Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель

Валиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Прозвище «Чокан» он получил в детстве. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним.

Чокан Валиханов - выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.

1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.

Весной 1856 г. - знакомство с выдающимся ученым, географом Семеновым- Тянь-Шаньским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.

В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас».

Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.

 

2. Ранние государства на территории Казахстана

 

Уйсуны

· Пришли на смену сакам в конце I тыс. до н.э.

· III в. до н.э. – V в. н.э.

· Жетысу

· Столица Чигучен или Чигу (город Красной долины) находилась южнее озера Иссык-Куль и реки Или

· Антропологический тип – европеоидный с монголоидными чертами

· Правитель – гуньмо, ему подчинялись вожди племен «беки», а так же мелкие родоправители

· Государство уйсуней состояло из 3 частей: восточная, западная, центральная

· Государственное устройство – «Усунго», «Синго» означает кочевое государство

· Каргалинская диадема (I в. до н.э. – II в. н.э.)

 

Кангюи

· III-II вв. до н.э. – V в. н.э.

· Юг Казахстана, долина реки Сырдарья и предгорья Каратау

· Столица Битянь распологалась на реке Талас, недалеко от современного Туркестана

· Границы: юг- Китай и уйсуны, север-сарматы и аланы

· Правитель – великий хан, в управлении страной ему помогали 3 визиря

· Государство делилось на 5 частей, которыми управляли малые ханы

· Великий хан – малый хан – вождь

 

Гунны

· III в. до н.э. – IV в. н.э.

· От юга Монголии до Каспия

· Правитель – шаньюй, вторые лица гос-ва – «туменбасы» (темники) возглавляли 2 4 рода

· В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену

 

Билет № 8

1.Система правления в Казахском ханстве

 

Ханство Великий хан из «белой кости»
3 жуза 1) Младший жуз 2) Средний жуз 3) Старший жуз Хан Западный Казахстан Центральный Казахстан Жетысу и Сырдарья
Улус Султан из династий ханов и «белой кости»
Арыс Бий
Род Рубасы
Ата аймак (10-15) Аксакал (старейшина)
Аул Аулбасы

Функции казахского хана:

· Избирался султанами из числа султанов

· Главы родов сажали избранного ханом на белую кошму

· «ханталапай» («ханская дележка») – разрезание кошмы

· Могли избирать только из потомков Чингисхана

· Не только правил страной, но и командовал войском

· Имел военные отряды (толенгиты или караша)

· Не разрешалось перекочевка в мирное время без согласия хана

· В каждом жузе избирался свой хан

 

2.Казахская литература XVIII в.

 

Поэты – свидетели трагических событий первой трети 18 века

Большинство произведений казахских акынов передавалось в устной форме, и только в 19-20 вв. их творчество стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями

Актамберды жырау

· Один из ярких представителей устного народно-поэтического творчества в 18 веке

· Воспевал подвиги народных батыров Кабанбая и Богенбая

Бухар-жырау

· В народе был известен как святой – «комекей аулие»

· Его поэтическое наследие воссоздает политическую государственность 18в.

· Основная тема его сочинений – любовь родине, патриотизм, героизм казахских батыров; призывал народ к единству

Умбетей жырау Тулеулы

· Постоянный участник поэтических состязаний 18в.

· Значительное место в произведених занимают посвещения известным личностям: батыру Жаугашару, бию Бекболтау

· В частности, им были посвящены жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа Канжыгала Богенбая

Таттикара-жырау

· Его произведения являются серьезным источником в изучении эпохи Абылая, жизни казахского общества той поры

· В плаче-причитании по случаю смерти батыра Богенбая содержится множество достоверных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая

Жанак акын

· Непревзойденный акын-импровизатор, выходил непременным победителем в поэтических состязаниях

· Участвовал в айтысе со знаменитым поэтом Орынбаем

· Ему принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш-Баян Сулу»

Тлеп Аспантайулы

· Знаменитый кобызшы 18в.

· До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и др.

Шежире – свод генеалогии казахов, имеет тюрко-монгольское значение – память

Много исторических рассазов казахского народа было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы

Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш.Кудайбердыулы и др.

 

Билет № 9

1. Монгольские завоевания. Золотая Орда.

 

1206г. – курултай(собрание монгольской знати) и Темучин был провозглашен великим монгольским ханом – Чингисханом

После победы над найманами, кереями и жалаирами на территории Монголии Чингисхан стал нападать на другие соседние страны.

· 1207-1208 гг.- его старший сын Жошы подчинил себе енисейских кыргызов

· 1207-1209 гг. – Чингисхан захватил Тангутское государство -> Турфанское уйгйрское княжетсво

· 1211-1215 гг. – монголы напали на Китай и вооружились их военной техникой

· 1217г. – Чингисхан направил в Жетысу во владение хана Кучлука, войско во главе с Джебе-нойоном; в Жетысу было межрелигиозное противостояние, вызванное запретом хана Кучлука на исполнение мусульманских обрядов; Джебе-нойон объявил свободу религии => население Семиречья приняло монголов

· Столица Караханидов, город Баласагун, сдался без боя

· После завоевания Восточного Туркестана и Жетысу монголам открылся путь на Среднюю Азию через Южный Казахстан

«Отрарская катастрофа»

Лето1218г. – Чингисхан направляет в Отрар торговый караван (450 чел., 500 вер.,). Правитель Отрара Каир хан, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. В ответ на требования Чингисхана выдать Каир хана Хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов => повод для вторжения монгольских войск

Войска монголов начало захват Южного Казахстана и Средней Азии в 3-х направлениях:

1. В 1219 г. Чагатай и Угудей осадили Отрар (Отрар сопротивлялся в течение 6 месяцев, но из-за предательства военачальника Караджа-Хажиба город пал)

2. В 1219 г. войска Жоши ушли на завоевания городов нижнего течения Сырдарьи

3. Третья часть войск напрвились по верхнему течению сырдарьи для захвата городов и кентов-зимовок

Таким образом, в 1219-1224 г. все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов. После завоевания Казахстана Чингисхан разделил его на улусы между сыновьями => На территории улуса Жошы образовалась Золотая орда

Золотая орда (середина 13 – середина 15 веков)

Основатель: Бату

Территория во время правление Бату: от Алтайских гор до низовий реки Дунай

Столица: Сарай Бату -> Сарай-Берке

Титул правителя – хан

 

 

2. Абай Кунанбайулы

Абай Кунанбаев (1845, Чингистауский р-н Семипалатинской обл. – 1904, там же), казахский поэт и композитор, просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Принадлежал к влиятельному Тобыктинскому роду, присоединившемуся к России в нач. 19 в. Стихи начал писать во время учёбы в Семипалатинском медресе. Серьёзное влияние на творчество Абая оказали устная народная поэзия, произведения классиков литературы Востока (Фирдоуси, Навои, Низами и др.), а также рус. литература: общаясь с ссыльными, он стал страстным почитателем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Переводы их творений на казахский язык явились столь же важной частью творчества Абая, как и создание оригинальных поэтических произведений. Абай обогатил казахскую поэзию новыми формами, в частности шестистишиями и восьмистишиями (написанные ими стихотворения о временах года по праву считаются шедеврами лирики поэта). Перу Абая принадлежат также поэмы «Искандер» (об Александре Македонском), «Сказание об Азиме», «Масгуд».

Гуманист, вынужденный вступить в конфликт с родовой знатью, Абай пользовался огромной популярностью среди молодёжи, оказал влияние на передовых деятелей казахской нац. культуры; их привлекала вера Абая в лучшее будущее своего народа, его неуклонное стремление к духовному раскрепощению казахов и к их сближению с соседними народами.
Первое издание произведений Абая, подготовленное его племянником К. Исхаковым, появилось только в 1909 г., полностью его сочинения были созданы и изданы в советский период.

 

Билет № 10

1. Культура саков.

 

Ученые считают, что археологические памятники саков были не просто местами захоронения царей и знатных людей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.

Приаралье

Наиболее древние памятники сакских племен – погребения Тагискен и Уйгарак в Южном Казахстане

Время сооружения 8-5 вв. до н.э.

Найдены керамические кувшины, трехгранные бронзовые стрелы, элементы конской сбруи, различные украшения с изображением животных, в том числе и льва

Чирик-Рабат

В 300 км от Кызылорды (пустыня Кызыл-Кум) найдены раскопки города Чирик-Рабат

IV в. до н.э. – XIII в. н.э

В центре города находилась цитадель, которая служила своеобразным храмом и местом захоронения знатных людей.

Здесь были найдены железные доспехи сакского война («железный человек»)

Бабиш-Молда

Город имел крепостные стены и ров, а также здесь найдены остатки проса и основания ручных мельниц, которые свидетельствуют о занятии жителей города земледелием.

Семиречье

Сакские курганы в Семиречье делятся на 3 группы (большие, средние, малые) , размеры курганов объясняются социальным положением покойного

Бесшатырские погребения

Находятся в долине реки Или

Курган состоит из 31 могильника

Датировка кургана V-IV вв. до н.э.

Большой Бесшатырский курган называют «царским», т.к. в нем хоронили царей, а также знатных особ.

Иссыкские курганы

Расположены в 50км к овстоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау

Могильник состоит из более 40 курганов

«Золотой человек» найден в 1969 г. К.А. Акишевым в Иссыкском кургане

Курган сооружен в V-IV вв. до н.э.

Восточный Казахстан

«Царские курганы» Шиликтинской долины

Шиликтинский могильник состоит из 51 кургана

Их впервые исследовал профессор С. Черников в 1960 г.

«Золотой курган»

Возведен в VIII – VII вв. до н.э.

Найдены 13 бронзовых наконечников стрел

Был исследован в 1960 г.

Шиликтинский курган №1

Памятник «Байгетобе» - самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа, относящееся к VIII в. до н.э.

Он был открыт археологом А.Т, Толеубаевым в 2003 г.

Является археологической сенсацией в исторической науке республики и воспринят как 3-ий «золотой человек»

Берельский могильник

Состоит из 40 курганов

Находится в Катон-Карагайском районе

Найдены, помимо захороненных людей, останки 16 лошадей

Одна из особенностей – большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина

Курган №11

В 1998-1999 г. – археологическая экспедиция З.Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11

Найдены грифоны (фантастические животные), останки 13 лошадей, ювелирные изделия в полихромном стиле

Центральный Казахстан

Памятники раннего железа Сарыарки относятся к тасмолинской культуре

Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области

Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами»

В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения. В большом хоонили человека, в малом кургане – лошадь.

 

2.Участие казахов в крестьянском восстании 1773-1775 гг. под предводительством Е Пугачева

 

Причины:

· Земельный вопрос; казахи испытывали нехватку пастбищных угодий

· Строительство военный укреплений

· Царское правительство в 1752-1755 гг. захватило новоишимские территории, на которых кочевали казахи Сред. жуза

· Бесчинства карательных отрядов Яицких казачьих войск => грабеж мирных казахских аулов

Движущие силы: Уральское казачество, башкиры, татары + казахи Мл. и Ср. жуза (казах. шаруа, султаны, бии, старшины)

Территория: Младший и Средний жуз

Ход восстания:

18 ноября 1773 г. – Пугачевские манифесты обещали утолить «земельный голод» кочевников

Казахи Младшего жуза

1 этап Распространение манифестов Пугачева в Казахской степи; начальный этап
2 этап Активные массовые действия восставших
3 этап Ослабление и поражение

Казахи Среднего жуза

1 этап Начало участия казахов под влиянием пугачевских манифестов
2 этап Поддержка пугачевцев в районе Верхнего Урала и Уйской крепости
3 этап Самостоятельные действия казахов

 

Осень 1773г.- осада укреплений от Гурьева до Орска

Август 1774г.- поражение Пугачева под Царицыным

Январь 1775г. – казнь Пугачева

1776г. – продолжение восстания в Казахской степи – «движение Невидимки»

Хан Нуралы:

· Придерживался двойной позиции

· Неудача Пугачева в осаде Яицкой крепости => хан Нуралы не торопится с явной поддержкой восстания

· Ослабление восстания => позиция помощи правительству

Причины поражения:

· Казахские отряды действовали несогласованно;

· Хорошее вооружение царских войск

· Выжидательная политика части казахской знати в лице хана Нуралы

· Давние трения между казахами, калмыками, башкирами, яицкими казаками

Историческое значение:

· Падение авторитета ханской власти

· Стремление казахов к независимости

· Крупное событие в истории казахско-русских отношений

 

 

Билет № 11

1. Культура Казахстана во второй половине IX- начале XIII вв.

В 9-12 вв. наблюдается рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана

Основные причины роста числа городов:

1. Усиление их значимости, развитие экономических и культурных связей Востока и Запада

2. Переход кочевых скотоводов к оседлому образу жизни

В раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, а во второй половине средневековья число городов уже насчитывало 37 городов.

Основными районами сосредоточения городов считались:Южный КЗ, междуречье Арыси и Сырдарьи

Средневековые города по площади можно разделить на 3 группы:

1. Города площадью более 30 га: Испиджаб, Отрар, Сауран, Тараз

2. Городища площадью от 15 до 30 га: Бурух, Хурлуг и др.

3. Площадью менее 10 гектаров.

Новыми элементами в градостроительстве 9-12 веков являются мечети, в связи с распространением ислама. Также новым элементом являются восточные бани.

В 9-12 вв. наблюдается увеличение территории городов за счет роста внешней части города – рабада. Рабад – пригород, ремесленно-торговое предместье.

Жилища:

· Произошли коренные изменения в архитектуре жилых домов: возникновение трехкомнатных домов, появились очаги (тандыры), санитарно-очистительные устройства (ташнау), глиняные помосты для отдыха (суфы)

 

2. Восстания казахов против Среднеазиатских ханств и России в середине XIX в.

Причины:

1. Тяжелые налоговые сборы

2. Грабежи и притеснения со стороны хивинцев

3. Постройка военных укреплений

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...