Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как справляться с защитами обучаемых

Сигналом того, что пора переходить от обратной связи к дебрифингу, служит появление защитной реакции у обучаемого. Участники тренинга знают, что тренинг проводится исключительно ради их пользы и обратная связь должна помочь им в учебе. Только получая обратную связь относительно своего исполнения, обучаемый понимает, что добивается какого-то результата, и сам начинает стремиться к достижению этого результата. Установленная атмосфера поддержки помогает снизить чувство неуверенности в себе и поддержать ощущение собственной значимости в глазах окружающих всем участникам тренинга, которым приходится выполнять одинаковые задания.

Несмотря на это, обучаемые в определенный момент все же могут достигнуть той ступени, когда количество критики превышает личную допустимую норму, они начинают ощущать, что их значимость в глазах окружающих падает. Тогда обучаемым приходится защищать свои действия. Защита — естественная реакция, направленная на избежание дальнейших ударов по чувству собственного достоинства, а все сказанное в оправдание своих неудач обычно соответствует истине; участникам тренинга действительно не хватает времени на подготовку или же они на самом деле реагируют на присутствие видеокамеры.

Если все сказанное обучаемым в свою защиту соответствует правде, а также является сигналом к тому, что порог восприятия критики достигнут, очень важно, чтобы тренер не вступал в спор. Когда обучаемый говорит, что постоянно осознавал присутствие видеокамеры, значит, так и было, но если тренер начнет объяснять, что другие участники тренинга забыли о ее присутствии в течение нескольких секунд, это может вызвать только раздражение у первого. Если не отреагировать на защиту первой степени, обучаемый почувствует, что теряет лицо, и приступит к защите второй стадии.

Когда тренер опознает защиту первой степени, ему следует принять слова обучаемого, при этом не обязательно с ними соглашаться. Совершенно понятно, что это становится еще более важным, если обучаемый уже перешел к защите второй стадии, когда согласие тренера может подорвать его авторитет, а несогласие приведет к спору или даже к переходу на третью стадию защиты.

 

Джулиан только что закончил выполнять свое первое практическое — упражнение и немного снял напряжение, когда Мари попросила его дать комментарии по его исполнению. Он ответил, что все было не так уж плохо; в действительности он был вполне доволен своим выполнением задания, хотя ему было довольно трудно сконцентрироваться, так как все присутствующие за ним наблюдали. Определив, что Джулиан — «наперсток», Мари начала подступать очень осторожно. Она попросила его рассказать подробнее о собственном представлении, чтобы она могла потом подкрепить те моменты, когда он чувствовал себя комфортно. Основным пунктом для критики, которую Мари хотела предоставить, был контакт глаз, так как во время ролевой игры Джулиан не смотрел на нее, а рассматривал ковер, что затрудняло общение. Если бы она могла исправить хотя бы одну эту деталь и усовершенствовать навык общения Джулиана после первого упражнения, она заявила бы, что практика прошла не зря. Джулиан ответил защитой первой стадии, сказав, что на него влияло присутствие других участников тренинга. Мари приняла его слова, сказав: «Вас отвлекало присутствие других?», на что Джулиан ответил согласием. Не пытаясь выяснить, насколько обоснованы высказанные им причины, Мари показала Джулиану, что поняла его. Тем не менее она не собиралась избегать 4 критики. Обратная связь, предоставляемая ею, по-прежнему имела вес. Она коротко объяснила Джулиану, почему необходимо сохранять контакт глаз в течение всего разговора. Джулиан принял ее объяснения, затем они перешли к дебрифингу. Перед его следующим практическим заданием Мари напомнит ему о контакте глаз и наверняка увидит положительный результат. А так как ролевая игра длилась всего лишь две минуты, можно считать, что тренинг действительно оправдал затраты на него.

 

Как превратить обратную связь в дебрифинг

Как переместить центр внимания

Определив, что пора переходить к дебрифингу, инструктор установит соответствующие упражнению темы для обсуждения, сформулирует открытый вопрос и предоставит группе, включая обучаемого, получающего обратную связь, возможность обсудить и высказать свои точки зрения относительно проблемы. В то же время инструктор будет медленно переводить внимание с конкретного обучаемого на всю тренинговую группу.

 

Решив, что пора перевести общение с Джулианом в дебрифинг, Мари сказала: «Я заметила, что во время этой беседы, Вы не делали никаких заметок. Были ли моменты, когда было уместным делать записи, и какие негативные аспекты этого можно отметить?»

 

На такой открытый вопрос не может быть ни верного, ни неверного ответа, однако это очень важный момент, о котором всегда должны думать обучаемые-консультанты в процессе консультирования. Одно из преимуществ нашего языка в том, что слово «вы» может быть произнесено при обращении и к одному обучаемому, и ко всей группе. Таким образом, тренер может начать вопрос, в котором содержится слово «вы», глядя на конкретного обучаемого, который в данный момент получает обратную связь, затем медленно, продолжая задавать вопрос, перевести взгляд на остальных участников тренинга, так что в итоге возникнет ощущение, что, произнося слово «вы», тренер обращается ко всем присутствующим.

Если даже занятие идет хорошо и причин для критики не слишком много, никогда не вредно обратить обратную связь в дебрифинг. Хотя дебрифинг и не будет служить защитой для обучаемого, чей «сосуд» не достаточно полон, он поддержит пример того, что каждый пересмотр практического упражнения должен заканчиваться общим обсуждением. Если обсуждением будут заканчиваться только те практические занятия, которые были не слишком успешными, участники тренинга наверняка это заметят.

При обсуждении выполнения практического задания вполне возможен переход от обратной связи к дебрифингу, а затем снова к обратной связи, хотя это и может создать некоторые трудности. Обучаемый, который выполняет задание, может захотеть получить все возможные комментарии, пока находится в центре внимания. Если внимание перемещается с него на группу и обратно на него, он может почувствовать, что не получил заслуженного внимания. В ходе дебрифинга дискуссия нередко смещается в сторону от обсуждения конкретных навыков, которые отрабатывались в упражнении, поэтому позднее бывает трудно вернуть внимание обратно к исходной точке. Также в условиях рассредоточения внимания по всей группе наблюдение за состоянием и настроением обучаемого становится не самой простой задачей для инструктора. Конечно же, инструктору намного проще сначала предоставить обучаемому обратную связь, а затем перейти к дебрифингу, без всякого намерения снова возвращаться к обратной связи.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...