Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. АНТИЧНОСТЬ

Развитие психологических знаний в рамках философии.

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии и религии. И по форме и по содержанию данные представления являлись донаучными и вненаучными.

Впервые научные, представления о душе возникли в древней философии и составили учение о душе. Это учение является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.

Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, т.к. предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т.д. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада (имеется в виду Восток – Др. Индия и Китай (буддизм); Запад – Др. Рим).

Исследования показали, что древнеиндийская философия явилась источником философской мысли всего Востока. Определяющее влияние на последующее развитие европейской культуры оказала философия Др. Греции. Ф. Энгельс отмечал: «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения все позднейшие типы мировоззрений».

Следует отметить, что когда психология выделилась в самостоятельную область научного знания, ученых Запада привлекали восточная мысль, ее глубина, сила ее воздействия на людей. Особенно большой интерес к Востоку замечается в психологии в XIX – XX вв. (например, психоаналитическая концепция К. Юнга).

Поэтому, учитывая не изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии, начнем изложение процесса доминирования научных психологических знаний с античности.

Основные положения о душе в античной материалистической психологии.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). Последователями Демокрита стали: Эпикур (IV-III в. до н.э.); Лукреций (Рим, I в. до н.э). Систему атомистичсекого материализма развивали стоики (основатели стоицизма – Хризипп и Зенон, III в. до н.э).

Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из атомов. Так называемые чувственные качества – цвет, вкус Демокрит не приписывал атомам. «Лишь в общем мнении существуют цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое в действительности существуют только атомы и пустота».

Однако, Эпикур считал, что и чувственные качества существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо «тела двигаются в силу тяжести». Эпикур внес идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, он объясняет происхождение мира как результат столкновения атомов.

Новые моменты в данную теорию внесли стоики. Они и разработали учение о стадиях эволюции мира. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуется неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом за этим следует новое образование мира.

На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Учение о душе в античном материализме. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких атомов, рассеянных по всему организму. Душа смертна и уничтожается вместе с телом; она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом.

Идеалистическая психология.

Рассматриваются взгляды Фалеса, Анаксимена, пифагорийцев, Сократа и Платона. Наряду с материалистической линией развития психологического познания постепенно идет накопление идеалистических представлений о душе человека. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу); у Анаксимена она – воздух (как в Книге бытия); у пифагорийцев – она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно нарастают идеалистические тенденции.

Наиболее последовательно и обоснованно сформулировал идеалистические взгляды Сократ (470-399 г. до н.э.). В учении о душе он впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно, как нечто, отличное от видимого тела.

Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа – Платона (472-347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные сочинения: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя – это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.

«Учение о душе» Аристотеля.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики он объединяет и обобщает в специальные понятия «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций. Как и Платон, он также предлагает классификацию души. В основе классификации лежит выделение трех ступеней, при этом способности высшей ступени, включают способности предыдущих и не могут существовать без них.

Растительная и животная душа понимались материалистически. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделена от тела, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Учение античных врачей.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (460 377 г. до н.э.) «отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Но, наибольшую известность получило учение о темпераменте.

В Александрии (III в. до н.э.) некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных людей». Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских врачей – Герофила (установил разницу между нервами, сухожилиями и связками; описал устройства глаза; мозговые оболочки) и Эразистрата (подробно описал различные части головного мозга, обратил внимание на извилины).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...