Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.[8]

Сидит белка..."

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"), Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

- то же левой рукой;

 

- то же двумя руками;

"Человечек"

- указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

- те же движения производить пальцами левой руки;

- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

"Коза"

- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих

рук;

"Очки"

- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

-вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих

рук;

"Деревья"

-поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят "

- пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

- согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

- соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

Магазин"

-руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

- руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

- прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

- одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями -тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

- кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

- положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь "

- на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Развитию ручной моторики способствуют также: Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

- Нанизывание бус, бисероплетение;

- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

- Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Пальчиковые упражнения и игры «Заводные машинки»

Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

 

«Пропеллер»

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!»

 

 

Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.

По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем

Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.

Ладонные игры

Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они «ладонные». Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой, включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ (во втором случае).

«Летели драконники»

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели драконники, ели пончики.

Сколько пончиков съели драконники?

На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!» (хлопок)

— «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

«Летела корова»

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову, хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

«В копну»

Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!», и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» —«Моя!» —«Убирай, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.

«Воробей в гнезде»

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй - указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.

«Колодец»

Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат.

Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет.

Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.

«Шалаш»

Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей.

Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.

«Гребешок»

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.

Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки. «Кошка выпускает коготки»


Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.

Два! - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу»!

Пальчиковые игры с пластилином и глиной.

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:

- скатать самый маленький шарик;

- скатать самый большой шарик;

- скатать короткую "колбаску";

- скатать длинную "колбаску";

- скатать высокий столбик;

- скатать низкий столбик;

- разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

- раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?

- скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;

- накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).

Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами

Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш.

Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

«Бусинки-горошинки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошинки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Упражнения для исправления порочного положения кисти и пальцев рук[9]

При повышенном тонусе мышц-сгибателей кисти средние и ногтевые фаланги пальцев иногда находятся в согнутом положении, а большой палец согнут и приведен к ладони. Выполнение упражнений способствует исправлению деформаций. Следует учитывать, что разгибание пальцев лучше проводить при согнутой в локте руке, т. к. при этом тонус мышцы поверхностного сгибателя пальцев меньше, чем при разогнутой руке. Упражнение 1

И. п. — стоя на четвереньках, пальцы рук, по возможности, выпрямлены вперед. Приподнять одну руку от пола, затем опустить ее на пол с упором на ладонь. То же проделать другой рукой. Повторять по 10 раз.

Упражнение 2

И. п. — стоя на четвереньках. Поставить ладони с разворотом пальцев в противоположные стороны (вправо-влево). Постоять в этом положении несколько минут. Затем попробовать постановку рук на ладони пальцами назад.

Упражнение 3

И. п. — сидя на стуле, коленях педагога, руки перед грудью, пальцы сложены в замок. Не размыкая пальцев, вывернуть ладони наружу и удержать некоторое время это положение. Соединить ладони вместе, не раскрывая пальцев. Повторить несколько раз. При принудительном выполнении упражнения педаго находится сзади ребенка и помогает ему.

Упражнение 4

И. п. — сидя на стуле перед столом или стеной, руки согнуты в локтях. Упереть кончики четырех пальцев в край стола или стену и пружинистыми движениями покачать ладонь. Отдохнуть и повторить снова.

Упражнение 5

И. п. — сидя на стуле за столом, положить руки на стол и взять в каждую руку небольшие гантели, палочки или мячики. Поднимать только кисть руки с, предметом тыльной стороной вверх и опускать на стол. Предплечье лежит на столе. После нескольких повторений повернуть ладонь пальцами вверх и также поднимать и опускать только кисть руки. Это упражнение можно выполнять каждой рукой поочередно либо одновременно, 2-3 серии по 6-10 раз.

Упражнение 6

Перебирать руками натянутый канат или толстую веревку, прокручивать в ладонях палку, скручивать в руках полотенце, как при отжиме белья.

При выполнении упражнений с опорой на поверхность следить, чтобы рука устанавливалась на ладонь.

6.2. Упражнения для развития навыков крупной моторики

Комплекс упражнений для исправления порочного положения рук[10]

К числу часто встречающихся патологических нарушений относится порочное положение рук, вызванное спастическим напряжением мышц. В таком состоянии плечи наклонены вперед, руки постоянно согнуты в локтях, кисть постоянно согнуты в локтях, кисть согнута в лучезапястном суставе и приведена, а большой палец согнут и приведен к кисти. В зависимости от степени поражения эти симптомы могут проявляться одновременно или частично.

Описанные далее упражнения помогают исправить названные нарушения. Необходимо только регулярно выполнять их и последовательно увеличивать количество повторений. Чем их больше за одно занятие - от 20 до 50 раз, — тем быстрее наступит исправление. К примеру, упражнение выполняется 5 раз, затем следует небольшой отдых в 2-3 мин, после даго упражнение повторяется еще 5 раз, затем снова отдых. И так до тех пор, пока не наберется необходимое количество. Можно разделить нагрузку на 2 раза - утром и вечером. Упражнения следует выполнять медленно, обращая особое внимание на правильность движений. Чтобы ребенок мог выполнить рекомендуемый объем, занятия лучше проводить в игровой форме. На начальной стадии общее количество выполненных упражнений может быть меньше 20. Далее должен соблюдаться принцип постепенности.

Кисть ребенка является конечным звеном в двигательной системе плечевого пояса, где каждое звено существует как самостоятельное, а вместе они составляют единое целое. Так, плечо и лопатка обеспечивают вращательные движения и движения вперед-назад, локтевой сустав позволяет выполнять сгибание и разгибание руки, лучезапястный сустав - сгибание, разгибание и повороты кисти.

Обычно, если одна из частей единого механизма функционирует неправильно, это ведет к изменению во всех других. Поэтому при исправлении порочного положения руки следует выполнять упражнения, направленные на нормализацию движений во всех трех суставах:

- плечевом;

- локтевом;

- лучезапястном.

Упражнения для развития подвижности плечевого сустава и лопаток

Упражнение 1

Поворот верхней части туловища. Это упражнение относится к так называемым растяжкам и способствует растяжению грудных мышц, сгибающих плечи вперед при напряженном состоянии.

Лечь на бок, колени согнуть к животу, руки, по возможности, вытянуть вперед на уровне плеч ладонями вместе. Медленно поднять верхнюю руку, повернуться на спину верхней частью тела, голову повернуть лицом вверх и положить вытянутую руку на другую сторону. Таз и согнутые колени остаются в исходном положении, лопатки должны касаться пола. Следить, чтобы согнутое верхнее колено не сдвигалось. Сохранять это положение 2-3 мин. Постепенно, если это не получилось сразу, вытянутая рука под действием силы тяжести будет опускаться вниз. После того как плечи опустились, вернуться в исходное положение, повернуться на другой бок и выполнить уп­ражнение, разворачиваясь в противоположную сторону.

Упражнение 2

Отведение плеч назад. Сидя на стуле или стоя (лучше перед зеркалом), самостоятельно или принудительно отвести плечи назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на несколько секунд, а затем вернуться в исходное положение.

Упражнение 3

Упражнение с предметом. Сидя на стуле, взять в руки гимнастическую или любую палку двумя руками хватом сверху (четыре пальца наверху, большой — снизу) и положить ее на плечи за голову. Медленно выпрямить руки вверх из-за головы самостоятельно или принудительно и вернуться в исходное положение. При выполнении движения вверх прогнуть поясницу. Повторить 10 раз, отдохнуть и снова повторить 10 раз.

Такое же упражнение можно выполнять лежа на полу, поднимая палку от живота вверх и заводя ее за голову на пол.

Упражнение 4

Поднимание плеч вверх, круговые движения плечами. Задачей этого упражнения является увеличение подвижности лопаток. Сидя на стуле или верхом на скамейке, поднимать и опускать сначала одно, затем другое плечо вверх-вниз, затем оба одновременно, стараясь держать плечи отведенными как можно больше назад; и лопатки как можно ближе сведенными. Выполнить вращательные движения плечами вперед, затем назад по 10 раз в каждую сторону. При принудительном выполнении этого упражнения педагог или родитель сидит сзади ребенка и помогает ему.

Упражнение 5

Упор на согнутых сзади локтях. Лежа на спине, согнуть самостоятельно или принудительно руки в локтях, приподняв плечи. Сохранять это положение 1-2 мин.

Упражнение 6

Вращение руками. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, участвующие во вращательных движениях рук. Сильный плечевой пояс способен противостоять сгибанию тазобедренного сустава, тем самым удерживая туловище в вертикальном положении. Упражнение можно выполнять, сидя на стуле или на коленях взрослого человека, если ребенок не ходит. Самостоятельно или принудительно поднять руки в стороны до уровня плеч, следя за тем, чтобы они были на одном уровне и параллельны полу. Выполнять вращательные движения руками вперед ладонями вниз от 5-10 до 20-30 раз. После небольшого отдыха повернуть руки ладонями вверх (самостоятельно или принудительно) и выполнять круговые движения назад в сторону больших пальцев.

Упражнения для устранения деформаций локтевого сустава

Характерной особенностью патологических изменений в этом суставе являются повышенный мышечный тонус и сгибательная позиция предплечья, в результате чего ограничивается степень подвижности руки в пространстве. Задача предлагаемых упражнений — активизация мышц-разгибателей предплечья, находящихся в растянутом состоянии. Как правило, такие упражнения выполняются в статическом или динамическом режиме при положении кистей рук в упоре на поверхность.

Выпрямление рук в локтях

Вариантов этого упражнения много, их можно выполнять из разных положений (стоя, сидя, лежа) в зависимости от тяжести заболевания. Основная задача — разгибание руки в локтевом суставе для предотвращения образования контрактур или для уменьшения имеющихся. Наибольший эффект достигается, когда руки находятся в упоре на пол или стену.

Упражнение 1

И. п. - лежа на животе. Согнуть руки в локтях перед грудью и поставить их, по возможности, на ладони. Поднимая плечи вверх, выпрямить руки в локтях, затем снова согнуть их. Повторить 10 раз. После нескольких минут отдыха снова выполнить 10 сгибаний-разгибаний. Недопустимо принудительное выпрямление пальцев; если ребенок не может поставить руки на ладони, упражнение выполняется в упоре на кулаки. Если не получается полного выпрямления руки в локте, надо, придерживая руку за запястье и локоть, принудительно выпрямить локоть и постоять в этом положении 1-2 мин.

Упражнение 2

И. п. - стоя на четвереньках, пальцы рук, по возможности, выпрямлены. Сгибание рук в локтях (отжимание от пола) и выпрямление их. Можно выполнять аналогичное упражнение, используя овальный мяч, большую мягкую игрушку, валик или подушку. Лечь поперек овального мяча, ноги согнуты в коленях. Отталкиваясь от пола ногами, перенести тяжесть тела на выпрямленные руки, затем оттолкнуться руками и вернуться в исходное положение. Выполнить 10 раз, отдохнуть и повторить снова. Более подготовленным детям можно выполнять стойку на руках, поддерживая ноги в горизонтальном положении. Методист слегка поднимает ноги ребенка, чтобы он оставался некоторое время на полу в упоре на руках, затем опускает их. Упражнение повторяется несколько раз. С хорошо подготовленными детьми, можно разучивать и использовать ходьбу на руках, слегка поднимая их ноги.

Упражнение 3

И. п. — сидя на полу, ладони сзади, руки согнуты в локтях. Выпрямить локти, вернуться в исходное положение. Повторить до 10 раз. После выполнения серии обхватить колени руками для растяжения работающих мышц. Затем выполнить упражнение еще 10 раз.

Упражнение 4

И. п. - стоя лицом к стене, отжимание от стены или, если ребенок не может стоять самостоятельно, сидя на стуле, отжимание от спинки стула. Упражнение аналогично упражнению 2.

Упражнения для формирования положения на четвереньках (рис.1) (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содеожание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. - М: «Советский спорт», 1991.)

1. И. п. лежа на животе: педагог выполняет пассивное выпрямление рук ребенка вдоль тела вверх, что приводит к подъему головы и сгибанию ног - происходит переход ребенка в положение на четвереньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).

2.И. п. лежа животом на валике: педагог пассивно разгибает голову ребенка, сгибает - разводит ноги - тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.

3. И. п. лежа грудью на ладони педагога: педагог приподнимает верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх, при этом одной ноге пассивно придается положение сгибания.

4. И. п. лежа на животе, опора на вытянутые руки: педагог сгибает одну ногу в колене - бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги - предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.

5. И. п. сидя на пятках: педагог отводит прямые руки ребенка назад - вверх, разворачивает кнаружи и приближает к позвоночному столбу - это вызывает наклон ребенка вперед.

6. И. п. сидя на пятках: педагог вытягивает ребенка вверх за руки, надавливая при этом ногой на изгиб позвоночника.

7. И. п. на четвереньках: повороты головой в разные стороны.

8. И. п. на четвереньках на подвижном стенде (доске, площадке): изменением угла наклона площадки (10-45°) достигают перемещения массы тела ребенка поочередно на плечевой и тазовый пояс.

9. И. п. на четвереньках: манипуляции одной рукой с предметами, что формирует устойчивое положение тела на трех операх.

10. И. п. на четвереньках: при помощи игрушек (обращения, звуков) педагог стимулирует отрыв одной из рук ребенка от опоры и легкими подталкиваниями с подстраховкой выводит его из устойчивого трех-опорного положения.

11.И. п. на четвереньках: ребенок самостоятельно или с помощью педагога отрывает от опоры одновременно разноименные руку и ногу; педагог помогает ребенку принять устойчивое положение с последующим переносом опоры на противоположные конечности.

12.И. п. стоя на четвереньках на качающейся твердой плоскости (подвижная доска) или эластичной поверхности батута: педагог раскачивает ребенка сначала в одном направлении (сверху вниз) с заданным ритмом, а затем с изменением направления движений и ритма.

13.И. п. стоя на четвереньках на большом шаре (надувном мяче): педагог удерживает ребенка за лодыжки и выполняет различные покачивания на мяче (вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз и в сочетаниях).

Упражнения для формирования умения ползать на четвереньках (рис. 2.)

1. И. п. лежа на животе: педагог приподнимает несколько вверх таз ребенка, чем вызывает у него «реакцию лягушки» со сгибанием и выносом вперед одной из ног.

2. И. п. лежа на животе, таз немного приподнят, одна из ног согнута и вынесена вперед: педагог подставляет свою кисть под подошву согнутой ноги, вызывая этим рефлекс отталкивания.

3. И. п. лежа на животе на люльке (матерчатых носилочках), приподнятой над поверхностью опоры, опора на выпрямленные руки: педагог передвигает люльку параллельно полу вперед, вызывая у ребенка шаговые движения руками.

4. То же, но люлька перемещается педагогом в различных направлениях.

5. И. п. лежа животом на надувном бревне (валике): педагог удерживает ребенка за ноги и проталкивает вперед, вызывая у него шаговые движения руками; то же выполняется в обратную сторону.

6. И. п. лежа грудью на тележке с опорой на поджатые согнутые руки: педагог подталкивает ребенка в область ягодиц или двигает тележку вперед, стимулируя проявление шаговых движений ногами.

7. И. п. лежа животом на наклонной поверхности головой вниз с опорой на согнутые предплечья: педагог захватывает ребенка под колени разведенных ног и подает несколько вперед таз, стимулируя переступающие движения ребенка на предплечьях.

8. И. п. лежа животом на люльке (носилочках), передняя часть которой приподнята, опора на выпрямленные руки, голени ребенка находятся также на опоре: педагог выдерживает ребенка в такой позе до возникновения отталкивающих движений ногами; если ответная реакция со стороны ребенка не последовала, можно попробовать другой путь — продвигать люльку вперед, что должно вызвать рефлекторные шаговые движения у ребенка.

9.

 
 

И. п. лежа животом на короткой тележке, руки (ладонями) и ноги (голенями) находятся на опоре: педагог тянет тележку за шнур вперед, вызывая тем самым у ребенка рефлекторные переступающие движения руками и ногами.

 

Рис. 1. Основные исходные положения и рабочие позы ребенка для формирования положения на четвереньках

 

10. И. п. сидя верхом ноги врозь на валике или «бочонке», опора ладонями на бочонок сверху сбоку: покачивания бочонка слева направо вызывает соответствующий перенос тяжести тела, а также формирует устойчивое положение в данной позе.

11. И. п. сидя на коленях на валике или «бочонке», опираясь на него выпрямленными руками сверху сбоку: покачивания влево-вправо с сохранением устойчивого положения тела в данной позе.

Упражнения для формирования функции сидения (рис. 3)

1. Пассивное высаживание ребенка в кроватке, коляске и т. д., фиксируя его позу при помощи подушек, валиков или поддерживая руками.

2. Педагог удерживает ребенка в воздухе за бедра в положении сидя, производя при этом покачивания в различных направлениях.

3. И. п. - ребенок сидит с разведенными бедрами на ногах педагога, лицом к нему: педагог удерживает ребенка под локти за выпрямленные и развернутые кнаружи руки, выполняя покачивания в различных направлениях.


И. П. - ребенок сидит на коленях педагога спиной к нему: педагог захватывает руки ребенка, от водит их назад и разворачивает кнаружи покачивая в таком положении.

 

Рис. 3. Основные исходные положения и рабочие позы ребенка для формирования функций сидения

 

4. И. п. сидя, прижимаясь спиной к опоре (стене, щиту, спинке кресла и т. д.), ноги согнуты, располагаются подошвами стоп на опоре; руки разогнуты и отведены назад.

5. И. п. сидя на батуте или другой эластичной (подвижной) поверхности: педагог надавливает руками на голову или плечи ребенка, выполняя раскачивание вверх-вниз — ребенок при этом стремится выпрямиться.

6. И. п. сидя в специальном стульчике с опорой предплечьями о стол.

7. И. п. сидя на коврике, поддерживаясь двумя руками за поручень, трубку, натянутую веревку или пальцы педагога - сохранение устойчивого положения тела.

8. И. п. сидя на горизонтальной поверхности (площадке), руки предплечьями опираются на параллельные горизонтальные поручни типа «брусья», расположенные на удобной для ребенка высоте.

9. И. п. сидя на горизонтальной поверхности (площадке), хват руками о вертикальный, жестко стоящий поручень - сохранение устойчивой позы в данном положении.

10.И. п. Сидя на горизонтальной поверхности, хват руками сверху за поперечный поручень, располагаемый на различной высоте и удалении от ребенка, - сохранение устойчивой позы.

11.То же, но хват кистями производится за натянутый канат, веревку или эластичный жгут, расположенные: а) перед ребенком; б) сбоку от него - на определенной высоте. Сохранение устойчивой позы.

 

13. И. п. сидя, упор руками сзади: педагог легкими разнонаправленными подталкиваниями выводит ребенка из равновесия, которое он пытается сохранить.

14. И. п. сидя на коврике, хват двумя руками сверху за гимнастическую палку: педагог поворачивает палку влево-вправо, вызывая соответствующие развороты туловища ребенка.

15.И.п. сидя на коврике: педагог захватывает ребенка за голени выпрямленных ног и постепенно приподнимает их - ребенок старается сохранить первоначальное вертикальное положение туловища.

16. И.п. сидя на бедрах педагога, спиной к нему, ноги врозь: педагог наклоняет таз ребенка вперед - вниз, вызывая рефлекторное выведение туловища назад - вверх.

17. И. п. сидя по-турецки на наклонной доске, между ног положен набивной мяч или утяжеленный валик (для придания большей устойчивости). По обе стороны от ребенка расположились педагог (или родители). Расположившись сбоку от ребенка, один из взрослых протягивает ему какие-нибудь мелкие предметы (камешки, шарики, кубики и др.), которые ребенок, в свою очередь, должен передать другому взрослому, расположенному на противоположной стороне. Усложнение упражнения достигается за счет передвижения обоих взрослых как бы несколько за спину ребенка, а также увеличением высоты, на которой передается предмет.

18.И. п. сидя по-турецки на наклонной доске (при необходимости использовать валики): педагог плавно приподнимает-опускает нижний край доски, смещая общий центр тяжести ребенка, чем вызывает балансирующие движения со стороны ребенка и попытки сохранить устойчивое положение тела.

19.И.п. сидя на подвесных качелях, ноги свисают вниз: педагог выполняет маятникообразные раскачивания ребенка в переднезаднем направлении.

20.То же, но раскачивания выполняются в различных направлениях, включая круговые вращения ребенка.

21. И.п. сидя на подвижной доске (в качестве одного из вариантов можно использовать чертежную доску, которая установлена на четырех прикрепленных к ней резиновых камерах от мяча), упор руками сзади: педагог выполняет равномерные небольшие покачивания вверх-вниз, затем то же слева направо в определенном ритме и последовательности. В дальнейшем ритм движений и их последовательность видоизменяются.

22. И.п. сидя на подвижной доске: педагог изменяет угол наклона доски в различных направлениях, сначала в постоянном режиме, а затем в различных вариантах, вызывая у ребенка соответствующие страховочные реакции.

23. Все перечисленные выше упражнения, выполняемые в положении сидя на подвижной доске, усложняются за счет использования для сидения ребенка скамейки (стульчика или подставки), при этом ребенок плотно касается подошвами опоры.

24. То же, но ноги ребенка находятся на весу, не касаясь подошвами опоры - этим самым достигается большая неустойчивость ребенка в положении сидя, что вызывает необходимые балансирующие движения.

25.И. п. сидя на качалке, держась за нее сбоку руками (сначала ребенка усаживают по направлению качательных движений, а затем боком, поперек качалки): педагог раскачивает качалку, начиная с небольшой амплитуды, постепенно ее увеличивая.

26. И.п. сидя на пружинящем стульчике, ноги подошвами на опоре: педагог сначала сам покачивает стул с ребенком вверх-вниз, постепенно вызывая ребенка на самостоятельные попытки выполнить эти же движения.

27.То же, но ребенок не касается стопами опоры.

28.И. п. сидя на вращающемся стульчике, руки на подлокотниках: педагог вращает кресло то в одну, то в другую сторону с различной последовательностью и частотой - ребенку необходимо сохранить устойчивую позу.

29.И. п. сидя по-турецки на наклонно установленном (10-45°) мини-батуте (сделанном из автомобильной камеры, на которую при помощи эластичных жгутов натягивается брезентин): выполнение в данном положении различных поворотов, наклонов, манипуляций с предметами.

30.То же, но сидя на самой камере с касанием стопами опоры.

31.Те же упражнения, но на горизонтально положенном батуте.

32.И.п. сидя по-турецки на эластичной поверхности горизонтально установленного батута: педагог приподнимает край батута со стороны ног, вызывая соответствующее наклонное движение туловища вперед.

33.Сохранение устойчивой позы сидя по-турецки (сидя с согнутыми ногами, сидя с упором руками сзади) на раскачивающемся в различных направлениях батуте.

34.Перечисленные выше упражнения на батуте выполняются также со связанными эластичным жгутом за спиной руками ребенка.

35.Представленные выше упражнения на доске и батуте можно выполнять в варианте «карусель», когда снаряды устанавливаются при помощи подставки на вращающемся диске «Здоровье».

36.Данную группу упражнений можно усложнить исключением у ребенка зрительного контроля при помощи эластичной повязки на глазах.

Упражнения для формирования умения самостоятельно садиться

1. И. п. лежа спиной на большом мяче: педагог фиксирует бедра ребенка, стимулируя тем самым переход в положение сидя через поворот туловища и опору на предплечья.

2. И. п. лежа на спине: педагог протягивает в одну руку ребенку предмет и после его захвата кистью производит тягу по диагонали в противоположную сторону, вызывая этим поворот туловища, опору на противоположную руку с последующим переходом в положение сидя.

3. И. п. лежа на спине: педагог тянет ребенка вперед—вверх за обе руки, фиксируя при этом ноги - подразумеваются дальнейшие самостоятельные попытки ребенка сесть.

4. И. п. лежа на спине на большом мяче (валике), ноги фиксированы: качательными движениями вперед-назад педагог помогает ребе

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...