Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуально-групповые занятия

Численность группы для совместных занятий составляет от 2-3 до 6-8 человек. Они включают либо инвалидов разного возраста (например, группы реабилитации взрослых инвалидов по зрению от 20 до 50 лет и старше), либо инвалидов одной нозологической группы (например, с поражением опорно-двигательного аппарата с разным уровнем ампута­ции верхних или нижних конечностей), либо инвалидов разных нозоло­гических групп (например, детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью и нарушением слуха и др.). Особенность индивидуально-групповых занятий состоит в том, что часть его прово­дится совместно, при этом подбираются упражнения, доступные всем. Другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем педагога. Необходимость такого способа организации занятий обусловлена многообразием дефектов, состояни­ем сохранных функций, разнообразием двигательных нарушений и ме­дицинских противопоказаний, что требует индивидуального подхода. Не­достатком является низкая моторная плотность занятий.

Малогрупповые занятия

Это распространенный вид организованных занятий урочной формы по адаптивному физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах. Количество занимающихся не превышает 10-12 че­ловек. Как правило, это дети одной нозологической группы, приблизи­тельно одного возраста и равных физических и психических возможнос­тей. Дифференциацию и комплектование групп (классов) проводит меди­ко-психолого-педагогическая комиссия. Относительная однородность группы позволяет упорядочить педагогический процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия вза­имодействия и коллективных действий занимающихся, вербального и невербального общения, эмоционального воздействия на психическую сферу, повышения педагогической и моторной плотности занятия. Вме­сте с тем, несмотря на внешнее сходство диагностических показателей, одинаковых детей не бывает. Один и тот же ведущий дефект может иметь разную структуру, другие вторичные нарушения, что требует разных коррекционных воздействий. В малогрупповых занятиях индивидуализация ограничена и осуществляется не за счет вариативности физических уп­ражнений, а преимущественно путем увеличения или снижения физи­ческой, психической, эмоциональной нагрузки.

Контрольные вопросы и задания

1. Из каких двух крупных групп состоит система методов воспитания личности?

2. Расскажите об основных стратегических методах воспитания лич­ности.

3. Какие методы педагогических воздействий вам знакомы?

4. Каковы нетрадиционные методы педагогической оценки?

5. Расскажите о методах организации взаимодействия педагога и за­нимающегося.

 

6. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Каждый вид адаптивной физической культуры - адаптивное физи­ческое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация имеет свои задачи, средства, методы и методические приемы, формы организации.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвы­чайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физи­ческой культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от груп­повых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лаге­ре). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие - общественными и государственными организациями, третьи - родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, чет­вертые - самостоятельно, самими инвалидами. Цель всех форм органи­зации - расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортив­ной деятельности, интересному досугу, развития собственной актив­ности и творчества, формирования здорового образа жизни.

Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправ­давшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

1) уроки образовательной направленности, предназначенные для фор­мирования специальных знаний, обучения разнообразным двигатель­ным умениям;

2) уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначен­ные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для кор­рекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболева­ний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совер­шенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для орга­низованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимуще­ственную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилак­тики, т.е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

Неурочные формы могут быть не регламентированы временем, ме­стом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. За­нятия могут включать лиц с разными двигательными нарушениями и проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителя­ми, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игро­вой деятельности, общении, самореализации.

В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неуроч­ные формы занятий распределяются следующим образом:

I.Адаптивное физическое воспитание - самый организованный и регламентированный вид АФК — является обязательной дисципли­ной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое воспитание осуществляется в следующих фор­мах:

-уроки физической культуры;

-уроки ритмики (в младших классах);

-физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).

II. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

-утренней гимнастики (до уроков);

-организованных игр на переменах;

-спортивного часа (после уроков).

Внеклассные занятий имеют следующие формы:

- рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. фор­мах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соот­ветствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;

-физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;

-интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;

-прогулки и экскурсии;

-дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

-занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

-занятия и игры в семье;

-занятия в реабилитационных центрах;

-занятия в семейно-оздоровительных клубах.

III.Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.). Существуют две формы занятий адаптивным спортом:

-тренировочные занятия;

-соревнования.

И первое, и второе направление реализуется в спортивных и физ­культурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях ин­валидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специ­ального олимпийского, паралимпийского движения, всероссийского движения глухих.

IV. Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:

- уроки ЛФК в школе;

-занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, санатори­ях, профилакториях и др. медицинских учреждениях, а также самосто­ятельно.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие основные формы организации занятий в адаптивной физи­ческой культуре?

2. Какие виды (типы) уроков вам известны?

3. Расскажите о неурочных формах организации занятий в адаптив­ной физической культуре.

4. Раскройте основные формы организации занятий в адаптивном физическом воспитании.

5. Какие формы организации рекреативных занятий вам известны?

6. Тренировочные занятия и соревнования как основные формы организации занятий по адаптивному спорту.

7. Как организуются занятия по физической реабилитации?

7. СРЕДСТВА АФВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Прпарпарпарпрп

8. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Адаптивное физическое воспитание - важнейшая часть общей системы физического воспитания. Основным сред­ством являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях АФВ связаны с планом лечения, обучения и воспитания ребенка и зависят от состояния ребенка и стойкости достигнутых результатов. Занятия АФВ могут быть групповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействие невролога, врача ЛФК, ло­гопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...