Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как определить, что «сосуд» уже наполнен

К счастью, находясь на самой верхней точке кривой, обучаемые ведут себя довольно последовательно, и их сосуд к этому моменту уже наполнен. Когда содержимое сосуда достигает предела, обучаемый начинает сомневаться, и его колебания и нерешительность служат сигналами того, что верхняя точка достигнута. Как только сосуд переполняется, обучаемые нацелены на сохранение чувства собственного достоинства, они делают все, чтобы не упасть в глазах окружающих. Обучаемые пытаются оправдать сделанные во время практического занятия ошибки. Доводы, которые они приводят, бывают достаточно обоснованными, но здесь важен вопрос, почему обучаемые испытывают необходимость оправдать себя, если знают, что критика высказывается им для их же пользы. Как правило, ответ здесь такой: обучаемые чувствуют угрозу и стремятся защитить себя. Когда дело доходит до защиты, обучаемые обычно проходят через три последовательные стадии защиты.

 


 

Защита на первой стадии

На первой стадии обучаемые будут оправдывать себя, обвиняя во всем окружающую обстановку. Они будут пытаться найти что-то, что смогут обвинить в своей неудаче. Типичные примеры защиты первой стадии следующие:

«Я совсем не такой в реальной жизни».

«Это всего лишь ролевая игра».

«Я слишком реагировал на присутствие видео, наблюдателей, шум уличного движения и т. д.».

«Кто-то должен же был быть первым, последним, первым после перерыва».

«Мне не хватило времени на подготовку».

«Я думал, что можно сделать это и таким образом».

 

Очень важно то, как тренер будет отвечать на эти комментарии, однако маловероятно, что ему придется прекратить обратную связь сразу же после первой реплики, сигнализирующей о том, что обучаемый начал защищаться.

 

Защита на второй стадии

Если обучаемые начнут чувствовать еще большее давление, они перейдут на вторую стадию защиты. Теперь они будут пытаться защитить себя, нападая на человека, который ставит их в такую неловкую ситуацию, а именно на самого тренера. Если обучаемые почувствуют, что их серьезно задели за больное место, они моментально перейдут к защите второй стадии, несмотря на то что обычно перед переходом на вторую стадию предпринимается от трех до четырех попыток защиты первой стадии. Типичные варианты защиты второй стадии:

«Это все очень хорошо звучит в теории».

«Я же говорил Вам, что не хочу этого делать».

«Это упражнение дурацкое».

«Я всего лишь делаю это так, как Вы сказали».

«Если Вы такой умный, то сами это делайте».

 

Понятно, что для тренера значительно труднее справиться с защитой второй стадии, так как его надежность подвергнута сомнению, и это может повлиять на снижение степени доверия к нему со стороны других обучаемых. Очевидно, что тренер не должен позволить втянуть себя в спор, так как если он даже и выиграет его с одним из обучаемых, он может потерять уважение других участников тренинга.

 

Защита на третьей стадии

Если не удается разрядить обстановку на первой и второй стадиях защиты, обучаемые в конце концов переходят на третью. Очень редко случается, что обучаемые сразу переходят на третью стадию, не предприняв хотя бы одну попытку защиты второй стадии. На третьей стадии обучаемые действуют по принципу «борьба или бегство».

«Борьба» — ситуация, при которой обучаемые фактически нападают на тренера. Это не всегда свойственно внутреннему тренингу на предприятии, так как последствия для обучаемых в этом случае достаточно серьезны, а их дальнейшая карьера в данной компании может быть поставлена под угрозу. В открытом публичном тренинге или тренинге в учебном заведении это вполне возможно. В отличие от невербального агрессивного поведения, более мягкая борьба происходит, когда обучаемый прибегает к словесному выражению, которое может принимать форму угроз или оскорблений. «Бегство» — более частый вариант. Цель «бегства» для обучаемого — как можно скорее прекратить критические замечания или же вообще любые комментарии. Реагируя подобным образом, обучаемый может разрыдаться, уйти в себя или даже покинуть комнату. Очень частым является такой внешний признак, как опущенная голова обучаемого, причем в этот момент он обычно погружен в процесс записывания каких-то замечаний. Это жест умиротворения, оставшийся еще со школьных времен, направленный на попытку успокоить разозленного учителя и избежать дальнейшего наказания. Учитель никогда не потревожит ученика, который что-то старательно записывает и поэтому выглядит очень заинтересованным данным предметом. Кроме того, руководствуясь желанием скорее закончить эти мучения, обучаемый будет соглашаться с тренером и энергично кивать ему в ответ, тем самым побуждая его говорить быстрее.

 

После ролевой игры тренер, решив, что Пол относится к типу «наперсток», старательно отбирал одну наиболее значимую его проблему, чтобы, опираясь на нее, предоставить ему необходимую обратную связь. Тренер знал, что Пол сможет пронаблюдать за исполнением задания остальными участниками тренинга и узнать другие свои ошибки, если их совершит кто-либо еще.

У Энни спросили, что она думает по поводу того, как выполнила практическое задание по аттестационному интервьюированию. Она отметила, что довольно неплохо справилась с заданием, но у нее были проблемы с предъявлением интервьюируемому претензий, касающихся его работы. Также ей не всегда удавалось оставаться объективной. Тренер согласился с тем, что комментарии Энни по существу, и начал обратную связь с обсуждения того, как справиться с указанными проблемами. Будучи скорее «стаканом», Энни с готовностью принимала замечания тренера. Закончив с этими двумя вопросами, тренер внимательно выслушал мнение Энни, чтобы решить, стоит ли ей предъявлять еще критические замечания. В итоге он добавил несколько замечаний, не забывая хвалить Энни по поводу того, что ей действительно удалось.

 

Упреждающая защита

Иногда обучаемые чувствуют себя настолько незащищенными и неуверенными в себе, что прибегают к любой из трех типов защит, не успев даже выполнить задание:

 

«Я могу Вас заранее предупредить, что у меня ничего не получится, я слишком сильно ощущаю присутствие видео, и мне не хватило времени подготовиться».

«Я действительно не хочу этого делать, так как упражнение целиком искусственное».

«Я делаю это только потому, что Вы меня заставляете».

«Я категорически отказываюсь!»

 

Тренер должен взять себе на заметку подобные замечания и внимательно слушать, как обучаемые в первый раз оценивают свое исполнение после выполнения задания. Затем он сможет определить, кто из них «наперсток», кто «стакан», а кто «ведро».

 

Предупреждение

Защиты первой, второй и третьей стадии — естественные реакции, возникающие у обучаемых в момент страха потерять лицо перед другими, они чувствуют, что должны защищать себя. Инструктору следует быть всегда внимательным к подобным сигналам, это поможет ему определить, продолжать обратную связь или закончить ее. Из-за значимости этих сигналов очень важно, чтобы обучаемые оставались в неведении относительно их. Если обучаемые будут знать о сигналах, то, например, почувствовав приближение первой стадии, они поймут, что их реакция будет интерпретироваться как сопротивление обратной связи, и, вероятно, попытаются сдержать ее из-за страха, что другие участники тренинга заметят их сверхчувствительность. Если обучаемые подавляют естественную потребность в защите первой или второй стадии, возникает реальная опасность того, что они могут быть психологически травмированы.

Как справляться с защитами обучаемых описано в следующей главе.

Как получать обратную связь

Вполне допустимо, что в ходе тренинга инструктор тоже будет получать обратную связь, в том числе и критические замечания со стороны участников тренинга. Так же как и у обучаемых, у тренера может возникнуть потребность применить защиту второй или третьей стадии, обвиняя во всем окружающую обстановку или даже самих обучаемых, которые указали ему на существовавшие трудности. Если тренер будет оправдываться, может возникнуть опасность того, что обучаемые почувствуют снижение собственной значимости и компетентности в глазах других. Лучший способ для инструктора принять критику — это допустить, что она была высказана искренне и что полученная информация будет ему полезна. Ниже приведена простая формула того, как следует принимать подобные комментарии.

1. Обобщите комментарии, чтобы дать понять, что они Вами приняты.

2. При необходимости что-либо прояснить задайте соответствующие вопросы.

3. Примите точку зрения и поблагодарите комментатора.

 

В определенных случаях тренер может и не согласиться с критикой в свой адрес, однако не стоит по этому поводу спорить с обучаемым. Лучше принять и записать комментарии, чтобы позднее можно было сравнить их с точкой зрения других участников.

Упражнение

Посмотрите телевизионное шоу «Время вопросов», где аудитория предоставляет обратную связь нескольким политикам, при которой высказывает свои комментарии относительно правительства или оппозиционной политики. Пронаблюдайте, как политики проходят первую и вторую стадии защиты. Если повезет, можно будет увидеть даже защиту третьей стадии.

 

 

Краткий обзор главы

В этой главе мы рассмотрели, как обучаемые получают обратную связь, как они достигают своего порога принятия критических замечаний и информируют о нем. Критика способствует повышению уровня содержимого их «сосудов», а похвала, наоборот, понижает его. Поскольку мы не хотим переполнить «сосуд», мы должны уметь определять, насколько он заполнен, что поможет избежать защитных реакций обучаемого.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...