Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические особенности воспитания в подростковом и старшем школьном возрасте.Очень кратко, но вышлю документ с подробным изложением вопросы. Немов Р. Психология ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего социально-психологического развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т. е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности. Важным средством воспитания, связанным с формированием многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т. е. чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах. Воспитание в школе осуществляется через: · Повышение воспитательной роли общения со сверстниками в старших классах школы. · Переход от зависимости к самостоятельности, самообслуживанию и самообеспечению. · Приоритет воспитательных задач над учебными в средних и старших классах школы. · Замена традиционных форм урока на семинары и дискуссии. · Особое воспитательное значение гуманитарных предметов: истории литературы, психологии и других. · Закрепление личностно развивающих полученных знаний в практических внутришкольных делах. · Особое значение благотворительной деятельности в воспитании старшеклассников.
ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ осуществляется через · Тяга к общению со сверстниками и взрослыми. · Образование дружеских группировок как естественная социально-психологическая потребность подростков и юношей. Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения тех воспитательных задач, о которых говорилось в начале этой главы. · Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создает их совместный труд. ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ осуществляется через Все большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые, ими цели и ценности жизни, образцы поведения. имеются возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информации, содержания телепередач, в их комментировании. · Воспитательные возможности средств массовой информации и различных видов культуры в подростковом и раннем юношеском возрасте. · Выработка у детей потребности и интереса к чтению периодики, к социальным и политическим событиям, происходящим в мире и в стране. · Необходимость оказания помощи детям со стороны взрослых в ориентации в средствах массовой информации, в содержании радио- и телепередач, газет и журналов. · Воспитательная роль молодежной моды и массовой культуры в этом возрасте. · Мода и массовая культура как средства активизации межличностного общения у подростков и юношей. · Преходящий характер влияний моды и массовой культуры на сознание людей подрастающего поколения. САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ осуществляется через: · Начало самовоспитания как характерная черта старшего подросткового возраста. · Непрерывность самовоспитания. · Основные ступени в развитии самовоспитания. · Физическое и волевое самовоспитание. · Профессиональное самовоспитание. · Самовоспитание рационального взгляда на жизнь. · Значение разных видов самовоспитания для детей подросткового и раннего юношеского возраста. · Психолого-педагогическая помощь учителей и родителей в самовоспитании подростков. · Поддержка со стороны взрослых стремления подростков к самовоспитанию. · Необходимость самовоспитания в различных видах деятельности. · Роль примера взрослых в самовоспитании. · Проблемы и трудности, связанные с нравственным самовоспитанием в раннем юношеском возрасте. · Кажущаяся несовместимость романтических идеалов и прагматических устремлений личности способы их согласования в сознании юношей и девушек.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |