Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые и социально-экономические основы развития социальной сферы Российской Федерации

Российская Федерация является социальным государством, следовательно, целью которого является повышение качества жизни населения, формирование безопасной комфортной среды жизнедеятельности граждан. Следовательно, приоритетами государственной политики современного российского государства является деятельность по развитию отраслей социальной сферы, которые и обеспечивают социальное развитие.

Под социальной сферой понимается область жизнедеятельности человеческого общества, в котором реализуется социальная политика государства путём распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения труда человека. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических, национальных отношений, связи общества и личности. В неё включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера охватывает всё пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этических отношений.[6]

В более широком понимании социальная сфера трактуется как комплексная система, состоящая из двух взаимосвязанных подсистем – социальной структуры общества (стратификация) и условий жизнедеятельности (уровень и качество жизни).[7]

Социальная сфера включает такие отрасли, как: здравоохранение, образование, культура, наука, физическая культура и спорт, туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, систему социальной защиты.

Социальная сфера является основой реализации государственной социальной политики.

В науке существует несколько научных подходов к определению категории «социальная политика».

В «Кратком социологическом словаре» социальная политика толкуется как «…система практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу»[8].

В «Социальной энциклопедии» социальная политика растолковывается как «…сфера практического осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества, реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей».[9]

Некоторые учёные рассматривают «социальную политику» как систему мер и мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Более глубокий и системный подход характерен для учёной кафедры труда и социальной политики РАНХиГС. Они определяют социальную политику как « …систему взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества его жизни. [10]

Немало важной составляющей в данном контексте является и то, что зарубежные исследователи рассматривают социальную политику как функцию всего общества, а отечественные учёные – как функцию государства.[11]

Социальная политика реализуется на разных уровнях: выделяют государственную социальную политику, социальную политику в муниципальных образованиях и корпоративную социальную политику.

Важно подчеркнуть, что социальная политика регулирует отношения в сфере занятости, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной помощи, социального обслуживания населения, социальной защиты и социальной поддержки определённых категорий граждан, демографии и народонаселения и многого другого.

Социальная политика на государственном и региональном уровнях в большей степени принимает рамочный образ, который задается нормативно правовыми актами. В действительности социальная политика осуществляется, как правило, на муниципальном и корпоративном уровнях. Именно на этих ступенях она находит свое конечное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу. Учитывая системный и многогранный характер социальной политики, важно уточнить, что её реализация должна охватывать всё её пространство. Например, нельзя говорить о сильной социальной политики, в пределах которой рассматриваются только отдельные элементы системы – здравоохранение, наука и многие другие, также важно уделять соответствующее внимание проблемам миграции населения, квалификации работников, социальной защиты отдельных категорий граждан и так далее.

Затрагивая правовое регулирование социальной сферы нужно заметить, что оно складывается под влиянием государственной социальной политики, которая в свою очередь детализируется в правительственных программах социальных реформ. Правовое регулирование социального развития притворяется в жизнь такими подзаконными и нормативно-правовыми актами, как: Указы Президента, Постановления Правительства, акты глав исполнительной власти субъектов РФ.

Как уже отмечалось ранее, в РФ социальная политика реализуется на государственном, региональном, муниципальном уровнях. Каждый из них имеет собственные полномочия по поводу правотворчества в этой сфере. В частности, на федеральном уровне принимаются законодательные и нормативные акты, регулирующие базовые принципы социальной политики в стране. Необходимо отметить, что основополагающие направления общегосударственной регламентации по управлению социальной сферой формируются правительством или отдельными министерствами (т.е. исполнительной властью). В то же время на уровне региональных органов власти формируются и реализуются региональные законы и социальные программы (в том числе проводится организация адресной социальной помощи, регулируется деятельность учреждений социальной инфраструктуры). Содержание деятельности местных властей в социальной сфере (местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, реализуемых на уровне муниципальных образований, и т.п.) регламентируются законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.[12]

Также органы местного самоуправления осуществляют активное нормотворчество по перечню определенных вопросов. Все эти три уровня можно сравнить со звеньями одной цепи - социальной политики, которые находятся в непрерывном взаимодействии, взаимодополняют друг друга и составляют неразрывное целое.

В Конституции РФ, в статье 7, Россия определяется как «…социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».[13]

В социальном государстве социальная политика является инструментом обеспечения функционирования социального государства, которое обладает рядом признаков, к которым относятся: 1) правовая основа социальной политики; 2) наличие системы социального страхования; 3) существование бюджетных социальных выплат; 4) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; 5) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества; 6) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан; 7) существование институтов гражданского общества.[14]

Таким образом, социальное государство должно быть ориентированно на развитие граждан в духовной, культурной, нравственной сферах. А социальная политика такого государства призвана поддерживать в приемлемых рамках имущественную дифференциацию населения, исключать ее неоправданные резервы, формировать и укреплять солидарность между разными слоями общества, развивать социальное партнерство и т.д.

Кроме того, Россия, являясь социальным государством, взяла на себя ответственность соблюдать международные документы о социальном развитии и правах человека такие как: Всеобщая декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Декларация социального прогресса и развития, Копенгагенская декларация о социальном развитии, Декларации Тысячелетия ООН, документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие.

С целью реализации положений Конституции Российской Федерации о социальном государстве создана нормативная правовая база, включающая федеральные законы, обеспечивающие реализацию государственной социальной политики, в том числе и федеральные законы по конкретным категориям лиц, на которых распространяются социальные обязательства государства.[15]

Конституция РФ, федеральные законы определяют базовый фундамент формирования системы законодательства субъектов РФ по основным направлениям социальной политики, принимаются соответствующие нормативные акты муниципального уровня.[16]

На базе всех упомянутых выше нормативно-правовых актов органами исполнительной власти всех уровней, а также органами управления отдельных отраслей или объектов социальной сферы принимаются соответствующие подзаконные акты – от постановлений Правительства РФ и до ведомственных или учрежденческих инструкций.[17]

Одним из ключевых документов, определяющих стратегические приоритеты социального развития РФ, выступает Стратегия национальной безопасности РФ[18], которая являясь документом стратегического планирования, основана на тесной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономическом развитии России. В ней определяются национальные интересы (например, повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны, сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, укрепление социальной стабильности и ряд других) и стратегические национальные приоритеты РФ (например, государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура), цели, задачи, угрозы и меры по преодолению таких негативных факторов в области стратегических приоритетов, которые направленны на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.[19]

Центральное место в регулировании социальной сферы следует отвести «майским» указам Президента, принятым в 2012 году[20].

Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» направлен на решение вопросов повышений уровня заработной платы работников бюджетной сферы. Поставлена задача доведение зарплаты педагогов всех образовательных учреждений к 2018 г. до уровня среднего оклада по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов, научных сотрудников к 2018 г. должны вдвое превышать средний заработок в соответствующем регионе. В Указе поставлены задачи увеличения числа высококвалифицированных работников, создания специальных рабочих мест для инвалидов, разработки и утверждении профессиональных стандартов. создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, проведения реформы пенсионной системы, развитие российской культуры. [21]

Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определил задачи снижения смертности от различных заболеваний, дорожно-транспортных происшествий, младенческой смертности. Даны поручения по развитию фармацевтической промышленности, которая должна обеспечить население доступными отечественными лекарствами и жизненно важными лекарственными препаратами. Поставлены задачи разработки стратегии развития медицинской науки в РФ, формирования здорового образа жизни, повышения квалификационного уровня и сокращение дефицита медицинских кадров и другие.[22]

Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусматривает проведение реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, повышение эффективности ЕГЭ, поддержку одаренных детей и молодежи; повышение престижа и конкурентоспособности ведущих российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров; доступности дошкольного образования, развитие учебных заведений среднего профессионального и высшего образования для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня стипендий студентов, увеличения доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах и так далее.[23]

В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» определены задачи по проведению преобразований в коммунальной сфере, таких как: уменьшение уровня процентной ставки, увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов на жилье, снижение стоимости квадратного метра жилья и прочее. Предложены механизмы совершенствования государственной жилищной политики.[24]

Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определяет задачи развития системы государственного управления по показателям: удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг; доступности и увеличения числа лиц, получающих государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна», а также лиц получаемых данные услуги в электронной форме; сокращения времени ожидания в очереди и иное.[25]

Указ Президента РФ «О мерах по реализации демографической политики РФ» определяет задачи повышения рождаемости и продолжительности жизни населения и снижения уровня смертности. Государственная политика в данных сферах должна привести к повышению суммарного коэффициента рождаемости в 2018 году, увеличению продолжительности жизни до 74 лет. Правительству РФ поручается провести преобразования в миграционной политики, создать условия для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и т.п.[26]

Концептуальными документами, направленными на развитие социальной сферы, реализации эффективной государственной политики является Стратегия социально-экономического развития Российской федерации и ее регионов, Федеральные целевые программы, такие как: «Развития образования на 2016 - 2020 годы», «Культура России (2012 - 2018 годы)»,[27] «Жилище на 2015 - 2020 годы»,[28] «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2018 годы)»и другие.[29]

Новой формой государственного целевого программирования является разработка и реализация национальных проектов, которые сегодня модифицированы и функционируют в составе государственных программ.

Национальный проект «Здоровье» предусматривает переход на новые формы оплаты труда врачей, повышение в несколько раз заработной платы врачей и медсестёр, подготовку и переподготовку врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы службы скорой помощи, иммунизацию населения, выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита В, С и иммунодефицита, обследование новорожденных детей, диспансеризацию групп риска, строительство современных медицинских центров, увеличение квот на проведение сложных операций, возрождение профилактического направления в здравоохранении, формирование у населения культуры здоровья и другое.

Национальный проект «Образование» предполагает государственную поддержку вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, реализацию программы поддержки лучших учителей, информатизацию образования, поддержку талантливой молодежи, развитие системы профессиональной подготовки в армии, поддержку воспитания школьников, создание федерально портала дистанционных программ обучения и прочее.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предусматривает увеличение объемов жилищного строительства, объемов ипотечного кредитования, снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий, поддержку молодых семей, исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам и другим категориям граждан и ряд других важнейших мероприятий.

Правительство РФ утвердило в качестве антикризисной составляющей «План действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году».

Важнейшими ориентирами деятельности Правительства РФ в 2016 году определены: исполнение социальных обязательств, поддержка уровня жизни и благосостояния граждан РФ, а также стабильное социально- экономическое развитие. Социальный блок плана предполагает предоставление для нуждающихся семей единовременных выплат за счет средств материнского капитала; дополнительные меры по содействию занятости населения и недопущения роста безработицы; сохранение необходимого финансирования государственных программ по поддержке инвалидов и тяжело больных людей; лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и иное.[30]

Федеральный бюджет РФ на 2016 год предусматривает дефицит в 3% ВВП, доходы запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы — 16,099 триллиона рублей.

В законе зафиксирована обязательная индексация пенсий в 2016 году на 4%, размер материнского капитала в 2016 году составит 453 тысячи рублей; предоставление межбюджетных трансферт бюджету Пенсионного фонда РФ в объеме 3,18 триллиона рублей. На создание новых современных рабочих мест в школах для ликвидации третьей смены направляется 50 миллиардов рублей; на расходы бюджета по компенсации отдельным категориям граждан (инвалидам первой и второй группы, семьям с детьми-инвалидами) оплаты взноса на капремонт выделяется 5 миллиардов рублей и ряд других нововведений.[31]

В Федеральном бюджете учитываются такие статьи расходов на социальную сферу, как:

- капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности в рамках реализации мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации в рамках подпрограммы «Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в размере29 647 600,0 тыс. рублей;

- закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд в рамках мероприятия по профилактике, выявлению, мониторингу лечения и лечению лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, в пределах подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на общую сумму 2 932 357,5 тыс. рублей;

- субсидии на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» суммой 520 000,0 тыс. рублей;

- гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации в рамках подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» в пределах 8 000,0 тыс. рублей;

- капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности в области мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и строительство общежитий в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»около435 176,0 тыс. рублей;

- субсидии на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы в пределах 200 000,0 тыс. рублей и ряд других не менее важных статей расходов.[32]

Следует подчеркнуть, что в бюджете РФ на 2016 год увеличились расходы на социальную политику и составили 4448 млрд. рублей по сравнению с расходами бюджета РФ на 2015 год (4320 млрд. рублей), увеличение коснулось и сферы образования на 0,32% в сравнении с предыдущим годом, также увеличились расходы на здравоохранения - 479 млрд. рублей и 303 млрд. рублей соответственно, рост расходов на 2016 год не оставил без внимания отрасль физической культуры и спорта – 72 млрд. рублей в противовес 62 млрд. рублей предшествующего года, увеличилось финансирование культуры и кинематографии на 15,3% по сравнению с минувшим 2015 годом и прочее. Наряду с увеличением расходов, бюджет на 2016 год в противопоставлении с прошлым годом предусматривает и сокращение расходов: на национальную безопасность и правоохранительную сферу 1314 млрд. рублей против 2060 млрд. рублей соответственно, уменьшатся расходы на ЖКХ – 61 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом – 107 млрд. рублей и другое. Приложение 1.

Особо важным является эффективное расходование бюджетных средств и адресность всех выплат учитываемых в бюджете, то есть они должны доходить до наиболее уязвимых категорий населения, помогать именно тем, кто нуждается в такой помощи.

Следовательно, взаимосвязь социального государства и его социальной политики зависит от того, насколько она является правильно направленной, скоординированной, стабильной, сильной, то есть в какой степени социальная политика выражает потребности и интересы людей, а также ориентируется на результат и получение определенного эффекта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...