Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности воспитания в подростковом и старшем школьном возрасте.

Очень кратко, но вышлю документ с подробным изложением вопросы.

Немов Р. Психология

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании.

Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего социально-психологического развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т. е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности.

Важным средством воспитания, связанным с формированием многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т. е. чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.

Воспитание в школе осуществляется через:

· Повышение воспитательной роли общения со сверстниками в старших классах школы.

· Переход от зависимости к самостоятельности, самообслуживанию и самообеспечению.

· Приоритет воспитательных задач над учебными в средних и старших классах школы.

· Замена традиционных форм урока на семинары и дискуссии.

· Особое воспитательное значение гуманитарных предметов: истории литературы, психологии и других.

· Закрепление личностно развивающих полученных знаний в практических внутришкольных делах.

· Особое значение благотворительной деятельности в воспитании старшеклассников.

 

ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ осуществляется через

· Тяга к общению со сверстниками и взрослыми.

· Образование дружеских группировок как естественная социально-психологическая потребность подростков и юношей. Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения тех воспитательных задач, о которых говорилось в начале этой главы.

· Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создает их совместный труд.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ осуществляется через

Все большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые, ими цели и ценности жизни, образцы поведения. имеются возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информации, содержания телепередач, в их комментировании.

· Воспитательные возможности средств массовой информации и различных видов культуры в подростковом и раннем юношеском возрасте.

· Выработка у детей потребности и интереса к чтению периодики, к социальным и политическим событиям, происходящим в мире и в стране.

· Необходимость оказания помощи детям со стороны взрослых в ориентации в средствах массовой информации, в содержании радио- и телепередач, газет и журналов.

· Воспитательная роль молодежной моды и массовой культуры в этом возрасте.

· Мода и массовая культура как средства активизации межличностного общения у подростков и юношей.

· Преходящий характер влияний моды и массовой культуры на сознание людей подрастающего поколения.

САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ осуществляется через:

· Начало самовоспитания как характерная черта старшего подросткового возраста.

· Непрерывность самовоспитания.

· Основные ступени в развитии самовоспитания.

· Физическое и волевое самовоспитание.

· Профессиональное самовоспитание.

· Самовоспитание рационального взгляда на жизнь.

· Значение разных видов самовоспитания для детей подросткового и раннего юношеского возраста.

· Психолого-педагогическая помощь учителей и родителей в самовоспитании подростков.

· Поддержка со стороны взрослых стремления подростков к самовоспитанию.

· Необходимость самовоспитания в различных видах деятельности.

· Роль примера взрослых в самовоспитании.

· Проблемы и трудности, связанные с нравственным самовоспитанием в раннем юношеском возрасте.

· Кажущаяся несовместимость романтических идеалов и прагматических устремлений личности способы их согласования в сознании юношей и девушек.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...