Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения двигательным действиям

Словесные и наглядные методы тесно связаны с непосредствен­ным выполнением физических упражнений и отражают информацион­ную сторону обучения. Методами, направленными на формирование двигательных действий, традиционно считаются метод расчлененного и метод целостного обучения.

Еще Л.С. Выготский в 30-е годы одним из ведущих принципов обуче­ния детей с нарушениями в развитии считал «принцип дробности». Дроб­ление и последовательное освоение частей целостного упражнения являет­ся характерной чертой обучения в разных видах адаптивной физической культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- многие физические упражнения имеют достаточно сложную ко­ординационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспроизведения силовых, временных, пространственных характеристик движения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;

- изучение сложных по своей структуре физических упражнений тре­бует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятель­ности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быст­ром успехе;

- обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает пос­ледовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их
объединением (плавание);

-на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограни­ченных возможностей двигательного аппарата целостное движение не­возможно. Например, восстановление локомоторной деятельности после поражения спинного мозга осуществляется этапно и последовательно: от позы стоя на коленях с опорой на руки, ползания к вертикальной позе и затем ходьбе;

-в реабилитационных целях используются пассивные движения, например, для создания условий формирования нормального положе­ния позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спи­не и способствующими расслаблению мышц;

-преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обу­чаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.

Метод целостного обучения заключается в том, что с самого нача­ла физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо уп­ражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изу­ченных по частям и объединенных в целое упражнений. Вспомогатель­ными методами совершенствования целостного двигательного действия служат подводящие упражнения, которые в своей структуре содержат элементы основного упражнения, и имитационные, полностью воспро­изводящие структуру основного упражнения, но в других условиях. Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования клю­чевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кине­матических характеристик техники, а также развития физических ка­честв, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия. В адаптивном физическом воспитании дошкольников и младших школь­ников имитационные упражнения часто используются как подражание движениям и звукам животных, насекомых и т.п., при этом развивают­ся не только двигательные возможности, но и воображение, представ­ление, фантазия.

В настоящее время для инвалидов и лиц с ограниченными возмож­ностями широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать дей­ствия занимающихся, что дает возможность расширить процесс освое­ния целостных сложнокоординационных двигательных действий.

Обучение двигательным умениям является лишь необходимой базо­вой основой для повышения двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Главная задача состоит в том, чтобы результаты этой деятельности нашли применение в жизни, быту, спорте, стали потребностью человека. Для этого процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адапта­ционные резервы организма и личностные качества занимающихся.

В практической деятельности это может быть достигнуто следую­щими методами и методическими приемами:

- сочетанием различных физических упражнений: стандартных, уп­рощенных и усложненных, упражнений-образов с ориентировочной основой действий, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих, на тренажерах и др.;

- вариативностью техники физических упражнений: исходного поло­жения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, амплитуды и т.п.;

- разнообразием вербальных и невербальных методов и методичес­ких приемов, словесных и наглядных способов воздействия, музыки, внушения, медитации, психотренингов, активизирующих все органы чувств, концентрирующих психические процессы и эмоции на обуче­нии и совершенствовании двигательных умений занимающихся;

- вариативностью внешних факторов среды при выполнении упраж­нений: в любое время года, при разных погодных и метеорологических условиях, в помещении, на открытом воздухе, в лесу, на воде и т.п., но в соответствии с гигиеническими требованиями и обеспечением без­опасности (страховкой, помощью, сопровождением, использованием надежного оборудования, технических средств, инвентаря и экипиров­ки и др.).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...