Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эклектика конца 19 – начала 20 века. Оперный театр в Париже (1861-1875)

— разновидность формалистического подхода к архитектурному творчеству; смешение стилей, разнородных композиционных приемов и элементов. Эклектика проявляется в несоответствии материально-технической основы архитектурного сооружения (функционального назначения, конструкций, строит. материалов) его объемно-пространственной композиции. Напр., при заимствовании элементов архитектуры прошлых эпох совр. жилые, обществ, и производственные здания приобретают вид античных храмов, дворцов эпохи Возрождения и т. п. В некоторых странах образцом для эклектичного подражания становится национальная архитектура различных эпох. Все это приводит к созданию сооружений малоудобных в эксплуатации, неэкономичных и эстетически несовершенных. Архитектурные формы фасадов и отделка интерьеров приобретают характер архитектурной декорации, становятся чисто внешним атрибутом, не связанным с материально-технической основой здания. При этом новые конструкции, строит, и отделочные материалы чаще всего имитируются «под старину» — бетон под камень или дерево, металл закрывается каменной облицовкой или штукатуркой, остекленным поверхностям придается вид средневековых витражей, металлический или железобетонный каркас трактуется как античная ордерная колоннада, совр. легкие сводчатые конструкции из железобетона и металла обрабатываются под массивные каменные своды. Таковы многие ж.-д. вокзалы, торговые и производственные здания, универсальные магазины конца 19 — начала 20 вв.
Эклектика возникает и в том случае, когда при сохранении традиционных конструкций, планировки и объемно-пространственной структуры зданий им придается «модный» совр. вид путем внешней обработки фасадов и применения декоративных отделочных материалов.
В 30—40-х гг. в творчестве ряда советских архитекторов имели место проявления эклектики, что объяснялось преувеличением ими роли исторического наследия в формировании эстетических качеств современной архитектуры.

Оперный театр в Париже (1861-1875). Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар и относится к эпохе крупных преобразований города, воплощённых Наполеоном III и префектом Османом.

48) Появление первых профессиональных дизайнеров интерьеров и архитектурных студий в Америке: Элси де Вольф, МакМиллен.
Элси де Вольф по праву называют родоначальницей современного дизайна. Она была актрисой, декоратором интерьеров и написала в 1913 книгу «The House in Good Taste», которая стала безумно популярной среди американских женщин. Элси была целеустремленной волевой женщиной, которая открыла американскому обществу глаза на то, как можно легко и со вкусом обставить дом. Именно с ее подачи американские жилища избавились от тяжеловесной викторианской мебели и плотных портьер на окнах и обратились к легким и светлым французским интерьерам.
В 18 веке декором интерьера занимались мебельщики и архитекторы. В 19 веке начали появляться фирмы по дизайну, но Элси стала первой женщиной-дизайнером и законодательницей вкусов в начале 20 века. Среди ее клиентов были Анна Вандербильт, Анна Морган, Герцоги Виндзорские и многие другие заметные фигуры своего времени.
В своей автобиографии она называет себя «бунтаркой в уродливом мире». Влияние, которое Элси оказала на интерьер американских жилищ, огромно. Она обладала нужными связями в обществе и огромными амбициями. Она обожала Францию и французские интерьеры и активно привносила их в свой декор. Именно она ввела в Америке моду на шинуазри, легкие обивочные ткани с цветочными принтами и удобной мебелью. Она, как могла, избавлялась от примет викторианской эпохи – темной мебели, тяжелых портьер, бархатных драпировок. Она говорила «Я открыла двери и окна Америки и впустила внутрь свет и воздух». Кроме того, ее интерьеры были значительно практичнее. Она рассказывала женщинам, как сделать свой дом красивым и приятным, затратив наименьшее количество средств.
В 1905 в здании на Мэдисон Авеню открылся первый женский клуб Colony-club. Вместо тяжелой мужской обстановки, Элси использовала легкие ткани, выкрасила стены в пастельные тона, покрыла пол плиткой и добавила плетеные кресла. Интерьер был абсолютно женским и мгновенно стал безумно популярным. Элси сразу прославилась как дизайнер. В следующие шесть лет Элси работала дизайнером в множестве богатых домов и клубов на Восточном и Западном побережьях. В 1913 она открыла собственный офис, обзавелась ассистентами и секретарями.
В 1915 ее нанял Генри Клэй Фрик, угольный промышленник,один из самых богатых людей Америки в то время. Он поручил сэру Чарльзу Аллому, известному благодаря работе в Букингемском дворце, отделать комнаты на первом этаже своей усадьбы в Нью-Йорке, Элси достался второй этаж, на котором располагались спальни. После работы на Фрика, она разбогатела. После того, она работала еще во множестве солидных домов и написала множество книг и статей.

49. Возникновение модернизма. Фрэнк Ллойд Рай, Вальтер Гропиус, Людвиг Ми сван дер Роэ, Ле Корбюзье.
Модернизм - это направление в искусстве, характеризующееся уходом от предшествующего исторического опыта художественного творчества вплоть до полного его отрицания. Появился модернизм в конце 19-го века, а его расцвет пришелся на начало века 20-го. Развитие модернизма сопровождалось значительными переменами в литературе, изобразительном искусстве и архитектуре. Культура и искусство не всегда поддаются спонтанным изменениям, но необходимость модернизма как средства перемен в начале 20-го века уже ощущалась. В основном процесс обновления проходил спокойно, но иногда модернизм принимал воинствующие формы.
Эволюция модернизма
Парадигма модернизма стала доминирующей в первой половине 20-го века, но затем стремление к радикальным изменениям в искусстве стало снижаться, и французский "ар нуво", немецкий "югендстиль" и "русский модерн", предшествующие модернизму как явлению революционному, приняли более спокойную форму.
Направления модернизма
Вскоре модернистские тенденции приняли конкретные формы, появились следующие направления в искусстве:
- Абстрактный экспрессионизм - особая манера живописи, когда художник тратит на свое творчество минимальное количество времени, разбрасывает по холсту краски, хаотично прикасается кистями к картине, беспорядочно наносит мазки.
- Дадаизм - художественные произведения в стиле коллажа, компоновка на холсте нескольких фрагментов одной тематики. Изображения обычно проникнуты идеей отрицания, циничного подхода к теме. Стиль возник сразу после окончания Первой мировой войны и стал отображением чувства безысходности, царящего в обществе.
- Кубизм - хаотично расположенные геометрические фигуры. Стиль сам по себе высокохудожественный, подлинные шедевры в стиле кубизма создавал Пабло Пикассо. Несколько иначе подходил к творчеству художник Поль Сезанн - его полотна также входят в сокровищницу мирового искусства.

- Постимпрессионизм - отказ от зримой действительности и замена реальных изображений декоративной стилизацией. Стиль с огромным потенциалом, но в полной мере его реализовали только Винсент ван Гог и Поль Гоген.


Сложно переоценить значение модернизма в архитектуре XX века: практически все течения последних ста лет были фактически либо его ответвлениями, либо возникали ему в противовес. В разное время идеологами и адептами модернизма становились Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон, Фрэнк Ллойд Райт, Рихард Нойтра, Джозеф Эйхлер, Луис Салливан, Геррит Ритвельд, Бруно Таут, Арне Якобсен, Оскар Нимейер и Алвар Аальто. И, несмотря на мировоззренческие отличия между ними, в модернисткой философии на протяжении всего времени ее становления и развития легко выделить ряд общих и основополагающих принципов.

50. Группа Стиль, Баухауз. Функциональный дизайн в интерьере. Новая эстетика жилья.
Ба́ухауз (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 годы, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.
Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930—1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были в основном выросшие из эстетики конструктивизма архитекторы: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Особенности стиля
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»).
В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно-консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.
Стиль баухаус отражает традиционную немецкую практичность. Даже в его названии выражено стремление к простоте: "bauhaus" в переводе с немецкого означает "строить дом". Именно под таким названием впервые сформировались новые принципы архитектурного дизайна.
Годом основания стиля считается 1919-й, когда в германском городе Веймар молодой архитектор Вальтер Гропиус, заняв кресло руководителя новой высшей школы строительства и конструирования, предложил сосредоточиться на объединении индустриальных возможностей производства с простыми, но эстетичными формами.
Баухаус легко определить в стиле интерьера и, в особенности, в стиле мебели. Его отличительные черты — прямые плоскости и линии, строгие геометрические формы, отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей.

Наличие металла в мебели практически безошибочно указывает на баухаус. Именно этот стиль доказал, что даже холодность стали может стать символом уюта и комфорта.
Являясь рупором индустриализации, баухаус не стесняется искусственных материалов, умело и эффектно сочетая их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем.
Мебель в стиле баухаус — это кожа, грубая ткань, хромированные металлические элементы, пересекающиеся по диагонали стальные трубки. Весьма выразительна мягкая мебель в этом стиле — гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. К слову, концепция встроенной мебели, яркими представителями которой являются шкафы-купе, тоже создана в рамках этого стиля.
Цветовая гамма в баухаусе, это обязательное сочетание холодных и теплых оттенков. Камень и светлая штукатурка непременно "разбиваются" теплотой натурального дерева, холодность металла и стекла — кожей или текстилем.
Минимум украшений. Создавая этот стиль, не следует увлекаться узорами, орнаментами, декоративным оформлением. В искусственных материалах отдавайте предпочтение однотонным глянцевым или матовым поверхностям, а заботу о декоративной привлекательности натуральных материалов оставьте самой природе: кожа, камень, дерево — фактура и декоративность каждого из этих материалов украсит помещение сама собой.

56. Деконструктивизм и его особенности. Питер Эйзенман, Френк Гери.
Деконструктивизм является одним из ведущих архитектурных стилей ХХ века. Его основоположником и идейным вдохновителем считается Жак Деррида. Этот известный французский философ и мыслитель заявлял, что архитектура нуждается в новом подходе, который выражается в использовании необычных форм и нестандартных решений. Деконструктивизм окончательно оформился в 80-х гг 20 века, хотя до сих пор некоторые скептики считают его всего лишь экспериментом над формой, своеобразным прототипом рациональным идеям модернизма.
Главной чертой деконструктивизма в архитектуре является нарочитая сложность и элемент неожиданности. Сам по себе этот стиль является манифестом против привычной эстетики и функциональности. Для деконструктивизма характерными являются ломанные линии, в результате чего получается здание с неправильной, а часто и очень сложной геометрической формой. Таким образом, создаётся впечатление некого беспорядка: отсутствие связи между вертикальными и горизонтальными линиями, смещённый центр тяжести, беспорядочно расположенные проёмы, большое количество выступающих частей сооружения. Все это делает деконструктивизм чрезвычайно сложным в проектировании, что требует от архитектора высокой квалификации.
Для деконструктивизма характерно использование и сочетании самых разнообразных строительных материалов: бетона, камня, метала, стекла. Очень часто эти комбинации выглядят довольно необычно. Тоже самое качается и цветовой гаммы. Она призвана удивлять, поэтому оттенки часто подбираются нарочито яркие, контрастные.
Яркими представителями деконструктивизма являются также Питер Айзенман, Бернар Чуми, Фрэнк Гери, Заха Хадид.
Питер Айзенман
Родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси в 1932. Учился в Колумбийском университете и университете Корнелла в США, в Кембриджском университете в Великобритании.

До основания своей мастерской в 1980 Айзенман был по преимуществу теоретиком и преподавателем архитектуры. В 1967 он основал Институт исследования архитектуры и градостроительства (Institute for Architecture and Urban Studies — IAUS), которым руководил до 1982 года.

В 1985 он получил «Каменного льва» — первую премию — на III Архитектурной биеннале в Венеции за проект «Ромео и Джульетта». В 2004 получил «Золотого льва» за жизненный вклад в архитектуру на IX Архитектурной биеннале.

Был одним из членов Нью-Йоркской пятерки (совместно с Дж. Хейдуком, Ч. Гуотми, Р. Майером и М. Грейвсом). Работы группы представляли так называемую нью-йоркскую архитектурную школу. В этот период Айзенман работал с геометрическими абстрактными композициями и творческим наследием Ле Корбюзье.

Постройки и проекты

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...