Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложные экспериментальные схемыСложные (Многофакторные) экспериментальные схемы. Многофакторные схемы - это экспериментальные схемы, включающие более одной независимой переменной. Каждая переменная может иметь несколько значений. Слово "многофакторный" показывает, что в эксперименте все возможные комбинации уровней всех независимых переменных использованы. Эксперименты с одной независимой переменной - редкость. Обычно независимых переменных используется несколько (от 2 до 4 - оптимальное число). Преимущества использования нескольких независимых переменных: · Эксперимент с k-мя независимыми переменными эффективнее (дешевле, быстрее), чем k отдельных эксперимента. · Экспериментальный контроль обычно лучше в таких случаях, так как в одном эксперименте больше фиксированных переменных - время дня, влажность, температура,.... - чем в k разных экспериментах. · Результаты такого эксперимента можно обобщить на условия с k независимыми переменными, то есть показать, что результаты верны в нескольких ситуациях · Использование нескольких независимых переменных помогает определить, являются ли результаты валидными при всех уровнях независимой переменной. Эффект одной независимой переменной в факторном эксперименте называется главным (основным) эффектом - main effect. Когда эффект, производимый одной независимой переменной, меняется при изменении уровней (величины) другой независимой переменной, то мы получаем взаимодействие (interaction). Взаимодействие - это количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т.д. переменных. Поиск взаимодействия - самая главная причина использовать более одной переменной в эксперименте. Особые виды экспериментов (квази-эксперименты, эксперименты с небольшим количеством испытуемых). Эксперименты с небольшим количеством испытуемых. Это эксперименты, в которых проводится много наблюдений на маленьком количестве испытуемых. По-английски называются small-n design. В настоящее время такие экспериментальные схемы используются в основном (но не только!) в · психофизике · клинической медицине. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Психофизика, как нам известно, - это область психологии, которая пытается поставить психологические ощущения в соответствие физическим стимулам. В типичном психофизическом эксперименте небольшое количество испытуемых дает оценку большому количеству стимулов. Часто испытуемому надо оценить одно и то же ощущение несколько раз. Психофизика включает определение психологической реакции на физические события. Разработка методов, которые позволяют измерять отношения между внутренними впечатлениями и внешним миром - это начало научной психологии. Измерять ощущения трудно, т.к. · они недоступны объективному измерению, как масса камня или интенсивность света · внутренние суждения не идентичны количеству физической энергии, влияющей на сенсорный аппарат. Квази-эксперименты. Квази-эксперименты - это эксперименты, в которых исследователь не изменяет прямо независимую переменную как в типичном лабораторном эксперименте. В квази-эксперименте некоторые независимые переменные выбираются, что значит, что они не контролируются экспериментатором. Иногда это некоторые естественные условия (например, стихийные бедствия, несчастья...), иногда это переменные, характеризующие испытуемых (возраст, пол, вес, ...). В любом случае следует беспокоиться о внутренней валидности, так как экспериментатор не управляет переменными. Значит, метод согласия и различий не под непосредственным нашим контролем. Квази-эксперименты бывают очень интересны, а так же позволяют использовать переменные, которые неэтично менять по нашему усмотрению.
История психологии Предмет, принципы, методы и задачи и функции истории психологии. Категориальный анализ. Условия и закономерности развития научных психологических знаний. Предмет ИП- те представления о психике, которые существовали на разных этапах развития человечества. 1.изучить закономерности развития знаний о психике; 2.рассмотрение взаимосвязей психологии с другими науками, прежде всего с философией и естествознанием; 4.изучение роли личности в развитии психологической науки. В ИП трижды менялось представление о предмете: 1.(самое древнее)психология-наука о душе; 2.психология-наука о сознании(17 в); 3.психология-наука о поведении(бихевиоризм). Кроме того, вся ИП-это борьба материализма с идеализмом - это главная движущая сила. С другой стороны,в ИП встречаются 2 тенденции в понимании психики: эмпиризм и рационализм.Эмпиризм(опыт)-даёт чувственное представление об окружающем мире. Рационализм-придаёт ведущую роль разуму. В ИП выделяют 2 больших периода: 1.период,когда психологические знания развивались в недрах других наук(в рамках философии,естествознания,от 6 в до н.э-до сер.19 в) 2.период,когда психология развивалась как самостоятельная наука(сер.19 в-наше время) |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |