Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в историю психологии в Беларуси

Белорусские психологи гордятся тем, что один из классиков мировой психологии Л.С. Выготский (1896—1934) родился в г. Орше, учился и работал в г. Гомеле. На белорусской земле он заложил теоретические и практические основы отечественной психологии.

Исторический аспект любой науки всегда был актуален. Анализ всего исторического пути развития психологии в Беларуси свидетельствует о ее общих исторических корнях с Россией, а также о большом влиянии, которое оказывали российские ученые на развитие психологии в Республике Беларусь-Исследование истории психологии в Беларуси высветило и ряд трудностей. Первоначально процесс исследования начинался в инициативном порядке усилием энтузиастов. Определенная сложность состоит также и в том, что часть архивных материалов республики погибли и годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945).

Небольшие обобщения но истории психологии в Беларуси представлены пока только рядом статей Б.А. Бенедиктова. Р.И. Водейко, Л.А. Кандыбовича, М.С. Клевчени, В.М. Ковалгина, Я.Л. Коломинского, А.Н. Сезанова и некоторых других. Есть также трудности, связанные с деликатностью самой темы, спецификой ее исследования, ревностным отношением некоторых психологов к своему месту в истории науки и др.

К этому можно добавить, что до 1990 г. в работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых-психологах были редкими и носили фрагментарный характер. Например, в книге А.А. Смирнова [48, с. 303—320] о белорусских психологах сообщалось только следующее. Ряд исследований в области психологии личности посвящен изучению нравственного развития детей и молодежи (Е.П. Ересь, Е.К. Матлин). Значительный интерес представляют исследования психолога Я.Л. Коломинского (в свое время начатое еще в лаборатории Л.И. Божович), критически использовавшего так называемую социометрическую методику, что позволило ему дать широкую характеристику личных взаимоотношений детей в коллективах, выявить динамику этих отношений, определяющие их факторы и общую психологическую структуру детских коллективов (1963, 1965, 1969); проведены социально-психологические исследования и А.Б. Ценцииер (Широковой), также начатые под руководством Л.И. Божович; исследования в области спорта в республике проводили А.Л.Вайнштейн и В.С.Дьяченко. Читатель может вполне закономерно сказать, что все это было более четверти века тому назад. Да, это так, но анализ современных учебников и учебных пособий таких признанных ученых в области истории психологии как, А.Н. Ждан, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский и ряд других, свидетельствует о их высоком научном уровне. В то же время в ряде бывших союзных республик СССР вышли книги по истории психологии Грузии, Казахстана, Литвы, Украины и др.

В связи с подготовкой в настоящее время психологов-профессионалов во всех университетах, педагогических вузах и ряде коммерческих учебных заведении Республики Беларусь появилась возможность и необходимость широкого привлечения к этой работе студентов, аспирантов и преподавателей по исследованию в первую очередь следующих научно-исторических направлений:

1. Развитие психологии в Беларуси совместно с философией и педагогикой. Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г., а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук. В вузах первоначально работали кафедры педагогики, затем педагогики и психологии. Только в результате активного развития психологии начался процесс ее самостоятельного исследования и преподавания.

Гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготского. Книга о выдающемся нашем соотечественнике появилась только в год столетия со дня его рождения. К этому можно добавить, что долгое время работы Льва Семеновича не издавались и больше о нем знали за рубежом, нежели у нас в стране.

Вклад ученых-философов, психологов и педагогов С.Я. Вольфеопа, В.Н. Ивановского, П.Я. Панкевича и др. в развитие психологии в 20—30-х годах. Это были известные академики, профессора, которые закладывали первые теоретические и методологические направления отечественной психологии, выступали как организаторы психологической науки и Беларуси.

Взаимное обогащение психологической науки совместными усилиями российских и белорусских ученых. Среди россиян это Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, СМ. Василсйский, Е.П. Ересь, В.Н. Ивановский и др., а с белорусской стороны Л.С. Выготский, B.C. Мерлин и ряд других.

Научная деятельность профессора СМ. Василейского, Л.А. Гайворовского и СМ. Вержбаловича в области психотехники в довоенный период.

Послевоенный период истории психологии в Беларуси; имена таких ученых, как Б.А. Бенедиктов, Е.П. Ересь, Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский и др. в частности, Е.П. Ересь была одним из первых организаторов отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете БГУ. Заслуживает внимания и деятельность выпускников этого отделения: Р.И. Водейко, М.С Клевчени, Н.И. Мурачковского, И.М. Розета, А.Б. Широковой и др., начиная с 50-х годов.

Большой интерес представляет, безусловно, и весь дальнейший период. В это время наряду с продолжением исследований в области обшей, детской, возрастной, социальной, военной психологии и других, началась системная подготовка практических психологов, появилась психологическая служба в учреждениях образования и ряде других.

Если оценивать историческую динамику развития белорусской психологии в годы Советской власти, то общие тенденции таковы.

Начало 20-х годов считалось периодом серебряного века психологии в нашей стране: деятельность Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др., перевод книг зарубежных авторов (3. Фрейд, К. Юнг и др.), создание психологических институтов, лабораторий и т.д.

В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). Появление в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии и трудное положение. Однако даже и в период 30—50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой. В этот период общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулась вперед. Организационно ЭТО было связано с созданием в университетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психологии.

В конце 50—70-х годов восстанавливаются или впервые появляются новые отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др.

Главными направлениями перестройки психологической науки к 80-х годах являются:

Дальнейшая фундаментализация психологической науки. Разработка ее исходных положений, пронизывающих всю систему теоретических, экспериментальных и прикладных исследований в психологии.

Повышение культуры дискуссий по психологии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...