Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 3. Развитие зрительно-пространственных представлений иТЕМА 3. Развитие зрительно-пространственных представлений и Нестереоскопических способов восприятия пространства У детей с нарушениями зрения ВОПРОСЫ 1. Зрительно-пространственные представления, особенности их формирования у детей с нарушениями зрения. 2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию зрительно-пространственных представлений. 3. Методические приемы и средства развития зрительно-пространственных представлений. Зрительно-пространственные представления, особенности их формирования у детей с нарушениями зрения. Зрительно-пространственные представления: о соотношении объекта и пространства (на плоскости в объеме, всегда в пространстве) о пространственных характеристиках плоскости (лист, парта), объема (коробка, ящик, комната) о положении объекта в пространстве (в, под,за…) о константности объекта не зависимо от его пространственного положения о взаиморасположении частей собственного тела, предмета о взаимном расположении объектов и его изменении о протяженности пространства (далеко – близко, широко – узко, выше – ниже) о расстоянии до объекта относительно себя и других объектов о расстоянии между объектами о расстоянии между объектами в процессе передвижения о возможности расчленять сложную фигуру на элементы заданной формы и составлять о размере предметов с учетом их удаленности о симметрии и асимметрии объектов о пропорции частей объектов Нестереоскопические способы восприятия пространства Самостоятельно… - изменение видимых размеров предмета при удалении - наложение или перекрытие контуров - положение тени - линейная перспектива (оптическое искажение форм и размеров объектов) - воздушная перспектива (изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов по мере их удаленности)
Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития (Н/З). Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства (верх, низ, лево, право, вперед, назад), о пространственных отношениях (осуществляется словесное определение пространственных отношений между предметами), формируется конструктивное мышление.
Процесс чувственного познания включает два составных этапа: - формирование ориентировочных действий различения, опознания, называния; - развитие интеллектуальных умений дифференцированного анализа воспринимаемых признаков и аналитико-синтетической деятельности по контролю над процессом ориентации (выделение объекта из фона, анализ ее пространственных характеристик и отношений…).
Дети с нарушениями зрения испытывают затруднения на каждом этапе: - при выделении отдельных признаков и свойств, характеризующих предмет (форма, цвет, размер, детали и т.д.) 1) красная лыжа и красная лента при однократном предъявлении воспринимались как одинаковые, так как распознание их строилось с опорой на цвет и форму (лыжные крепления в первый момент не были выделены); 2) на картинках с изображением идущей и бегущей девочек различий в положении ног и рук увидеть не смогли; - в процессе самостоятельного анализа и осмысления увиденного (ребенок часто ведет анализ на основе догадок, уподоблений, предположений): 1) на картинке нарисован автобус в ночном городе. «Может, это такая машина, а, может, это не машина, а дом? А колеса просто так тут поставили»; только поэтапное рассматривание, выделение дополнительных деталей (силуэт шофера, отсутствие крыши и т. д.) дает возможность ребенку понять изображение). 2) пролистывают незнакомые изображения.
Затрудненияв формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами. Почему важны адекватные зрительно-пространственные представления, что они обеспечивают?…
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-пространственных представлений Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в программах РЗВ (дошкольные и школьные)
1. На начальных этапах работы педагог совместно с ребенком сравнивает предметы по признакам различия, например, шар и кубик. Берется ящик, в стенках которого имеются прорези круглой и квадратной формы. Затем ребенка учат дифференцировать другие геометрические формы, предлагая игру-занятие «Почтовый ящик». Эти игры предлагаются ребенку с 3-х лет (нормально развивающиеся дети до 3 лет пользуются силой при выполнении этих заданий). К 3 годам у них появляются отдельные целенаправленные пробы, а к 4-м они выполняют это задание путем зрительного соотнесения, хотя и допустимы еще отдельные пробы.
2. Имеет значение обучение ребенка конструированию по подражанию. Это занятие проводится совместно с педагогом. Педагог на глазах у ребенка производит различные постройки из кубиков, стимулируя ребенка к подражанию. Педагог и ребенок строят «домик», «мостик», «столик» и т.п. Такие занятия проводятся с детьми, начиная с трех лет. Ребенка обучают разбирать и складывать матрешки, пирамидки. Обычно до 3 лет здоровые дети еще могут складывать пирамиду без учета величины. Однако к 4 годам они начинают прибегать к пробам, или примериванию, а старше 5 лет справляются с этим заданием после первого предъявления. Затем переходят к более сложным заданиям - конструированию по образцу. Эти занятия проводятся с детьми, начиная с 4-х лет. Даже нормально развивающийся ребенок может выполнять правильно это задание лишь к 4—5 годам. На первом этапе коррекционной работы у ребенка развивают способность анализировать образец.
3. Важным направлением работы является развитие представлений о направлениях (прежде всего «верх», «низ», «право» и «лево» и развитие схемы тела. Предлагается первоначально у детей вырабатывать опорные точки в схеме собственного тела: верх, право. На каждом занятии дети учатся находить в своем теле верхние и правые части. Большое значение в развитии понятий «правое» и «левое» имеют специально организованные игры, обучение рисованию, ориентации на листе бумаги. Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения.
Постепенно от формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела переходим к формированию представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.
4. Важным направлением работы является формирование представлений о пространственных отношениях между предметами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций. Работу с предложно-падежными конструкциями предлагается осуществлять в следующем порядке: сначала представления связанные с предлогами с пространственным значением затем предлоги, обозначающие направление движения в пространстве.
5. В дошкольном возрасте ребенка учат преобразованию геометрических фигур, предлагая ему из одной геометрической фигуры сделать другую. В качестве дидактического материала используется строительный материал, палочки, кубики, различные игрушки, мозаика, головоломки, рисунки-схемы.
Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, специальные двигательные упражнения. Во всех этих видах деятельности ребенка учат наблюдать за предметами, выделять в них пространственные признаки и отношения, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их по общности пространственных признаков и словесно их обозначать.
ТЕМА 3. Развитие зрительно-пространственных представлений и |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |