Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распространенность сопутствующих нарушений развития и соматических заболеваний у детей с нарушениями интеллектуального развитияУмственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, имеют сопутствующие дефекты развития и соматические заболевания. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умственно отсталыми школьниками элементарных общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, при организации процесса физического и трудового воспитания умственно отсталых детей и подростков следует учитывать уровень (состояние) их здоровья, одним из показателей которого является наличие тех или иных сопутствующих дефектов развития и (или) соматических заболеваний. Изучение особенностей сопутствующих дефектов развития и соматических заболеваний у умственно отсталых школьников позволит определить содержание коррекционно-реабилитационной и лечебной физической культуры для различных возрастных групп детей и подростков. Исследования, наличия сопутствующих дефектов развития у умственно отсталых школьников 8-17 лет показали, что нарушения речи у юношей составляют 5,4%, у девушек — 3,1%; нарушения слуха у юношей составляют 1,4%, у девушек — 0,7%; нарушения зрения у юношей составляют 12,1%, у девушек — 14,8%; нарушения опорно-двигательного аппарата у юношей составляют 16,5%, у девушек — 19,9% (Н.В.Астафьев, В.И.Михалев (1996). Анализ распространенности сопутствующих дефектов развития среди умственно отсталых школьников различного возраста указывает на то, что значительная часть физкультурных занятий должна содержать упражнения, направленные на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). Примерно для 13% учащихся следует организовать занятия, направленные на коррекцию нарушений зрения. Изучение распространенности соматических заболеваний сре-щ умственно отсталых школьников позволило выявить характерную особенность, заключающуюся втом, что девушки бываютчаще, чем юноши. У девушек наиболее распространенными являются заболевания ЛОР-органов—до 26,7%, заболевания сердечно-сосудистой системы составляют 14,1%, мочеполовой сферы — 14,8 %; желудочно-кишечного тракта— 11,7%, эндокринной системы—8,6%. Результаты изучения распространенности соматических заболеваний среди умственно отсталых школьников указывают на необходимость использования тех средств физической культуры и спорта, которые позволят укрепить дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. 3.3.2. Физическое развитие детей с нарушениями интеллекта В доступной нам научно-методической литературе имеются противоречивые сведения о физическом состоянии умственно отсталых детей. Исследователи обнаружили самые разнообразные нарушения в физическом развитии и моторике этих детей. А.Н.Плешаков (1975) при исследовании физического развития и двигательной функции учащиеся вспомогательных школ приводит следующие результаты: направленность возрастных изменений физического развития у детей с нормальным и поврежденным интеллектом совпадают, данные показатели у детей-олигофренов с возрастом изменяются неравномерно. Интенсивный прирост изучаемых показателей отмечается в младшем и старшем школьном возрасте. Сравнение средних показателей физического развития учащихся вспомогательных и массовых школ показало, что дети-олигофрены во всех исследуемых возрастных группах отстают от своих сверстников из массовых школ, наибольшее отставание отмечено в среднем школьном возрасте. Физическое развитие учащихся вспомогательной школы изучал А.С.Самыличев (1984, 1994). Автором выявлено большое разнообразие индивидуальных отклонений. В этой связи, исследователь указывает на необходимость учета этого фактора в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников. Дифференцировав учащихся вспомогательных школ в соответствии с тремя формами олигофрении (по классификации М.С.Певзнер): основной неосложненной, осложненной процессами возбуждения, осложненной процессами торможения, А. С. Самыличев изучил возрастную динамику их физического развития. Наибольшие темпы прироста физического развития отмечены автором у мальчиков в период с 11 до 12 лет (увеличение составило 25%) и в период с 13 до 15 лет (50%), у девочек — с Идо 12 лет (23%) и с 14 до 15 лет (29%). До 10 лет мальчики превосходят по физическому развитию девочек, с 11 до 13 лет девочки опережают мальчиков. С 14 лет показатели физического развития мальчиков превышают показатели физического развития девочек. Результаты исследований А.С.Самыличева (1994) показали, что индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию. А.А.Дмитриев (1989), оценивая физическое развитие учащихся вспомогательных школ, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы. Изучению состояния психомоторики умственно отсталых детей посвятил свои исследования С.П.Вайзман (1976, 1998). Под психомоторикой принято понимать совокупность анатомо-физио-логических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. При нарушениях интеллекта у детей, особенно в степени идиотии и имбецильности, автором отмечена «растянутость» во времени этапов развития психомоторики. С возрастом моторная недостаточность олигофренов сглаживается. Чем грубее недоразвитие ЦНС, тем слабее влияние возрастного фактора на состояние психомоторики, которая обусловлена структурой дефекта. У олигофренов в степени идиотии наблюдаются многообразные поражения двигательной сферы: полная неподвижность, эмбриональные позы, различные стереотипии в виде раскачивания тела и потряхиваний руками, гиперкинезы (насильственные движения), нарушения равновесия, гипотония, судорожные припадки. Образование двигательных навыков и измерение количественных характеристик двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость) невозможны. Коррекционно-компенсаторная работа с ними бесполезна. Общая моторная характеристика олигофренов в степени им-бег^льяостихарактеризуется нарушением осанки, преимущественно сутулостью. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Для них трудны упражнения, связанные с сохранением равновесия, с пространственной ориентировкой. Недостаточная координация движений обнаруживалась и в прыжках (невозможность одновременного отталкивания двумя ногами при прыжке с места). Дети-имбецилы плохо понимают правила простейших игр, испытывают затруднения в быстрой смене поз и действий, избегают выполнения упражнений на небольшой высоте (гимнастической скамейке). Все задания требуют, как правило, кроме словесного объяснения еще и показа. По уровню развития двигательных качеств имбецилы уступают нормально развивающимся сверстникам. Недостаточность наблюдается в показателях статической и динамической координации. Мышечная сила и скорость движений, являющиеся составными частями любого двигательного действия, имеют у имбеци-лов относительно небольшую положительную динамику. Статическая выносливость с возрастом у мальчиков равномерно увеличивается, у девочек наблюдается то улучшение, то ухудшение результатов с возрастом. 3.3.2. Развитие психомоторики и двигательных способностей (физических качеств и двигательных навыков) у детей с нарушениями интеллектуального развития Моторика олигофренов в степени дебильности визуально не имеет двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. При выполнении двигательного действия некоторые дети-дебилы обдумывают задание, могут правильно повторить инструкцию, самостоятельно исправить ошибки. Часто у них отсутствует стремление довести до конца начатое действие, они не предвидят окончательного результата. Им необходима помощь. При выполнении повторных действий наблюдается высокая степень осмысления и сосредоточенность внимания. Формирование двигательного навыка у них приближается к нормальным закономерностям формирования произвольных движений. Исследователи, занимавшиеся изучением развития физических качеств умственно отсталых школьников (Р.А.Белов, 1971, 1974; А.Н.Плешаков, 1975; Э.П.Бебриш, 1976; А.Н.Плешаков, В.М.Туманцев, 1985; АС.Самыличев, 1985; АА.Дмитриев, 1989; Е.С.Черник, 1992) указывают на низкий уровень развития физических качеств у данной категории детей по сравнению с учащимися массовых школ. А.Н.Плешаков (1975), в частности, указывает на то, что развитие двигательной функции у детей-олигофренов происходит ге-терохронно и гетеродинамично. Автор заключает, что одна из самых слабых сторон двигательной подготовленности детей вспомогательной школы — функция равновесия. Значительное отставание умственно отсталых школьников по уровню физической подготовленности А.Н.Плешаков (1975) объясняет тем, что сила, возбудимость и подвижность нервных процессов у них значительно снижены. К тому же, в процессе обучения новые условно-рефлекторные связи, особенно сложные, связанные с точностью, координацией, быстротой и силой у умственно отсталых детей формируются значительно медленнее, чем у учащихся массовых школ, а сформировавшись, они не всегда оказываются прочными. А.С.Самыличевым (1985) изучена возрастная динамика показателей, характеризующих двигательные способности умственно отсталых школьников. Развитие отдельных двигательных способностей, по мнению автора, характеризуется гетерохронностью. В среднем школьном возрасте развитие двигательных способностей происходит более интенсивно. В старшем школьном возрасте у юношей наблюдается тенденция к волнообразной стабилизации интегральных показателей, у девушек — снижение в развитии двигательных способностей. А.А.Дмитриев (1989), отмечает, что по показателям силы, быстроты, выносливости, гибкости, точности и статического равновесия умственно отсталые школьники отстают от учащихся массовой школы. Е.С.Черник (1992) приизучении физических качеств учащихся вспомогательной школы в сравнении с нормально развивающимися детьми указывает, что наиболее низкие показатели мышечной силы отмечаются в пубертатном периоде. С возрастом мышечная сила развивается, но, вместе с тем, нормально развивающиеся Дети проявляют большие показатели силы по сравнению с умственно отсталыми. С возрастом у умственно отсталых детей и подростков выносливость верхних и нижних конечностей, мышц туловища при выполнении статических напряжений увеличивается, но в меньшей степени, чем у нормально развивающихся школьников. Л. Г.Харитонова с соавторами (1996,1997) изучали развитие координационных способностей и мелкой моторики рук умственно отсталых школьников в сравнении с нормально развивающимися учащимися. Как показали исследования, изучаемые показатели улучшаются с возрастом, однако, умственно отсталые школьники значительно отстают от своих сверстников из массовых школ. На основе анализа показателей возрастного развития двигательного анализатора Е.С.Черник (1996) делает предположение, что его созревание у умственно отсталых школьников происходит к 15-16 годам, тогда как у нормально развивающихся это происходит в 13-14-летнем возрасте. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Проанализируйте распространенность сопутствующих нарушений развития и соматических заболеваний у умственно отсталых школьников. 2. Охарактеризуйте физическое состояние и уровень развития психомоторики умственно отсталых детей (олигофренов, имбецилов, идиотов). 3. Представьте характеристику уровня развития физических качеств у умственно отсталых школьников. Рекомендуемая литература: 1. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников: Учебное пособие. — Омск: СибГАФК, 1996. 2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. — М: Педагогика, 1997. 3. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. — Красноярск, 1987. 4. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1990. 5. Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. — М., 1996.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |