнь их идола, руководят религиозными обрядами, совершаемыми во имя и во славу идола, говорят как бы от его имени, другими ухищрениями (вплоть до жестокого психологического шантажа) всячески поддерживают и укрепляют в пастве веру в существование идола и в необходимость ему поклоняться. Вся деятельность церкви и её иерархов направлена на создание, поддержание и распространение в обществе культа своего идола.

Атеизму эти признаки не присущи. В том числе и поэтому атеизм не может рассматриваться как религиозное вероучение .

 

Христианство и иудаизм

 

Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись.

Карлейль Т.

 

 

Врезка 4.1. Краткая история библии и христианства

 

(А — Cha_ru) Жили-были в 4-м — 3-м тысячелетии до н. э. шумеры, очень цивилизованный по тем временам народ. А вокруг жили племена кочевников, среди которых и будущие древние евреи. Они с интересом слушали шумерские мифы о происхождении мира, о богах, царях и героях, только вот записать не могли (письменностью не владели) — поэтому, просто запоминали. Потом кочевники откочевали в другие места — и столкнулись с другим цивилизованным народом — египтянами. Там повторилась та же история.

А потом, много позже, в XII в. до н. э. произошла война, которую сейчас назвали бы мировой. На ближнем востоке образовалось множество брошенных поселений, за владение которыми началась жестокая борьба между кочевыми племенами. Вероятно, будущим древним евреям повезло — их лидером оказался человек, успевший соприкоснуться с египетской культурой и подчерпнуть из нее некоторые практически полезные знания по управлению, стратегии и тактике. Звали его Моше (или Моисей). Он организовал племя, дал ему устойчивое управление жреческой кастой (наподобие египетского) и систему жизненных правил (заимствованных также из Египта и творчески переработанных под насущные цели). А насущными целями была война, война и еще раз война — захваченные земли надо было удерживать, а желательно и расширять, вытесняя и истребляя других кочевников. Естественно, для этого следовало внушить своему племени богоизбранность, принципиально отличающую его от всех окружающих племен и полную подчиненность политической доктрине — ради которой верующий обязан был без вопросов и колебаний жертвовать своей жизнью и жизнью своих близких.

Так появился костяк Ветхого Завета — напоминающий устав караульной службы с элементами мистики (заменявшей современное «потому, что положено»). Разумеется, этот «устав» ссылался на авторитет Бога (самого великого и самого ревнивого из всех богов), а как же иначе держать в строгом повиновении непривычных к воинской дисциплине кочевников?

Отмечу: практически совершенно не важно, существовал такой Бог или нет — важно, что древние евреи в него поверили.

Дальше на долю древних евреев выпало: двести лет войны и сто лет мира. Все, что успели за 100 лет мира — это освоить финикийскую письменность и записать свой «устав», дополнив и обосновав его элементами припомненных и переделанных на свой лад мифов Шумера и Египта, а также собственной, уже мифологизированной историей.

Так появилась собственно Библия — в части, охватывающей период до вавилонского пленения. Когда иудейское царство было раздавлено большими империями (ассиро-вавилонской и ново-египетской), евреи лишились национальной независимости на несколько столетий. А Библия превратилась в священное предание, не дающее этносу растворится в имперской нации.

Предание постоянно редактировалось, его старались сделать последовательным, однозначным и полностью соответствующим центральной идее Бога, избравшего именно еврейский народ для великой миссии (в противном случае произошло бы смешение его с другими народами, а храмовые начальники оказались бы не у дел).

Так из «авторизованной» Библии исчезла целая сюжетная линия, связанная с первой женой Адама — Лилит, ее втором муже — Самаэле и о дальнейших экзогамных браках.

Вкратце сюжет таков: Адам и Лилит, созданные одновременно, поспорили о ролях в браке, и Лилит, игнорировав приказ Бога занять подчиненное положение, ушла от Адама. Для Адама Бог создал вторую (послушную) жену — Еву, а Лилит вступила в брак с чужаком — Самаэлем (который происходил из племени т. н. «детей Бога»). Впоследствии практика браков между девушками из рода «людей» и «сынами Бога» стала регулярной, и появилось смешанное племя — исполины. «Сыны Бога» (возглавляемые персонажем по прозвищу Люцифер — «Несущий свет») научили своих детей различным ремеслам, причем вопреки явно выраженной воле Бога.

Бог, в порядке ответной меры, устроил Потоп, при котором погибли исполины (а заодно — и большинство людей, которые были, в общем-то, ни при чем). Тем не менее, в мифе оставалась некая интрига — поскольку Ной родился у Бетинош, возможно, не от Ламеха, а от одного из исполинов, впоследствии сохранив и род человеческий, и переданные исполинам знания.

Вот такая была красивая история — чем-то похожая на миф о Прометее.

В современном варианте предания (Ветхого Завета) вся эта история вырезана, причем не очень аккуратно — остались два разных рассказа о сотворении мужчины и женщины, упоминание о «сынах Божьих», вступавших в браки с женщинами из человеческого рода, обрывок истории об исполинах, не угодивших Богу, и наконец, упоминание о бунте Люцифера и группы ангелов против Бога (именно упоминание — поскольку сам этот сюжет из «авторизованного» предания исчез полностью).

«Авторизованное» (уже отредактированное) предание и определило особенности еврейской религии-культуры в дальнейшем, когда Иудея была восстановлена, но уже в качестве римского доминиона.

«Неавторизованные» фрагменты сохранились в отдельных сектах (нам они известны в основном по рукописям Мертвого моря). Эти фрагменты свою роль тоже сыграли — но потом.

Вот мы вплотную приблизились к Новому Завету. На рубеже «новой эры» у многих покоренных Римом народов на фоне мечты о национальной независимости появлялись пророчества о будущем освободителе. У античных евреев таким было пророчество о будущем царе — мессии Иммануиле, который вернет роду царя Давида власть в Иерусалиме и окрестностях. Некоторые иудейские секты смотрели на это иначе — поскольку римский мир был явно чуждым, они предпочитали не менять его, а игнорировать (так полагали, в частности, эссены, кумранская община, почитавшая не будущего Мессию, а некого Учителя Праведности). В это же время, философские школы эллинизированных иудеев, которые вполне комфортно чувствовали себя в условиях римского правления, разработали учение о взаимодействии Всеблагого и Неведомого Светлого Творца с несовершенным материальным миром через некую эманацию (Дух) и некого посланника (Логос — непосредственно действующее слово).

Создалась ситуация, когда каждая выдающаяся личность, появлявшаяся в Иерусалиме с проповедью какого-либо яркого учения, немедленно начинала отождествляться у кого-то — с Иммануилом, у кого-то — с Учителем Праведности, а у кого-то — с самим Логосом.

Отмечу: практически совершенно не важно, существовала ли одна особо выдающаяся личность, или этот образ возник в результате синтеза нескольких прототипов. Важно, что значительное число людей сначала — на Ближнем Востоке и в Малой Азии, а чуть позже — в Греции и Риме, поверили, что в такое-то время в Иерусалим пришел Иисус, который соответствовал то ли образу Мессии, то ли образу Учителя Праведности, то ли образу Логоса. Соответственно, возникли пересказы историй о нем, причем каждый рассказчик акцентировал внимание именно на том из трех перечисленных образов, который был ближе лично ему.

Чуть позже — примерно с 60-х годов I в. — эти пересказы стали записываться.

Между тремя крупными «партиями» (еще десяток более мелких я не рассматриваю), естественно, шли постоянные конфликты — ведь они оспаривали друг у друга не только близость к центральной фигуре новой религии, но и саму суть этой религии.

В логиях почитателей Христа — Иммануила говорилось, что Иисус пришел освободить евреев от иноземного рабства и восстановить царство, устроенное по закону Моисея (т. е. исполнить пророчество о грядущем иудейском царе — Машиах или Мессии). Царство Божье в этой версии — это восстановленное праведное иудейское царство.

В логиях почитателей Христа — Учителя Праведности говорилось, что Иисус пришел к тем, кто готов отбросить мир и предпочесть праведность в изолированной общине, обеспечивающую спасение после грядущего конца света (который должен был произойти в текущем столетии).

В логиях почитателей Христа — Логоса говорилось, что Иисус пришел рассказать правду об устройстве мира и за счет знания освободить людей от деспотической власти Демиурга (создателя материального мира, который ассоциировался с ветхозаветным Богом — Яхве или архонтом Ялдабаофом).

Во II в. первая и вторая партии оказались в неудобном положении. Иудейские национально-освободительные войны (1 — Бар Гиоры и 2 — Бар Кохбы) закончились поражением, т. е. иудейское царство не возродилось. Предсказанный конец света тоже не настал, мир продолжал жить повседневной жизнью. Этим двум партиям оставалось только объединиться против усилившейся третьей — что и было сделано. Они переписали свои логии в духе компромисса, так что стало непонятно: то ли Христос все же царь иудейский, освободитель евреев (временно скрывающийся от врагов) то ли он — казненный и воскресший Учитель Праведности, предписывающий собираться в изолированные общины с аскетическим уставом. Будущее царство тоже утратило определенность — то ли оно должно было вот-вот настать на Земле, то ли переносилось на небо, то ли предстояло и там и там, но после конца света (отодвигавшемся в совсем уж неопределенное будущее).

Третья партия тоже не дремала — она придала смысловую законченность своим логиям, объединив их в целостные произведения философско-этического плана, так что Христос стал воспринимаем не только среди социальных низов на Ближнем востоке, но и среди вполне приличной и образованной публики в разных частях империи.

Дальше мы видим два направления в христианстве — иудео-христианство и христианский гностицизм, каждое — со своим учением и писаниями. Эти направления борются между собой путем интриг, перетягивания верующих у противника, заимствования всякого рода популярных идей и даже доносами друг на друга (из-за чего христиане то одного, то другого направления подвергались преследованиям за антигосударственную деятельность).

В конце III в. иудео-христианам улыбнулась удача — им удалось создать у властей ассоциацию между гностицизмом и манихейством (персидским учением, также почитавшим Христа, но совсем в другой форме). Манихейство считалось идеологической диверсией соседнего враждебного государства. Под последовавшие гонения попали в итоге все христиане, но христианам — гностикам пришлось гораздо хуже, чем иудео-христианам, они потеряли контроль над ситуацией, а их простые последователи переметнулись в стан противника.

Конечно, иудео-христианам для этого пришлось еще раз отредактировать свое учение и писания. Им пришлось включить туда некоторые элементы и тексты, свойственные христианскому гностицизму (Логос, Свет происходящий сам от себя, учение о Боге, как космической Любви и о Демиурге — «князе мира сего»). Все это можно видеть в четвертом Евангелии — Иоанна. В Евангелиях синоптиков ничего подобного нет и быть не может.

Пришлось отказаться и от этнической ориентации — ведь новая волна последователей в основном была не евреями. Для этого к Петру (главному апостолу иудео-христианства) добавили Павла (апостола язычников), исключив по возможности из писаний данные об их непримиримой вражде. Христианство первый и последний раз в истории стало единым.

Но здесь христиан ожидала новая проблема — римские императоры заинтересовались популярной интернациональной религией и востребовали ее для своих политических целей.

Константин I собрал всех авторитетных христианских епископов и потребовал, чтобы они привели свои книги и учения в форму, удовлетворяющую религиозным и политическим воззрениям императора (Константин был солнцепоклонником и сторонником жесткой армейской дисциплины в обществе).

В процессе этой ревизии «источников и составных частей» христианство опять распалось, но в нем выделилась осевая линия, связанная с обслуживанием имперской власти. Для того, чтобы справиться с этой задачей, необходимо было сделать две вещи:

Во-первых, надо было срочно уничтожить «неотредактированные» тексты Писания (для этого сначала сожгли александрийскую библиотеку, а затем и другие значительные собрания книг).

Во-вторых, епископам надо было разобраться в той эклектике, которая возникла в «отредактированном» писании (после всех компромиссов, добавлений, исключений и замен слов), и придумать всему этому какое-то единообразное толкование, чтобы в дальнейшем внушать прихожанам что-то одно, не противореча друг другу.

В-третьих, надо было продолжать понемногу редактировать Писание, чтобы вычистить из множества копий те фразы и выражения, которые явно этому единообразному толкованию противоречат.

Последний процесс в основном завершился в католичестве — в XV в., а в православии — в XVII.

Впрочем, «зачистка» не совсем удалась — в тексте Писания все равно осталось множество внутренних противоречий, а бессовестные археологи откопали значительное количество предыдущих версий текстов из Ветхого Завета, из Евангелий и посланий начала II в., а также тех христианских текстов, что были в ходу в отдаленных от Рима местностях в средние века.

Выкупить у археологов удалось далеко не все — кое-что осело в музеях и распространилось в исторической литературе и периодике. Что и позволяет нам в общих чертах выяснить, как было дело.

 

* * *

 

Итак, как мы теперь знаем, христианство возникло на базе иудаизма, восприняв его основные черты. То, что в христианстве называется Ветхим заветом, на самом деле — иудейская Тора.

 

Основы иудаизма

 

(А — Энциклопедия «Кругосвет») Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н. э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова — Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное — Иудейское — царство со столицей в Иерусалиме.

Иудаизм подразумевает веру в единственного бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. В этой религии закрепляется осознание своей религиозной избранности и особого п

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...