Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система полномочий органов государственной власти в развитии социальной сферы и реализации государственной социальной политики в регионе

В Российской Федерации создана система разграничения полномочий в области социальной политики между федеральным центром, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Под социальной политикой региона понимается деятельность органов государственной власти субъектов РФ, направленная на решение социальных проблем региона, развития его социальной сферы, создание условий для жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов, прав и гарантий, предоставление социальных услуг.[47]

В регионах субъектами социальной политики являются региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти регионов (во Владимирской области - Законодательное Собрание Владимирской области) принимают региональное социальное законодательство, в состав которого входят социальные законы и иные нормативно правовые акты субъектов РФ. Органы законодательной власти регионов имеют постоянные комиссии или комитеты по вопросам социальной сферы: жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства; здравоохранения, демографии, материнства и детства; образования, науки, культуры, туризма, спорта, делам молодёжи и средствам массовой информации; труда, социальной защиты населения, делам ветеранов и инвалидов и другие.

В систему органов исполнительной власти входит исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона, учувствует в проведении единой государственной социальной политики и развитии социальной сферы. Исполнительным органом государственной власти Владимирской области является Администрация Владимирской области.

В соответствии с Уставом Владимирской области к полномочиям Администрации Владимирской области в области социальной политики и социальной сферы относятся: разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, культуры, физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в областной собственности, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения и прочее.[48]

В соответствии с Законом Владимирской области «О Губернаторе и администрации Владимирской области» полномочия Администрации Владимирской области составляют:

- разработку программ и прогнозов социально-экономического развития

области, обеспечение их реализации;

- обеспечение проведения государственной политики в области реализации конституционных прав граждан на социальную защиту, образование, охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и обеспечения занятости населения;

- разработку областных программ социальной защиты населения;

- разработку и реализацию мер социальной защиты малоимущих граждан,

инвалидов, многодетных семей и других, слабо защищенных слоев населения области;

- содействие своевременному и правильному назначению и выплате пенсий и пособий;

- содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

- обеспечение проведения государственной политики по улучшению условий и охраны труда и иное.[49]

В системе исполнительной власти Владимирской области вопросами социальной направленности занимаются

департаменты: жилищно-коммунального хозяйства, по труду и занятости населения ЗАГС здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта;

комитеты: по социальной политике , по молодежной политике , по туризму, информатизации, связи и телекоммуникаций и ряд других.[50]

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Владимирской области – губернатор является высшим должностным лицом Владимирской области, который ответственен за реализацию социальной политики в регионе и в пределах полномочий (например, организует управление областью, принимает решения в сфере социально-экономического и культурного развития области; может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями) занимается решением проблем социальной политики и социальной сферы.

К органам судебной власти Владимирской области относятся: мировые судьи - судьи общей юрисдикции области, которые являясь субъектами региональной социальной политики, решают ее вопросы в судебном порядке. [51]

Важно заметить, что Российская Федерация и ее субъекты имеют предметы совместного ведения в социальной сфере и в области социальной политики.

В соответствии с Конституцией РФ в их совместном ведении находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и другое.[52]

Наряду с этим, Российская Федерация делегирует органам государственной власти ее субъектов осуществление ряда полномочий в области социальной политики и развитии отраслей социальной сферы. К ним относятся полномочия: в области содействия занятости населения; оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; в отношении объектов культурного наследия; по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и ряд других.[53]

В этой связи важное значение приобретает Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который относит к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) такие социальные вопросы, как:

-организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;

- обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

- организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

- создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации;

- осуществления мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством и многие другие не менее важные вопросы.[54]

Особого внимания заслуживает то, что в разработке и реализации социальной политики существует разделение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Статья 73 Конституции РФ поясняет, что вне пределов ведения РФ, вне полномочий по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти, в том числе и в проведении социальной политики. Социальные вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, относятся к ведению органов государственной власти субъекта РФ. Они разрабатывают и реализуют социальную политику, социальные программы региона, принимают законы и иные нормативно правовые акты по социальной политики, осуществляемой в регионах, организуют предоставление социальной помощи и поддержки малоимущим семьям и гражданам. Региональные органы государственной власти за счет средств субъектовых бюджетов могут повышать минимальные социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, создают условия для благотворительной деятельности в социальной сфере, финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении.[55]

Центральное место в этом контексте занимает взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в организации и реализации социальной политики. Такое взаимодействие происходит в процессе решения социальных задач, находящихся в пределах их совместного ведения.

Согласно ст. 78 Конституции РФ для осуществления своих полномочий федеральные органы исполнительной власти могут создавать в субъектах РФ территориальные органы.

Решением проблем социальной политики и социальной сферы в регионах занимаются территориальные органы федеральных служб по надзору в сфере: защиты прав потребителей и благополучия человека; здравоохранения и социального развития; надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия; труду и занятости; федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и медико-биологического агентства. Кроме того, в регионах существует отделение Пенсионного фонда РФ и региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В этой связи следует акцентировать внимание на Постановление Правительства РФ «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». [56]

Таким образом, субъекты РФ имеют полномочия в организации и проведении социальной политики и социальной сфере. Однако регионы индивидуальны по-своему и отличаются друг от друга уровнем социального развития. Эти отличия зависят от географических, климатических, национальных условий, экономических, социальных, демографических духовных факторов. Для преодоления территориальной дифференциации и уменьшения разрыва в социальном развитии между субъектами РФ необходимо проводить единую социальную политику на всей территории России учитывая при этом своеобразность и интересы регионов. Самостоятельная социальная политика региона должна быть взаимосвязана с социальной политикой федерального центра, а также с социальной политикой органов местного самоуправления.

Следовательно, современная Россия проходит сложный и ответственный период своего развития, при этом с каждым годом наращивается ее модернизационный потенциал, как в экономической, так и в социальной сферах. Органы государственной власти и местного самоуправления принимают различного рода меры по дальнейшему социальному развитию страны, ее субъектов и муниципальных образований, для того чтобы человек, живущий в нашей стране, жил в комфортных социальных условиях, чувствовал себя достойной личностью, ощущал уважение государства и его институтов.

Глава 2. Совершенствование системы управления развитием социальной сферы региона (на примере Владимирской области)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...