Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветительВалиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Прозвище «Чокан» он получил в детстве. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним. Чокан Валиханов - выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь. 1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Весной 1856 г. - знакомство с выдающимся ученым, географом Семеновым- Тянь-Шаньским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением. В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас». Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.
2. Ранние государства на территории Казахстана
Уйсуны · Пришли на смену сакам в конце I тыс. до н.э. · III в. до н.э. – V в. н.э. · Жетысу · Столица Чигучен или Чигу (город Красной долины) находилась южнее озера Иссык-Куль и реки Или · Антропологический тип – европеоидный с монголоидными чертами · Правитель – гуньмо, ему подчинялись вожди племен «беки», а так же мелкие родоправители · Государство уйсуней состояло из 3 частей: восточная, западная, центральная · Государственное устройство – «Усунго», «Синго» означает кочевое государство · Каргалинская диадема (I в. до н.э. – II в. н.э.)
Кангюи · III-II вв. до н.э. – V в. н.э. · Юг Казахстана, долина реки Сырдарья и предгорья Каратау · Столица Битянь распологалась на реке Талас, недалеко от современного Туркестана · Границы: юг- Китай и уйсуны, север-сарматы и аланы · Правитель – великий хан, в управлении страной ему помогали 3 визиря · Государство делилось на 5 частей, которыми управляли малые ханы · Великий хан – малый хан – вождь
Гунны · III в. до н.э. – IV в. н.э. · От юга Монголии до Каспия · Правитель – шаньюй, вторые лица гос-ва – «туменбасы» (темники) возглавляли 2 4 рода · В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену
Билет № 8 1.Система правления в Казахском ханстве
Функции казахского хана: · Избирался султанами из числа султанов · Главы родов сажали избранного ханом на белую кошму · «ханталапай» («ханская дележка») – разрезание кошмы · Могли избирать только из потомков Чингисхана · Не только правил страной, но и командовал войском · Имел военные отряды (толенгиты или караша) · Не разрешалось перекочевка в мирное время без согласия хана · В каждом жузе избирался свой хан
2.Казахская литература XVIII в.
Поэты – свидетели трагических событий первой трети 18 века Большинство произведений казахских акынов передавалось в устной форме, и только в 19-20 вв. их творчество стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями Актамберды жырау · Один из ярких представителей устного народно-поэтического творчества в 18 веке · Воспевал подвиги народных батыров Кабанбая и Богенбая Бухар-жырау · В народе был известен как святой – «комекей аулие» · Его поэтическое наследие воссоздает политическую государственность 18в. · Основная тема его сочинений – любовь родине, патриотизм, героизм казахских батыров; призывал народ к единству Умбетей жырау Тулеулы · Постоянный участник поэтических состязаний 18в. · Значительное место в произведених занимают посвещения известным личностям: батыру Жаугашару, бию Бекболтау · В частности, им были посвящены жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа Канжыгала Богенбая Таттикара-жырау · Его произведения являются серьезным источником в изучении эпохи Абылая, жизни казахского общества той поры · В плаче-причитании по случаю смерти батыра Богенбая содержится множество достоверных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая Жанак акын · Непревзойденный акын-импровизатор, выходил непременным победителем в поэтических состязаниях · Участвовал в айтысе со знаменитым поэтом Орынбаем · Ему принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш-Баян Сулу» Тлеп Аспантайулы · Знаменитый кобызшы 18в. · До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и др. Шежире – свод генеалогии казахов, имеет тюрко-монгольское значение – память Много исторических рассазов казахского народа было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш.Кудайбердыулы и др.
Билет № 9 1. Монгольские завоевания. Золотая Орда.
1206г. – курултай(собрание монгольской знати) и Темучин был провозглашен великим монгольским ханом – Чингисханом После победы над найманами, кереями и жалаирами на территории Монголии Чингисхан стал нападать на другие соседние страны. · 1207-1208 гг.- его старший сын Жошы подчинил себе енисейских кыргызов · 1207-1209 гг. – Чингисхан захватил Тангутское государство -> Турфанское уйгйрское княжетсво · 1211-1215 гг. – монголы напали на Китай и вооружились их военной техникой · 1217г. – Чингисхан направил в Жетысу во владение хана Кучлука, войско во главе с Джебе-нойоном; в Жетысу было межрелигиозное противостояние, вызванное запретом хана Кучлука на исполнение мусульманских обрядов; Джебе-нойон объявил свободу религии => население Семиречья приняло монголов · Столица Караханидов, город Баласагун, сдался без боя · После завоевания Восточного Туркестана и Жетысу монголам открылся путь на Среднюю Азию через Южный Казахстан «Отрарская катастрофа» Лето1218г. – Чингисхан направляет в Отрар торговый караван (450 чел., 500 вер.,). Правитель Отрара Каир хан, заподозрив купцов в шпионаже, приказал их убить и разграбил караван. В ответ на требования Чингисхана выдать Каир хана Хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов => повод для вторжения монгольских войск Войска монголов начало захват Южного Казахстана и Средней Азии в 3-х направлениях: 1. В 1219 г. Чагатай и Угудей осадили Отрар (Отрар сопротивлялся в течение 6 месяцев, но из-за предательства военачальника Караджа-Хажиба город пал) 2. В 1219 г. войска Жоши ушли на завоевания городов нижнего течения Сырдарьи 3. Третья часть войск напрвились по верхнему течению сырдарьи для захвата городов и кентов-зимовок Таким образом, в 1219-1224 г. все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов. После завоевания Казахстана Чингисхан разделил его на улусы между сыновьями => На территории улуса Жошы образовалась Золотая орда Золотая орда (середина 13 – середина 15 веков) Основатель: Бату Территория во время правление Бату: от Алтайских гор до низовий реки Дунай Столица: Сарай Бату -> Сарай-Берке Титул правителя – хан
2. Абай Кунанбайулы Абай Кунанбаев (1845, Чингистауский р-н Семипалатинской обл. – 1904, там же), казахский поэт и композитор, просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Принадлежал к влиятельному Тобыктинскому роду, присоединившемуся к России в нач. 19 в. Стихи начал писать во время учёбы в Семипалатинском медресе. Серьёзное влияние на творчество Абая оказали устная народная поэзия, произведения классиков литературы Востока (Фирдоуси, Навои, Низами и др.), а также рус. литература: общаясь с ссыльными, он стал страстным почитателем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Переводы их творений на казахский язык явились столь же важной частью творчества Абая, как и создание оригинальных поэтических произведений. Абай обогатил казахскую поэзию новыми формами, в частности шестистишиями и восьмистишиями (написанные ими стихотворения о временах года по праву считаются шедеврами лирики поэта). Перу Абая принадлежат также поэмы «Искандер» (об Александре Македонском), «Сказание об Азиме», «Масгуд». Гуманист, вынужденный вступить в конфликт с родовой знатью, Абай пользовался огромной популярностью среди молодёжи, оказал влияние на передовых деятелей казахской нац. культуры; их привлекала вера Абая в лучшее будущее своего народа, его неуклонное стремление к духовному раскрепощению казахов и к их сближению с соседними народами.
Билет № 10 1. Культура саков.
Ученые считают, что археологические памятники саков были не просто местами захоронения царей и знатных людей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы. Приаралье Наиболее древние памятники сакских племен – погребения Тагискен и Уйгарак в Южном Казахстане Время сооружения 8-5 вв. до н.э. Найдены керамические кувшины, трехгранные бронзовые стрелы, элементы конской сбруи, различные украшения с изображением животных, в том числе и льва Чирик-Рабат В 300 км от Кызылорды (пустыня Кызыл-Кум) найдены раскопки города Чирик-Рабат IV в. до н.э. – XIII в. н.э В центре города находилась цитадель, которая служила своеобразным храмом и местом захоронения знатных людей. Здесь были найдены железные доспехи сакского война («железный человек») Бабиш-Молда Город имел крепостные стены и ров, а также здесь найдены остатки проса и основания ручных мельниц, которые свидетельствуют о занятии жителей города земледелием. Семиречье Сакские курганы в Семиречье делятся на 3 группы (большие, средние, малые) , размеры курганов объясняются социальным положением покойного Бесшатырские погребения Находятся в долине реки Или Курган состоит из 31 могильника Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Большой Бесшатырский курган называют «царским», т.к. в нем хоронили царей, а также знатных особ. Иссыкские курганы Расположены в 50км к овстоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау Могильник состоит из более 40 курганов «Золотой человек» найден в 1969 г. К.А. Акишевым в Иссыкском кургане Курган сооружен в V-IV вв. до н.э. Восточный Казахстан «Царские курганы» Шиликтинской долины Шиликтинский могильник состоит из 51 кургана Их впервые исследовал профессор С. Черников в 1960 г. «Золотой курган» Возведен в VIII – VII вв. до н.э. Найдены 13 бронзовых наконечников стрел Был исследован в 1960 г. Шиликтинский курган №1 Памятник «Байгетобе» - самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа, относящееся к VIII в. до н.э. Он был открыт археологом А.Т, Толеубаевым в 2003 г. Является археологической сенсацией в исторической науке республики и воспринят как 3-ий «золотой человек» Берельский могильник Состоит из 40 курганов Находится в Катон-Карагайском районе Найдены, помимо захороненных людей, останки 16 лошадей Одна из особенностей – большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина Курган №11 В 1998-1999 г. – археологическая экспедиция З.Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11 Найдены грифоны (фантастические животные), останки 13 лошадей, ювелирные изделия в полихромном стиле Центральный Казахстан Памятники раннего железа Сарыарки относятся к тасмолинской культуре Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами» В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения. В большом хоонили человека, в малом кургане – лошадь.
2.Участие казахов в крестьянском восстании 1773-1775 гг. под предводительством Е Пугачева
Причины: · Земельный вопрос; казахи испытывали нехватку пастбищных угодий · Строительство военный укреплений · Царское правительство в 1752-1755 гг. захватило новоишимские территории, на которых кочевали казахи Сред. жуза · Бесчинства карательных отрядов Яицких казачьих войск => грабеж мирных казахских аулов Движущие силы: Уральское казачество, башкиры, татары + казахи Мл. и Ср. жуза (казах. шаруа, султаны, бии, старшины) Территория: Младший и Средний жуз Ход восстания: 18 ноября 1773 г. – Пугачевские манифесты обещали утолить «земельный голод» кочевников Казахи Младшего жуза
Казахи Среднего жуза
Осень 1773г.- осада укреплений от Гурьева до Орска Август 1774г.- поражение Пугачева под Царицыным Январь 1775г. – казнь Пугачева 1776г. – продолжение восстания в Казахской степи – «движение Невидимки» Хан Нуралы: · Придерживался двойной позиции · Неудача Пугачева в осаде Яицкой крепости => хан Нуралы не торопится с явной поддержкой восстания · Ослабление восстания => позиция помощи правительству Причины поражения: · Казахские отряды действовали несогласованно; · Хорошее вооружение царских войск · Выжидательная политика части казахской знати в лице хана Нуралы · Давние трения между казахами, калмыками, башкирами, яицкими казаками Историческое значение: · Падение авторитета ханской власти · Стремление казахов к независимости · Крупное событие в истории казахско-русских отношений
Билет № 11 1. Культура Казахстана во второй половине IX- начале XIII вв. В 9-12 вв. наблюдается рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана Основные причины роста числа городов: 1. Усиление их значимости, развитие экономических и культурных связей Востока и Запада 2. Переход кочевых скотоводов к оседлому образу жизни В раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, а во второй половине средневековья число городов уже насчитывало 37 городов. Основными районами сосредоточения городов считались:Южный КЗ, междуречье Арыси и Сырдарьи Средневековые города по площади можно разделить на 3 группы: 1. Города площадью более 30 га: Испиджаб, Отрар, Сауран, Тараз 2. Городища площадью от 15 до 30 га: Бурух, Хурлуг и др. 3. Площадью менее 10 гектаров. Новыми элементами в градостроительстве 9-12 веков являются мечети, в связи с распространением ислама. Также новым элементом являются восточные бани. В 9-12 вв. наблюдается увеличение территории городов за счет роста внешней части города – рабада. Рабад – пригород, ремесленно-торговое предместье. Жилища: · Произошли коренные изменения в архитектуре жилых домов: возникновение трехкомнатных домов, появились очаги (тандыры), санитарно-очистительные устройства (ташнау), глиняные помосты для отдыха (суфы)
2. Восстания казахов против Среднеазиатских ханств и России в середине XIX в. Причины: 1. Тяжелые налоговые сборы 2. Грабежи и притеснения со стороны хивинцев 3. Постройка военных укреплений |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |