Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины нарушения слухового анализатораСлух имеет огромное значение для развития человека. У ребенка, лишенного слуха, познание окружающей действительности крайне затруднено. Ребенок не сможет самостоятельно научиться говорить, так как воспринимает речь, не слышит звуковых образцов. Глухой человек не может контролировать собственное произношение, речь его отличается невнятностью, слабой звучностью, гнусавостью и другими признаками. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют изоляции аномальных детей, так как ограничено их участие в различных видах деятельности совместно с нормально слышащими детьми. Нарушения слуха могут бьпъ врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (в 25% случаев), чем приобретенные. Нарушение внутриутробного развития слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и зара-Щения наружного слухового прохода (атрезии). Врожденное нарушение слуха возникает вследствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов. К ним относятся: вирусные инфекции (корь, краснуха, грипп, вирус герпеса) , внутриутробные интоксикации химическими и лекарственными веществами. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например, расщелинами губы и неба, а также при недоношенности, когда вес ребенка при рождении составляет менее 1500 г. Слуховой анализатор может быть поражен вследствие травмы плода в период беременности и при родах. Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери, перенесение желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями и дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха. Однако процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать. По данным статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха. Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще, чем врожденные. Среди причин, вызывающих приобретенные недостатки слуха, основное место занимает инфекционные заболевания перенесенные в грудном и раннем детском возрасте — менингит, корь, скарлатина, паротит (свинка), пневмония. При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспри-нимающего аппарата, при других инфекциях слуховая функция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуха, чем заболевание среднего и наружного уха. Воспалительные процессы являются причиной нарушения слуха. Воспаление в области среднего уха (отит) вызывает менее тяжкие последствия для слуха, чем поражение внутреннего уха или слухового нерва. Поражения центрального отдела слухового анализатора, то есть слуховой области коры головного мозга, и проводящих путей могут возникнуть при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах. При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимания того, что человек слышит. Нарушения слуха могут возникнуть в связи с последствиями заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), которые могут вызвать непроходимость органов среднего уха и евстахиевой трубы. Наибольшие нарушения слуха отмечаются в тех случаях, когда эти заболевания переносятся в детском возрасте. Иногда нарушения слуха происходит по причине заболеваний, получивших название невритов слухового нерва. Такие заболевания приводят к полному или частичному выпадению слуховой функции. Среди приобретенных нарушений слуха, наряду с последствиями заболеваний органов слуха, занимают неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности, антибиотиков. Длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, аудиоплейеров) так же относится к числу приобретенных нарушений слуха. Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную выраженность дефекта слуховой функции. Характер последствий зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно остатки слуха, позволяют воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки и т.д.), однако разборчивое восприятие речи обычной громкости невозможно. 5.1.2. Классификация детей с нарушениями слуха Р.М.Боскис (1988) разработала психолого-педагогическую классификацию нарушений слуха, которая учитывает следующие критерии: 1) степень поражения слуховой функции; 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; 3) время возникновения нарушения слуха. Критерием оценки нарушения слуха является возможность использования остаточного слуха в общении и для развития речи. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты. Выделяют две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.Глухие дети — это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован для овладения словесной речью. Слабослышащие— дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20 до 75 дБ. Глухие и слабослышащие различаются друг от друга по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастаете связи с тяжестью нарушения слуха. Отдельную группу, в отношении формирования речи и ее восприятия, составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления нарушения слуха дети уже обладали сформировавшейся речью. У позднооглохших может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (так как после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться), но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную (коррекционную) школу (для слабослышащих) первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или (слухозрительного) восприятия обращенной к ним речи. Глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Рассмотрим некоторые особенности и своеобразие развития детей с поражением слуха. У ранооглохших детей резко ограничена возможность овладения словесной речью, что приводит к глухонемоте, так как ребенок не может разборчиво воспринимать чужую и собственную речь, подражать окружающим. Немота есть следствие глухоты. Как правило, у глухих детей нет органических (первичных) поражений речевого аппарата, отсутствие речи является вторичным нарушением. Это приводит к различным отклонениям психического развития, нарушениям зрительного восприятия, наглядного мышления и других познавательных процессов. У глухого ребенка замедляет ся темп психического развития. Обучение глухих детей в специальных (коррекционных) школах сглаживает дефекты психического развития, преодолевает «немоту». Компенсаторные возможности глухих детей помогают им преодолеть дефект. Глухой ребенок ищет другие способы и средства общения обращается к вынужденной форме общения — мимико-жестикуляторной речи (жестовой речи). Главной и наиболее трудной задачей воспитания и обучения глухих детей является формирование у них словесной речи и речевого мышления. Глухие дети воспринимают речь при помощи зрения, и так называемого способа «чтения с губ (лица)», то есть зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением детей речи. Позднооглохшиедети, потеряв слух, но сохранив речь, имеют определенные преимущества в развитии слуха по сравнению с врожденно глухими или ранооглохшими. Особое значение в обучении и воспитании поздно оглохших детей имеет последовательное наращивание словарного запаса, развитие устной речи и словесно-логического мышления. При развитии речевой деятельности позднооглохших детей особое внимание необходимо уделять произношению слов и фраз. При ограниченной возможности восприятия разговорной речи позднооглохшие компенсируют это с помощью навыка чтения с губ. В процессе обучения глухих детей существует две системы: би-лингвистическая (появилась не более 25 лет назад), которая предусматривает использование двух средств образовательного процесса — русского (национального) языка в устной, письменной и тактильной форме и русского (национального) жестового языка; и коммуникационная, которая основана на усвоении словесных форм общения и использовании устного языка. Применение билингви-стического подхода в обучении глухих, свидетельствует о том, что глухих людей стали расценивать как людей, имеющих право на особый путь развития. Слабослышащие(тугоухие) составляют значительную часть детей с нарушениями слуха. В отличии от глухих детей слабослыша щие обладают остаточным слухом, который могут достаточно эффективно использовать в процессе обучения, для общения с окружающими и познания действительности. На основе слухового восприятия речи слабослышащие овладевают речевым запасом. Особенно важно учитывать степень снижения слуха (легкая, умеренная, значительная, тяжелая) и время, когда наступило это снижение (ранняя (доречевая), поздняя (после сформирования речи)). Речь слабослышащих имеет свои особенности. Ребенок некоторые звуки не улавливает совсем, другие воспринимает неправильно. Он искаженно слышит слово, искаженно воспринимает его и поэтому также искаженно пишет и произносит его. Относительно слабый словарный запас сочетается с неправильным усвоением и употреблением понятий. Дети легко смешивают предметы и действия, близкие по звучанию слова {бутылка-булка, гребенка-ребенок и т.п.). Своеобразие речи слабослышащих детей следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям. Речевые затруднения слабослышащих детей воспринимаются окружающими как рассеянность, невнимание и даже как интеллектуальная недостаточность. Ребенка часто ругают, а иногда и наказывают за упрямство, неграмотность, лень, не понимая истинных причин этих отклонений. В результате такое неправильное отношение к ребенку вызывает у него отрицательное поведение (нерешительность, плаксивость, замкнутость, неуверенность, раздражительность, негативизм). Поэтому обязательным условием успешного развития слабослышащих детей является правильно организованное воспитание. Обучение глухих и слабослышащих детей проводится в специальных (коррекционных), где они получают цензовое среднее образование, могут продолжить образование в высших учебных заведениях, заниматься общественной деятельностью. Глухие люди достигают успехов в науке, искусстве, литературе, спорте. Так, Паралимпийский Комитет раз в четыре года проводит Олимпийские игры для глухих спортсменов, в настоящее время разработана Всероссийская спортивная классификация для лиц с нарушением слуха.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Представьте определения понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие». 2. Перечислите основные причины нарушения слуха. 3. Какие критерии используют при определении степени нарушения слуха? 4. Каковы особенности речи глухих и слабослышащих детей? 5. Охарактеризуйте систему обучения глухих. Рекомендуемая литература: 1. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. — М., 1988. 2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. — М., 1992. 3. Крайний В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. — М., 1987. 4. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. — М., 1990. 5. Специальная педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000. 6. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. — М., 1995. 8.4. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста Современное определение понятия «умственной отсталости» Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека. Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Общий объединяющий их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы, абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью, психических процессов. Отечественные психиатры определяют умственную отсталость как синоним различных по этиологии и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей (М.С.Певзнер, 1959, В.И.Лубовский, 1965, Е.Н.Правдина-Винар-ская, 1975, Т.А.Власова, 1983, С.Я.Рубинштейн, 1986, В.М.Астапов, 1994). Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающие в себя стойкие нарушения интеллекта, обусловлены разными клиническими формами интеллектуального недоразвития — как резидуальными (олигофрения), так и прогредиентными, обусловленными прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению идеменцию. При олигофренииимжт место раннее внутриутробное недоразвитие коры головного мозга, обусловленное либо наследственными факторами, либо отрицательным влиянием окружающей среды. Это недоразвитие происходит в пренатальный, перинатальный и ранний постнатальный периоды. При олигофрении характерным признаком является отсутствие нарастания интеллектуального дефекта (Е.М.Мастюкова, 1997). Деменция представляет собой распад сформированных интеллектуальных и психических функций. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект. При деменции у человека был период нормального (интеллектуального) развития, вследствие этого может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации. 3.1.2. Причины и степени умственной отсталости Согласно принятой в настоящее время международной классификации умственную отсталость подразделяют по степени интеллектуального дефекта по этиологии. По глубине интеллектуального дефекта выделяют три степени умственного недоразвития — дебильность, имбецильность и идиотия. Из всех случаев умствен - 20-25%, идиотия - 5% М.Г.Блюмина (1988). В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию интеллектуальной недостаточности. Для этого пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения: 317.00 — легкая степень умственной отсталости; 318.00 — умеренная умственная отсталость; 318.10 — выраженная умственная отсталость; 318.20 — глубокая умственная отсталость. Но существует и более подробная классификация. Так, Ф.А.Самсонов (1980) рекомендует приводит принятую в настоящее время классификацию олигофрении: пограничная умственная отсталость, дебильность, умеренная отсталость средней тяжести (неглубокая имбецильность), резкая умственная отсталость (имбецильность), глубокая умственная отсталость (идиотия), не уточненная по степени умственная отсталость. Несмотря на то, что умственная отсталость является очень распространенным состоянием, данные о ее частоте резко колеблются в разных исследованиях. В среднем, 7-10 из 1000 детей имеют интеллектуальную недостаточность и нуждаются в специальном обучении Ф.А.Самсонов (1980). Классификация не учитывает осложняющих умственную отсталость психических нарушений. Учет очень важен для правильной разработки медико-коррекционных мероприятий. В олигофренопедагогике принято использовать классификацию умственной отсталости, предложенную М.С.Певзнер (1959), в основу которой положен клинико-патогенетический подход. Дебильность — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностыо) степень умственной отсталости. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладевать программой общеобразовательной массовой школы. Изучение и усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно сложно. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции коры больших полушарий головного мозга, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Усвоение даже элементарных математических знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, а поскольку эта функция у детей-дебилов нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями. Недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями не позволяет дебилам усваивать в объеме массовой школы материал по таким предметам, как физика, химия и др. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность (особенно на первых годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей-дебилов, а также особенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности. Данная категория детей проходит обучение в специальной (коррек-ционной) школе для умственно отсталых детей по специальным программам, разработанным и утвержденным Министерством образования РФ. По окончании специальной (коррекционной) школы, дебилы достигают достаточно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, то есть несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами домов и т.д. За совершение правонарушений несут уголовную ответственность (70-80%). Имбецильностъ — средняя степень умственной отсталости. Дети имбецилы обладают некоторыми возможностями к овладению речью, усвоению несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже в специальной (коррекционной) школе. Часть де-тей-имбецилов может овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы. Эта программа предусматривает элементарное овладение навыками чтения, письма и счета, а также некоторыми простейшими трудовыми навыками. В правовом отношении дети-имбецилы являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. До достижения ими совершеннолетия эти дети находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых детей, относятся к системе социальной защиты. Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде случаев речевые звуки не развиваются вообще. Дети-идиоты имеют нарушения моторики (иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни), координации движений и праксиса, ориентировки в пространстве. У них крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические навыки. Часто эти навыки не формируются вообще. Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно) системы Министерства социальной защиты, где им оказывается необходимая медицинская помощь, наблюдение и уход. По достижении совершеннолетия они переводятся в специальные интернаты для хроников психо-неврологический диспансер (ПНД). Одним из первых врачей, посвятивших свою деятельность изучению этиологии умственной отсталости, был Жан-Этьен-Доми-ник Эскироль (1772-1840), он впервые указал на то, что умственная отсталость — не болезнь, а состояние. Исследователем впервые были разграничены врожденное и приобретенное слабоумие. Таким образом, уже в прошлом столетии причины, вызывающие данное патологическое состояние, были разделены на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина и др.), заражение плода паразитами, попавшими в организм матери (токсоплазмоз), различные природ овые осложнения (родовые травмы и асфиксии). Эндогенные (внутренние) отрицательные факторы приводят к врожденной олигофрении. К ним относятся: патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей, атакже умственная отсталость обоих или одного из родителей) , нарушение хромосомного набора (хромосомная аберрация), нарушение эндокринной системы (фенилкетонурия), несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др. Особо следует отметить связь между такими асоциальными явлениями, как алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, и появлением в этих семьях аномальных (в том числе и умственно отсталых) детей. Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной отсталости как экзогенного, так и эндогенного характера. В первом случае продукты распада алкоголя (токсины) благодаря общей системе кровообращения матери и плода попадают в кровь будущего ребенка и отравляют его. Во втором случае длительное употребление алкоголя и наркотиков (а также их заменителей) вызывает необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка. Примером хромосомной аберрации является увеличение хромосом в 21 паре, которая вызывает синдром Дауна. У всех больных отмечается олигофрения. Для лиц с синдромом Дауна характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. Выявляются нарушения координации и вегетативно-трофические расстройства. В настоящее время выделяют следующие причинные факторы, обусловливающие неполноценность умственной деятельности: наследственные расстройства, ранние нарушения эмбрионального развития, другие аномалии беременности, детские болезни, влияние социальной среды, а также ряд не установленных причин. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |