Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных групп умственно отсталых детей

Основная (неосложненная) форма олигофрениихарактеризуется диффузным но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых обра­зований. Клинические исследования показывают, что у этой ка­тегории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена; не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, двигательной сфере, речи. Отношения с другими детьми и взрос­лыми ровные, дети обладают чувством застенчивости, смущения и т.п. Учебный материал усваивают хорошо, учатся на 4—5. При выполнении доступных им заданий целенаправленны. Могут ра­ботать самостоятельно. Сделав ошибку, преодолевают ее, исполь­зуя свой прошлый опыт. Речь без особых нарушений, но у некото­рых наблюдается косноязычие, небольшой запас активного сло­варя, нарушен грамматический строй речи. Главный недостаток — недоразвитие процессов обобщения, отвлечения и конкретиза­ции, что проявляется не в житейско-бытовом плане, а в учебной деятельности.

Коррекционно-воспитательные мероприятия должны быть направлены на преодоление инертности психических процессов, дети могут посещать кружки и группы с деятельностью способст­вующей развитию логического мышления: шахматы, моделирова­ние, конструирование. Могут посещать кружки во внешкольных учреждениях. В летнее время им желательно находиться в лагере для нормальных сверстников. В качестве поручений дети могут быть помощниками педагога, старостами класса. Этих детей нельзя захваливать, иначе могут возникнуть зазнайство, превосходство над окружающими. Ребенка необходимо постоянно ставить в под­чиненное положение своим же одноклассникам. Следует прово­дить индивидуальные беседы о том, что он должен быть примером и в труде, и в отношении к товарищам. Наказывать можно только при объяснении причин.

От основной формы олигофрении заметно отличается олигоф­рения с выраженными нейродцнамическими нарушениями.Это быстро возбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети, с резким снижением работоспособности либо крайне вялые и затор­моженные. Такое состояние вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения. Дебилов условно делят на две группы: возбудимые и заторможенные (торпидные).

Возбудимые дети. Возбуждение преобладает над торможени­ем, нервные процессы не уравновешены. Интеллектуальная недос­таточность осложняется легкой отвлекаемостью, импульсивно­стью, неустойчивостью внимания. К заданиям приступают, не про­думав хода его выполнения, что приводит к ошибкам. Столкнув­шись с трудностями, идут по самому легкому пути — отказ от работы. Нарушения эмоционально-волевая сферы. Не противосто­ят дурному влиянию, а быстро выполняют поручения лидера. По­падают в воровские компании, где они являются исполнителями. Потенциальные преступники. Учебная деятельность мала продук­тивна. В лучшем случае учатся средне, хотя интеллект сохранен. Письменные задания выполняют хуже, чем устные. Тетради у та­ких детей — самые неряшливые. Способны пересказать, но в рас­сказе страдает логика и последовательность изложения. Любопыт­ны, ноне любознательны. Преобладают сиюминутные чувства, же­лания. Могут выступать организаторами, но чаще всего только ша­лостей. Быстро находят контакт с людьми, общительны. Само­оценка завышена. На замечания педагога выражают негативное отношение.

В коррекционно-воспитательной работе с этой категорией де­тей в первую очередь используются те педагогические приемы, ко­торые направлены на организацию и упорядочение учебной дея­тельности. Для ребенка очень важен стабильный режим дня. Же­лателен дневной сон (до 6 классов) или отдых. Крайне важно вы­работать у ребенка заинтересованность и положительное отноше­ние к учебной деятельности, выполнения задания, предложенному учителем. Поручения должны иметь успокаивающий характер, не связанные с общением с другими детьми. Ребенок должен знать, что и в какой последовательности он должен делать. Самостоятель­ная работа выполняется чистым отдельным заданием по порциям. Перед каждой порцией — должна следовать похвала и инструктаж. Порицать следует на фоне акцента на его положительные качест­ва: вначале похвалить, а только потом покритиковать. Нельзя ис­пользовать требование, а необходимо косвенное воздействие. Цель индивидуальных бесед — учить сдерживать себя. Беседы должны проводиться ежедневно, в конце дня. Последние слова должны быть положительными, так как остаются в памяти ребенка. Таким детям должна быть ограничена двигательная деятельность. В этой связи дополнительные занятия в секциях запрещены. Необходи­мо ограничивать в движениях, вырабатывать усидчивость, внима­ние: посредством привлечения к вышиванию, вязанию и т.п.

Заторможенные (торпидные) дети. Специфическими чертами детей-олигофренов с преобладающим торможением являются вя­лость, медлительность, заторможенность в моторике, в характере познавательной деятельности и поведении в целом. Дети не умеют играть, особенно в командные игры. С трудом включаются в речевой контакт, у них нарушены коммуникативные способности, они боятся незнакомых людей, часто не уверены в своих силах и возможностях. Самооценка занижена как следствие, в коллективе не пользуются уважением. У торпидных детей нарушена осанка (сутулость, голова опущена, позы и движения однообразны, ско­вана мимика, жесты связаны), неустойчивое внимание, затормо­женное и могут работать самостоятельно длительное время. На фо­не общего снижения работоспособности бывают периоды, когда наступает полная заторможенность, деятельность прекращается, ребенок «отключается» от внешнего мира.

Работая с такими детьми, целесообразно использовать прие­мы, которые способствуют повышению их активности. Нагрузки по объему должны быть меньше, поручения должны быть интен­сивного характера и направлены на развитие коммуникативных способностей (санитар). Желательно при выполнении поручения, с наиболее популярным учеником группы. Необходимо создавать ситуации успеха в любом виде деятельности и показывать это по­ложительное проявление всей группе. Следует отрабатывать по­рядок действий, внушать ребенку уверенность в своих силах, по­хвалить авансом. Необходим непрерывный педагогический кон­троль, так как у торпидных детей нарушено внимание. Самостоя­тельная работа должна выполнятся по частям, перед каждой ча­стью — инструктажи внушение уверенности. В беседах приводить в пример людей сильной воли, активных, чтобы вызвать подража­ние (которое характерно для подросткового возраста). Разбор по­ступков должен быть индивидуальным, проводится в тактичной форме, в конце разговора показать, каким он может быть хорошим. Кружковая и внеклассная работа должна быть направлена на фор­мирование активности в действиях, быстроту реакции. Особенно важны и необходимы занятия спортом.

Форма олигофрении, при которой диффузное поражение коры го­ловного мозга сочетается с локальными поражениямив теменно-заты­лочной области левого полушария— в результате чего возникают на­рушения речедвигательного и речеслухового анализаторов. У та­ких детей периферический аппарат не нарушен, а нарушено вос­приятие на уровне коры головного мозга слышат, но не воспри­нимают. Сложные слова и предложения не воспринимаются. Дети не дифференцируют сложный звук, у них нарушен фонематический слух, они испытывают трудности при письме под диктовку (имеют место перестановки, замены, недописывания слов), не ус­певают писать наблюдается нарушение грамматического строя ре­чи, плохо произносят многие слова, у них беден словарный запас. Дети не могут выполнить задания по словесной инструкции, не подкреплена практическим показом.

В коррекционной работе необходимо использовать разучива­ние по показу. Необходимо тренировать речь и слуховое воспри­ятие. Следует использовать замедленное чтение текста, с более чет­кой дикцией, систематическим выяснением смысла отдельных слов и фраз. Детей нужно привлекать к логопедическим занятиям. Педагог должен специально создавать ситуацию речевого обще­ния: (прочитать, расспросить и рассказать всему классу). Для этих детей необходимо использовать занятия логопедической ритми­кой. Необходимо использовать подвижные игры на развитие фо­нематического слуха. Необходимо поощрять речевое общение, включать правильному восприятию и осмыслению сложных зву­ковых комплексов.

Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выражен­ными психопатоподобными формами поведения.Патогенетически эта форма олигофрении характеризуется сочетанием диффузного по­ражения коры полушарий головного мозга с локальным пораже­нием подкорковых областей, что, как правило, подтверждается электроэнцефалографическими методами исследования. Это наи­более трудные в воспитании дети. Грубые со сверстниками и стар­шими, недисциплинированные, нередко имеющие патологиче­ские влечения (бродяжничество, воровство, дромомания, сексу­альные извращения), они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми морально-этическими нормами. Дети очень вну­шаемы, быстро поддаются дурному влиянию, некритичны, вни­мание нарушено. Самостоятельно работать не могут, очень резко меняется настроение. Проявляют негативизм на любые замечания педагога.

Меры коррекционно-воспитателъной работы используются те же, что и для детей с легко возбудимым типом детей, желателен дневной сон или отдых. Необходимы тренировки в сосредоточе­нии, внимания, усидчивости. Таким детям не следует давать бес­цельно двигаться. Их нельзя тренировать в возбужденном состоя­нии. В беседах с детьми необходимо проявлять доброжелательность, для того чтобы научить их замечать положительное и хоро­шее в людях.

Дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познава­тельной деятельности отчетливо выступает недоразвитие личности в целом. Основная патологическая особенность таких детей заклю­чается в том, что диффузное поражение коры головного мозга со­четается с преимущественным недоразвитием лобных долей. Для детей характерно нарушение целенаправленности (дело не дово­дят до конца, быстро прекращают работу или идут по наиболее лег­кому пути). Условно делятся на две подгруппы: 1) пассивные, ав­томатически подчиняемые; 2) импульсивные, расторможенные.

Общая характеристика детей-олигофренов с недоразвитием личности. Своеобразие речи: внешнее богатство речи сочетается с внутренней убогостью. Дети запоминают сложные слова и оборо­ты речи, у них отмечается склонность к подражанию речи взрос­лых («резонерство»). При исследований этих детей выявляется гру­бое нарушение моторики: движения их неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. У некоторых отмечается столь резкое из­менение походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Дви­жения плохо автоматизированы. Специфической особенность этих детей является разрыв между произвольными и непроизвольны­ми движениями. При полной невозможности выполнить какие-либо движения по инструкции, эти же движения дети могут вы­полнить спонтанно.

У этих детей своеобразные изменения в поведении. Они не­критичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементар­ных форм застенчивости, необидчивы. Поведение их лишено стой­ких мотивов. При полной сохранности сенсорной и моторной сто­роны речи нарушена регулирующая функция речи, которая игра­ет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом. Коррекционно-воспитательная работав отношении детей данной группы должна строиться исходя из своеобразия структуры дефекта. В первую оче­редь следует использовать те педагогические приемы, которые на­правлены на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

Кроме описанных выше форм олигофрении встречаются и другие случаи, когда олигофрения сопровождается текущими за­болеваниями нервной системы.

Олигофрения, осложненная гидроцефалией. Внастоящее время нет достаточно точных данных о частоте гидроцефалии. Количество умственно отсталых детей с гидроцефалией от 0,4 до 2,0% случаев.

Наиболее характерными для гидроцефалии являются — сни­жение работоспособности (повышенная утомляемость, нарушение внимания), своеобразные изменения поведения, нередко с элемен­тами выраженной лобной недостаточности (преобладание немо­тивированно повышенного фона настроения с эйфорическим ха­рактером, снижение критики к себе и окружающим). У этих детей часто отмечается хорошо развитая произносительная сторона ре­чи со склонностью к резонерским рассуждениям, с множеством штампов и оборотов, заимствованных из речи взрослых и не все­гда полностью семантически осознаваемых.

В процессе обучения у этих детей наблюдаются специфиче­ские ошибки письма в виде пропусков букв, слогов, слов, переста­новок букв в словах. Несмотря на то, что эти дети имеют представ­ление о числе и элементарных числовых отношениях, они плохо овладевают приемами устного счета, не удерживают в памяти про­стейших примеров, условий задачи.

Детям с гидроцефалией свойственна повышенная возбуди­мость, импульсивность и в некоторых случаях недостаточная мо­тивированность поведения. Перечисленная симптоматика носит неустойчивый характер, нарастает в связи с общим утомлением и меняется в зависимости от условий, в которых ребенок выполняет то или иное задание.

Приданной форме олигофрении, наряду с обычными коррек-ционно-педагогическими методами, необходимо применять спе­циальные коррекционные мероприятия, направленные на орга­низацию деятельности ребенка. Ребенка нужно учить удерживать в памяти словесные инструкции, преодолевать трудности и дово­дить начатое дело до конца, по возможности адекватно оценивать собственные действия и их конечный результат.

Олигофрения при врожденном сифилисевозникает вследствие бо­лезни матери сифилисом в период беременности. В этих случаях у ребенка выявляются соматические и неврологические признаки раннего врожденного сифилиса; может иметь место грубый интел­лектуальный дефект. Патология плода может быть обусловлена как проникновением бледных трепонем через плаценту, так и дейст­вием сифилитических токсинов, которые вырабатываются трепонемами («дистрофический сифилис»). Сифилитические токсины оказывают влияние не только на плод, но и на генеративные клет­ки родителей, вызывая поражение зачатка. Подобные заболевания относятся к группе парасифилитических.

Олигофрения парасифилитической этиологии среди учащих­ся специальных (коррекционных) школ встречается примерно в 1—3% случаев. У этих детей отмечается легкая остаточная невро­логическая симптоматика, частые жалобы на головную боль, плохую переносимость жары, духоты. У большинства из них до 11— 17 лет наблюдается ночной энурез. Психическое недоразвитие от­мечается с раннего детства. Запаздывает развитие ходьбы и речи. Дети плохо включаются в игры, не понимают и не принимают их условий. Аффективная лабильность проявляется в повышенной плаксивости, возбудимости, упрямстве, склонности к конфликтам и агрессии. В школе сразу выявляются трудности в обучении, не­понимание учебного материала, особенно счетных операций, грамматических правил и т.п.

В условиях специальной (коррекционной) школы у этих де­тей рано выявляется патология поведения: агрессивность, растор-моженность влечений и т.д. В случаях, когда симптомы, ослож­няющие интеллектуальное недоразвитие, имеют негрубый ха­рактер, наблюдаются относительно неплохая динамика психиче­ского развития и, как правило, хорошая социально-трудовая адаптация.

Умственная отсталость при фенилкетонурии.Одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения деятельности эндокринной системы является фенилкетонурия (ФКУ). ФКУ является текущим дегенеративным процессом по типу прогрессирующей деменции. Нервно-психические нарушения не ограничиваются умственной отсталостью, а включают в себя и различные формы нарушения поведения, неустойчивость и снижение работоспособности и вни­мания, церебрастенические явления, неврозоподобные и психи­ческие расстройства.

Анализ адаптации к школе детей с ФКУ показал, что наиболь­шие трудности отмечаются, как правило, на первом и втором го­дах обучения. Дети с трудом вступают в контакт с педагогами и сверстниками. Они плохо переносят любые изменения во внеш­ней среде и часто проявляют негативные реакции на требования педагога, на его попытки включить их в детский коллектив.

Для преодоления трудностей адаптационного периода большое значеше имеет контакт педагога с ребенком. При правильном педагогическом подходе удается достичь привыкания ребенка к школе, нормализации его поведения в классе, исполнения требований, контакта с детьми. Все это создает благоприятные условия для воспитания и обучения. В то же время смена педагога, перевод в дру­гую школу или класс почти во всех случаях ведут к срыву установленного с таким трудом стереотипа поведения и повторному возникновению патологических реакций.

Деменцияслабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоциональ­но-волевой сферы. В детском возрасте деменция возникает в ре­зультате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы). К 2-3 годам значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает только их повреждение.

В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие отолигофрении нару­шение деятельности мозга при деменции наступает после опреде­ленного периоданормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Этим временным фактором в значительной степени определяется отличие течения и клинико-психологической структуры интеллек­туального дефекта при деменции от олигофрении. Так, структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается не­равномерностью различных познавательных функций. Кроме то­го, при деменциичасто наблюдается несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты позд­нее приобретенных навыков. Например, если деменция возника­ет у ребенка 3 лет, то прежде всего теряется речь, пропадают навы­ки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким и т.п.). Характерными признаками начала деменции яв­ляются появление нецеленаправленного, так называемого


При заболевании в старшем дошкольном поле­вого поведения, общая двигательная расторможенность, аффек­тивная возбудимость, некритичность, немотивированно повышен­ный фон настроения.

возрасте наиболее выраженным является искажение игровой деятельности — она ста­новится стереотипной, однообразной.

Если же заболевание начинается в младшем школьном возрас­те, то довольно долгое время у ребенка можно наблюдать сохран­ную речь, учебные навыки. Но в то же время становится заметным резкое снижение интеллектуальной работоспособности и учебной деятельности в целом, изменяется поведение детей. В зависимо­сти от динамики болезненного процесса различают резидуалъную органическую деменцию, при которой нарушения интеллекта пред­ставляют собой остаточные явления поражения мозга, и прогрес­сирующую органическую деменцию, вызванную текущим органиче­ским патологическим процессом в головном мозге. При прогрес­сирующей деменции явления интеллектуального распада посто­янно нарастают.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Почему классификация умственной отсталости (по М.С.Певзнер) относится к категории медико-психолого-педагогической?

2. Представьте психолого-педагогическую характеристику ос­новных форм олигофрении.

3. Раскройте понятие «деменция» и охарактеризуйте ее виды.

Рекомендуемая литература:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учпос -М.,1990.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального разви­тия: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П.Пузанова. — М, 2000.

4. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. — М., 1959.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями
в развитии? — М., 1998.

6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школь­ника— М, 1984.

 

 

3.3. Физическое состояние и психомоторика детей с нарушениями интеллектуального развития

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...