Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вербальная и невербальная коммун-я

Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений. Между этими системами существует определенное сходство:

- они используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей;

- уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека (Woods, 1998);

- интенсивность невербальной коммуникации соответствует интенсивности вербальной (Московичи, 2007).

Вместе с тем, между вербальной и невербальной коммуникацией существует целый ряд различий (табл. 1.1) (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).

Различия между вербальной и невербальной коммуникацией

Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация
1. Абстрактность: - передача сообщения может состояться и в отсутствии коммуникатора (пересказ, письменный текст); - возможно обсуждение явлений, не относящихся непосредственно к данной ситуации; - возможно использование абстрактных понятий, таких как род, время, вид, число, сущность, возможность, различие, цвет, доброта и т.п.   1. Конкретность: - передача сообщения может состояться только в присутствии коммуникатора; -коммуникация связана с непосредственной ситуацией общения; -использование абстрактных понятий затруднено.
2. Дискретность. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы - четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. 2. Континуальность. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы.
3. Определенность. Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц. 3. Вероятностность. Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования.
4.Линейная временная последовательность: - элементы вербального сообщения следуют друг за другом; - декодирование вербального сообщения осуществляется поэлементно. 4.Пространственно-временная целостность: - несколько элементов невербального сообщения могут передаваться одновременно; - невербальное сообщение декодируется целиком, то есть реципиент не делит его на отдельные элементы.
5.Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. 5.Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.
6.Организованный процесс обучения язык. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил. 6. Спонтанное изучение. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами, путем подражания.

Коммуникация более эффективна, когда содержание и интенсивность вербального сообщения соответствует содержанию и интенсивности невербального. Расхождение между ними приводит к трем последствиям.

Во-первых, происходит переструктурирование коммуникативного процесса, изменение его динамики, стратегии и тактики (Казаринова, Погольша, 2000), что выражается, например, в

- снижении коммуникативной насыщенности взаимодействия;

- смещении основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращения партнеров или преждевременная реакция);

- спонтанном повышении информационной избыточности сообщений.

Во-вторых, изменяется отношение к коммуникативному акту. Люди предпочитают непротиворечивую коммуникацию. В-третьих, происходит изменение в отношении к коммуникатору. Противоречие между содержанием вербального и невербального сообщения порождает негативное отношение к нему, приписывание ему неискренности.

 

Невербальное поведение играет важную роль в процессе коммуникации. Однако она частично определяется коммуникативной позицией участников. Когда человек выступает в роли реципиента1, анализирующего сообщение, он уделяет большое внимание невербальному поведению коммуникатора и хорошо запоминает его. В то же время, выступая в роли коммуникатора, человек уделяет меньшее внимание своему невербальному поведению, стараясь контролировать вербальное (Fichten et.al, 1992). Таким образом, человек, играющий роль реципиента, может извлечь достаточно много информации, наблюдая за невербальным поведением окружающих, поскольку они не контролируют его и «проговариваются». Степень, в которой невербальная коммуникация поддается сознательному контролю, зависит от системы, с помощью которой она осуществляется. Например, П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации». Они проранжировали разные части тела по их способности к передаче информации. Эту способность они определили на основе трех параметров:

- среднее время передачи информации;

- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

- степень доступности для наблюдений за данной частью тела.

Самым мощным передатчиком информации по их классификации является лицо человека, затем руки, корпус и, наконец, ноги и ступни. Зная это, люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на движения своих ног, благодаря которым и происходит «утечка информации».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...