Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуально-групповые занятияЧисленность группы для совместных занятий составляет от 2-3 до 6-8 человек. Они включают либо инвалидов разного возраста (например, группы реабилитации взрослых инвалидов по зрению от 20 до 50 лет и старше), либо инвалидов одной нозологической группы (например, с поражением опорно-двигательного аппарата с разным уровнем ампутации верхних или нижних конечностей), либо инвалидов разных нозологических групп (например, детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью и нарушением слуха и др.). Особенность индивидуально-групповых занятий состоит в том, что часть его проводится совместно, при этом подбираются упражнения, доступные всем. Другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем педагога. Необходимость такого способа организации занятий обусловлена многообразием дефектов, состоянием сохранных функций, разнообразием двигательных нарушений и медицинских противопоказаний, что требует индивидуального подхода. Недостатком является низкая моторная плотность занятий. Малогрупповые занятия Это распространенный вид организованных занятий урочной формы по адаптивному физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах. Количество занимающихся не превышает 10-12 человек. Как правило, это дети одной нозологической группы, приблизительно одного возраста и равных физических и психических возможностей. Дифференциацию и комплектование групп (классов) проводит медико-психолого-педагогическая комиссия. Относительная однородность группы позволяет упорядочить педагогический процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия и коллективных действий занимающихся, вербального и невербального общения, эмоционального воздействия на психическую сферу, повышения педагогической и моторной плотности занятия. Вместе с тем, несмотря на внешнее сходство диагностических показателей, одинаковых детей не бывает. Один и тот же ведущий дефект может иметь разную структуру, другие вторичные нарушения, что требует разных коррекционных воздействий. В малогрупповых занятиях индивидуализация ограничена и осуществляется не за счет вариативности физических упражнений, а преимущественно путем увеличения или снижения физической, психической, эмоциональной нагрузки. Контрольные вопросы и задания 1. Из каких двух крупных групп состоит система методов воспитания личности? 2. Расскажите об основных стратегических методах воспитания личности. 3. Какие методы педагогических воздействий вам знакомы? 4. Каковы нетрадиционные методы педагогической оценки? 5. Расскажите о методах организации взаимодействия педагога и занимающегося.
6. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ Каждый вид адаптивной физической культуры - адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация имеет свои задачи, средства, методы и методические приемы, формы организации. Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие - общественными и государственными организациями, третьи - родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые - самостоятельно, самими инвалидами. Цель всех форм организации - расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни. Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя. В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на: 1) уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям; 2) уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений; 3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП); 5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта; 6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности. Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики, т.е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки. Неурочные формы могут быть не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать лиц с разными двигательными нарушениями и проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации. В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом: I.Адаптивное физическое воспитание - самый организованный и регламентированный вид АФК — является обязательной дисциплиной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое воспитание осуществляется в следующих формах: -уроки физической культуры; -уроки ритмики (в младших классах); -физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления). II. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную. В режиме дня они представлены в виде: -утренней гимнастики (до уроков); -организованных игр на переменах; -спортивного часа (после уроков). Внеклассные занятий имеют следующие формы: - рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся; -физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»; -интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми; -прогулки и экскурсии; -дни здоровья. Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы: -занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; -занятия и игры в семье; -занятия в реабилитационных центрах; -занятия в семейно-оздоровительных клубах. III.Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.). Существуют две формы занятий адаптивным спортом: -тренировочные занятия; -соревнования. И первое, и второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального олимпийского, паралимпийского движения, всероссийского движения глухих. IV. Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах: - уроки ЛФК в школе; -занятия ЛФК в лечебных учреждениях. Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, профилакториях и др. медицинских учреждениях, а также самостоятельно. Контрольные вопросы и задания: 1. Какие основные формы организации занятий в адаптивной физической культуре? 2. Какие виды (типы) уроков вам известны? 3. Расскажите о неурочных формах организации занятий в адаптивной физической культуре. 4. Раскройте основные формы организации занятий в адаптивном физическом воспитании. 5. Какие формы организации рекреативных занятий вам известны? 6. Тренировочные занятия и соревнования как основные формы организации занятий по адаптивному спорту. 7. Как организуются занятия по физической реабилитации? 7. СРЕДСТВА АФВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, Прпарпарпарпрп 8. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Адаптивное физическое воспитание - важнейшая часть общей системы физического воспитания. Основным средством являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях АФВ связаны с планом лечения, обучения и воспитания ребенка и зависят от состояния ребенка и стойкости достигнутых результатов. Занятия АФВ могут быть групповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействие невролога, врача ЛФК, логопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |