Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурная теория памяти в гештальтпсихологии

Взгляды представителей гештальтпсихологии (В. Кёлера, К. Коффки, М. Вертгеймера) основаны на философии холизма. Они по-новому оценили принцип ассоциации: в основе образо­вания ассоциаций, по их мнению, лежит закон целостности. За­кон организации запоминаемого материала является универ­сальным для восприятия и обучения. По В. Кёлеру, слова запо­минаются лучше, чем бессмысленные слоги именно в силу своей организованности.

В рамках исследования М. Овсянкиной, выполненного под руководством немецкого и американского психолога К. Левина (1890-1947), было установлено, что если монотонная деятель­ность прерывалась, то испытуемый, как правило, не возвращал­ся к ней; если же прерывалась структурированная деятельность, то он возвращался, чтобы ее завершить.

Классическим в гештальтпсихологии стал эксперимент Б.В. Зейгарник. Испытуемым предлагалось выполнить как можно быст­рее 18-20 заданий, включая загадки, математические задачи, рисование, лепку и др. Выполнение половины заданий прерыва­лось на середине. Испытуемым сообщали, что их время истекло, работу придется отложить и перейти к следующему заданию. После выполнения всех заданий экспериментатор просил перечислить все задачи, которые они решали в процессе исследования. Оказалось, что прерванные действия испытуемые запоминали приблизительно в два раза лучше, чем завершенные действия, Эта закономерность получила название эффекта незавершенного действия или эффекта Зейгарник.

Социологическое направление в психологии памяти

Принципиальное значение в анализе мнемических процессов имело положение о социальной природе памяти человека и возможности социального управления ее процессами (П. Жане, 1928; Л.С. Выготскийи А.Р. Лурия, 1930; А.Н. Леонтьев, 1931; Ф. Барт летт, 1932).

В основе этого направления лежит принцип первичности социального по отношению к индивидуальному. Впервые социаль ную природу человеческой памяти стала изучать французском социологическая школа. Ее основоположник Э. Дюркгейм полагал, что любые психологические феномены коренятся вовсе не в индивидуальном сознании: они обусловлены исключительно общественными явлениями.

По мнению представителей французской социологической школы, память представляет собой особое действие, изобретен ное людьми в ходе исторического развития. Она появилась одно­временно с возникновением социального поведения. Точнее, можно выделить два вида памяти: натуральную память, прису­щую всем живым существам, и специфически человеческую память.

Деятельностная концепция памяти

Для этой концепции характерна трактовка памяти как деятельности. Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении.

С точки зрения деятельностной концепции памяти представляет интерес эксперимент З.М. Истоминой. Она изучала влияние мотивов деятельности на продуктивность произвольного запо­лнил у дошкольников.

эксперимент включал три серии: 1) лабораторный эксперимент (испытуемые без какого-либо побуждения запоминали ряд ); 2) игровую деятельность 3) практическую деятельность (детям предлагали устроить выставку рисунков, но для этого они должны были сходить к заведующему детским садом и попросить названные экспериментатором предметы, необходимые для устройства выставки). После этой серии испытуемые вспоминали слова и предметы, которыми они манипулировали. Оказалось, что самая низкая продуктивность памяти — в условиях лабораторного эксперимента, высокая — в ситуации практической деятельности.

Теории памяти в когнитивной психологии

Значительное влияние на развитие психологии памяти

положение Уильяма Джеймса о первичной и вторичной памяти. Первичная память, или память-впечатление, относится к области психологического настоящего и обеспечивает сохранение и и» формации на уровне активного сознания. Вторичная память соответствует информации, которая отсутствует в активном сознании человека и является его психи» логическим прошлым.

Модель систем памяти Н. Во и Д. Нормана.Дальнейшей продолжение классификация памяти по времени сохранении информации получила в модели систем памяти Н. Во и Д. Нор мана (Waugh, Norman, 1965). Первичная память, или система кратковременного хранения, независима от вторичной памяти, или системы длительного хранения. На уровне кратковремси ной памяти осуществляется забывание информации. Переход информации из первичной памяти во вторичную сопровождает ся ее (информации) повторением

Модель Н. Во и Д. Нормана породила специфическое представление о памяти: метафору «ящиков в голове». Система кратковременного хранения, по мнению ученых, обладает довольно ограниченным объемом. Сохраняемая в ней информация теряется не только в зависимости от времени хранения, но и в результате ее вытеснения вновь поступающей информацией.

 

6. Типы и формы памяти.

ТИПЫ ПАМЯТИ

Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно - двигательный, двигательно - слуховой и зрительно - слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно - двигательный - при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к "эйдетическому" типу памяти. На зачете по психологии одна студентка однажды дала ответ, точно совпадающий с текстом учебника. На неожиданный, стремительно, в упор поставленный вопрос экзаменатора: "На какой странице?" со стороны студентки последовал совершенно автоматический ответ: "Страница 237, сверху, с правой стороны". Отвечая, она как бы видела перед собой страницу раскрытой книги.

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа, и наоборот. Память на наглядно - образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти. Известны случаи исключительной специальной памяти в какой - либо одной определенной области.

Далее, память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй - прочнее. Первый по преимуществу образный, второй - речевой. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д. ) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.

Виды памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В насто­ящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви­дов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно­стей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по харак­теру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характе­ру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжи­тельности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де­ятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

двигательная (или моторная) память это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память это память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональ­ная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого челове­ка. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­шлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут зна­чительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Образная память это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характери­зуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характер­ны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустой­чивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому вос­произведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Словесно -логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят нанепроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковремен­ная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроиз­вольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной па­мяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем крат­ковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Бла­годаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеива­ется ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происхо­дит перегрузки долговременной памяти.

 

7. Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание)

 

Запоминаниепредставляет собой обобщенное название мнемических процессов, обеспечивающих удержание информации или опыта в сознании человека. Принято выделять две (непроиз­вольная и произвольная) или три (запечатление, непроизволь­ная и произвольная) формы запоминания. Запечатление — это запоминание материала, однократно предъявляемого в течение короткого времени. Непроизвольное запоминание — это сохране­ние материала без специальных волевых усилий и сознательного использования каких-либо мненимических приемов. Произволь­ное (преднамеренное) запоминание или заучивание — это обу­словленное наличием волевых усилий сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего из­влечения. Иными словами, произвольность или непроизволь­ность запоминания определяется его местом и ролью в структуре психической деятельности.

Значительный вклад в исследование процесса запоминания внесли работы П.И. Зинченко и А. А. Смирнова. В отличие от зару­бежных психологов П.И. Зинченко рассматривал непроизволь­ное запоминание как прямой, а не побочный продукт человеческой деятельности. Он так организовывал эксперимент, что испытуемые на одном и том же стимульном материале могли продемонстриро­вать эффективность как произвольного, так и непроизвольного запоминания. В качестве стимульного материала были использо­ваны 15 карточек с изображением предметов и чисел, которые выступали в качестве либо объекта, либо фона деятельности. Первой группе испытуемых было предложено осуществить клас­сификацию предметов, а второй — расположить числа в порядке их возрастания. Затем испытуемые каждой группы должны были воспроизвести по памяти сначала то, что являлось объектом их деятельности, а затем то, что было ее фоном.

Результаты исследования показали, что деятельность с объек­тами является основным условием непроизвольного запомина­ния. При этом продуктивность запоминания объектов деятель­ности в группах испытуемых была выше, чем продуктивность запоминания фоновых стимулов.

По данным А.А. Смирнова, при отсроченном воспроизведе­нии материала непроизвольное запоминание может быть в два раза эффективнее произвольного, специально организованного запоминания.

На эффективность произвольного запоминания материала ока­зывают влияние процессы понимания и повторения. Чем лучше мы понимаем, тем больше запоминаем.

Сохранение — это мнемический процесс долговременного удер­жания в латентном (скрытом) состоянии воспринятой ранее ин­формации. Сохранение трудно поддается экспериментальному исследованию, о нем можно судить на основании изучения дру­гих мнемических процессов. П.И. Зинченко подчеркивает, что сохранение мате­риала в памяти не является исключительно функцией времени: оно имеет избирательный характер. В связи с этим принято раз­личать активное и пассивное сохранение.

Процессом, противоположным (или сопутствующим) сохра­нению, является забывание. В психологии имеют место две основ­ные теории забывания: угасания следов и интерферирующего торможения. Согласно первой из них, забывание — естественный и пассивно протекающий процесс постоянного угасания следов памяти. Согласно второй теории, забывание — результат отри­цательного влияния предшествующей (проактивное, направ­ленное вперед торможение) или последующей (ретроактивное, направленное назад торможение) деятельности.

Воспроизведение — мнемический процесс воссоздания (вос­становления и реконструкции) сохраненной раннее и актуали­зированной информации. Оно имеет три формы: узнавание; непроизвольное, или собственно воспроизведение; произвольное воспроизведение, или припоминание. Узнавание — это кратко­временное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение — это непосредствен­ное воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями или чувствами либо деятельностью, выполняемой в данный мо­мент (например, чтением книги). Произвольное воспроизведе­ние — это осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Оно связано с постановкой специальной репро­дуктивной задачи и использованием определенных приемов. Припоминание — наиболее активная форма воспроизведения, связанная с избирательностью и реконструкцией воспроизводи­мой информации.

Кодирование предполагает отбор релевантной (значимой) ин­формации и ее преобразование в адекватную форму хранения. Определенную аналогию можно провести между кодированием и вводом данных в персональный компьютер. Принято считать, что кодирование осуществляется на уровне сенсорной, кратко­временной и долговременной памяти.

Хранение — это накопление и удержание информации в соз­нании с целью ее дальнейшего использования. Канадский психо­лог Эндел Тульвинг конкретизировал представления о способах хранения информации в эпизодической и семантической памяти как формах долговременной памяти. Эпизодическая, или автобио­графическая, память — это память на субъективно переживаемые события, которые связаны с конкретным местом и временем. Се­мантическая память сохраняет наши знания о мире, обусловлен­ные определенной культурой.

Принято выделять три формы организации памяти: про­странственную, ассоциативную и иерархическую. Пространст­венная организация памяти лежит в основе построения когни­тивных карт и позволяет соотносить наиболее значимые события или предметы («опорные точки»): например,-название книги в алфавитном каталоге или одно событие относительно другого («это случилось до моего поступления в университет»). Ассоциа­тивная организация отражает способ группировки элементов всоответствии с общими признаками или сходными функциями (например,мы говорим «музыкальные инструменты»). Иерар­хическая организация семантической памяти позволяет распо­лагатьразличные категории с учетом уровня их обобщенности исвязей между ними.

Извлечение — это процесс актуализации и воспроизведения информации с переводом ее из долговременной памяти в кратковременную(т.е. сферу активного сознания). Различают два вида извлечения:узнавание и воспоминание. Узнавание представля­ет собой процесс правильной идентификации усвоенной раннее информации.

Воспоминание, в отличие от узнавания, не требует опоры на Непосредственное восприятие, но, так же как и узнавание, обу­словленоимеющимися структурами хранения информации. Способность к узнаванию практически не меняется с возрастом, что делаетего более демократичным и эффективным способом, например,проверки знаний.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...