Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространенность сопутствующих нарушений развития и соматических заболеваний у детей с нарушениями интеллектуального развития

Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития по­знавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, имеют со­путствующие дефекты развития и соматические заболевания. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение ум­ственно отсталыми школьниками элементарных общеобразова­тельных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Таким образом, при организации процесса физического и тру­дового воспитания умственно отсталых детей и подростков следу­ет учитывать уровень (состояние) их здоровья, одним из показате­лей которого является наличие тех или иных сопутствующих де­фектов развития и (или) соматических заболеваний. Изучение осо­бенностей сопутствующих дефектов развития и соматических за­болеваний у умственно отсталых школьников позволит определить содержание коррекционно-реабилитационной и лечебной физи­ческой культуры для различных возрастных групп детей и подростков.

Исследования, наличия сопутствующих дефектов развития у умственно отсталых школьников 8-17 лет показали, что наруше­ния речи у юношей составляют 5,4%, у девушек — 3,1%; наруше­ния слуха у юношей составляют 1,4%, у девушек — 0,7%; наруше­ния зрения у юношей составляют 12,1%, у девушек — 14,8%; нару­шения опорно-двигательного аппарата у юношей составляют 16,5%, у девушек — 19,9% (Н.В.Астафьев, В.И.Михалев (1996).

Анализ распространенности сопутствующих дефектов разви­тия среди умственно отсталых школьников различного возраста указывает на то, что значительная часть физкультурных занятий должна содержать упражнения, направленные на коррекцию на­рушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). Примерно для 13% учащихся следует организовать занятия, направленные на кор­рекцию нарушений зрения.

Изучение распространенности соматических заболеваний сре-щ умственно отсталых школьников позволило выявить характер­ную особенность, заключающуюся втом, что девушки бываютчаще, чем юноши. У девушек наиболее распространенными являются за­болевания ЛОР-органов—до 26,7%, заболевания сердечно-сосуди­стой системы составляют 14,1%, мочеполовой сферы — 14,8 %; же­лудочно-кишечного тракта— 11,7%, эндокринной системы—8,6%.

Результаты изучения распространенности соматических забо­леваний среди умственно отсталых школьников указывают на не­обходимость использования тех средств физической культуры и спорта, которые позволят укрепить дыхательную и сердечно-сосу­дистую системы организма.

3.3.2. Физическое развитие детей с нарушениями интеллекта

В доступной нам научно-методической литературе имеются противоречивые сведения о физическом состоянии умственно от­сталых детей. Исследователи обнаружили самые разнообразные нарушения в физическом развитии и моторике этих детей.

А.Н.Плешаков (1975) при исследовании физического разви­тия и двигательной функции учащиеся вспомогательных школ приводит следующие результаты: направленность возрастных из­менений физического развития у детей с нормальным и повреж­денным интеллектом совпадают, данные показатели у детей-оли­гофренов с возрастом изменяются неравномерно. Интенсивный прирост изучаемых показателей отмечается в младшем и старшем школьном возрасте.

Сравнение средних показателей физического развития уча­щихся вспомогательных и массовых школ показало, что дети-оли­гофрены во всех исследуемых возрастных группах отстают от сво­их сверстников из массовых школ, наибольшее отставание отме­чено в среднем школьном возрасте.

Физическое развитие учащихся вспомогательной школы изу­чал А.С.Самыличев (1984, 1994). Автором выявлено большое раз­нообразие индивидуальных отклонений. В этой связи, исследова­тель указывает на необходимость учета этого фактора в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников. Диф­ференцировав учащихся вспомогательных школ в соответствии с тремя формами олигофрении (по классификации М.С.Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбужде­ния, осложненной процессами торможения, А. С. Самыличев изу­чил возрастную динамику их физического развития.

Наибольшие темпы прироста физического развития отмече­ны автором у мальчиков в период с 11 до 12 лет (увеличение соста­вило 25%) и в период с 13 до 15 лет (50%), у девочек — с Идо 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек.

Результаты исследований А.С.Самыличева (1994) показали, что индивидуальные показатели физического развития умствен­но отсталых школьников имеют большую вариацию.

А.А.Дмитриев (1989), оценивая физическое развитие учащих­ся вспомогательных школ, выявил, что в показателях длины и мас­сы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развиваю­щихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

Изучению состояния психомоторики умственно отсталых де­тей посвятил свои исследования С.П.Вайзман (1976, 1998). Под психомоторикой принято понимать совокупность анатомо-физио-логических и психологических механизмов, обеспечивающих осу­ществление простых и сложных двигательных реакций и действий. При нарушениях интеллекта у детей, особенно в степени идиотии и имбецильности, автором отмечена «растянутость» во времени этапов развития психомоторики. С возрастом моторная недоста­точность олигофренов сглаживается. Чем грубее недоразвитие ЦНС, тем слабее влияние возрастного фактора на состояние пси­хомоторики, которая обусловлена структурой дефекта.

У олигофренов в степени идиотии наблюдаются многообраз­ные поражения двигательной сферы: полная неподвижность, эм­бриональные позы, различные стереотипии в виде раскачивания тела и потряхиваний руками, гиперкинезы (насильственные дви­жения), нарушения равновесия, гипотония, судорожные припад­ки. Образование двигательных навыков и измерение количествен­ных характеристик двигательных качеств (сила, быстрота, вынос­ливость) невозможны. Коррекционно-компенсаторная работа с ними бесполезна.

Общая моторная характеристика олигофренов в степени им-бег^льяостихарактеризуется нарушением осанки, преимуществен­но сутулостью. При ходьбе и беге они излишне напрягают муску­латуру тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно коор­динируют движения рук и ног. Для них трудны упражнения, свя­занные с сохранением равновесия, с пространственной ориенти­ровкой. Недостаточная координация движений обнаруживалась и в прыжках (невозможность одновременного отталкивания двумя ногами при прыжке с места).

Дети-имбецилы плохо понимают правила простейших игр, ис­пытывают затруднения в быстрой смене поз и действий, избегают выполнения упражнений на небольшой высоте (гимнастической скамейке). Все задания требуют, как правило, кроме словесного объяснения еще и показа.

По уровню развития двигательных качеств имбецилы уступа­ют нормально развивающимся сверстникам. Недостаточность на­блюдается в показателях статической и динамической координа­ции. Мышечная сила и скорость движений, являющиеся состав­ными частями любого двигательного действия, имеют у имбеци-лов относительно небольшую положительную динамику. Стати­ческая выносливость с возрастом у мальчиков равномерно увеличивается, у девочек наблюдается то улучшение, то ухудше­ние результатов с возрастом.

3.3.2. Развитие психомоторики и двигательных способностей (физических качеств и двигательных навыков) у детей с нарушениями интеллектуального развития

Моторика олигофренов в степени дебильности визуально не имеет двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. При выполнении двигательного действия некоторые дети-дебилы обдумывают задание, могут правильно по­вторить инструкцию, самостоятельно исправить ошибки. Часто у них отсутствует стремление довести до конца начатое действие, они не предвидят окончательного результата. Им необходима помощь. При выполнении повторных действий наблюдается высокая сте­пень осмысления и сосредоточенность внимания. Формирование двигательного навыка у них приближается к нормальным законо­мерностям формирования произвольных движений.

Исследователи, занимавшиеся изучением развития физиче­ских качеств умственно отсталых школьников (Р.А.Белов, 1971, 1974; А.Н.Плешаков, 1975; Э.П.Бебриш, 1976; А.Н.Плешаков, В.М.Туманцев, 1985; АС.Самыличев, 1985; АА.Дмитриев, 1989; Е.С.Черник, 1992) указывают на низкий уровень развития физи­ческих качеств у данной категории детей по сравнению с учащи­мися массовых школ.

А.Н.Плешаков (1975), в частности, указывает на то, что раз­витие двигательной функции у детей-олигофренов происходит ге-терохронно и гетеродинамично. Автор заключает, что одна из са­мых слабых сторон двигательной подготовленности детей вспомо­гательной школы — функция равновесия. Значительное отстава­ние умственно отсталых школьников по уровню физической под­готовленности А.Н.Плешаков (1975) объясняет тем, что сила, возбудимость и подвижность нервных процессов у них значитель­но снижены. К тому же, в процессе обучения новые условно-реф­лекторные связи, особенно сложные, связанные с точностью, ко­ординацией, быстротой и силой у умственно отсталых детей фор­мируются значительно медленнее, чем у учащихся массовых школ, а сформировавшись, они не всегда оказываются прочными.

А.С.Самыличевым (1985) изучена возрастная динамика пока­зателей, характеризующих двигательные способности умственно отсталых школьников. Развитие отдельных двигательных способ­ностей, по мнению автора, характеризуется гетерохронностью. В среднем школьном возрасте развитие двигательных способностей происходит более интенсивно. В старшем школьном возрасте у юношей наблюдается тенденция к волнообразной стабилизации интегральных показателей, у девушек — снижение в развитии дви­гательных способностей.

А.А.Дмитриев (1989), отмечает, что по показателям силы, бы­строты, выносливости, гибкости, точности и статического равно­весия умственно отсталые школьники отстают от учащихся мас­совой школы.

Е.С.Черник (1992) приизучении физических качеств учащихся вспомогательной школы в сравнении с нормально развивающи­мися детьми указывает, что наиболее низкие показатели мышеч­ной силы отмечаются в пубертатном периоде. С возрастом мышеч­ная сила развивается, но, вместе с тем, нормально развивающиеся Дети проявляют большие показатели силы по сравнению с умственно отсталыми. С возрастом у умственно отсталых детей и под­ростков выносливость верхних и нижних конечностей, мышц ту­ловища при выполнении статических напряжений увеличивает­ся, но в меньшей степени, чем у нормально развивающихся школь­ников.

Л. Г.Харитонова с соавторами (1996,1997) изучали развитие ко­ординационных способностей и мелкой моторики рук умственно отсталых школьников в сравнении с нормально развивающимися учащимися. Как показали исследования, изучаемые показатели улучшаются с возрастом, однако, умственно отсталые школьники значительно отстают от своих сверстников из массовых школ.

На основе анализа показателей возрастного развития двига­тельного анализатора Е.С.Черник (1996) делает предположение, что его созревание у умственно отсталых школьников происходит к 15-16 годам, тогда как у нормально развивающихся это проис­ходит в 13-14-летнем возрасте.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте распространенность сопутствующих на­рушений развития и соматических заболеваний у умственно от­сталых школьников.

2. Охарактеризуйте физическое состояние и уровень развития психомоторики умственно отсталых детей (олигофренов, имбецилов, идиотов).

3. Представьте характеристику уровня развития физических качеств у умственно отсталых школьников.

Рекомендуемая литература:

1. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников: Учебное пособие. — Омск: СибГАФК, 1996.

2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. — М: Педагогика, 1997.

3. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у уча­щихся вспомогательных школ средствами физического воспита­ния. — Красноярск, 1987.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1990.

5. Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомо­гательной школы. — М., 1996.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...