Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и их природа. Классификация способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие

умственные и специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

композиционные (для сочинения музыки);

контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

Задатки

Способности

Талант

Гениальность

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

репродуктивный

реконструктивный

творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...